НА КАЛЕНДАРЕ

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящается

Елена Скворцова, sobesednik.com   
18 Августа 2022 г.

9 августа 1942-го легендарная Седьмая симфония Шостаковича, исполненная в блокадном Ленинграде, стала ещё одним шагом к победе. Героический город показал: несмотря ни на что, он жив и не сломлен. Спустя 80 лет в Петербурге вновь слышны эти мощные звуки.

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

Проект Санкт-Петербургской филармонии «Партитура памяти» представляет масштабное событие в его подлинном величии. Будет и исполнение симфонии (ради этого оркестр филармонии специально – на один день – соберётся из отпусков), и научная конференция, и уникальная выставка, артефакты и редкие документы для которой собирали по всей России и ближнему зарубежью.

Об уникальных открытиях проекта рассказывает его куратор – доктор исторических наук, зам директора Санкт-Петербургского института истории РАН Юлия Кантор.

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Юлия Кантор

Мистика Шостаковича

– Проект развернулся неожиданной гранью. Самые необычные источники, рассказывающие о Седьмой симфонии, появляются каким-то мистическим образом – по мере того, как люди в разных уголках страны узнают о «Партитуре памяти». К примеру, мне удалось найти внука музыканта, которого дирижёр Карл Элиасберг отыскал в... мертвецкой.

Это была удивительная история. На первую репетицию в блокадном Ленинграде пришли 30 из 80 артистов. Поэтому Элиасберг набирал исполнителей из фронтовых оркестров и ансамблей. Из этих разрозненных музыкантов дирижёру предстояло создать оркестр, чья игра вызвала бы восхищение и уважение всего мира (трансляция велась не только на СССР, но и на Запад), без скидок на голод и немощь исполнителей. Эту сверхзадачу Элиасбергу и музыкантам с блеском удалось выполнить. И это был настоящий подвиг.

Партия ударных – одна из главных в симфонии, они исполняют страшную тему нашествия. Ударник Жавдет Айдаров был прикомандирован с фронта к оркестру Элиасберга. Однажды он не пришёл на репетицию. Элиасбрег, который не прощал прогулов, тут же поинтересовался: где Айдаров? Ему ответили: в мертвецкой.

В подвалах многих крупных учреждений Ленинграда в блокаду устраивали морги. Был такой и в Доме радио, где репетировал оркестр. Элиасберг спустился туда, чтобы проститься с музыкантом. И вдруг увидел, как у того дёрнулся мизинец на руке: Айдаров был в голодной коме... Музыканта удалось спасти.

Внук Жавдета Айдарова Надим, как выяснилось, музыковед, окончил петербургскую консерваторию. Он передал на выставку письма деда, которые тот писал семье в Ташкент. Это простые послания, но тем ярче они раскрывают быт блокадного города.

Жавдет писал о том, что бомбят уже не так часто, что чувствует он себя хорошо, только вот ноги ещё ватные и трудно ходить...

Вот, например:

«7 мая 1942 г. Я нахожусь все на старом месте, но будучи музыкантом очень мало приходится заниматься по своей специальности. Работаю все время экспедитором. Сейчас как пошли трамваи стало легче для ног: не так уж устаёшь и меньше приходится ходить. <...> Многие из моих товарищей по консерватории и муз[ыкальному] училищу находятся на фронте, т[о] е[сть] на передовых позициях, и многие из них кто убит, кто ранен. Ещё прошлой зимой подавал докладные, чтоб отправили на передовые позиции и до сих пор не отправляют. Как-то досадно, что все товарищи находились на фронте, а ты отсиживался в тылу, хотя Ленинград по существу по настоящее время можно назвать фронтом».

Надим сказал о своём деде замечательную, очень точную вещь: «Жавдет Айдаров навсегда остался настоящим ленинградцем, потому что это звание «даётся» не только по месту рождения, но и по степени включённости в духовный контекст этого города».

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Письма Жавдета Айдарова, которые передал его внук

Или другая удивительная история. Оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского был в эвакуации в Новосибирске, где и исполнил премьеру симфонии 9 июля 1942-го. А один из музыкантов оркестра, скрипач Мейер Аронович ещё летом 1941-го, до блокады, отказался от брони, ушёл на фронт и осенью того же года погиб под Москвой.

После первых публикаций о проекте «Партитура памяти» мне позвонил сын этого музыканта и передал два письма отца с фронта, предвоенные фотографии, комсомольский билет и похоронку. Это не имеет отношения к Седьмой симфонии, но впрямую – к истории самой филармонии.

Я передала этот дар в Музей театрального и музыкального искусства, как и другие подаренные нам за время подготовки проекта артефакты. Все это очень важные вещи: они доказывают: и сегодня память не только жива, но и по-прежнему отзывается в людях.

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • 23 июня 1946 г. Карл Элиасберг и его слова благодарности Оркестру радио: «Симфоническому оркестру, научившему меня очень многому. С глубокой признательностью»

Живая история

– История словно оживала прямо у нас на глазах. В России откликнулись все, к кому мы обращались.

