НА КАЛЕНДАРЕ

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящается

Елена Скворцова, sobesednik.com   
18 Августа 2022 г.

9 августа 1942-го легендарная Седьмая симфония Шостаковича, исполненная в блокадном Ленинграде, стала ещё одним шагом к победе. Героический город показал: несмотря ни на что, он жив и не сломлен. Спустя 80 лет в Петербурге вновь слышны эти мощные звуки.

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

Проект Санкт-Петербургской филармонии «Партитура памяти» представляет масштабное событие в его подлинном величии. Будет и исполнение симфонии (ради этого оркестр филармонии специально – на один день – соберётся из отпусков), и научная конференция, и уникальная выставка, артефакты и редкие документы для которой собирали по всей России и ближнему зарубежью.

Об уникальных открытиях проекта рассказывает его куратор – доктор исторических наук, зам директора Санкт-Петербургского института истории РАН Юлия Кантор.

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Юлия Кантор

Мистика Шостаковича

– Проект развернулся неожиданной гранью. Самые необычные источники, рассказывающие о Седьмой симфонии, появляются каким-то мистическим образом – по мере того, как люди в разных уголках страны узнают о «Партитуре памяти». К примеру, мне удалось найти внука музыканта, которого дирижёр Карл Элиасберг отыскал в... мертвецкой.

Это была удивительная история. На первую репетицию в блокадном Ленинграде пришли 30 из 80 артистов. Поэтому Элиасберг набирал исполнителей из фронтовых оркестров и ансамблей. Из этих разрозненных музыкантов дирижёру предстояло создать оркестр, чья игра вызвала бы восхищение и уважение всего мира (трансляция велась не только на СССР, но и на Запад), без скидок на голод и немощь исполнителей. Эту сверхзадачу Элиасбергу и музыкантам с блеском удалось выполнить. И это был настоящий подвиг.

Партия ударных – одна из главных в симфонии, они исполняют страшную тему нашествия. Ударник Жавдет Айдаров был прикомандирован с фронта к оркестру Элиасберга. Однажды он не пришёл на репетицию. Элиасбрег, который не прощал прогулов, тут же поинтересовался: где Айдаров? Ему ответили: в мертвецкой.

В подвалах многих крупных учреждений Ленинграда в блокаду устраивали морги. Был такой и в Доме радио, где репетировал оркестр. Элиасберг спустился туда, чтобы проститься с музыкантом. И вдруг увидел, как у того дёрнулся мизинец на руке: Айдаров был в голодной коме... Музыканта удалось спасти.

Внук Жавдета Айдарова Надим, как выяснилось, музыковед, окончил петербургскую консерваторию. Он передал на выставку письма деда, которые тот писал семье в Ташкент. Это простые послания, но тем ярче они раскрывают быт блокадного города.

Жавдет писал о том, что бомбят уже не так часто, что чувствует он себя хорошо, только вот ноги ещё ватные и трудно ходить...

Вот, например:

«7 мая 1942 г. Я нахожусь все на старом месте, но будучи музыкантом очень мало приходится заниматься по своей специальности. Работаю все время экспедитором. Сейчас как пошли трамваи стало легче для ног: не так уж устаёшь и меньше приходится ходить. <...> Многие из моих товарищей по консерватории и муз[ыкальному] училищу находятся на фронте, т[о] е[сть] на передовых позициях, и многие из них кто убит, кто ранен. Ещё прошлой зимой подавал докладные, чтоб отправили на передовые позиции и до сих пор не отправляют. Как-то досадно, что все товарищи находились на фронте, а ты отсиживался в тылу, хотя Ленинград по существу по настоящее время можно назвать фронтом».

Надим сказал о своём деде замечательную, очень точную вещь: «Жавдет Айдаров навсегда остался настоящим ленинградцем, потому что это звание «даётся» не только по месту рождения, но и по степени включённости в духовный контекст этого города».

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Письма Жавдета Айдарова, которые передал его внук

Или другая удивительная история. Оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского был в эвакуации в Новосибирске, где и исполнил премьеру симфонии 9 июля 1942-го. А один из музыкантов оркестра, скрипач Мейер Аронович ещё летом 1941-го, до блокады, отказался от брони, ушёл на фронт и осенью того же года погиб под Москвой.

После первых публикаций о проекте «Партитура памяти» мне позвонил сын этого музыканта и передал два письма отца с фронта, предвоенные фотографии, комсомольский билет и похоронку. Это не имеет отношения к Седьмой симфонии, но впрямую – к истории самой филармонии.

Я передала этот дар в Музей театрального и музыкального искусства, как и другие подаренные нам за время подготовки проекта артефакты. Все это очень важные вещи: они доказывают: и сегодня память не только жива, но и по-прежнему отзывается в людях.

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • 23 июня 1946 г. Карл Элиасберг и его слова благодарности Оркестру радио: «Симфоническому оркестру, научившему меня очень многому. С глубокой признательностью»

Живая история

– История словно оживала прямо у нас на глазах. В России откликнулись все, к кому мы обращались.

Как ни парадоксально, в Самаре (Куйбышев), где состоялась самая первая премьера симфонии, подлинник афиши хранится не в оперном театре, не в консерватории, а в областной библиотеке. И нам прислали не только её, но и видеоматериалы, подборку публикаций разных лет, фотографии... Очень ценные свидетельства о тыловой повседневности Куйбышева в то время, когда там находился Шостакович.

Охотно включились в работу над проектом коллеги из ереванского музея литературы и искусства...

Кстати, на выставке зрители увидят инсталляцию, где впервые будут указаны все даты и города в нашей стране и за её пределами, в которых в 1942-м звучала мощная Ленинградская симфония Шостаковича.

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Афиша концерта 9 августа 2022 года во многом повторяет ту, что была 80 лет назад

Путешествие симфонии по СССР

– Наш проект прежде всего посвящён премьере в Ленинграде, но охватывает также и весь 1942-й, когда симфония путешествовала по СССР и по миру. Казалось бы, наши крупнейшие музыковеды, создавая на протяжении 80 лет летопись творчества Дмитрия Шостаковича, расписали все чуть ли не по минутам. На самом деле вы не представляете, сколько лакун осталось. Нам удалось сделать немало открытий.

Например, ни в одни анналы не вошла дата премьеры в Алма-Ате. Было лишь известно, что она состоялась между июлем и сентябрём. Дело в том, что в июле в «Комсомольской правде» напечатали информацию о том, что начаты репетиции, а в одном из сентябрьских интервью 1942-го Шостакович говорил, что премьера уже состоялась...

Почему-то за 80 лет никто так и не проверил местные газеты: ведь о премьере наверняка писали. Для этого даже не надо было ехать в Алма-Ату: все газеты есть в Российской национальной библиотеке (РНБ) в Петербурге и в Российской государственной (РГБ) в Москве.

Самым преданным волонтёром нашего проекта стала сотрудница РНБ Надежда Веденяпина. По собственной инициативе она нашла массу важнейшего материала для экспозиции. И именно Надежда отыскала тот самый выпуск «Казахстанской правды», из которого стало понятно: в Алма-Ате симфония прозвучала 10 августа 1942-го. Она же помогла уточнить и дату премьеры в Баку.

А через исторический архив Омской области удалось уточнить дату премьеры в Омске. Благодаря Свердловскому краеведческому музею – день первого исполнения в столице Урала...

Кстати, несмотря на то, что в Чкалове (Оренбурге) находился в эвакуации Ленинградский малый оперный театр, и именно он исполнял там Седьмую симфонию, тоже было неизвестно, когда состоялась премьера: в музыковедческой литературе данных нет.

И вот благодаря тому, что радиопередачу о проекте «Партитура памяти» услышала Наталья Герваш – внучка арфиста этого оркестра Ивана Поломаренко, мы смогли это узнать. Она сохранила оригинал программки премьеры симфонии в Чкалове и передала ее на выставку. И оказалось, что Поломаренко оставил дневники, которые его внучка издала для родственников и близких знакомых, буквально 20-30 экземпляров. Там мы нашли запись: концерт состоялся 10 августа 1942-го., как и в Алма-Ате.

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Программка премьеры симфонии в Чкалове (Оренбург)

А коллеги из Оренбургского краеведческого музея помогли отыскать и афишу, и фотографии с той премьеры – дирижера Бориса Хайкина и оркестра.

Так в наши дни, как и тогда, симфония объединила людей и их судьбы.

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Черновик выступления Дмитрия Шостаковича на Ленинградском радио 16 сентября 1941г., где он впервые сообщает о работе над Седьмой симфонией.

После страшной блокадной зимы люди особенно ценили культуру и природу

– Истощенные, пережившие самую страшную блокадную зиму ленинградцы жаждали культуры, как это ни покажется сегодня кому-то странным, – говорит Юлия Кантор. – На мою электронную почту недавно пришло письмо от музейщика Владислава Кокина. Он прислал открытку из личного архива – она примечательна тем, что в ней содержится упоминание о первом после смертной блокадной зимы 1941-1942-го концерте в филармонии. Дата – 2 мая 1942-го. Автор письма делится радостью (что был на концерте) с родственниками, эвакуированными в Свердловскую область. И здесь же – поэтичное описание наступивших белых ночей... Это еще раз подчеркивает, насколько подвиг оркестра Элиасберга был востребован ленинградцами. Юлия Кантор

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Та самая открытка

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Май 1942 г. Филармония возобновила работу после самой страшной блокадной зимы 1941-1942 гг.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучала в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Музыкальное произведение исполнял Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга. Дата 9 августа была выбрана не случайно, так как именно в этот день гитлеровцы планировали захватить измученный город. 9 августа артиллерия Ленинграда подавляла огневые точки противника, а в филармонии, несмотря на авиаудары, были зажжены все люстры. Город жил!

На нашем сайте читайте также:

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.