НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-06-06-03-37-28
«Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
2025-05-27-23-42-20
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из...
2025-06-03-11-14-01
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее...
2025-06-02-23-47-38
150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
2025-06-19-06-51-14
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре...

Отсвет огненной атаки

05 Февраля 2015 г.

Книгу «Анализ действий советской авиации в 1941–1945 гг.». написал (уже в мирное время) Вальтер Швабедиссен – ветеран двух войн, бывший генерал-майор германских люфтваффе. Цитируя данные немецкой разведки, отзывы своих лётчиков и вспоминая личные впечатления, этот стратег в целом объективен. Однако в одном месте я споткнулся:

bidzin
Полковник ВВС ВМФ Ш. Б. Бидзинашвили

«Осенью 1943 года русские бомбардировщики «Бостон» предприняли крайне неудачную попытку нанести торпедный удар по порту Констанца...» Всего одна фраза и – столько кривотолков. Во-первых, «Бостоны» были самолётами американского производства (союзники поставляли их в СССР по ленд-лизу). Во-вторых, не «попытка», а удар – всё же был нанесён. И, в-третьих, таким ли уж неудачным был удар?

Действительно, о той операции до сих пор спорят историки, и их разногласия возникают, наверное, потому, что в деле недостаёт объективной информации. Скорее всего, эта страница так и останется одной из самых загадочных в истории Великой Отечественной войны. Сейчас же нам интереснее будет узнать, что один из тех дерзких «Бостонов» пилотировал лётчик из Иркутска...

Его звали Шио (хотя при знакомстве просил называть его по-русски: Саша) Бидзинашвили. Он окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС и Вторую школу военных лётчиков. Летал в 32-й бригаде лёгких бомбардировщиков. Через два года вдумчивого лётчика направили в Военно-Воздушную академию имени Жуковского, по окончании которой надел чёрный китель и пристегнул кортик: на Балтике капитан-инженер Бидзинашвили командовал эскадрильей особого назначения – на ДБ-3 отрабатывали торпедные атаки.

На советско-финляндской войне он уже командовал 1-м минно-торпедным авиаполком, был награждён орденом Красного Знамени. Впереди ждала блестящая карьера военачальника или исследователя, но...

Та война ни для одной из сторон не стала победоносной: из-за просчётов советских стратегов и нерадивости командиров РККА понесла большие потери. Поэтому последовали «разборки», кадровые «чистки», репрессии. И сейчас никто не скажет, какой конфликт в августе 1940 года случился между вышестоящим начальством и подполковником Бидзинашвили. Можно предположить, что его военные знания, боевой опыт и обострённое чувство справедливости – стали роковой «гремучей смесью».

Вероятно, конфликт бы угас, но вспыльчивый грузин бросил на стол... партийный билет! Увы, такой жест в СССР никогда и никому не прощался. В те времена – тем более: в лучшем случае отступнику грозила потеря всех жизненных перспектив, в худшем – лагерный срок. Но этого лётчика всего лишь уволили с флота. Биографы говорят: случайность, некое чудо. Однако, мне же кажется, причина проста: Сталин, как известно, особо опекал лётчиков, а тут ещё и земляк – Шио родился в его родном Гори...

Как бы то ни было, а уже 18 февраля 1941 года Ш. Б. Бидзинашвили был назначен начальником лётно-испытательной станции на Иркутский имени И. В. Сталина авиазавод № 125 (после слияния с московским заводом позже он получит № 39). Сказать, что для руководства завода это подарок судьбы – мало. Специалистов хронически не хватает, а здесь буквально – с неба свалился – не просто лётчик, а ещё и инженер!

Тогда все заводчане жили на нерве: в условиях лимита времени и под строжайшим контролем правительства – начато производство Пе-2 (с первого и до последнего дня войны он явится основным фронтовым бомбардировщиком наших ВВС; всего будет построено 11 500 машин, из них 730 – в Иркутске, кстати, здесь же одновременно станут выпускать и истребитель Пе-3).

Тогда Пе-2 был самой совершенной боевой машиной русских. А его применение как пикировщика предполагало кардинальные новшества в конструкции: самолёт должен быть мощным по скорости и оружию, но при этом – ещё и прочным, и лёгким. Первым полётом нового испытателя Бидзинашвили стал дальний перегон одного экземпляра Пе-2 из Москвы в Иркутск – для того, чтобы завод по этому образцу ускорил технологию выпуска. В пути – с несколькими взлётами и посадками – экипаж фиксировал работу двигателей, поведение самолёта, особенности пилотирования.

С началом Великой Отечественной войны изменились планы и сроки. Уже через шесть месяцев из цехов на поле выкатывали по пять самолётов в сутки. Верховный Главком Сталин звонил директору ежедневно – контролировал прохождение каждого самолёта. А заводских испытателей было всего пятеро. Начальник, конечно, (и в первую очередь!) летал сам, если позволяла погода – даже по шесть раз в день. Жил он в доме 22 по улице Новаторов – почти напротив проходной, но, как и многие тогда, часто оставался ночевать на рабочем месте.

