Исторически сложилось так, что русские называли джигитами горцев с Кавказа, а также кочевников киргизов и казахов, живших на среднеазиатских территориях Российской империи. Отличавшиеся лихостью, отвагой и бесстрашием джигиты были первоклассными наездниками, мастерски управлявшие боевым конём и виртуозно владевшие оружием, и именно поэтому они состояли на службе в императорских войсках в должности посыльных, проводников и разведчиков.
Кроме того в некоторых частях русской армии, например в туркменских и кавказских формированиях, существовало звание «джигит», присуждавшееся служащим нижних чинов.
На тюркском языке слово «джигит» обозначает просто юношу или молодого человека, но поскольку в традиционной кавказской и среднеазиатской культуре каждый молодец сызмальства овладевал искусством боевой джигитовки, то автоматически это понятие стало ассоциироваться с отважными и выносливыми всадниками.
В наши дни джигитами именуют всех кавказских удальцов, даже если они не проявляют сноровки в верховой езде.
Джигитовка
В прошлом каждый джигит был обязан владеть джигитовкой, ведь вся жизнь кочевых народов проходила верхом на коне. Данный вид боевого искусства включал в себя умение всадника скрываться под брюхом лошади, вскакивать ногами на седло, стрелять из любого положения, заставлять коня бешено скакать, а затем резко принудить его остановиться и лечь, создав прикрытие для наездника. В настоящие дни джигитовка стала неотъемлемой составляющей военной подготовки кавказских казаков, которую они переняли от черкесов.
Международные игры кочевников
По инициативе кыргызской стороны осенью 2014 года в небольшом городе-курорте Чолпон-Ата были организованы первые в истории всемирные игры кочевников, в которых соперники из двух десятков стран проявляли своё мастерство в специфических народных видах спорта.
Большое внимание на этих соревнованиях было уделено традиционным схваткам наездников-джигитов, которые чтобы стать победителем соревнования должны были продемонстрировать свою манёвренность, силу, выносливость и умение безукоризненно подчинить себе лошадь.
Многие участники данных поединков могли оттачивать навыки поднимания с земли предметов, стрельбы наскоку и борьбы в седле, играя в этнические конные забавы: казахи в «кумисалу», грузины в «джирити», киргизы в «тыйын-энмей».
О наградах
На некоторых государственных наградах Российской империи имелись изображения и вензеля христианских святых, в честь которых они были учреждены. Но поскольку такие ордена могли оскорбить чувства исповедовавших ислам отважных азиатов, сражавшихся в рядах императорских войск, власти страны в 1844 году придумали выход из положения.
Чтобы исключить недопонимание они решили в случае присвоения награды мусульманам, заменить украшавшие её христианские образы и атрибуты на двуглавого орла, являвшегося официальным гербом государства.
Не возражая против изменения дизайна орденов Святой Анны и Святого Андрея Первозванного, иноверцы, тем не менее, обратились в правительство с просьбой, не трансформировать вид орденов Святого Георгия и Святого Александра Невского, поскольку на них красовались «джигиты на лошадях». К слову власти прислушались к пожеланиям, и эти награды обрели свой первоначальный вид.
Роскошное умение – быть с верховой ездой на ты. Теми, кто ездит на лошади, да еще и может при этом выполнять разные трюки, невозможно не восхищаться. Сейчас школы верховой езды можно часто встретить в городах и менее крупных территориях. И поэтому у многих есть возможность хоть немножечко почувствовать себя настоящими джигитами.
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».