Этнографы увлеченно изучают народы, которые не страдают акрофобией – страхом высоты. Это бесстрашие сложилось у них в силу особенностей жизни, воспитания, традиций и передавалось от отца к сыну.
Чеченцы
Как пишет в книге «Шамиль: от Гимр до Медины» Б.Гаджиев, с пеленок дети горцев не страшатся высоты. Часто можно наблюдать картину, когда 2-3-летний карапуз сидит на отвесном утесе, свесив над обрывом крошечные ножки, и нисколько не опасаясь глубокого ущелья. Обычным развлечением мальчишек в чеченских селах была беготня по крышам саклей, во время которой малейшая неосторожность приводила к гибели. А еще чеченские дети смело прыгали с крыш и перемахивали с разбега через широкие канавы, учились прыгать через ямы с места и виртуозно перебегать по лежащим высоко над землей бревнам.
Русский этнограф-путешественник Евгений Марков рассказывал, что прославленный Шамиль без специального снаряжения и обуви с легкостью перепрыгивал через веревку, натянутую над головами взрослых людей на расстоянии от земли в почти 2 метра. Известно, что национальный герой народов Северного Кавказа с ребенком за спиной перемахивал через Андийское Койсу – горную реку, расстояние между берегами которой превышает 4,5 метра. А в 1832 году Шамиль совершил легендарный «полет» с 2-этажной башни высотой 9 метров.
До сих пор спорят, как Шамилю удалось уйти со скалистого утеса Ахульго от царских солдат. Одни уверены, что он прыгнул в горную Койсу. Другие – что спустился со скалы по веревке. Третьи – будто перешел по поваленному дереву на ближайший утес. Как бы то ни было, но чудесный шанс на спасение Шамиль получил благодаря бесстрашию – в том числе и перед высотой. Бесстрашию перед трудностями, которое стало национальной чертой чеченцев.
Осетины
В статье И. Кокаевой «Осетинские традиции в воспитании культуры здоровья» упоминается, что сама жизнь вынуждала осетин поддерживать тело в прекрасной физической форме и с ранних лет учиться преодолевать страх перед высотой. Например, как и многие народы, они косили сено для скотины, но из-за природных особенностей, полянки-деляночки приходилось отыскивать высоко в горах, ежедневно преодолевая подъемы и спуски длиной по 3 километра туда-обратно. Интересно, что у осетин длительная ходьба высоко в горы считалась не только прекрасным способом укрепить здоровье, но и почти единственным средством поделиться новостями с теми, кто живет в высокогорных селениях.
А вот как описывал осетинские аулы известный археолог И. Щербаков. Обустроенные на громадной высоте, на склоне горы селения «сложены» из саклей и башен, которые темнеют на фоне снежных горных шапок. Издали аул похож на груду камней, и только подошедшему вплотную к селению открываются отдельные строения и кривые улицы, заканчивающиеся тупиками. Понятно, что традиция строить дома высоко в горах также приучала осетин с малолетства не бояться глубоких ущелий, отвесных скал и стремительных горных рек на дне пропастей.
Стоит вспомнить и о былинном богатыре осетин – Батрадзе. Как повествует миф, он родился «огненным младенцем» и поочередно бесстрашно падал в семь котлов с высоты огромной башни, пока не «остыл» в последнем. Батрадз живет на небесах, откуда подобно молнии устремляется на землю, когда осетинам требуется его помощь. Каждый маленький осетин мечтал быть похожим на непобедимого Батрадза и, также как он, бесстрашно бросаться на помощь родным, находясь высоко в горах.
Дагестанцы
Научиться преодолевать различные виды страхов, в том числе и акрофобию, были призваны игры-состязания у народов Дагестана. Так, для выработки бесстрашия дети тренировались удерживать равновесие при переходе по камням через горные реки. Важно было рассчитать прыжки так, чтобы не свалиться в воду. Оступиться означало погибнуть, поэтому тренировки велись регулярно и до тех пор, пока юный дагестанец успешно не преодолевал препятствие.
Популярной игрой было лазание – на крышу сакли, на каменную высокую ограду, на огромное дерево. Для самых ловких и смелых по праздниках вывешивали толстую веревку, смазанную бараньим жиром, по которой только самый бесстрашный умудрялся забраться на самую высоту. Удерживать равновесие мальчики учились при помощи простого упражнения – они вставали вниз головой, опираясь только на ладони или локти. После длительных тренировок многие могли в таком положении «ходить» так, словно шагали на ногах.
Одним из древнейших искусств народов Дагестана было канатохождение. Как пишут А. и Т. Гаджиагаевы в статье «Традиционные игры народов Дагестана и их роль в физическом и нравственном воспитании школьников, особенно искусными «небесными акробатами» были жители дагестанского селения Цовкра. Неслучайно именно там днем рождения мальчика считался не день его появления на свет, а день, когда он впервые проходил по канату. В Дагестане и сегодня проводятся соревнования по хождению по опоре, которая имеет ограниченную площадь поверхности и расположена высоко над землей – бревно, жердь, канат.
Чем меньше фобий, в том числе и по отношению к высоте, тем существовать, скорее всего, проще. Но видеть и осознавать опасности и не идти на необдуманные риски все же необходимо. Боится человек высоты или нет, он все равно хочет жить, а не упасть с горной вершины и получить увечья или вообще стать жертвой своего беспечного бесстрашия.
А у нас еще есть любопытные публикации, созвучные с темой:
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.