Этнографы увлеченно изучают народы, которые не страдают акрофобией – страхом высоты. Это бесстрашие сложилось у них в силу особенностей жизни, воспитания, традиций и передавалось от отца к сыну.
Чеченцы
Как пишет в книге «Шамиль: от Гимр до Медины» Б.Гаджиев, с пеленок дети горцев не страшатся высоты. Часто можно наблюдать картину, когда 2-3-летний карапуз сидит на отвесном утесе, свесив над обрывом крошечные ножки, и нисколько не опасаясь глубокого ущелья. Обычным развлечением мальчишек в чеченских селах была беготня по крышам саклей, во время которой малейшая неосторожность приводила к гибели. А еще чеченские дети смело прыгали с крыш и перемахивали с разбега через широкие канавы, учились прыгать через ямы с места и виртуозно перебегать по лежащим высоко над землей бревнам.
Русский этнограф-путешественник Евгений Марков рассказывал, что прославленный Шамиль без специального снаряжения и обуви с легкостью перепрыгивал через веревку, натянутую над головами взрослых людей на расстоянии от земли в почти 2 метра. Известно, что национальный герой народов Северного Кавказа с ребенком за спиной перемахивал через Андийское Койсу – горную реку, расстояние между берегами которой превышает 4,5 метра. А в 1832 году Шамиль совершил легендарный «полет» с 2-этажной башни высотой 9 метров.
До сих пор спорят, как Шамилю удалось уйти со скалистого утеса Ахульго от царских солдат. Одни уверены, что он прыгнул в горную Койсу. Другие – что спустился со скалы по веревке. Третьи – будто перешел по поваленному дереву на ближайший утес. Как бы то ни было, но чудесный шанс на спасение Шамиль получил благодаря бесстрашию – в том числе и перед высотой. Бесстрашию перед трудностями, которое стало национальной чертой чеченцев.
Осетины
В статье И. Кокаевой «Осетинские традиции в воспитании культуры здоровья» упоминается, что сама жизнь вынуждала осетин поддерживать тело в прекрасной физической форме и с ранних лет учиться преодолевать страх перед высотой. Например, как и многие народы, они косили сено для скотины, но из-за природных особенностей, полянки-деляночки приходилось отыскивать высоко в горах, ежедневно преодолевая подъемы и спуски длиной по 3 километра туда-обратно. Интересно, что у осетин длительная ходьба высоко в горы считалась не только прекрасным способом укрепить здоровье, но и почти единственным средством поделиться новостями с теми, кто живет в высокогорных селениях.
А вот как описывал осетинские аулы известный археолог И. Щербаков. Обустроенные на громадной высоте, на склоне горы селения «сложены» из саклей и башен, которые темнеют на фоне снежных горных шапок. Издали аул похож на груду камней, и только подошедшему вплотную к селению открываются отдельные строения и кривые улицы, заканчивающиеся тупиками. Понятно, что традиция строить дома высоко в горах также приучала осетин с малолетства не бояться глубоких ущелий, отвесных скал и стремительных горных рек на дне пропастей.
Стоит вспомнить и о былинном богатыре осетин – Батрадзе. Как повествует миф, он родился «огненным младенцем» и поочередно бесстрашно падал в семь котлов с высоты огромной башни, пока не «остыл» в последнем. Батрадз живет на небесах, откуда подобно молнии устремляется на землю, когда осетинам требуется его помощь. Каждый маленький осетин мечтал быть похожим на непобедимого Батрадза и, также как он, бесстрашно бросаться на помощь родным, находясь высоко в горах.
Дагестанцы
Научиться преодолевать различные виды страхов, в том числе и акрофобию, были призваны игры-состязания у народов Дагестана. Так, для выработки бесстрашия дети тренировались удерживать равновесие при переходе по камням через горные реки. Важно было рассчитать прыжки так, чтобы не свалиться в воду. Оступиться означало погибнуть, поэтому тренировки велись регулярно и до тех пор, пока юный дагестанец успешно не преодолевал препятствие.
Популярной игрой было лазание – на крышу сакли, на каменную высокую ограду, на огромное дерево. Для самых ловких и смелых по праздниках вывешивали толстую веревку, смазанную бараньим жиром, по которой только самый бесстрашный умудрялся забраться на самую высоту. Удерживать равновесие мальчики учились при помощи простого упражнения – они вставали вниз головой, опираясь только на ладони или локти. После длительных тренировок многие могли в таком положении «ходить» так, словно шагали на ногах.
Одним из древнейших искусств народов Дагестана было канатохождение. Как пишут А. и Т. Гаджиагаевы в статье «Традиционные игры народов Дагестана и их роль в физическом и нравственном воспитании школьников, особенно искусными «небесными акробатами» были жители дагестанского селения Цовкра. Неслучайно именно там днем рождения мальчика считался не день его появления на свет, а день, когда он впервые проходил по канату. В Дагестане и сегодня проводятся соревнования по хождению по опоре, которая имеет ограниченную площадь поверхности и расположена высоко над землей – бревно, жердь, канат.
Чем меньше фобий, в том числе и по отношению к высоте, тем существовать, скорее всего, проще. Но видеть и осознавать опасности и не идти на необдуманные риски все же необходимо. Боится человек высоты или нет, он все равно хочет жить, а не упасть с горной вершины и получить увечья или вообще стать жертвой своего беспечного бесстрашия.
А у нас еще есть любопытные публикации, созвучные с темой:
Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.