
Началась подготовка к интереснейшему авиаперелету. Из США, через Аляску и Сибирь в столицу России полетит целая авиаэскадра самолетов, которые СССР получал по ленд-лизу, рассказывает "Российская газета".
Инициатором этой весьма непростой экспедиции выступило Русское авиационное общество. Надо сказать, инициатива нашла немало сторонников за океаном. В США Фонд полетов "BRAVO 369 Flight Foundation" и Русское авиационное общество подписали меморандум об организации и участии в совместном проекте "Аляска-Сибирь 2015". Для реализации проекта образован Оргкомитет во главе с дважды Героем Советского Союза летчиком-космонавтом А.А. Леоновым.
 |
Александр Покрышкин, его боевые однополчане и любимый истребитель - американская Alracobra. Фото: Репродукция В.Зинина / ТАСС |
Самолеты, предоставлявшиеся Советскому Союзу по ленд-лизу, доставлялись в нашу страну морским путем на транспортных судах и своим ходом, в том числе по трассе Грейт-Фолс (штат Монтана) - Фэрбанкс (Аляска) - Красноярск (Сибирь). Самолеты пролетали над территорией США около 5000 км. Над территорией СССР только до Красноярска - 6400 км. А дальше разлетались по фронтовым местам назначения. В общей сложности американские машины, прежде чем вступить в состав советских ВВС, пролетали около 14000 км. Это, кстати, говорит об их надежности.
Перегоночная трасса Аляска - Сибирь действовала с 1942 по 1945 год.
Всего в СССР из США по этому маршруту перелетело 7926 самолетов. И они внесли немалый вклад в нашу общую Победу.
Американские истребители пользовались популярностью среди наших асов. На Bell P-39 "Airacobra" летал знаменитый Александр Покрышкин - трижды Герой Советского Союза. Летая на американской "воздушной кобре" с весны 1943-го до мая 1945-го, он сбил 48 вражеских самолетов, доведя счет своих личных побед до 59.
К концу Великой Отечественной войны американские истребители Р-39N и Р-39Q являлись основными истребителями, которые СССР получал по ленд-лизу. Всего в СССР было отправлено 4952 из 9584 произведенных машин этого типа.
В нашу страну поставлялись самые различные самолеты - истребители, бомбардировщики, разведчики, транспортные и пассажирские. К величайшему сожалению, ни одна из них у нас не сохранилась. А вот на Западе отношение к исторической технике совершенно иное. Наиболее раритетные образцы там берегут, поддерживая их работоспособность на протяжении десятилетий. Если машину сохранить не удается, создают ее точную копию, так называемую реплику, и показывают в действии. Это всегда производит завораживающее впечатление.
Стыдно сказать, но пилотажная группа, состоящая из реплик советских истребителей И-16, летает не в России, а в далекой Австралии.
Наши соотечественники, увы, могли видеть самолеты, бившиеся в небе Второй мировой, только если попадали на зарубежные авиашоу. Ситуация изменилась буквально несколько лет назад. В Россию на аэродром в Жуковском для участия в салонах МАКС и больших авиационных праздниках стали прилетать раритетные гости из-за рубежа. И в 2015 году группа американских самолетов-ветеранов, взлетев в США в мае, преодолев расстояние в тысячи километров, должна приземлиться в Жуковском в канун открытия Международного авиационно-космического салона. Боевые самолеты далеких сороковых годов станут полноправными участниками воздушных показов все время работы МАКС-2015. А затем, как предполагается, часть из них останется в России для показа не только в Москве, но и в других городах страны.
Презентация проекта "Аляска-Сибирь 2015" состоялась на прошлой неделе в музее Вооруженных сил РФ. Кроме того, были представлены две интереснейшие хорошо изданные монографии: "Русская авиация в Первой мировой войне" и "Дальняя авиация. Век в полете".
Даже в год столетия начала Первой мировой о сражениях первых русских асов рассказывалось мало. А ведь среди них были настоящие герои и выдающиеся мастера воздушного боя. И дальняя бомбардировочная авиация зародилась именно в России. Первыми полноценными бомбардировщиками были "Ильи Муромцы". А сегодня самые мощные и самые красивые в мире стратегические ракетоносцы - наши "Белые лебеди" Ту-160.
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Вселенная звука: непревзойденный Бах
Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
-
«Желаю всем мира и благополучия»
Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
-
Крушение. Рассказ (ч.5)
Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
-
Известное о Неизвестном
Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
-
И стали они жить вместе…
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
-
Легенда советского джаза Леонид Утесов
Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
-
«Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
-
Крушение. Рассказ (ч.4)
Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
-
98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
-
«Мы недооценили противника»
Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
-
Крушение. Рассказ (ч.3)
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
-
Возвращение к Можайскому (ч.2)
Подведу итоги сказанного ранее.
-
Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
-
Крушение. Рассказ (часть 2)
Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
-
Возвращение к Можайскому (ч.1)
21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
-
День весеннего равноденствия. Рассказ
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
-
До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
-
Можем повторить?
Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
-
Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
-
Крушение. Рассказ (ч.1)
Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
|