Среди всех произведений искусства, изготовленных в царское время, наибольшей роскошью впечатляют яйца Фаберже. Это серия подарков, создаваемых в интервале с 1885 по 1917 год. Как правило, их вручали женам последних российских императоров, Александра III и Николая II. Будучи избыточно дорогими и композиционно очень сложными изделиями, яйца Фаберже получили ошеломительную известность во всем мире. Число их обожателей велико, но также существует и те, кто критикует эти изделия по ряду художественных свойств.
Яйца Фаберже: история
В 1885 году российский император Александр III вручил своей супруге, Марии Федоровне, богато украшенное пасхальное яйцо, выполненное из матового золота и белой эмали. Помпезность и дороговизна подарка объясняется тем, что царица заскучала в неродной для нее России и участившиеся покушения на представителей правящего дома заметно усилили ее хандру. Ее царственный муж решил скрасить тревоги и одиночество жены, вручив ей подарок, приблизительно похожий на то, что она видела у себя на родине, в Дании (Мария Федоровна родилась в Копенгагене и до принятия православия звалась Мария София Фредерика Дагмар). Гордостью коллекции ювелирных украшений этой страны считают декоративное пасхальное яйцо XVIII века, вырезанное из слоновой кости. Композиционно и эстетически императорский подарок жене осознанно повторяет многие решения датского экземпляра.
Вопреки визуальному сходству подарка и старинного ювелирного изделия, которое она видела у себя на родине, они значительно отличались. В первую очередь тем, что внутри подаренного Александром III яйца крылся сюрприз: внутри желтка, изготовленного из матового золота, находилась небольшая механическая курочка (длиной всего-то 35 мм) с глазами из алого рубина. Это изделие настолько сильно понравилось правящей чете, что в тот же миг император решил сделать автора работы, Карла Фаберже, штатным ювелиром императорского дома, а традиция вручения богато украшенных яиц укореняется и становится ежегодной.
С этого началось стремительное возвышение Карла Фаберже и его ювелирной компании. Всего они изготовят 71 такое яйцо, 54 из которых были сделаны специально для императорского дома Романовых, остальные (значительно, впрочем, уступающие в роскоши) предназначались богатейшим людям своего времени. На изготовление одного яйца для правящего дома в среднем уходило около одного года, работа представляла собой изнурительный и скрупулезный труд.
Прочая продукция компании
Не совсем верным было бы считать, что все яйца были изготовлены обрусевшим немцем французского происхождения Карлом Фаберже. На него работала большая интернациональная команда профессиональных ювелиров. Большей частью его работники отчего-то были выходцами из Финляндии, но правой рукой Карла был русский умелец Михаил Перхин, довольно рано, к несчастью, покинувший наш мир из-за застарелого сифилиса.
Также несправедливо устоявшееся мнение, согласно которому на студии Карла Фаберже делали только одни декоративные пасхальные яйца. Это не так, в компании был широчайший ассортимент изготавливаемых изделий. Яйца, кстати, даже не были самыми дорогими изделиями фирмы. Известно, например, что колье, которое Николай II вручил своей жене на свадьбу, стоило 250 тысяч рублей, а самое дорогое из всех сделанных яиц лишь 25 тысяч рублей (что, впрочем, тоже колоссально дорого). Ювелиры Карла Фаберже вообще старались держать руку на пульсе эпохи: в моду входит курение – получайте серию богато украшенных портсигаров. Развивается фотография – декоративные рамки от компании Фаберже прекрасно подчеркнут изысканность вашего снимка.
Компания гибнет в год крушения царской России. Карл Фаберже, впрочем, ненадолго пережил свое дело: он гибнет в 1920 году на исторической родине своей семьи, во Франции, в возрасте 74 лет.
Критический взгляд на яйца Фаберже
Вопреки тому, что большая часть искусствоведов восхищается изделиями компании, а профессионализм самих ювелиров никогда не ставился под сомнение, все-таки периодически слышны голоса людей, недовольных производством компании. Определенное удивление у профессионалов вызвали кичливые электрические дверные звонки в виде черепашек.
Больше всего достается тем самым пасхальным яйцам, которые когда-то вознесли фирму Карла Фаберже на недосягаемые высоты. В первую очередь критики обращают внимание на банальность выбранной формы: подобными яйцами сложно было кого-то удивить в Европе, ведь их начали изготавливать еще в XVI веке и, таким образом, сама идея не нова.
Самым же ярым и последовательным критиком производства компании был русско-американский писатель Владимир Набоков. В частности, он оставил такое воспоминание о ювелирной фирме: «Мы проходили мимо выставочных окон Фаберже, чьи высоко ценимые царской семьёй минеральные монстры - осыпанные каменьями тройки, красующиеся на мраморном страусовом яйце, и тому подобное - были для нашей семьи эмблемами крикливой безвкусицы».
Практически на каждое произведение искусства находятся критики. Но время всё расставляет все по своим местам. Мало, наверное, людей, которые не знают о ювелирной компании Карла Фаберже и его работах. А значит, не затерялись в эпохах его изделия. Кстати, известно примерно 250 000 предметов, созданных ювелирной фирмой Фаберже за 45 лет, с 1872 по 1917 год.
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.