По-кавказски дружелюбный и весёлый, в работе он был немногословным, а уж разного пошиба нарушителей наказывал «по полной». Например, при жесточайшей экономии бензина лётчиков и аэродромных шофёров заставлял отчитываться за каждый литр. За то (и, видно, по созвучию отчества – Бидзинович) ЛИСовские остряки за глаза звали своего начальника ласково: Бензиныч.

05-02-torpeda
Подготовка торпеды к подвеске на самолёт «Бостон»

И лишь военком, директор и начальник секретной части завода знали, что Бензиныч с чудовищным упорством регулярно пишет рапорты – просится на фронт. И снова случилось чудо: однажды его просьба была удовлетворена. Как, почему? Ценнейший специалист, поднявший работу заводских испытателей – в буквальном смысле – на высоту, и вдруг – под пули? И снова мне видится тень Верховного – в данном случае лишь он единственный мог сказать веское «да»...

В сентябре 1943 года полковник Бидзинашвили прибыл на Черноморский флот – заместителем командира 36-го минно-торпедного авиаполка. Рейд на Констанцу готовили тщательно: через этот румынский порт шло массированное снабжение на Крым для врага, здесь разместилась большая нефтебаза, а в гавани скопилось много кораблей. Подобрали семь лучших экипажей: шестеро атакуют, седьмой корректирует атаку и фотографирует результат.

Стартовали из Геленджика ещё затемно. При полном радиомолчании на высоте 500 метров нужно было пересечь море с востока на запад – более 600 километров. Бомбардировщик «Бостон» (производства США) мог нести две торпеды, но в этот раз взяли по одной, чтобы залить лишку горючего на обратную дорогу. Когда взошло солнце, курс взяли несколько южнее, имитируя налёт на болгарский Бургас...

Из того рейда вернулись только два самолёта – один кое-как добрался до базы, другой сел на вынужденную, правда, на своей территории. Шестерых лётчиков особисты допрашивали неоднократно и, наверное, те засекреченные протоколы и поныне где-то хранятся. А современные исследователи пишут, спорят, выдвигают версии. Я и сам не раз рисовал схемы роковой атаки, да что в том проку?

Роковая случайность: на подлёте к цели «Бостоны» заметила немецкая летающая лодка. Эта амфибия по радио немедленно предупредила береговые и корабельные батареи. И операция уже была обречена: фактор внезапности утерян, но повернуть назад – даже немыслимо. Тогда самолёты выстроились в боевой порядок, атакуя «с ходу», низко – так, что позади вздымались волны от ветра, отброшенного винтами.

Заградительный огонь был такой плотности, что несколько машин взорвались на подходе. Лидер – «Бостон» полковника Бидзинашвили – тоже был охвачен пламенем. Но если обычный бомбардировщик, промазав, может сделать ещё заход, то у торпедоносцев, как закон, боевой заход – всегда один. И пилот, несмотря ни на что, должен выдержать курс. Сбросишь торпеду с высоты – она занырнёт, уйдёт в глубину, сбросишь рано или поздно – может уйти в сторону или вовсе не сработать.

Бидзинашвили держал курс! И штурман Кордонский влепил торпеду в борт транспорту – со взрывом тот сразу затонул. А самолёт огненным шаром мчался дальше и врезался в нефтехранилище. И был ли это осознанный таран или агония гибнущей неуправляемой машины – об этом спорят современные исследователи.

Призовём же на помощь свидетелей операции.

Из боевого донесения: «В 13 ч. 50 м. экипажи майора Фокина и старшего лейтенанта Рыхлова наблюдали падение одного самолёта на нефтебаки, после чего последовал сильный взрыв...»

Из письма участника налета Н. Пояркова – сыну Бидзинашвили: «Экипаж сбросил торпеду, и в этот момент в самолёт попал снаряд. Горящий самолёт твой отец стал отворачивать влево и направил его на ёмкости с горючим. Произошёл большой силы взрыв, поднялся огромный столб огня и дыма...»

Участники налета Герой Советского Союза В. Рыхлов и В. Рукавицин в интервью корреспонденту газеты «Красная звезда» утверждали: «Да, этот экипаж был способен на таран...»

Герой Советского Союза А. Клюшкин – в письме брату штурмана Кордонского: «Считаю, что они погибли геройски, сознательно повторив подвиг Гастелло...»

Эту мысль «Красной звезде» по телефону (за несколько дней до своей кончины) подтвердил и Герой Советского Союза бывший командир 36-го МТАП Е. Ефремов.

А 30 апреля 1944 года «Известия» опубликовали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении группы лётчиков-испытателей «за образцовое выполнение заданий правительства по испытанию боевых самолётов». В том списке Шио Бидзинович Бидзинашвили значился награждённым орденом Красного Знамени. Почему же остался неотмеченным его подвиг при Констанце? Неужели припомнили кинутый на сукно партийный билет?

В сквере у проходной Иркутского авиазавода на гранитной плите в числе заводчан, погибших на войне, высечено: Бидзинашвили. Есть, говорят, эта фамилия и на Севастопольской стеле – в память героев-черноморцев. Я не знаю, каким в жизни был этот человек. Но убеждён: таким мужикам – настоящим – навечно преданы друзья, их всю жизнь любят женщины, уважают и опасаются враги/

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.