ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-03-29-03-08-37
16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
2024-03-29-04-19-10
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за...
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...

Жизнь московских улиц после распада СССР - что писала о России американская пресса 23 года назад

Изменить размер шрифта

В честь своего 100-летнего юбилея издание The New Republic повторно публикует коллекцию своих самых запоминающихся статей. Тема этой недели — события, изменившие мир. Эта статья была изначально опубликована в The New Republic 20 января 1992 года.

Как мы все знаем, Союза Советских Социалистических Республик больше нет. Он прекратил свое существование. Он умер и отправился к праотцам. Теперь это уже покойный Союз. Лишившись жизни, он уже кормит червей. Теперь он бывший Союз (и он не просто ушел на покой). Та масса суши, которую он прежде занимал, теперь принадлежит новым странам, носящим хорошо знакомые всем названия, такие как Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия, которая, я подозреваю, станет называться Sellhighrussia, как только капитализм одержит там верх. Тем не менее, хотя физическое существование Советского Союза подошло к концу, он никуда не исчез. Он просто переместился в иную плоскость существования. Он переселился в сферу мифов и тайн, страхов и сказок, где он присоединился к другим империям, которые сначала нужно вообразить, чтобы в них поверить (и неважно, существовали они на самом деле или нет) — империям добра и империям зла, таким империям, как Атлантида, Древний Рим, Срединное царство, страна Оз и Третий рейх.

Даже когда Советский Союз еще был жив, он представлял собой некое сказочное королевство, место, где царила чернейшая из всех черных магий. Да разве могло быть иначе? В конце концов, это было государство, основанное на грандиозной и хитроумной фантазии — фантазии о власти рабочих, фантазии, которую поддерживал не только жестокий и пропитанный кровью аппарат страха, но и — особенно в самые кошмарные десятилетия — слепое рвение миллионов последователей внутри и за пределами его границ. Литература, посвященная Советскому Союзу, была пропитана причудливой фантасмагорией. Практически любое слово советских журналистов было выдумкой, выдаваемой за факты, в то время как любой советский писатель, мечтающий опубликовать честный социальный анализ, должен был маскировать факты под художественный вымысел. Многие книги, восхваляющие Советский Союз, рассказывали читателям о вымышленном мире. Между тем, авторы самой убедительной критики в его адрес делали то же самое, хотя и намного более осознанно — «Мы» Замятина, «Скотный двор» и «1984» Оруэлла. Самым зловеще точным визуальным портретом СССР накануне распада стал культовый фильм Терри Джиллиама (Terry Gilliam) «Бразилия» («Brazil»). Этот фильм не имеет непосредственного отношения к Советскому Союзу (и к Бразилии тоже), и я очень сомневаюсь, что Джиллиам имел в виду именно СССР, когда снимал его. Тем не менее, ему удалось ухватить самую суть. Если вы хотите составить представление об этом крайне странном государстве накануне его распада, посмотрите «Бразилию».

Мне довелось побывать в Москве трижды. Когда я приехал туда в первый раз, Москва показалась мне не столько иностранным городом, сколько чужой планетой — планетой, которая по какому-то странному совпадению была очень похожа на Землю. Эта далекая планета, как и наша Земля, была населена двустороннесимметричными двуногими существами, которые, подобно нам с вами, надевали на себя одежду, соответствующую их полу, ездили на четырехколесных транспортных средствах, жили в постройках, напоминавших огромные коробки, и употребляли в пищу продукты на основе зерна, чтобы насытиться и восстановить силы. У них были эквиваленты практически всего, что было у нас — ботинки, газеты, светофоры — но в этих привычных бытовых предметах всегда проскальзывало нечто, что делало их чрезвычайно странными. И невозможно было сказать, что меня больше пугало — их сходство с привычными нам предметами или отличие от них. К примеру, у них были магазины, и вывески на них четко давали понять, что в них можно было найти — ПРОДУКТЫ, МОЛОКО, ФОТОГРАФИЯ, РЕМОНТ, но внутри вас неизменно встречали грязные пустые витрины и длинные извилистые очереди людей. Так было три года назад. Сегодня все выглядит примерно так же, однако теперь эту серую планету постепенно начинают колонизировать земляне.

Еще три года назад так можно было время от времени увидеть большие плакаты с лозунгом: «ТОВАРИЩИ! МЫ СТРОИМ КОММУНИЗМ». Во время моего второго визита в Москву я увидел только один похожий плакат — печатные буквы на красном фоне — но когда я попросил кого-то перевести мне надпись, оказалось, что там было написано: «ВКЛАДЫВАЙТЕ ДЕНЬГИ В ВЫСОКОДОХОДНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ». Теперь вывески на магазинах рекламировали батончики Mars, автомобили Hyundai и электронику Panasonic. Но все эти вывески и надписи — будь то коммунистические лозунги или лозунги и надписи эпохи перестройки и посткоммунизма — рекламировали вещи и понятия, которые были либо недоступны простым людям, либо попросту не существовали.

Я заметил и другие изменения. Очереди в государственных магазинах стали длиннее, чем еще полтора года назад, однако появилось довольно много ярких свидетельств процветания частной коммерции. Спуски в метро и подземные переходы теперь были заставлены самодельными прилавками, с которых люди продавали книги, журналы, шарфы, цветы, жевательную резинку и баночное немецкое пиво. Еще одним бросающимся в глаза новшеством стали музыканты в метро. То же самое можно сказать и о бездомных. Три года назад самой желанной газетой был еженедельник Moscow News, который издавался агентством печати «Новости» и должен был взять на себя роль рупора гласности. Полтора года назад такой газетой стал деловой еженедельник «Коммерсант». Теперь его место заняла сдержанная «Независимая газета», выходящая трижды в неделю, и бойкое петербургское ежедневное издание «Час пик». Три года назад любой американец, приехавший в Москву, чувствовал себя неуязвимым. Теперь же любой прибывший иностранец обязательно встретит человека, которого недавно ограбили. Но Москва все равно остается гораздо более безопасным местом, чем Нью-Йорк.

Если у вас есть доллары и несколько русскоязычных друзей, готовых вам помочь, Содружество независимых государств станет для вас настоящим потребительским раем. Я прилетел сюда с большой скидкой, благодаря щедрой бонусной программе компании Pan Am, и остановился в квартире друга моего друга. Полка в ночном поезде до Санкт-Петербурга обошлась мне всего в 26 центов в пересчете с рублей, поэтому, когда я ехал обратно, я выкупил все четырехместное купе. Ланч на троих в «кооперативном» ресторане (маринованные овощи, неплохая пицца и коньяк) стоил мне около 38 центов. За двусторонние советские галстуки, купленные мной в ЦУМе, Gimbel's московского Macy's, гораздо более популярного ГУМа, я заплатил по пять центов. Одна поездка на метро стоила около двух десятых цента. В целом эта девятидневная поездка в Москву обошлась мне примерно в 200 долларов, и большую часть этой суммы я потратил на подарки и ужины для моих русских друзей и сувениры, которые я привез своим родным и близким.

Я часто спрашивал москвичей, оставил ли коммунизм что-то хорошее после себя. И практически всегда получал один и тот же ответ: Метро, легендарный московский метрополитен, который стал решающим доводом для целого поколения американских коммунистов. И с этим трудно спорить: московский метрополитен — это единственный советский институт, который бесспорно опережает свои аналоги во всем мире. Подобно египетским пирамидам, храмам инков, римскому Колизею, он излучает величие, которое затмевает нравственную убогость его истоков. Один мой русский знакомый добавил к списку достижений коммунизма еще «семь сестер» Сталина — псевдоготические небоскребы, которые очень выделяются на фоне городского пейзажа. «Мне лично они не нравятся, — признался мой приятель, — но моя восьмилетняя дочь обожает их. Она говорит, что это волшебные замки. Она считает, что там, должно быть, живут гремлины и гоблины». Мудрая девочка.

Перевод: inosmi.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.