НА КАЛЕНДАРЕ

Знаменитые джинсы: какое отношение к ним имеет Россия?

Михаил Смиренский, argumenti.ru   
21 Декабря 2021 г.

Россия одела Америку в джинсы? История «синего денима», по которому в Советском Союзе страстно вздыхали даже ответственные комсомольские вожаки и «вожачки», действительно целиком связана с Россией. Каким образом? А вот каким.

Знаменитые джинсы: какое отношение к их созданию имеет Россия?

Прощай, Россия, здравствуй, Фриско!

До поры никому не известный еврейский мальчик Якоб Йофис родился в 1832 г. в семье благонамеренного закройщика в г. Риге – столице Лифляндского уезда Российской империи. Естественно, основное время ребенок тратил, помогая папе штопать и перешивать драные портки рижских грузчиков, разносчиков газет и трубочистов. В минуты отдыха бегал главе семейства за пивом и копченой салакой.

Скорее всего, это занятие стало бы главным делом в жизни маленького Якоба, если от иностранных матросов он не узнал бы о такой стране как Америка. Рассказы о ней были столь красочны и заманчивы, что Якоб Йофис, уже понимавший, что латки на чужих прорехах больших денег ему не принесут, решил-таки свалить в эти самые Штаты, что и сделал в свои 22 года. Так в 1854 г. вчерашний россиянин из г. Риги ступил на заманчивые улицы солнечного Сан-Франциско.

Демократичный и радушный в рассказах город на деле встретил очередного гастарбайтера по-американски сухо и деловито: хочешь денег – иди и зарабатывай! Сняв за копейки какую-то халупу и официально сменив в полиции инициалы на Джекоба Дэвиса, новобранец принялся за то, чему успел научиться в Риге, т.е. портняжничать. Вскоре он понял, что и в Америке эта профессия в чистом виде в круг Вандербильда и Рокфеллера ему дорогу не откроет. Надо было выдумать что-то оригинальное. Но что? Помог случай. Как-то, болтаясь по улицам Сан-Франциско, новоиспеченный янки Джэк Дэвис забрел в трикотажный магазинчик Levi Strauss, которым уже пару лет владел приехавший ранее из Германии и более старший Лейба Штраус. Они разговорились, в ходе беседы Джэк Дэвис обратил внимание на рулоны незнакомой синей ткани, которые в изобилии лежали на полках. – «Слабо берут» – посетовал хозяин заведения. На ощупь материя оказалась плотной и добротной. – «Из такой можно шить неплохие комбинезоны для строителей и докеров» - смекнул Дэвис и тут же договорился с Лейбой, который на американский манер тоже сменил имя и фамилию на Леви Страусса, о поставке именно этой ткани в его ателье. Собеседники, сразу понравившиеся друг другу, тут же ударили по рукам. Они и сами тогда не понимали, что только что, у этого затертого прилавка галантерейной лавки заложили фундамент будущей мировой текстильной империи...

Искал золото, нашел медную заклепку.

Джэкоб Дэвис взялся за дело активно и старательно: из нового материала стал шить не только прочные комбинезоны, но и портки для ковбоев, которые те быстро оценили. Но дело, которое естественным путем стало расширяться, тем же путем стало требовать и дополнительных денег: оплата поставок, налоги, зарплата подмастерьев и самое главное – реклама, без которой в Америке пробиться к щедрым финансовым родникам было, увы, невозможно.

В те годы в США случилась та самая «золотая лихорадка», что сделало Джэка Лондона мировым писателем, а многих простых американцев – богатеями. Дэвис, повесив на свою мастерскую замок и сменив ножницы на кайло, тоже с головой окунулся в эту тревожную и сладостную авантюру. Долбил землю на приисках, мыл шихту в реках, но... золото упорно не хотело валом идти к нему в руки. Тогда-то не состоявшийся золотопромышленник вспомнил старую российскую поговорку: «от добра добра не ищут» и решил вернуться к тому, с чем и приехал в США: к портняжному делу! И сделал это весьма своевременно: ведь к тому времени он был уже не только женат, но и отцом шестерых детишек, которых надо было кормить.

Семья меняет место жительства и в 1868 г. переезжает из солнечного Фриско в штат Невада. Там, в городе Рино Джэкоб вновь открывает пошивочную мастерскую. Во многом новому делу способствовал и его друг Леви Страусс, который все эти годы не выпускал из виду своего напористого коллегу, интуитивно ощущая в нем и свое личное большое будущее.

«Новый-старый» бизнес, где основной продукцией стали прочные и надежные рабочие комбинезоны и брюки из тканей Страусса, доход приносил, но это все же были не те деньги, о которых мечтал юный Якоб Йофис, покидая когда-то российскую Лифляндию. Снова была нужна новаторская идея.

Понимая, что шить смокинги он уже не будет, Дэвис в тысячный раз рассматривал свою продукцию: надежные и прочные синие брюки. И случилось чудо: мастер вдруг обратил внимание на то, что в том месте, где карманы крепятся к основному материалу, прошивка недостаточна прочна: то есть именно карманы были самой ненадежной деталью в новой продукции, а ведь именно на них возлагалась главная функция самих брюк... Надо было что-то делать, но что?

Менять нитки на более прочные? Но тогда надо было бы менять их во всех остальных швах, а это и дорого, и хлопотно. Добавить тройную прострочку? Но, где гарантия, что и она выдержит тяжелый кольт в кармане ковбоя? И тут уроженца далекой Риги осенило: нужна дополнительная фурнитура, желательно металлическая! Например, медные заклепки, которые по какому-то случаю валялись в мастерской. Дэвис тут же отпорол уже пришитые карманы в почти готовых брюках и вместо ниток наглухо приклепал их снова на место уже с помощью заклёпок.

Первая партия нового товара разлетелась мгновенно, вскоре посыпались заказы, дело пошло... Хорошо зная американское правило: «мало лишь придумать, надо суметь защитить придуманное от конкурентов», Джэкоб Дэвис подал заявку на патент своего изобретения, но... Это стоило по тем временам приличных денег (почти 70 долларов!), которых у портного не оказалось. (Если учесть, что новые штаны Дэвис продавал по 40 центов за изделие, то цена патента конечно для него была велика),

За помощью он тут же обратился к давнему компаньону Леви Страуссу, который сразу понял, что сложившаяся ситуация – тот самый и его счастливый случай, в который он верил и которого так ждал. Он согласился дать другу необходимую сумму, но при условии, что патент они получат как компаньоны, на «двоих». Дэвис согласился.

Знаменитые джинсы: какое отношение к их созданию имеет Россия?

День рождения буржуев.

Вскоре друзья и уже компаньоны получили заветный документ под №139121 и с 20 мая 1873 г. стали единоличными монополистами в производстве новой одежды не только в США, но и на всей планете!

Лишь за год фирма «Леви Страусс и Ко» продала более 20 тысяч пар новых джинсов, что принесло очень хороший доход. (Забегая вперед, скажем, что именно «джинсами» новая продукция стала называться много позже: в 1955 году). А пока она значилась в заветном патенте как «рабочий комбинезон с карманами для ножа, часов и денег». Если кому-то удастся пробиться через безумные нынешние санкции и побывать в Вашингтоне, рекомендую заглянуть в Смитсоновский музей национальной истории, где в первозданном виде экспонируются те самые первые оригинальные американские джинсы. Сегодня это уже – история Америки, как и несъедобные гамбургеры, термоядерная «Кока-Кола» и финансово пустой доллар. Не уверен, что сами американцы знают, что родоначальником мирового джинсового американского фетиша стал паренек из российского города Риги Якоб Йофис.

Старость - в радость.

Наладив дело, которое быстро подвинуло на американском рынке известные компании, друзья стали предаваться радостям жизни. А почему нет?

Они снова переехали в Сан-Франциско, где всё и начиналось, обзавелись шикарными вилами, автомобилями, бассейнами. В общем, уверено шагнули в тот самый закрытый для многих «американский мир», о котором когда-то лишь мечтали. Стали миллионерами и меценатами. Много жертвовали на церковь и благотворительность. Поддерживали личными грантами талантливых студентов различных американских вузов. Основывали фонды и т.д.

В 1908 г. умер Джэкоб Дэвис, оставив дело своему сыну и племянникам умершего ранее компаньона Леви Страусса. Но самым ярким финалом жизни этих двух новаторов может служить фраза знаменитого кутюрье Ив Сен Лорана: «В жизни жалею об одном – что не я изобрел джинсы». Что делать, бизнес – дело не сентиментальное, кого-то одевает, а кого-то наоборот.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.