Этнографы увлеченно изучают народы, которые не страдают акрофобией – страхом высоты. Это бесстрашие сложилось у них в силу особенностей жизни, воспитания, традиций и передавалось от отца к сыну.
Чеченцы
Как пишет в книге «Шамиль: от Гимр до Медины» Б.Гаджиев, с пеленок дети горцев не страшатся высоты. Часто можно наблюдать картину, когда 2-3-летний карапуз сидит на отвесном утесе, свесив над обрывом крошечные ножки, и нисколько не опасаясь глубокого ущелья. Обычным развлечением мальчишек в чеченских селах была беготня по крышам саклей, во время которой малейшая неосторожность приводила к гибели. А еще чеченские дети смело прыгали с крыш и перемахивали с разбега через широкие канавы, учились прыгать через ямы с места и виртуозно перебегать по лежащим высоко над землей бревнам.
Русский этнограф-путешественник Евгений Марков рассказывал, что прославленный Шамиль без специального снаряжения и обуви с легкостью перепрыгивал через веревку, натянутую над головами взрослых людей на расстоянии от земли в почти 2 метра. Известно, что национальный герой народов Северного Кавказа с ребенком за спиной перемахивал через Андийское Койсу – горную реку, расстояние между берегами которой превышает 4,5 метра. А в 1832 году Шамиль совершил легендарный «полет» с 2-этажной башни высотой 9 метров.
До сих пор спорят, как Шамилю удалось уйти со скалистого утеса Ахульго от царских солдат. Одни уверены, что он прыгнул в горную Койсу. Другие – что спустился со скалы по веревке. Третьи – будто перешел по поваленному дереву на ближайший утес. Как бы то ни было, но чудесный шанс на спасение Шамиль получил благодаря бесстрашию – в том числе и перед высотой. Бесстрашию перед трудностями, которое стало национальной чертой чеченцев.
Осетины
В статье И. Кокаевой «Осетинские традиции в воспитании культуры здоровья» упоминается, что сама жизнь вынуждала осетин поддерживать тело в прекрасной физической форме и с ранних лет учиться преодолевать страх перед высотой. Например, как и многие народы, они косили сено для скотины, но из-за природных особенностей, полянки-деляночки приходилось отыскивать высоко в горах, ежедневно преодолевая подъемы и спуски длиной по 3 километра туда-обратно. Интересно, что у осетин длительная ходьба высоко в горы считалась не только прекрасным способом укрепить здоровье, но и почти единственным средством поделиться новостями с теми, кто живет в высокогорных селениях.
А вот как описывал осетинские аулы известный археолог И. Щербаков. Обустроенные на громадной высоте, на склоне горы селения «сложены» из саклей и башен, которые темнеют на фоне снежных горных шапок. Издали аул похож на груду камней, и только подошедшему вплотную к селению открываются отдельные строения и кривые улицы, заканчивающиеся тупиками. Понятно, что традиция строить дома высоко в горах также приучала осетин с малолетства не бояться глубоких ущелий, отвесных скал и стремительных горных рек на дне пропастей.
Стоит вспомнить и о былинном богатыре осетин – Батрадзе. Как повествует миф, он родился «огненным младенцем» и поочередно бесстрашно падал в семь котлов с высоты огромной башни, пока не «остыл» в последнем. Батрадз живет на небесах, откуда подобно молнии устремляется на землю, когда осетинам требуется его помощь. Каждый маленький осетин мечтал быть похожим на непобедимого Батрадза и, также как он, бесстрашно бросаться на помощь родным, находясь высоко в горах.
Дагестанцы
Научиться преодолевать различные виды страхов, в том числе и акрофобию, были призваны игры-состязания у народов Дагестана. Так, для выработки бесстрашия дети тренировались удерживать равновесие при переходе по камням через горные реки. Важно было рассчитать прыжки так, чтобы не свалиться в воду. Оступиться означало погибнуть, поэтому тренировки велись регулярно и до тех пор, пока юный дагестанец успешно не преодолевал препятствие.
Популярной игрой было лазание – на крышу сакли, на каменную высокую ограду, на огромное дерево. Для самых ловких и смелых по праздниках вывешивали толстую веревку, смазанную бараньим жиром, по которой только самый бесстрашный умудрялся забраться на самую высоту. Удерживать равновесие мальчики учились при помощи простого упражнения – они вставали вниз головой, опираясь только на ладони или локти. После длительных тренировок многие могли в таком положении «ходить» так, словно шагали на ногах.
Одним из древнейших искусств народов Дагестана было канатохождение. Как пишут А. и Т. Гаджиагаевы в статье «Традиционные игры народов Дагестана и их роль в физическом и нравственном воспитании школьников, особенно искусными «небесными акробатами» были жители дагестанского селения Цовкра. Неслучайно именно там днем рождения мальчика считался не день его появления на свет, а день, когда он впервые проходил по канату. В Дагестане и сегодня проводятся соревнования по хождению по опоре, которая имеет ограниченную площадь поверхности и расположена высоко над землей – бревно, жердь, канат.
Чем меньше фобий, в том числе и по отношению к высоте, тем существовать, скорее всего, проще. Но видеть и осознавать опасности и не идти на необдуманные риски все же необходимо. Боится человек высоты или нет, он все равно хочет жить, а не упасть с горной вершины и получить увечья или вообще стать жертвой своего беспечного бесстрашия.
А у нас еще есть любопытные публикации, созвучные с темой:
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.