НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Воздушная гавань Иркутска. От воздушного шара до реактивных самолётов

14 Января 2016 г.

 

Иркутскому аэропорту, одному из старейших аэропортов России, исполнилось 90 лет. На большой карте мира город Иркутск отмечен маленькой точкой. Считается, что на всём земном шаре есть всего двадцать пять «золотых», удобных для воздушного транспорта точек, которые трудно миновать. Иркутск является одной из таких.

Но самые первые шаги покорителей воздушных пространств были продиктованы не столько перспективами международных перелётов, сколько желанием сделать доступными многие отдалённые населённые пункты, добраться к которым наземным транспортом по необъятной Иркутской губернии, с её сложным географическим ландшафтом, горами, реками, озером Байкал, было весьма сложно.

Иркутск издавна отличался масштабами образованности, научного и технического прогресса, передовыми идеями. И, несомненно, когда в мире только-только появились воздушные шары, они не могли пролететь мимо нашего города. О первых воздухоплавателях Иркутска повествуют страницы «Иркутской летописи» Колмакова. Итак, 24 сентября 1906 года при многочисленном стечении публики из Интендантского сада на головокружительную высоту поднялся воздушный шар с пассажиркой Коротенковой и медленно поплыл в воздухе по направлению к Знаменскому монастырю, перелетел речку Ушаковку и опустился во дворе женской обители. А в 1907 году 31 мая поднялся на шаре над садом, именуемым «Циклодромом» (сейчас на этом месте парк Парижской коммуны), воздухоплаватель Моисеенков. Гонимый восточным ветром, шар полетел высоко над городом и медленно опустился в Иркут. Благодаря спасательному поясу, герой выбрался на берег.

Для маленького сибирского города эти полёты были сенсацией, да ещё какой! Но передовые умы человечества уже давно занимала идея управляемого полёта, независимого от направления и силы ветра. И первыми эту мысль воплотили в жизнь американцы. 1903 года аппарат братьев Райт поднялся с человеком в воздух и продержался почти минуту.

Весной 1911 года в столице Иркутской губернии было открыто отделение Императорского Всероссийского аэроклуба. И 17 июля на иркутском ипподроме состоялся первый управляемый полёт авиатора Я. И. Седова, приглашённого местным клубом, на аппарате «Фарман». Об этом событии свидетельствует запись иркутского летописца Н. Романова.

Были и другие управляемые полёты, и были падения, и, к сожалению, смертельные. В годы, отмеченные большевистским переворотом и гражданской войной, о зарождении лётного дела иркутские хроники молчали.

И лишь с 1925 года заголовки иркутской прессы запестрели «лётными» новостями: в апреле в Иркутске появился первый собственный двухместный самолёт «Сопвич», у деревни Боково в июне сооружён аэродром.

Первый аэродром Иркутска вырос из небольшой площадки на левом берегу Ангары (в районе ныне действующего мясокомбината), которую всего за несколько дней жители пригородных деревень Боково и Жилкино выровняли и установили на ней указательные знаки. Первым начальником иркутского аэропорта был назначен известный иркутский лётчик Александр Вениаминович Попов, позднее ставший настоящей легендой сибирской авиации. Он начал летать с 1916 года на самолётах «Фарман» и «Ньюпор», через год во Франции окончил курсы повышения квалификации и получил звание пилота международного класса.

Первым на новом аэродроме приземлился 5 июня самолёт Ю-13 «Промбанк», который был приобретён в Германии на собранные в Иркутской губернии средства. И через несколько дней на станцию Иркутск прибыли ещё пять самолётов. Это происходило накануне грандиозного события – перелёта российских лётчиков по маршруту Москва – Пекин. Курс перелёта проходил с остановками в нескольких городах и в том числе в Иркутске, Верхнеудинске (Улан-Удэ), Урге (Улан-Баторе). Весь Иркутск радушно встречал участников перелёта на своей земле.

Этот необыкновенный день в жизни иркутян 24 июня 1925 года и принято считать началом истории иркутского аэропорта, днём его рождения. На аэростанцию в Боково садились зарубежные самолёты из Японии, Франции, Дании, Германии и Польши.

Первое время аэродром закрывали на зимний период. И город погружался в относительное затишье. Но когда самолёты были поставлены на лыжное шасси, то стали поддерживаться регулярные авиалинии.

Развитие авиации в городе продолжилось с появлением гидроаэропорта.

Работники иркутской аэростанции во главе со своим руководителем А. Поповым обустроили водный аэродром на Ангаре, в районе Знаменского монастыря. Это единственное место на реке с прямым руслом, удобное для взлёта самолётов. Воздушной гаванью служил широкий и ровный участок, выходящий с одной стороны к Знаменскому монастырю, с другой – на Мяснорядскую улицу (в настоящее время это улица З. Франк-Каменецкого). Служебные помещения штаба «Добролёта» размещались в трёх деревянных домах в начале улицы Мяснорядской. Через шесть лет помещения гидропорта переместились в здание бывшей Знаменской церкви. С куполов церкви были сняты кресты, над колокольней помещён ветроуказатель.

В июне 1928 года начались регулярные рейсы в направлении северных территорий. И уже в августе состоялось открытие самой протяжённой в стране гидролинии Иркутск – Якутск, которая составила 2 706 километров. На Якутской линии было более десяти промежуточных аэропортов.

В летний период самолёты ставили на поплавки, и они стартовали с воды. В ту пору ни в Якутии, ни в Усть-Куте, ни в других пунктах, отрезанных от большой земли, не было не только аэродромов, но даже площадок, пригодных для посадки самолёта. И только могучая сибирская река Лена могла принять на свою прозрачную поверхность лодки-самолёты.

На самолёте Ю-13 «Моссовет» лётчиком Демченко был выполнен первый почтово-пассажирский рейс Иркутск – Бодайбо, с остановками на реке вблизи крупных посёлков.

Условия перелётов на поплавковых гидросамолётах были очень сложными. Водораздел между Ангарой и Леной составлял 243 километра, двигатели были слабыми, кабины открытыми, бензина едва хватало на такое расстояние. Каждый рейс экипажа был рискованным и приравнивался к подвигу. Отважными пилотами-первопроходцами на гидролиниях Иркутск – Якутск и Иркутск – Бодайбо были В. Л. Галышев, Д. Н. Тарасов, У. К. Бергстрем, И. В. Доронин, М. Т. Слепнёв, О. А. Кальвица, А. С. Демченко.

С 1935 года на гидросамолётах летал и недавно назначенный начальником Восточно-Сибирского управления гражданского воздушного флота пилот Александр Евгеньевич Голованов, в будущем главный маршал авиации Советского Союза.

В те же годы на водно-воздушных линиях появились первые радиостанции.

В 1930-е годы в Иркутске началось строительство сухопутного аэропорта в районе Красных казарм. Основные авиаперевозки были переведены на новый аэродром, где и по сей день находится аэропорт. Открылась первая почтовая авиалиния Москва – Иркутск, на участке которой стали выполняться полёты до Красноярска, следом за ней – крупнейшая в мире авиамагистраль Москва – Владивосток и линия Иркутск – Могоча.

Не обошла стороной иркутских авиаторов прогремевшая на весь мир челюскинская эпопея. Тринадцатого февраля 1934 года в Чукотском море сильным сжатием льда пробило борт подводной части парохода «Челюскин». В машинное отделение хлынул поток воды вместе со льдом. Люди высадились на льдину, дрейфующую в студёном Чукотском море. Несмотря на сомнения авиаспециалистов в том, что нашей авиации под силу преодолеть горные хребты и большие пустынные расстояния до лагеря Шмидта, иркутские пилоты Виктор Галышев и Иван Доронин вылетели на помощь потерпевшим. Челюскинцы были спасены. За этот выдающийся подвиг первыми в стране были удостоены звания Героя Советского Союза семь лётчиков, и среди них иркутянин Иван Дронов. Лётчик Виктор Галышев и четверо лётчиков, которым не пришлось непосредственно спасать челюскинцев, были награждены орденами Красной Звезды.

В 1938 году был построен аэровокзал иркутского аэропорта. Иркутский аэропорт становится самостоятельным предприятием.

Мирный труд авиаторов оборвало внезапное нападение фашистской Германии на нашу страну. Теперь вся деятельность порта была подчинена фронту. В области строились новые и реконструировались действующие аэродромы. