Женщины всех сословий прибегали к услугам повитухи. От её умений напрямую зависела не только успешность родов, но и дальнейшее благополучие младенца и роженицы. Неудивительно, что она должна была обладать особыми качествами и умениями.
Дипломированные
Стереотипное представление о том, что повивальная бабка – это малограмотная старушка, «деревенская пупорезка», знающая заговоры, обряды и умеющая в нужный момент «подсобить», лишь отчасти верно. Уже с 1754 года ценились те, кто подтвердил специализацию дипломом.
После указа об учреждении школ для обучения повивальному искусству желающие должны были пройти шестилетний курс, получить официальное разрешение на оказание услуг и принять присягу. Всех выпускниц – и городских, и сельских – заносили в специальный полицейский реестр, подобный тому, который учитывал фонарщиков или пожарных.
Непьющие
Если в городах на выбор повитухи влияла популярность (в газетах XVIII века нередко встречались рекламные объявления об услугах для рожениц), то в деревнях выбирали односельчанок с безупречной репутацией.
Во время царствования Екатерины Великой наряду с «добрым поведением и скромностью» ценными качествами считались умение держать язык за зубами и полый отказ от употребления спиртного. Повитуха не могла пить даже в праздники, ведь неизвестно, когда ей придется «дело своё исполнять».
К слову, отказ от спиртного предусматривала и Присяга повивальных бабок, дающие которую обещали воздерживаться от пьянства, непристойных шуток и неучтивых речей, а также брани. Хорошей повитухе крепкие словечки для «подбадривания» рожениц были не нужны, ведь доброе словцо да сноровка помогали намного эффективнее.
Портрет идеальной повитухи
Кодекс безупречной повитухи предусматривал и супружескую верность, а также регулярное причастие и получение у священника благословения на своё ремесло. Кроме этого, стать повивальной бабкой могла только женщина такого возраста, в котором она уже не могла стать матерью.
Особенно ценились имеющие собственных детей: это подтверждало, что принимающая роды на собственном опыте прочувствовала почём фунт лиха. Чем больше на счету повитухи младенческих смертей, тем сложнее ей было найти работу. Детская смертность свидетельствовала о недостаточном опыте или «тяжёлой руке».
Так или иначе, все усилия повитухи направляли на рождение здорового младенца и сохранение его жизни. Поэтому если «бабка» соглашалась сделать аборт, она рисковала поставить крест на своей карьере. Чревоубийство полностью противоречило повивальной этике.
Альтруистки
Обычно повитухами становились по стечению обстоятельств, например, бабка была повитухой, передала знания внучке, или женщина успешно приняла несколько родов у односельчанок и сработало «сарафанное радио». Работу выполняли как бескорыстно, так и с целью немного подзаработать.
По уже упомянутой Присяге бежать на зов повитуха должна была независимо от материального или сословного положения роженицы. Она не могла отказаться, если ей посулили слишком маленькое вознаграждение, или она не слишком любит ту, которая готова разрешиться от бремени.
Если до середины XIX века с повитухами преимущественно расплачивались «натурой» – хлебом, мылом, домашним текстилем (предметами, являющимися символом очищения), то затем начали давать небольшие суммы денег из личных сбережений или собранных на крестины. Так что для некоторых женщин помощь роженицам становилась и небольшим приработком.
Проворные
Вплоть до начала XX века повитухам отдавали предпочтение. Состоятельные семьи приглашали врачей, но они зачастую сидели в соседней комнате и дожидались сигнала от повитухи, если что-то пойдет не так.
С большей частью задач во время родов повивальные бабки справлялись самостоятельно, да и немного находилось желающих дозволить постороннему мужчине-врачу участвовать в столь интимном процессе.
Ценным умением было и то, что повитуха не использовала акушерские щипцы, которые нередко калечили младенцев. Ей хватало опыта и «проворных рук» даже в самых сложных случаях – если женщина рожала первый раз поздно, имела узкий таз или младенец отличался богатырскими размерами.
Опытная повитуха без труда выполняла такие акушерские процедуры, как «поворот на ножку» при косом или поперечном расположении плода, прокалывание пузыря и извлечение последа. В этнографических заметках читаем, как в Пермской губернии повитухи «дунув и плюнув» останавливали кровь и заговаривали пуповину.
В Вологодской губернии жили искусницы, которые обрезали пуповину «ногтем», виртуозно пережимая сосуды так, что пуповину не приходилось завязывать, и это избавляло младенцев от грыжи.
И, конечно, каждая уважающая себя повитуха умела делать традиционное «правление новорожденного», расправляя и вытягивая руками обнаруженные при осмотре изъяны. Считалось, что акушерки могли «вылепить» идеальные пропорции, чтобы рождённый человек в будущем не стал кривобоким или горбатым.
Трудолюбивые
Хорошая повитуха не только принимала роды и облегчала страдания добрым словом, заговором, лекарственными отварами и снадобьями. На её плечи ложился и подготовка к родам, а также последующий уход за подопечными.
Поэтому еще одним ценным качеством повитухи было трудолюбие. Она должна была подготовить место для родов: кровать или повивальный стул в супружеской спальне для дворянки или баню (хлев, овин) для простолюдинки. Подготовка заключалась и в большом количестве предродовых обрядов – молитвами и заговорами сопровождалось каждое действие.
После родов повивальная бабка оставалась с роженицей как минимум трое суток. Она должна была выполнить обычную работу по дому, на которую у родившей женщины не было сил, – подмести в избе, подоить корову, приготовить обед.
Прозорливые
Несмотря на хорошо известные симптомы беременности, не всем врачам удавалось обнаружить «интересное положение». А вот повитухи обычно не ошибались. Ориентируясь на внешние признаки и состояние женщины, они проводили «ощупывание» и безошибочно определяли, беременна ли женщина или «корчи в животе» и «истерические припадки» вызваны болезнью.
Правильный диагноз позволяли поставить и приобретённые знания, нередко передающиеся по наследству, и большой опыт.
Еще о страницах нашей истории (которая состоит не только из свершений царей и великих битв!) - по ссылке.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.