НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Девяностые. Начало (13)

18 Июля 2021 г.

Главы из книги Игоря Широбокова «С Ельциным и без него, или Политическая шизофрения». 2007

Главы из книги Игоря Широбокова «С Ельциным и без него, или Политическая шизофрения». 2007

Предыдущие публикации:

Я пытался утихомирить буйного соседа и вежливо, и не очень – ничего не помогало. Он смотрел невидящими глазами, как будто перед ним было пустое место. Ну, не драться же!.. И какая-то пружина во мне лопнула. Увезли с заседания на скорой с предынфарктным состоянием...

Когда лежал в ЦКБ, из дома сообщили, что ограбили квартиру. Залезли через окно – первый этаж. В комнатах все перевернуто, не тронули только кабинет. Ущерб оценили в 15 тысяч рублей. (Через год на эти деньги можно было купить бутылку водки.) Позже, вернувшись в Иркутск, я обнаружил, что из «нетронутого» кабинета исчезли диктофон с кассетами, фотоаппарат с пленками, некоторые рабочие блокноты. Был задержан какой-то солдатик-дезертир, а организатора, того, кто и шарил профессионально в кабинете, конечно, не нашли... Нет, Бабичев тут ни при чем, это аукалась мне судебная тяжба с прокуратурой и УВД.

Забегая вперед, скажу, что с Бабичевым у меня связано еще одно сильное потрясение. Став представителем президента, я сразу и безоговорочно поддержал организацию движения «Наш дом – Россия» и даже вошел в его политсовет. Считал тогда, что центристское, реформаторское движение, поддерживающее президента, России просто необходимо. Приезжаю в Москву на первое организационное заседание – и кого же вижу в президиуме – его, родного, Владимира Степановича Бабичева! Он – правая рука Черномырдина в правительстве, он – руководитель исполкома движения «Наш дом – Россия»... Первым побуждением было немедленно покинуть зал и этих «домовых». Ну, не мог я поверить, хоть убейте, в чудесное преображение! Как говорится, «черного кобеля не отмоешь добела»... Потом подумалось: а можно ли их делить на черных, белых, красных – они не имеют окраски, они служат власти, любой. Хорошо это или плохо – не тебе судить, надо принимать эту данность. Я остался. И расстался с последними романтическими взглядами на власть и политику. Спасибо, Владимир Степанович!

К сорока годам я все же набрался какой-то житейской мудрости и потому всеми силами сдерживал в себе ожесточенность. Потому и работать пошел в Комиссию по культуре. Вот какими соображениями я тогда руководствовался.

Не хватайтесь за пистолеты, пожалуйста!

(Газета «Наш Байкал», ноябрь 1990 г.)

Один из вождей гитлеровского рейха любил поигрывать эффектной фразой: «При слове КУЛЬТУРА я хватаюсь за пистолет...» Наши вожди таких фраз не произносили, но выжженное пространство культуры в наших городах и селах, в наших душах и умах свидетельствует о том, что мы на ниве уничтожения и разрушения обогнали всех и вся.

По этой причине я и пошел работать в Комиссию по культуре Верховного Совета РСФСР, ибо убежден: в культуре – начало всех начал. Никакая экономическая реформа не спасет наше истерзанное общество без возрождения высокой культуры.

К большому сожалению, у многих поколений советских людей выработалось устойчивое представление, что работник культуры – это человек, играющий на арфе или баяне, рисующий картины или снимающийся в кино, а само понятие культуры отождествляется лишь с искусством, ставшим уделом богемы и подозрительной для широких масс интеллигенции. Спору нет, без искусства не обойтись, это важнейшая составляющая духовной жизни. Но – далеко не единственная. В моем понимании культура – это жизненный бульон, определенная среда, система ценностей человеческого бытия. Если такое толкование расходится с каноническими определениями – не судите строго: я сознательно не стал заглядывать в энциклопедии и словари.

Не открою америк, если скажу, что нам как воздуха сегодня не хватает и культуры быта, и культуры производства, и культуры воспитания, и культуры политической (в том числе парламентской) – культуры настоящей, культуры всего и во всем.

Очередной раз убедился в этом на российском съезде народных депутатов, когда сошлись лоб в лоб «Демократическая Россия» и «Коммунисты России». Нетерпение и нетерпимость были обоюдными. Съезд то и дело попадал в настоящие патовые ситуации. И ничего удивительного – мы все воспитаны на борьбе, в такой жизненной среде выросли.

К сожалению, газеты не заметили одного знаменательного, на мой взгляд, события, когда от блока «Демократическая Россия» (куда входит и автор этих строк) откололась фракция «левых радикалов», заявившая, что они не согласны с «соглашательской» политикой демократического блока и переходят к решительной борьбе с «Коммунистами России»... Чего-чего, а борьбы на депутатском форуме и без того хватало: на оплеуху справа немедленно следовала ответная слева, съезд топтался на месте, а оба блока стремительно теряли своих потенциальных сторонников. Происходило саморазрушение, как, впрочем, во всякой борьбе против кого-либо или чего-либо (примером может служить и наше истерзанное непримиримой борьбой общество)... Итак, с момента раскола левое меньшинство схватилось с меньшинством правым, освободив абсолютное большинство депутатов для созидательной работы. И появилась надежда.

Пока только надежда. Ситуация в России драматическая. Старая власть сходит со сцены, а новая еще не выбралась из пеленок. Законы не действуют. Тотальный дефицит. Растерянность, обнищание, одичание...

Совет, как выяснилось, не умеет производить автомобили и колбасу, а способен только заседать и бороться – в чем поднаторели за долгие годы и все остальные островитяне. Совет издает законы, но островитяне привыкли уважать не законы, а власть. И коли власть слаба, то по островитянским обычаям ей не грех скрутить голову, потребовав сильной власти. Очередная вспышка каннибализма на чудесном острове вряд ли насытит его обитателей, а если и насытит за счет сокращения поголовья едоков и бесплатной рабочей силы ГУЛАГа, то ненадолго! Так что же делать? Может, отойти от старых привычек и поучиться у тех, кто умеет производить такие соблазнительные вещи и вкусные продукты? И осушить ради этого идеологическое море – чтобы воссоединиться со всем человечеством, с мировой экономикой, с мировой культурой? Великий гуманист Андрей Дмитриевич Сахаров умер под улюлюканье союзного съезда с заветом о конвергенции на устах. Это иностранное слово как раз и подразумевает постепенное осушение всех идеологических топей и морей, разделяющих две системы, означает сближение путей, форм собственности и государственности.

Но провозгласить легче, чем сделать. Выращивая в лабораториях различные культуры бактерий и растений (заметьте – культуры!), ученые знают, что те могут существовать только в определенной среде, в определенном жизненном растворе. Культура и есть та среда, тот раствор, в котором живет и развивается человечество. Мы, обособившись от всего мира, создали в нашей «пробирке» беспрецедентную культуру, перенасытив раствор дрожжами ненависти, зависти и ожесточенной борьбы. Десятки лет, миллионы жизней, сотни миллиардов рублей были затрачены на этот проект века, который несравним по масштабам с последними авантюрами по развороту рек и другими дорогостоящими затеями. Стараниями партийных функционеров, карательных органов, ученых, писателей, журналистов, композиторов, педагогов было привито целым поколениям людей черно-белое восприятие мира, простое и ясное: жизнь – борьба, где сражаются насмерть и пожирают друг друга биологические виды (да здравствует Дарвин!), противостоящие классы (да здравствуют Маркс-Ленин-Сталин!). Не только партийные структуры, но все научные институты, все образование и искусство, вся экономика работали на создание и поддержание этой культуры противостояния и нетерпимости. Дорогостоящий проект блестяще осуществлен, создан новый тип человека – «хомо советикус». Да, он агрессивен и непримирим, не желает поступаться принципами и в каждом инакомыслящем видит непримиримого врага. Сейчас, при смене режима, следуя старой комиссарской логике, его следует вычистить, как чуждый элемент, с помощью каких-нибудь новоявленных «троек». Но – стоп! – этот кровавый путь наши деды уже проходили. Навоевались и наборолись так, что последующие поколения будут с содроганием вспоминать нашу семидесятилетнюю вакханалию, кровавое пятно в истории человечества.

Мне кажется, что наши радикалы – как правые, так и левые – торопятся скорее выплеснуть из социальной пробирки сложнейшую, неповторимую и противоречивую культуру. Левые – чтобы единым махом перескочить с островной жизни на западный материк. Правые – чтобы разом избавиться от чужеродных разлагающих элементов и добиться сталинской «чистоты». Но те и другие могут выплеснуть с водой и ребенка, саму жизнь. Библейский Моисей при Исходе из Египта сорок лет водил свое племя по пустыне, дожидаясь, пока вымрет старое поколение с психологией рабов и народится новое – для новой жизни на земле обетованной. У нас нет этих сорока лет и некуда уводить россиян со своей Родины. У нас единственный выход – последовательно и решительно вытеснять дрожжи насилия, замутившие культурный раствор, растить молодое поколение на общечеловеческих ценностях и лучших традициях своего народа, свободными и предприимчивыми, воспринимающими мир как единое целое, как сложное взаимодействие всего живого и сущего на Земле.

Как осуществить благие пожелания и не мостить ими дорогу в известные места?

Безусловно, талантливая молодежь должна поступать в лучшие университеты мира и по возвращении создавать свои научные и педагогические школы (как это практиковалось столетие назад в царской России). Безусловно, искусство, литература, образование должны быть освобождены от разорительных налогов, ведомственного диктата и остаточного принципа финансирования. Безусловно, нам предстоит спасать библиотеки, памятники архитектуры, храмы и т. д. Безусловно, мы должны усвоить общечеловеческие ценности, провозглашаемые христианством, буддизмом, мусульманством. (А может быть, как раз в России, на драматическом стыке Запада с Востоком возникнет обновленная мировая культура, вобравшая в себя духовные заповеди православия и космическое мировосприятие буддизма?)

А у нас в комиссии начинается работа над проектами законов о культуре, о налогообложении, о библиотечном деле, об охране памятников и т. д. Но можно ли культуру вырастить из одних законов? Ждем помощников, сторонников, подвижников – работы хватит всем на многие десятилетия».

Статья не бесспорна. Есть в ней и наивное стремление переделать мир, и чрезмерное упование на общечеловеческие ценности, и определенная назидательность. Но мне тогда было необходимо объясниться перед избирателями, почему я не пошел в Комитет по правопорядку – сражаться с преступностью, или в Комиссию по социальной политике – защищать права неимущих, или, наконец, в Комитет по охране природы – драться за Байкал... Свою позицию я объяснил.

А работалось в комиссии очень хорошо. Подобрался прекрасный коллектив. Тон задавал председатель, Федор Дмитриевич Поленов – бывший капитан дальнего плаванья, поэт, внук знаменитого русского живописца. Огромное обаяние бывалого и образованнейшего человека исходило от него. Коньком Федора Дмитриевича было музейное дело и сохранение национального наследия. Ему было что спасать: тысячи шедевров зодчества, старинные усадьбы, дворцы превращались в руины, растаскивались и безжалостно разрушались. В том числе и знаменитое Поленово, созданное великим дедом.

Всегда было интересно общаться с внешне невозмутимым философом Павлом Дмитриевичем Курицыным. Он считал своим долгом спасти от разрушения Кижи в родной Карелии.

Олега Басилашвили особо представлять нет нужды. Он и в жизни оказался таким же милым, интеллигентным и чуть наивным человеком, каким представал перед зрителями в большинстве своих фильмов.

(Продолжение следует.)

  • Расскажите об этом своим друзьям!