ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Проследим историю граненого стакана?

Ольга Ельникова, cyrillitsa.ru   
07 Декабря 2021 г.
Изменить размер шрифта

Граненые стаканы были самой популярной посудой в Совестком Союзе. Не случайно граненый стакан считают одним из символов советской эпохи. Но на самом деле он оказался гораздо старше.

Проследим историю граненого стакана?

Посуда для матросов

Одна из самых устойчивых легенд о появлении граненого стакана в России гласит, что массовое их производство началось по повелению самого Петра I. Жил в те времена во Владимирской губернии стеклодув Ефим Смолин. Он изготовил граненый стакан и нашел возможность поднести его императору с уверениями, что такая посуда не бьется. Петру стакан понравился. Он отведал из него вина, а затем ахнул его об пол, чтобы проверить прочность. Увы, стакан-таки разбился. Император был в хорошем настроении, и не стал наказывать стеклодува. Да еще и воскликнул, говорят: «Стакану быть!». Придворные, в шуме ассамблеи не разобравшие возгласа государя, зато прекрасно видевшие его жест, интерпретировали слова Петра по-своему – «Стаканы бить!».

Как бы там ни было, но именно с начала XVIII века, когда в России возник собственный военный флот, в обиход вошли и граненые стаканы. Они были презентабельнее деревянных кружек, поскольку имели более «европейский» вид, и действительно отличались большей, в сравнении с другими видами стеклянной посуды, прочностью. Да еще и не укатывались далеко, упав во время качки под стол. Поэтому такие стаканы и были внедрены в обиход команд морских судов.

Если все, связанное со стаканом в эпоху Петра I не более, чем легенда, то следующее свидетельство опирается уже на документ. Павел I в конце XVIII столетия, реформируя армейский устав, внес в него и такой пункт: ограничить суточную порцию вина, положенную солдату, одним граненым стаканом. Стало быть, стакан к тому времени уже получил достаточно широкое распространение, и имел стандартные размеры.

Вообще же, граненый стакан известен в Европе довольно давно. Достаточно посмотреть на картину Веласкеса «Завтрак», написанную в первой четверти XVII века.

Но и европейские, и русские граненые стаканы не имели еще привычной для нас формы. Они изготавливались, как и вся стеклянная посуда того времени, методом выдувания, а грани мастер дорабатывал уже после, вручную.

По-настоящему массовым производство граненых стаканов стало ко второй половине XIX века, когда был изобретен и внедрен метод изготовления прессованных стеклянных изделий. В России руку к этому приложил потомственный промышленник Сергей Мальцов. Он получил в наследство от отца десятки заводов и фабрик, и на одной из них внедрил приобретенное в США оборудование для изготовления прессованных стаканов. Стоили такие стаканы недорого, были практичными и красивыми, и неудивительно, что они получили широчайшее распространение в стране. И вот уже в начале XX века на картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» мы видим граненый стакан почти привычных нам очертаний.
Советский граненый стакан

Тот факт, что к появлению советского граненого стакана приложила руку сама Вера Мухина, автор знаменитых «Рабочего и колхозницы», многие считают легендой. Однако, это правда. Алла Чуканова — хранитель коллекции музея хрусталя им. Мальцовых (г. Гусь-Хрустальный) в интервью порталу «История РФ» рассказала, что в фондах музея Мухиной в Феодосии есть документы, свидетельствующие о том, что именно она стояла во главе рабочей группы, выполнявшей задание правительства по разработке эскизов посуды для массового производства в СССР. В том числе, и стаканов.

В то время в общепите СССР внедряли посудомоечные машины. Нужны были такие стаканы, которые выдерживали бы «напор» и не разбивались бы в процессе мытья. Именно тогда, вспомнив опыт производства «мальцовских» стаканов, группа Веры Мухиной и разработала всем известную форму: высота десять с половиной сантиметров, от 16 до 20 граней (чаще – 18), кромка наверху от полутора до двух сантиметров, объем – 200 миллилитров жидкости.

Стоили эти стаканы сущие гроши и поэтому распространились быстро и широко. Особенно полюбились они на железной дороге. Благодаря все тем же качествам, оцененным еще Петром I – прочные, и если на пол при качке упадут, то далеко не укатятся.

Прошагав через годы, граненый стакан и сегодня актуален во многих домах, а заменяемый современными кружками благополучно переезжает на дачи. Он достаточно прочный, удобный, почему бы сохранить хорошую вещь и не попользоваться? А еще такие стаканы – предмет собирательства для тех людей, кто увлечен советским прошлым. Ведь граненый стакан действительно можно назвать его символом.

Еще из истории вещей:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.