НА КАЛЕНДАРЕ

Завод, где выпускали лампочки для кремлевских звезд

Ксения Воротынцева, portal-kultura.ru   
19 Августа 2022 г.

Музей Москвы запустил экскурсии по зданиям Московского электролампового завода. Когда-то здесь кипела бурная производственная жизнь. Что же осталось от предприятия, где раньше делали лампы для кремлевских звезд?

Завод, где выпускали лампочки для кремлевских звезд

Небольшой деревянный домик. Скорее даже — будка: таких, кажется, давно не осталось в столице. Рядом вьются ржавые рельсы. Они выныривают из-под заводских ворот и убегают куда-то в сторону МЦК. Мы стоим у главного входа в готическое здание бывшего МЭЛЗ — Московского электролампового завода. Когда-то здесь кипела жизнь: железная дорога была построена, чтобы вывозить готовую продукцию — например, громоздкие тяжелые трансформаторы. Теперь она выглядит заброшенной, хотя тех, кто попадет на территорию завода, ждет сюрприз: внушительная сеть железнодорожных путей и дремлющий в тупике деревянный снегоочиститель — свидетель советской эпохи.

Пройти через проходную не так просто: нужно, чтобы кто-то сделал пропуск. Огромные здания бывшего МЭЛЗ сдаются в аренду, однако здесь до сих пор находятся предприятия АО «Электрозавод», где производятся трансформаторы. Поэтому правила строгие. К счастью, Музей Москвы в июле запустил экскурсии по зданиям Электрозавода, которые продлятся до 28 августа. Заходим с экскурсоводом через проходную, за нами просачиваются разноцветные аниме-девочки и мальчики: позже мы увидим их в одном из местных лофтов, накладывающими макияж перед фотосессией. По сравнению с другими фабриками, где в последние годы открылись кофейни и коворкинги, здание выглядит обшарпанным и неухоженным. Помпезная парадная лестница, когда-то разделявшая людские потоки (а здесь одновременно могло работать больше 20 тысяч человек), пустая и грязная: на пыльном оконном стекле кто-то нарисовал трогательные сердечки. Разбиты световые панно, изображавшие тружеников завода. Точнее, тружениц: когда-то здесь собирали лампы и кинескопы, и монотонной кропотливой работой занимались в основном женщины. Многие помещения сдаются в аренду: заглянув в открытую дверь, можно обнаружить винтажный магазинчик (с бабушкиными театральными сумками, стоящими, правда, дороже новых) или кофейню с огромным мотоциклом в интерьере.

Судьба этого здания складывалась непросто. Завод начали возводить в годы Первой мировой — когда решили эвакуировать из Риги производство резиновых изделий: немцы активно наступали. Строительство началось в 1915-м, причем архитектор Георгий Евланов, ученик Романа Клейна, задумал необычную готическую постройку — с башенками и стрельчатыми окнами. Однако едва успели завершить три этажа, как грянула революция, а за ней и Гражданская. Строительство остановилось. Лишь в 1925-м, когда руководство страны задумалось об индустриализации, вспомнили про роскошный недострой. Впрочем, денег не было, да и вкусы изменились, поэтому новые этажи возвели в более лаконичном стиле, хотя некоторые готические элементы — те же узкие стрельчатые окна — все-таки можно увидеть на главном фасаде.

В 1926-м здесь разместился завод «Металлист», затем «Прожектор», а в 1928-м состоялся официальный запуск Электрозавода. Между прочим, с ним связана удивительная шпионская история. В СССР не умели делать вольфрамовую нить для электроламп — только угольную, которая служила недолго и к тому же слишком сильно коптила. Запад отказался делиться технологиями с советским государством, и тогда была развернута шпионская операция, которой руководил сам Феликс Дзержинский. С помощью трех немецких рабочих, сочувствовавших коммунистическому движению, — Францу Гайслеру, Вилли Коху и Гансу Ольриху, — удалось выведать нужные секреты. В итоге в СССР тоже стали изготавливать вольфрамовую нить и на Электрозаводе появился вольфрамовый отдел. Иностранных рабочих здесь постепенно становилось все больше: для многих пролетариев молодое советское государство стало символом нового справедливого общества. Однако уже в 30-е ситуация изменилась. Гайслер, Кох и Ольрих, переехавшие в СССР и получившие новые имена, оказались репрессированы, уцелевшие иностранцы уехали: страна бездумно и безжалостно разбрасывалась ценными кадрами.