Как ни парадоксально, в Самаре (Куйбышев), где состоялась самая первая премьера симфонии, подлинник афиши хранится не в оперном театре, не в консерватории, а в областной библиотеке. И нам прислали не только её, но и видеоматериалы, подборку публикаций разных лет, фотографии... Очень ценные свидетельства о тыловой повседневности Куйбышева в то время, когда там находился Шостакович.

Охотно включились в работу над проектом коллеги из ереванского музея литературы и искусства...

Кстати, на выставке зрители увидят инсталляцию, где впервые будут указаны все даты и города в нашей стране и за её пределами, в которых в 1942-м звучала мощная Ленинградская симфония Шостаковича.

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Афиша концерта 9 августа 2022 года во многом повторяет ту, что была 80 лет назад

Путешествие симфонии по СССР

– Наш проект прежде всего посвящён премьере в Ленинграде, но охватывает также и весь 1942-й, когда симфония путешествовала по СССР и по миру. Казалось бы, наши крупнейшие музыковеды, создавая на протяжении 80 лет летопись творчества Дмитрия Шостаковича, расписали все чуть ли не по минутам. На самом деле вы не представляете, сколько лакун осталось. Нам удалось сделать немало открытий.

Например, ни в одни анналы не вошла дата премьеры в Алма-Ате. Было лишь известно, что она состоялась между июлем и сентябрём. Дело в том, что в июле в «Комсомольской правде» напечатали информацию о том, что начаты репетиции, а в одном из сентябрьских интервью 1942-го Шостакович говорил, что премьера уже состоялась...

Почему-то за 80 лет никто так и не проверил местные газеты: ведь о премьере наверняка писали. Для этого даже не надо было ехать в Алма-Ату: все газеты есть в Российской национальной библиотеке (РНБ) в Петербурге и в Российской государственной (РГБ) в Москве.

Самым преданным волонтёром нашего проекта стала сотрудница РНБ Надежда Веденяпина. По собственной инициативе она нашла массу важнейшего материала для экспозиции. И именно Надежда отыскала тот самый выпуск «Казахстанской правды», из которого стало понятно: в Алма-Ате симфония прозвучала 10 августа 1942-го. Она же помогла уточнить и дату премьеры в Баку.

А через исторический архив Омской области удалось уточнить дату премьеры в Омске. Благодаря Свердловскому краеведческому музею – день первого исполнения в столице Урала...

Кстати, несмотря на то, что в Чкалове (Оренбурге) находился в эвакуации Ленинградский малый оперный театр, и именно он исполнял там Седьмую симфонию, тоже было неизвестно, когда состоялась премьера: в музыковедческой литературе данных нет.

И вот благодаря тому, что радиопередачу о проекте «Партитура памяти» услышала Наталья Герваш – внучка арфиста этого оркестра Ивана Поломаренко, мы смогли это узнать. Она сохранила оригинал программки премьеры симфонии в Чкалове и передала ее на выставку. И оказалось, что Поломаренко оставил дневники, которые его внучка издала для родственников и близких знакомых, буквально 20-30 экземпляров. Там мы нашли запись: концерт состоялся 10 августа 1942-го., как и в Алма-Ате.

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Программка премьеры симфонии в Чкалове (Оренбург)

А коллеги из Оренбургского краеведческого музея помогли отыскать и афишу, и фотографии с той премьеры – дирижера Бориса Хайкина и оркестра.

Так в наши дни, как и тогда, симфония объединила людей и их судьбы.

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Черновик выступления Дмитрия Шостаковича на Ленинградском радио 16 сентября 1941г., где он впервые сообщает о работе над Седьмой симфонией.

После страшной блокадной зимы люди особенно ценили культуру и природу

– Истощенные, пережившие самую страшную блокадную зиму ленинградцы жаждали культуры, как это ни покажется сегодня кому-то странным, – говорит Юлия Кантор. – На мою электронную почту недавно пришло письмо от музейщика Владислава Кокина. Он прислал открытку из личного архива – она примечательна тем, что в ней содержится упоминание о первом после смертной блокадной зимы 1941-1942-го концерте в филармонии. Дата – 2 мая 1942-го. Автор письма делится радостью (что был на концерте) с родственниками, эвакуированными в Свердловскую область. И здесь же – поэтичное описание наступивших белых ночей... Это еще раз подчеркивает, насколько подвиг оркестра Элиасберга был востребован ленинградцами. Юлия Кантор

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Та самая открытка

80-летию премьеры Седьмой симфонии Шостаковича посвящен культурный проект

  • Май 1942 г. Филармония возобновила работу после самой страшной блокадной зимы 1941-1942 гг.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучала в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Музыкальное произведение исполнял Большой симфонический оркестр под управлением Карла Элиасберга. Дата 9 августа была выбрана не случайно, так как именно в этот день гитлеровцы планировали захватить измученный город. 9 августа артиллерия Ленинграда подавляла огневые точки противника, а в филармонии, несмотря на авиаудары, были зажжены все люстры. Город жил!

На нашем сайте читайте также:

Sobesednik.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».