ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева

Воздушная гавань Иркутска. От воздушного шара до реактивных самолётов

Изменить размер шрифта

 

Иркутскому аэропорту, одному из старейших аэропортов России, исполнилось 90 лет. На большой карте мира город Иркутск отмечен маленькой точкой. Считается, что на всём земном шаре есть всего двадцать пять «золотых», удобных для воздушного транспорта точек, которые трудно миновать. Иркутск является одной из таких.

Но самые первые шаги покорителей воздушных пространств были продиктованы не столько перспективами международных перелётов, сколько желанием сделать доступными многие отдалённые населённые пункты, добраться к которым наземным транспортом по необъятной Иркутской губернии, с её сложным географическим ландшафтом, горами, реками, озером Байкал, было весьма сложно.

Иркутск издавна отличался масштабами образованности, научного и технического прогресса, передовыми идеями. И, несомненно, когда в мире только-только появились воздушные шары, они не могли пролететь мимо нашего города. О первых воздухоплавателях Иркутска повествуют страницы «Иркутской летописи» Колмакова. Итак, 24 сентября 1906 года при многочисленном стечении публики из Интендантского сада на головокружительную высоту поднялся воздушный шар с пассажиркой Коротенковой и медленно поплыл в воздухе по направлению к Знаменскому монастырю, перелетел речку Ушаковку и опустился во дворе женской обители. А в 1907 году 31 мая поднялся на шаре над садом, именуемым «Циклодромом» (сейчас на этом месте парк Парижской коммуны), воздухоплаватель Моисеенков. Гонимый восточным ветром, шар полетел высоко над городом и медленно опустился в Иркут. Благодаря спасательному поясу, герой выбрался на берег.

Для маленького сибирского города эти полёты были сенсацией, да ещё какой! Но передовые умы человечества уже давно занимала идея управляемого полёта, независимого от направления и силы ветра. И первыми эту мысль воплотили в жизнь американцы. 1903 года аппарат братьев Райт поднялся с человеком в воздух и продержался почти минуту.

Весной 1911 года в столице Иркутской губернии было открыто отделение Императорского Всероссийского аэроклуба. И 17 июля на иркутском ипподроме состоялся первый управляемый полёт авиатора Я. И. Седова, приглашённого местным клубом, на аппарате «Фарман». Об этом событии свидетельствует запись иркутского летописца Н. Романова.

Были и другие управляемые полёты, и были падения, и, к сожалению, смертельные. В годы, отмеченные большевистским переворотом и гражданской войной, о зарождении лётного дела иркутские хроники молчали.

И лишь с 1925 года заголовки иркутской прессы запестрели «лётными» новостями: в апреле в Иркутске появился первый собственный двухместный самолёт «Сопвич», у деревни Боково в июне сооружён аэродром.

Первый аэродром Иркутска вырос из небольшой площадки на левом берегу Ангары (в районе ныне действующего мясокомбината), которую всего за несколько дней жители пригородных деревень Боково и Жилкино выровняли и установили на ней указательные знаки. Первым начальником иркутского аэропорта был назначен известный иркутский лётчик Александр Вениаминович Попов, позднее ставший настоящей легендой сибирской авиации. Он начал летать с 1916 года на самолётах «Фарман» и «Ньюпор», через год во Франции окончил курсы повышения квалификации и получил звание пилота международного класса.

Первым на новом аэродроме приземлился 5 июня самолёт Ю-13 «Промбанк», который был приобретён в Германии на собранные в Иркутской губернии средства. И через несколько дней на станцию Иркутск прибыли ещё пять самолётов. Это происходило накануне грандиозного события – перелёта российских лётчиков по маршруту Москва – Пекин. Курс перелёта проходил с остановками в нескольких городах и в том числе в Иркутске, Верхнеудинске (Улан-Удэ), Урге (Улан-Баторе). Весь Иркутск радушно встречал участников перелёта на своей земле.

Этот необыкновенный день в жизни иркутян 24 июня 1925 года и принято считать началом истории иркутского аэропорта, днём его рождения. На аэростанцию в Боково садились зарубежные самолёты из Японии, Франции, Дании, Германии и Польши.

Первое время аэродром закрывали на зимний период. И город погружался в относительное затишье. Но когда самолёты были поставлены на лыжное шасси, то стали поддерживаться регулярные авиалинии.

Развитие авиации в городе продолжилось с появлением гидроаэропорта.

Работники иркутской аэростанции во главе со своим руководителем А. Поповым обустроили водный аэродром на Ангаре, в районе Знаменского монастыря. Это единственное место на реке с прямым руслом, удобное для взлёта самолётов. Воздушной гаванью служил широкий и ровный участок, выходящий с одной стороны к Знаменскому монастырю, с другой – на Мяснорядскую улицу (в настоящее время это улица З. Франк-Каменецкого). Служебные помещения штаба «Добролёта» размещались в трёх деревянных домах в начале улицы Мяснорядской. Через шесть лет помещения гидропорта переместились в здание бывшей Знаменской церкви. С куполов церкви были сняты кресты, над колокольней помещён ветроуказатель.

В июне 1928 года начались регулярные рейсы в направлении северных территорий. И уже в августе состоялось открытие самой протяжённой в стране гидролинии Иркутск – Якутск, которая составила 2 706 километров. На Якутской линии было более десяти промежуточных аэропортов.

В летний период самолёты ставили на поплавки, и они стартовали с воды. В ту пору ни в Якутии, ни в Усть-Куте, ни в других пунктах, отрезанных от большой земли, не было не только аэродромов, но даже площадок, пригодных для посадки самолёта. И только могучая сибирская река Лена могла принять на свою прозрачную поверхность лодки-самолёты.

На самолёте Ю-13 «Моссовет» лётчиком Демченко был выполнен первый почтово-пассажирский рейс Иркутск – Бодайбо, с остановками на реке вблизи крупных посёлков.

Условия перелётов на поплавковых гидросамолётах были очень сложными. Водораздел между Ангарой и Леной составлял 243 километра, двигатели были слабыми, кабины открытыми, бензина едва хватало на такое расстояние. Каждый рейс экипажа был рискованным и приравнивался к подвигу. Отважными пилотами-первопроходцами на гидролиниях Иркутск – Якутск и Иркутск – Бодайбо были В. Л. Галышев, Д. Н. Тарасов, У. К. Бергстрем, И. В. Доронин, М. Т. Слепнёв, О. А. Кальвица, А. С. Демченко.

С 1935 года на гидросамолётах летал и недавно назначенный начальником Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота пилот Александр Евгеньевич Голованов, в будущем главный маршал авиации Советского Союза.

В те же годы на водно-воздушных линиях появились первые радиостанции.

В 1930-е годы в Иркутске началось строительство сухопутного аэропорта в районе Красных казарм. Основные авиаперевозки были переведены на новый аэродром, где и по сей день находится аэропорт. Открылась первая почтовая авиалиния Москва – Иркутск, на участке которой стали выполняться полёты до Красноярска, следом за ней – крупнейшая в мире авиамагистраль Москва – Владивосток и линия Иркутск – Могоча.

Не обошла стороной иркутских авиаторов прогремевшая на весь мир челюскинская эпопея. Тринадцатого февраля 1934 года в Чукотском море сильным сжатием льда пробило борт подводной части парохода «Челюскин». В машинное отделение хлынул поток воды вместе со льдом. Люди высадились на льдину, дрейфующую в студёном Чукотском море. Несмотря на сомнения авиаспециалистов в том, что нашей авиации под силу преодолеть горные хребты и большие пустынные расстояния до лагеря Шмидта, иркутские пилоты Виктор Галышев и Иван Доронин вылетели на помощь потерпевшим. Челюскинцы были спасены. За этот выдающийся подвиг первыми в стране были удостоены звания Героя Советского Союза семь лётчиков, и среди них иркутянин Иван Дронов. Лётчик Виктор Галышев и четверо лётчиков, которым не пришлось непосредственно спасать челюскинцев, были награждены орденами Красной Звезды.

В 1938 году был построен аэровокзал иркутского аэропорта. Иркутский аэропорт становится самостоятельным предприятием.

Мирный труд авиаторов оборвало внезапное нападение фашистской Германии на нашу страну. Теперь вся деятельность порта была подчинена фронту. В области строились новые и реконструировались действующие аэродромы. Воздушные «извозчики», так называли лётчиков в тылу, доставляли оборудование, топливо, продовольствие, ценные металлы, которые после переплавки направлялись на производство боевой техники для Красной Армии. Лётчики Иркутска участвовали в перегонке по ленд-лизу на трассе Аляска (Фэрбенкс) – Красноярск американских самолётов на фронт. Иркутские трудящиеся, специалисты воздушного флота в суровых сибирских условиях своим самоотверженным трудом каждый день в течение долгих четырёх лет помогали стране приблизить час победы.

На фронтовой полосе храбро сражались иркутские авиаторы: Скрыльников М. С., Бенкунский Г. С., Соловьёв Ф. А., Васильев В. В., Попов В. В., Голованов А. Е. и другие. Двенадцать пилотов стали Героями Советского Союза. П. Д. Егорову чуть позже было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Регулярные пассажирские перелёты по маршруту Иркутск – Бодайбо – Якутск, Иркутск – Москва возобновились только после войны.

Шли годы, страна отходила от страшных ран, нанесённых войной. Крепла и развивалась авиация Восточной Сибири. В воздушную гавань приземлялись новые отечественные самолёты, которые были значительно быстрее, мощнее, комфортабельнее прежних. 30 декабря 1954 года аэропорт Иркутск получил статус международного и начал обслуживать рейсы в Монголию и Китай. На аэродроме была построена первая в Восточной Сибири бетонная взлётно-посадочная полоса, благодаря которой иркутский аэропорт одним из первых аэропортов в СССР мог принимать реактивные самолёты Ту-104, Ту-134 и Ту-154.

В начале девяностых годов в результате реорганизации иркутского объединённого авиаотряда образовано предприятие «Аэропорт Иркутск», и вскоре аэропорт получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета РФ на проведение международных полётов.

В XXI веке после масштабной реконструкции аэропорта открылся обновлённый терминал внутренних воздушных линий, который стали называть хрустальными воротами Иркутска.

1 марта 2011 года ФГУП «Аэропорт Иркутск» преобразовано в ОАО «Международный аэропорт Иркутск».

Сегодня воздушная гавань Иркутска продолжает поддерживать взаимовыгодные отношения со многими зарубежными портами, несмотря на сложную политическую обстановку в мире. Маршрутная сеть из аэропорта Иркутск включает около сотни магистральных маршрутов, в том числе и международные.

Прямым рейсом из Иркутска можно приземлиться во многих городах России, а если лететь с пересадками, то, как по волшебству, – так показалось бы первым покорителям воздушного пространства – можно очутиться в любой точке земного шара.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Полководцы Великой войны: рейтинг от Сталина
    А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
  • Правда о Победе
    История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
  • «А иначе зачем на земле этой вечной живу?»
    К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы и Юлии Друниной.
  • Люди доброй воли Иммануила Канта
    Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?