НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-06-06-03-37-28
«Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
2025-05-27-23-42-20
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из...
2025-06-03-11-14-01
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее...
2025-06-02-23-47-38
150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
2025-06-19-06-51-14
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре...

Воздушная гавань Иркутска. От воздушного шара до реактивных самолётов

14 Января 2016 г.

 

Иркутскому аэропорту, одному из старейших аэропортов России, исполнилось 90 лет. На большой карте мира город Иркутск отмечен маленькой точкой. Считается, что на всём земном шаре есть всего двадцать пять «золотых», удобных для воздушного транспорта точек, которые трудно миновать. Иркутск является одной из таких.

Но самые первые шаги покорителей воздушных пространств были продиктованы не столько перспективами международных перелётов, сколько желанием сделать доступными многие отдалённые населённые пункты, добраться к которым наземным транспортом по необъятной Иркутской губернии, с её сложным географическим ландшафтом, горами, реками, озером Байкал, было весьма сложно.

Иркутск издавна отличался масштабами образованности, научного и технического прогресса, передовыми идеями. И, несомненно, когда в мире только-только появились воздушные шары, они не могли пролететь мимо нашего города. О первых воздухоплавателях Иркутска повествуют страницы «Иркутской летописи» Колмакова. Итак, 24 сентября 1906 года при многочисленном стечении публики из Интендантского сада на головокружительную высоту поднялся воздушный шар с пассажиркой Коротенковой и медленно поплыл в воздухе по направлению к Знаменскому монастырю, перелетел речку Ушаковку и опустился во дворе женской обители. А в 1907 году 31 мая поднялся на шаре над садом, именуемым «Циклодромом» (сейчас на этом месте парк Парижской коммуны), воздухоплаватель Моисеенков. Гонимый восточным ветром, шар полетел высоко над городом и медленно опустился в Иркут. Благодаря спасательному поясу, герой выбрался на берег.

Для маленького сибирского города эти полёты были сенсацией, да ещё какой! Но передовые умы человечества уже давно занимала идея управляемого полёта, независимого от направления и силы ветра. И первыми эту мысль воплотили в жизнь американцы. 1903 года аппарат братьев Райт поднялся с человеком в воздух и продержался почти минуту.

Весной 1911 года в столице Иркутской губернии было открыто отделение Императорского Всероссийского аэроклуба. И 17 июля на иркутском ипподроме состоялся первый управляемый полёт авиатора Я. И. Седова, приглашённого местным клубом, на аппарате «Фарман». Об этом событии свидетельствует запись иркутского летописца Н. Романова.

Были и другие управляемые полёты, и были падения, и, к сожалению, смертельные. В годы, отмеченные большевистским переворотом и гражданской войной, о зарождении лётного дела иркутские хроники молчали.

И лишь с 1925 года заголовки иркутской прессы запестрели «лётными» новостями: в апреле в Иркутске появился первый собственный двухместный самолёт «Сопвич», у деревни Боково в июне сооружён аэродром.

Первый аэродром Иркутска вырос из небольшой площадки на левом берегу Ангары (в районе ныне действующего мясокомбината), которую всего за несколько дней жители пригородных деревень Боково и Жилкино выровняли и установили на ней указательные знаки. Первым начальником иркутского аэропорта был назначен известный иркутский лётчик Александр Вениаминович Попов, позднее ставший настоящей легендой сибирской авиации. Он начал летать с 1916 года на самолётах «Фарман» и «Ньюпор», через год во Франции окончил курсы повышения квалификации и получил звание пилота международного класса.

Первым на новом аэродроме приземлился 5 июня самолёт Ю-13 «Промбанк», который был приобретён в Германии на собранные в Иркутской губернии средства. И через несколько дней на станцию Иркутск прибыли ещё пять самолётов. Это происходило накануне грандиозного события – перелёта российских лётчиков по маршруту Москва – Пекин. Курс перелёта проходил с остановками в нескольких городах и в том числе в Иркутске, Верхнеудинске (Улан-Удэ), Урге (Улан-Баторе). Весь Иркутск радушно встречал участников перелёта на своей земле.

Этот необыкновенный день в жизни иркутян 24 июня 1925 года и принято считать началом истории иркутского аэропорта, днём его рождения. На аэростанцию в Боково садились зарубежные самолёты из Японии, Франции, Дании, Германии и Польши.

Первое время аэродром закрывали на зимний период. И город погружался в относительное затишье. Но когда самолёты были поставлены на лыжное шасси, то стали поддерживаться регулярные авиалинии.

Развитие авиации в городе продолжилось с появлением гидроаэропорта.

Работники иркутской аэростанции во главе со своим руководителем А. Поповым обустроили водный аэродром на Ангаре, в районе Знаменского монастыря. Это единственное место на реке с прямым руслом, удобное для взлёта самолётов. Воздушной гаванью служил широкий и ровный участок, выходящий с одной стороны к Знаменскому монастырю, с другой – на Мяснорядскую улицу (в настоящее время это улица З. Франк-Каменецкого). Служебные помещения штаба «Добролёта» размещались в трёх деревянных домах в начале улицы Мяснорядской. Через шесть лет помещения гидропорта переместились в здание бывшей Знаменской церкви. С куполов церкви были сняты кресты, над колокольней помещён ветроуказатель.

В июне 1928 года начались регулярные рейсы в направлении северных территорий. И уже в августе состоялось открытие самой протяжённой в стране гидролинии Иркутск – Якутск, которая составила 2 706 километров. На Якутской линии было более десяти промежуточных аэропортов.

В летний период самолёты ставили на поплавки, и они стартовали с воды. В ту пору ни в Якутии, ни в Усть-Куте, ни в других пунктах, отрезанных от большой земли, не было не только аэродромов, но даже площадок, пригодных для посадки самолёта. И только могучая сибирская река Лена могла принять на свою прозрачную поверхность лодки-самолёты.

На самолёте Ю-13 «Моссовет» лётчиком Демченко был выполнен первый почтово-пассажирский рейс Иркутск – Бодайбо, с остановками на реке вблизи крупных посёлков.

Условия перелётов на поплавковых гидросамолётах были очень сложными. Водораздел между Ангарой и Леной составлял 243 километра, двигатели были слабыми, кабины открытыми, бензина едва хватало на такое расстояние. Каждый рейс экипажа был рискованным и приравнивался к подвигу. Отважными пилотами-первопроходцами на гидролиниях Иркутск – Якутск и Иркутск – Бодайбо были В. Л. Галышев, Д. Н. Тарасов, У. К. Бергстрем, И. В. Доронин, М. Т. Слепнёв, О. А. Кальвица, А. С. Демченко.

С 1935 года на гидросамолётах летал и недавно назначенный начальником Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота пилот Александр Евгеньевич Голованов, в будущем главный маршал авиации Советского Союза.

В те же годы на водно-воздушных линиях появились первые радиостанции.

В 1930-е годы в Иркутске началось строительство сухопутного аэропорта в районе Красных казарм. Основные авиаперевозки были переведены на новый аэродром, где и по сей день находится аэропорт. Открылась первая почтовая авиалиния Москва – Иркутск, на участке которой стали выполняться полёты до Красноярска, следом за ней – крупнейшая в мире авиамагистраль Москва – Владивосток и линия Иркутск – Могоча.

Не обошла стороной иркутских авиаторов прогремевшая на весь мир челюскинская эпопея. Тринадцатого февраля 1934 года в Чукотском море сильным сжатием льда пробило борт подводной части парохода «Челюскин». В машинное отделение хлынул поток воды вместе со льдом. Люди высадились на льдину, дрейфующую в студёном Чукотском море. Несмотря на сомнения авиаспециалистов в том, что нашей авиации под силу преодолеть горные хребты и большие пустынные расстояния до лагеря Шмидта, иркутские пилоты Виктор Галышев и Иван Доронин вылетели на помощь потерпевшим. Челюскинцы были спасены. За этот выдающийся подвиг первыми в стране были удостоены звания Героя Советского Союза семь лётчиков, и среди них иркутянин Иван Дронов. Лётчик Виктор Галышев и четверо лётчиков, которым не пришлось непосредственно спасать челюскинцев, были награждены орденами Красной Звезды.

В 1938 году был построен аэровокзал иркутского аэропорта. Иркутский аэропорт становится самостоятельным предприятием.

Мирный труд авиаторов оборвало внезапное нападение фашистской Германии на нашу страну. Теперь вся деятельность порта была подчинена фронту. В области строились новые и реконструировались действующие аэродромы. Воздушные «извозчики», так называли лётчиков в тылу, доставляли оборудование, топливо, продовольствие, ценные металлы, которые после переплавки направлялись на производство боевой техники для Красной Армии. Лётчики Иркутска участвовали в перегонке по ленд-лизу на трассе Аляска (Фэрбенкс) – Красноярск американских самолётов на фронт. Иркутские трудящиеся, специалисты воздушного флота в суровых сибирских условиях своим самоотверженным трудом каждый день в течение долгих четырёх лет помогали стране приблизить час победы.

На фронтовой полосе храбро сражались иркутские авиаторы: Скрыльников М. С., Бенкунский Г. С., Соловьёв Ф. А., Васильев В. В., Попов В. В., Голованов А. Е. и другие. Двенадцать пилотов стали Героями Советского Союза. П. Д. Егорову чуть позже было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Регулярные пассажирские перелёты по маршруту Иркутск – Бодайбо – Якутск, Иркутск – Москва возобновились только после войны.

Шли годы, страна отходила от страшных ран, нанесённых войной. Крепла и развивалась авиация Восточной Сибири. В воздушную гавань приземлялись новые отечественные самолёты, которые были значительно быстрее, мощнее, комфортабельнее прежних. 30 декабря 1954 года аэропорт Иркутск получил статус международного и начал обслуживать рейсы в Монголию и Китай. На аэродроме была построена первая в Восточной Сибири бетонная взлётно-посадочная полоса, благодаря которой иркутский аэропорт одним из первых аэропортов в СССР мог принимать реактивные самолёты Ту-104, Ту-134 и Ту-154.

В начале девяностых годов в результате реорганизации иркутского объединённого авиаотряда образовано предприятие «Аэропорт Иркутск», и вскоре аэропорт получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета РФ на проведение международных полётов.

В XXI веке после масштабной реконструкции аэропорта открылся обновлённый терминал внутренних воздушных линий, который стали называть хрустальными воротами Иркутска.

1 марта 2011 года ФГУП «Аэропорт Иркутск» преобразовано в ОАО «Международный аэропорт Иркутск».

Сегодня воздушная гавань Иркутска продолжает поддерживать взаимовыгодные отношения со многими зарубежными портами, несмотря на сложную политическую обстановку в мире. Маршрутная сеть из аэропорта Иркутск включает около сотни магистральных маршрутов, в том числе и международные.

Прямым рейсом из Иркутска можно приземлиться во многих городах России, а если лететь с пересадками, то, как по волшебству, – так показалось бы первым покорителям воздушного пространства – можно очутиться в любой точке земного шара.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.