Об этом мы узнаем, пока идем по мрачным лабиринтам здания. Под ногами — железные плиты, рассчитанные на тяжело нагруженные тележки. Некоторые помещения не сдаются в аренду, но и производства в них тоже нет: световые окошки между коридором и цехами зияют чернотой. Кстати, коридоры здесь бесконечно длинные: проход от одного конца здания в другой займет минут двадцать. И, скорее всего, по дороге вы почти никого не встретите.

А ведь тут в 1937 году сделали электролампы для кремлевских звезд. В 1958-м — первый советский цветной масочный кинескоп. Еще здесь изготавливали трансформаторы для Московского метрополитена, Останкинской телебашни, Кремлевского дворца съездов. В 1990-е все рухнуло. По Сети гуляет цитата из воспоминаний одного из рабочих завода АТЭ-1 (автотракторного электрооборудования), располагавшегося в другом крыле здания. Из комментария можно понять, каким был МЭЛЗ накануне распада СССР, в 1990 году: «...меня потряс огромный, многокилометровый конвейер. Судя по конфигурации тележек, он был предназначен для передвижения кинескопов из одного цеха в другой. Иногда я проходил совершенно пустые, заброшенные помещения под потолком, но даже там то и дело откуда-то из стен, потолков, пола появлялся и исчезал этот конвейер... Однажды я попал в помещение, огромное по размерам, темное — света не было вообще. Мне же приспичило посмотреть, что с другой стороны... Идти на ощупь было страшно — ничего не видно, зато рядом конвейер. И вот я сел на тележку и потянулись минуты полной темноты. Было не по себе и в то же время очень интересно... Я не видел, куда попаду, больше всего боялся, что тележка завернет куда-нибудь в сторону. Или заедет в какую-нибудь печку с горелками для обжигания (я там такие видел). Также там вдоль многих стен была проложена полудюймовая труба, не помню какого цвета, но на ней было иногда написано «Азот» — видимо, кинескопы охлаждали... В тот раз все обошлось, я проехал стены и попал в какое-то очередное помещение. Завод сильно напоминал кадры из научной фантастики, особенно конвейер. Люди в МЭЛЗе ходили в белых халатах кое-где».

Сегодня здесь едва теплится фабричная жизнь: в некоторых цехах с лязгом движутся огромные краны, одинокий рабочий в униформе толкает тележку. На железных дверях — угрожающие надписи: «Внимание! Опасная зона. За дверью — шахта лифта». А по соседству — трогательная морда магистра Йоды и предупреждение «Надень масоньку!». Прошлое и настоящее причудливо перемешалось, хотя запустения все равно больше. Впрочем, для экскурсантов это прекрасная возможность увидеть останки советской эпохи — еще не тронутые «урбаниной». Возможно, скоро все будет по-другому. В конце 2020 года совместное предприятие Сбербанка и АФК «Система» (ООО «Мегаполис-Инвест») стало владельцем группы «Электрозавод». Было объявлено, что на земельных участках группы «Электрозавод» будет реализован девелоперский проект. Пока о строительстве ничего не слышно, но поклонники аутентичности волнуются — сохранится в интерьерах хоть что-нибудь историческое? Хотя, по совести, не очень понятно, как придать запущенным помещениям жилой вид. А может быть, огромное кирпичное здание попросту снесут? Земля здесь дорогая — район тихий и чистый, центр — почти рядом. В любом случае, тем, кому хочется побродить среди призраков истории, визит советуют не откладывать.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.