НА КАЛЕНДАРЕ

Второе рождение сада Ракицкого

Татьяна Филиппова, portal-kultura.ru   
28 Марта 2023 г.

В Тарусе новая достопримечательность — дом и сад Николая Ракицкого, ученого, создавшего на окраине города уникальный дендрарий. После его смерти сад пришел в упадок, но три года назад у него появился новый хозяин, решивший восстановить коллекцию растений и ту роль, которую сад играл в жизни тарусян.

Запустевший дом и сад ученого Ракицкого попали в хорошие руки – теперь не узнать

Николай Петрович Ракицкий — один из тех ученых, с которых Михаил Булгаков списывал своего профессора Преображенского. Булгаков и Ракицкий были хорошо знакомы, поэтому не исключено, что какие-то черты Николая Петровича действительно достались профессору, хотя Ракицкий не выращивал новых людей, а пересаживал растения на новую почву.

Филолог и философ по образованию, полученному в Киевском университете Святого Владимира, Ракицкий сумел окончить еще и сельскохозяйственную академию в Баварии и к 1917 году уже был молодым ученым. В двадцатых годах он занимался исследованием экономических ресурсов Крыма, в 1922-м вместе с женой переехал в Москву, а четыре года спустя перебрался в Тарусу, где получил в свое распоряжение заброшенный пустырь, на котором построил дом и разбил сад.

Как сотрудник ведомства, занимавшегося защитным лесоразведением, Ракицкий много путешествовал по стране, из всех поездок он привозил растения, которые стремился акклиматизировать к условиям Тарусы. Сад становился все более пышным и разнообразным: в 1939 году, судя по дневниковым записям, в нем росли аралия маньчжурская и канадская ель, румелийская сосна и конский каштан, и еще много, много других деревьев и кустарников: одной только сирени у Ракицкого было десять сортов. Сиреневым клином можно было любоваться из гостиной, а окно кабинета открывалось в аллею чубушников — разновидность жасмина.

  • Николай Ракицкий

В 1979 году Николая Петровича не стало, жену, писательницу Софью Федорченко, он похоронил двадцать лет назад, и сад остался бесхозным. За полвека полностью зарос и был бы, скорее всего, просто вырублен следующим владельцем... если бы не ковидный карантин. Как в русской поговорке — не было бы счастья, да несчастье помогло. Дом и сад Ракицкого попали в хорошие руки благодаря карантину. Дизайнер Женя Жданова, новая хозяйка дендрария, рассказала, как это произошло.

— У моей мамы здесь дача, мама построила в Тарусе домик, который я, как специалист, помогала оформлять. И так случилось, что в пандемию, когда было страшно и непонятно, что будет и как, я забрала сюда детей, и мы два месяца сидели у мамы на даче.

Как-то мы с Сережей, моим младшим сыном, вышли прогуляться вдоль берега реки и, спускаясь по тропинке, услышали итальянскую речь. Тропиночка узкая, не встретиться нельзя, и, сделав еще несколько шагов, мы встретили Марко Бравура, итальянского художника-мозаичиста, который гулял со своим другом Фердинандо. Перемолвились несколькими словами, возникла симпатия, он пригласил нас в мастерскую и подарил свою книгу. На следующий день я пришла к нему со своей книгой, дальше я познакомилась с Исмаилом Ахметовым, предпринимателем, коллекционером мозаики и меценатом, он провел меня по домам известных художников, которые живут в Тарусе... Я поняла, что сообщество, в котором я оказалась, мне очень близко и мне хочется продолжить общение и остаться в Тарусе.

  • Дизайнер Женя Жданова

Открываю «Циан», и вижу две фотографии. На одной — старинные изразцы, я сразу их оценила, на второй — заросший сад. Я стала гуглить, и вижу — дом советского ученого-агронома, объект культурного наследия, продается. В тот же день я посмотрела сад и сразу почувствовала его магию, как будто сделала шаг в прошлое. Через два дня я приняла решение, еще через день оформила покупку.

— Что было в доме, когда вы в него вошли?

— Месиво из предметов, скопившихся за несколько десятилетий. Первое, что я сделала, — устроила генеральную уборку. Пригласила своих коллег-искусствоведов, мы вместе сделали опись всего, что нашли. Предметы, не связанные с жизнью Ракицкого, мы безжалостно удалили и стали смотреть, что у нас есть аутентичного. Нашли кровати, столики, кружева, зеркала, все это требовало реставрации. Коллекцию кружева мы восстанавливали больше года, много людей пришлось вовлечь, потому что материал очень сложный.

Женя Жданова — человек энергичный, из тех, у кого в руках все горит, поэтому дом через год был приведен в порядок. Стены и потолки отчистили, кружевные накидки заняли положенное им место на столах и столиках, а рядом с изразцовой печью встало старинное кресло — одно из двух, которые Ракицкий и его жена купили у владельцев цветаевского дома. Второе сейчас стоит в Тарусском краеведческом музее.

Сад восстанавливается так же кропотливо: первым делом все деревья переписали, при участии фитопатологов определили их состояние. На самых старых установили динамические и статические стяжки, которые помогают им удерживать напор ветра. По дневникам Николая Петровича проследили историю сада — какие растения и в каком году в него были подсажены. Нашли фотографии, на которых он изображен во всем великолепии — молодым и цветущим.

В своей второй жизни сад Ракицкого будет так же хорош — его проектированием занимается петербургское ландшафтное бюро «Мох», которое всегда стремится подчеркнуть естественную красоту природы. Кто хочет увидеть пример — может дождаться лета и заглянуть в «Новую Голландию». «Мох» вырастил там реющий в воздухе Сад трав — цветник из злаков и многолетников.

На сад у Жени Ждановой большие планы — он и в прошлом году, когда его еще только-только расчистили, превратился в площадку для нескольких серий лекций и мастер-классов. Даже забор стал выставочным пространством — на нем Женя вывесила напечатанные на керамике изображения картин, которые Ракицкий подарил тарусской художественной галерее. К сожалению, для того чтобы рассказать о Ракицком-коллекционере, в этой статье просто нет места, нужно писать еще одну. 200 полотен из своего собрания он подарил городу — среди них был и Поленов, и Айвазовский, и другие первоклассные мастера.

Нынешней весной и летом в саду опять будет много событий. У Жени масса проектов, некоторые из них поддержал Фонд президентских инициатив. В саду будет построена сцена Зеленого театра — для камерных концертов и творческих вечеров. Впереди — творческий фестиваль «Флирт цветов» и фестиваль дизайна и ремесел «Жизнь под открытым небом», иммерсивный спектакль «Алиса в стране чудес» и теневой театр, мастер-классы по сервировке и вечерние лекции вокруг телескопа. А еще ботанические настольные игры, лекции о русских народных промыслах — Таруса ведь была известна как город мастеров, гончаров и вышивальщиц.

Может быть, в программу войдет и лекция — или, скорее, рассказ о жене Николая Петровича Ракицкого, Софье Федорченко, которая перед революцией была известной писательницей, автором книги «Народ на войне», составленной по записям, которые она сделала в годы Первой мировой, как сестра милосердия. Сейчас ее имя забыто, а когда-то оно было известно на всю Россию. Может быть, вместе с возрожденным садом вернется имя той, для кого Николай Петрович его выращивал. Программа возвращения имен уже запущена: по обращению Жени управление города приняло решение переименовать Безымянный переулок, с которым граничит сад, в улицу Ракицкого. Это решение поддержали все жители Тарусы. Не исключено, что скоро адрес дома и сада изменится: не улица Шмидта, 38, как сейчас, а улица Ракицкого, дом 1.

***

Повезло дому и саду, что они обрели в лице дизайнера Жени Ждановой настоящего хозяина, который будет сохранять и преумножать созданный здесь мир растений, тщательно следить за постройкой и оживит все это пространство интересными мероприятиями.

На нашем сайте читайте также:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Пренебрегая правдой
    С момента печально известного XX съезда компартии Советского Союза прошло 68 лет (1956 г.)
  • Классик, который всегда с тобой
    21 июля исполнилось 125 лет со дня рождения Эрнеста Хемингуэя.
  • Искушение «Валькирией»
    А если бы Гитлер был убит 20 июля 1944 года?
  • Поклон «Одессе-маме»
    130 лет назад родился Исаак Бабель
  • Сказание о Муравьеве-Амурском
    В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
  • Возвращение индексации
    Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
  • Цезарю и не снилось. Древний мир и современная эпоха
    История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
  • Солнце светит всем
    Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
  • «Жизнь на исходе – чудо!»
    Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.
  • На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка
    Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
  • Кирзовые сапоги
    Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
  • Вот что нужно повторить
    Вслед 80-летию открытия Второго фронта
  • Если завтра война…
    О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
  • Исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Визбора
    Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
  • «Не верь, разлукам, старина…»: вспоминая Юрия Визбора
    В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
  • 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой
    Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз