Яйца Фаберже: кому красота, а кому и банальность |
Павел Каменев, cyrillitsa.ru |
07 Октября 2020 г. |
Среди всех произведений искусства, изготовленных в царское время, наибольшей роскошью впечатляют яйца Фаберже. Это серия подарков, создаваемых в интервале с 1885 по 1917 год. Как правило, их вручали женам последних российских императоров, Александра III и Николая II. Будучи избыточно дорогими и композиционно очень сложными изделиями, яйца Фаберже получили ошеломительную известность во всем мире. Число их обожателей велико, но также существует и те, кто критикует эти изделия по ряду художественных свойств. Яйца Фаберже: историяВ 1885 году российский император Александр III вручил своей супруге, Марии Федоровне, богато украшенное пасхальное яйцо, выполненное из матового золота и белой эмали. Помпезность и дороговизна подарка объясняется тем, что царица заскучала в неродной для нее России и участившиеся покушения на представителей правящего дома заметно усилили ее хандру. Ее царственный муж решил скрасить тревоги и одиночество жены, вручив ей подарок, приблизительно похожий на то, что она видела у себя на родине, в Дании (Мария Федоровна родилась в Копенгагене и до принятия православия звалась Мария София Фредерика Дагмар). Гордостью коллекции ювелирных украшений этой страны считают декоративное пасхальное яйцо XVIII века, вырезанное из слоновой кости. Композиционно и эстетически императорский подарок жене осознанно повторяет многие решения датского экземпляра. Вопреки визуальному сходству подарка и старинного ювелирного изделия, которое она видела у себя на родине, они значительно отличались. В первую очередь тем, что внутри подаренного Александром III яйца крылся сюрприз: внутри желтка, изготовленного из матового золота, находилась небольшая механическая курочка (длиной всего-то 35 мм) с глазами из алого рубина. Это изделие настолько сильно понравилось правящей чете, что в тот же миг император решил сделать автора работы, Карла Фаберже, штатным ювелиром императорского дома, а традиция вручения богато украшенных яиц укореняется и становится ежегодной. С этого началось стремительное возвышение Карла Фаберже и его ювелирной компании. Всего они изготовят 71 такое яйцо, 54 из которых были сделаны специально для императорского дома Романовых, остальные (значительно, впрочем, уступающие в роскоши) предназначались богатейшим людям своего времени. На изготовление одного яйца для правящего дома в среднем уходило около одного года, работа представляла собой изнурительный и скрупулезный труд. Прочая продукция компанииНе совсем верным было бы считать, что все яйца были изготовлены обрусевшим немцем французского происхождения Карлом Фаберже. На него работала большая интернациональная команда профессиональных ювелиров. Большей частью его работники отчего-то были выходцами из Финляндии, но правой рукой Карла был русский умелец Михаил Перхин, довольно рано, к несчастью, покинувший наш мир из-за застарелого сифилиса. Также несправедливо устоявшееся мнение, согласно которому на студии Карла Фаберже делали только одни декоративные пасхальные яйца. Это не так, в компании был широчайший ассортимент изготавливаемых изделий. Яйца, кстати, даже не были самыми дорогими изделиями фирмы. Известно, например, что колье, которое Николай II вручил своей жене на свадьбу, стоило 250 тысяч рублей, а самое дорогое из всех сделанных яиц лишь 25 тысяч рублей (что, впрочем, тоже колоссально дорого). Ювелиры Карла Фаберже вообще старались держать руку на пульсе эпохи: в моду входит курение – получайте серию богато украшенных портсигаров. Развивается фотография – декоративные рамки от компании Фаберже прекрасно подчеркнут изысканность вашего снимка. Компания гибнет в год крушения царской России. Карл Фаберже, впрочем, ненадолго пережил свое дело: он гибнет в 1920 году на исторической родине своей семьи, во Франции, в возрасте 74 лет. Критический взгляд на яйца ФабержеВопреки тому, что большая часть искусствоведов восхищается изделиями компании, а профессионализм самих ювелиров никогда не ставился под сомнение, все-таки периодически слышны голоса людей, недовольных производством компании. Определенное удивление у профессионалов вызвали кичливые электрические дверные звонки в виде черепашек. Больше всего достается тем самым пасхальным яйцам, которые когда-то вознесли фирму Карла Фаберже на недосягаемые высоты. В первую очередь критики обращают внимание на банальность выбранной формы: подобными яйцами сложно было кого-то удивить в Европе, ведь их начали изготавливать еще в XVI веке и, таким образом, сама идея не нова. Самым же ярым и последовательным критиком производства компании был русско-американский писатель Владимир Набоков. В частности, он оставил такое воспоминание о ювелирной фирме: «Мы проходили мимо выставочных окон Фаберже, чьи высоко ценимые царской семьёй минеральные монстры - осыпанные каменьями тройки, красующиеся на мраморном страусовом яйце, и тому подобное - были для нашей семьи эмблемами крикливой безвкусицы». Практически на каждое произведение искусства находятся критики. Но время всё расставляет все по своим местам. Мало, наверное, людей, которые не знают о ювелирной компании Карла Фаберже и его работах. А значит, не затерялись в эпохах его изделия. Кстати, известно примерно 250 000 предметов, созданных ювелирной фирмой Фаберже за 45 лет, с 1872 по 1917 год. И вот ещё публикации, связанные с искуством:
|
|