Граненые стаканы были самой популярной посудой в Совестком Союзе. Не случайно граненый стакан считают одним из символов советской эпохи. Но на самом деле он оказался гораздо старше.
Посуда для матросов
Одна из самых устойчивых легенд о появлении граненого стакана в России гласит, что массовое их производство началось по повелению самого Петра I. Жил в те времена во Владимирской губернии стеклодув Ефим Смолин. Он изготовил граненый стакан и нашел возможность поднести его императору с уверениями, что такая посуда не бьется. Петру стакан понравился. Он отведал из него вина, а затем ахнул его об пол, чтобы проверить прочность. Увы, стакан-таки разбился. Император был в хорошем настроении, и не стал наказывать стеклодува. Да еще и воскликнул, говорят: «Стакану быть!». Придворные, в шуме ассамблеи не разобравшие возгласа государя, зато прекрасно видевшие его жест, интерпретировали слова Петра по-своему – «Стаканы бить!».
Как бы там ни было, но именно с начала XVIII века, когда в России возник собственный военный флот, в обиход вошли и граненые стаканы. Они были презентабельнее деревянных кружек, поскольку имели более «европейский» вид, и действительно отличались большей, в сравнении с другими видами стеклянной посуды, прочностью. Да еще и не укатывались далеко, упав во время качки под стол. Поэтому такие стаканы и были внедрены в обиход команд морских судов.
Если все, связанное со стаканом в эпоху Петра I не более, чем легенда, то следующее свидетельство опирается уже на документ. Павел I в конце XVIII столетия, реформируя армейский устав, внес в него и такой пункт: ограничить суточную порцию вина, положенную солдату, одним граненым стаканом. Стало быть, стакан к тому времени уже получил достаточно широкое распространение, и имел стандартные размеры.
Вообще же, граненый стакан известен в Европе довольно давно. Достаточно посмотреть на картину Веласкеса «Завтрак», написанную в первой четверти XVII века.
Но и европейские, и русские граненые стаканы не имели еще привычной для нас формы. Они изготавливались, как и вся стеклянная посуда того времени, методом выдувания, а грани мастер дорабатывал уже после, вручную.
По-настоящему массовым производство граненых стаканов стало ко второй половине XIX века, когда был изобретен и внедрен метод изготовления прессованных стеклянных изделий. В России руку к этому приложил потомственный промышленник Сергей Мальцов. Он получил в наследство от отца десятки заводов и фабрик, и на одной из них внедрил приобретенное в США оборудование для изготовления прессованных стаканов. Стоили такие стаканы недорого, были практичными и красивыми, и неудивительно, что они получили широчайшее распространение в стране. И вот уже в начале XX века на картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» мы видим граненый стакан почти привычных нам очертаний. Советский граненый стакан
Тот факт, что к появлению советского граненого стакана приложила руку сама Вера Мухина, автор знаменитых «Рабочего и колхозницы», многие считают легендой. Однако, это правда. Алла Чуканова — хранитель коллекции музея хрусталя им. Мальцовых (г. Гусь-Хрустальный) в интервью порталу «История РФ» рассказала, что в фондах музея Мухиной в Феодосии есть документы, свидетельствующие о том, что именно она стояла во главе рабочей группы, выполнявшей задание правительства по разработке эскизов посуды для массового производства в СССР. В том числе, и стаканов.
В то время в общепите СССР внедряли посудомоечные машины. Нужны были такие стаканы, которые выдерживали бы «напор» и не разбивались бы в процессе мытья. Именно тогда, вспомнив опыт производства «мальцовских» стаканов, группа Веры Мухиной и разработала всем известную форму: высота десять с половиной сантиметров, от 16 до 20 граней (чаще – 18), кромка наверху от полутора до двух сантиметров, объем – 200 миллилитров жидкости.
Стоили эти стаканы сущие гроши и поэтому распространились быстро и широко. Особенно полюбились они на железной дороге. Благодаря все тем же качествам, оцененным еще Петром I – прочные, и если на пол при качке упадут, то далеко не укатятся.
Прошагав через годы, граненый стакан и сегодня актуален во многих домах, а заменяемый современными кружками благополучно переезжает на дачи. Он достаточно прочный, удобный, почему бы сохранить хорошую вещь и не попользоваться? А еще такие стаканы – предмет собирательства для тех людей, кто увлечен советским прошлым. Ведь граненый стакан действительно можно назвать его символом.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.