ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

За детские обиды — обнулить с родителями кровную связь?

Михаил Хлебников, философ, portal-kultura.ru   
06 Июня 2020 г.
Изменить размер шрифта

Целая армия взрослых от 20 до 50 обвиняет в реальных или мнимых жизненных неудачах своих стареньких или уже, может быть, ушедших в мир иной пап и мам, часть из которых, вероятно, и правда были тиранами. Кто-то настолько усердствует, что перестает общаться или даже сводит счеты, бросая своих родителей в тяжелый последний этап их жизни. Недавний громкий скандал с уже посмертными обвинениями дочери Эдуарда Успенского в адрес отца буквально взорвал соцсети и вновь оживил дискуссию вокруг темы, был ли Успенский семейным деспотом и может ли он после этого продолжать называться замечательным детским писателем.

За детские обиды обнулить с родителями кровную связь?

Способность взрослого перерасти детские травмы и принять родителей является показателем масштаба и состоятельности его личности. Борьба с детскими травмами, нанесенными современным взрослым их не в меру строгими родителями, сегодня один из самых актуальных социокультурных трендов не только за рубежом, но и в России.

Надо сказать, что переживание взрослым воспитательных перекосов детства и телесных наказаний вовсе не новая тема, в том числе и для русской литературы. Рассуждая о вековых традициях отечественной домашней тирании, начитанные люди приводят пример такой жертвы, как Антон Чехов, который не мог простить отцу порки как средства повседневного воспитания.

Но так ли они правы? Как на самом деле пережил Чехов печальные обстоятельства своего детства и как они отразились на его отношениях с отцом в период его зрелости?

Но сначала о тиране и абьюзере — Павле Егоровиче Чехове. Он родился в деревне крепостным и только в 16 лет был выкуплен своим предприимчивым отцом. Перегонял скот, потом обучился торговле в Таганроге и выбился в купцы-бакалейщики третьей, а потом и второй гильдии. Сам, окончивший сельскую школу, он делал все впоследствии, чтобы сыновья и даже дочь получили достойное образование. И действительно немилосердно сек детей, как и самого его секли в детстве.

Еще Павел Егорович любил читать, и фаворитами его были Н. Лесков и А. Островский (по-моему, недурной вкус!). Но главной страстью отца семейства была музыка. В 1864 году он стал регентом кафедрального собора. При этом не пропускал в литургии ни одного такта, и службы стали просто бесконечными. Клир убеждал Чехова служить лаконичнее, но тот не уступал — благолепие превыше всего. Через три года упрямцу отказали от места, и он стал регентом греческого монастыря, взяв в хор троих старших сыновей. Для них это стало многолетней пыткой. Антон вспоминал, что мальчики чувствовали себя «маленькими каторжниками», стоя на коленях на стылом каменном полу и выводя тропарь.

Когда бакалейная лавка разорилась, Чеховы перебрались в Москву. Павел Егорович продолжал играть роль сурового главы семейства. Одно время на стене московской квартиры висел распорядок дня для всех членов семьи, озаглавленный «Росписание делов».

Остались ли у Антона Чехова психологические травмы от жестокой отеческой руки? По всей видимости, да. Немирович-Данченко вспоминал слова Чехова: «Знаешь, я никогда не мог простить отцу, что он меня в детстве сек». А с писателем Иваном Щегловым Чехов делился: «Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет».

Но утратил ли Чехов сыновнее почтение к отцу? Нет, и более того, он писал: «Отец и мать — единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал и закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни».

Стремился ли Чехов вычеркнуть абьюзера из своей жизни, как это делают сегодняшние интернет-борцы, обнулить кровную связь? Нет. Он признавал себя «яблоком от яблони». «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери», — говорил Антон Павлович о своих братьях и сестре.

Уж когда он стал тем самым известным писателем Чеховым и купил имение Мелихово, то Павлу Егоровичу и здесь предоставлялась одна из руководящих ролей. Он следил за садом и вел дневник-летопись усадьбы, в котором педантично фиксировал все события: кто когда приехал и уехал, кто сколько блинов съел за обедом. Антон Павлович порой говорил об отце с мягкой насмешкой, но заботился о нем: в частности, безуспешно рекомендовал изменить рацион на более легкий. А когда Павел Егорович умер (надсадился в домашних хлопотах, подняв на чердаке тяжелый ящик с книгами), то Антон ясно осознал окончание целой эпохи. Он признался в письме критику Михаилу Меньшикову: «Выскочила главная шестерня из мелиховского механизма». И действительно, хозяйство в усадьбе стало стремительно разлаживаться. Антон Павлович начал обустраивать новое гнездо для матери и сестры — уже в Крыму.

Возникает вопрос: отчего же Чехов, независимый и внутренне свободный, выдавивший из себя раба, отчего он не только не обособился от сатрапа-отца, а, напротив, отвел ему центральную роль в жизни семьи?

Вероятно, на этот вопрос отвечает еще одна цитата великого писателя. Литератору Елене Шавровой он пишет: «У Ноя было три сына: Сим, Хам и, кажется, Афет. Хам заметил только, что отец его пьяница, и совершенно упустил из виду, что Ной гениален, что он построил ковчег и спас мир». Чехов прекрасно понимал, за что ему нужно быть признательным своему отцу — если бы не его суровое упорство, едва ли мальчик окончил бы ненавистную таганрогскую гимназию. И едва ли стал бы врачом и писателем. Похоронили Чехова рядом с могилой отца на кладбище Новодевичьего монастыря.

В семействе Чеховых «Хамом» оказался старший сын, Александр. В 1906-м, спустя два года после смерти знаменитого брата, он опубликовал откровенные воспоминания. Михаил и Мария Чеховы возмутились непочтительными отзывами об отце и прекратили с ним всякое общение. На похоронах Александра, в 1913 году, никто из родных не появился.

Во взрослую жизнь мы многое приносим из своего детства. И некоторые люди берут туда горькие обиды на своих мам и пап. Родителей, конечно, не выбирают. И жестокость и тиранию отдельных личностей вообще оправдать ничем невозможно. Но иногда стоит подумать, понять и простить. Родители не рождаются с готовыми рецептами, как быть лучшими, как правильно поступать в тех или иных ситуациях. И они многое взяли в воспитание своих отпрысков, опираясь на свое прошлое. Об этом, когда есть решение порвать кровные узы, стоит вспомнить. И вообще, разве худой мир не лучше доброй ссоры? Ведь люди с годами меняются и многое переосмысливается. В том числе и родители могут стать совершенно другими и суметь наладить со своими детьми в дальнейшем прекрасные отношения.

Еще в связи с поднятой темой читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.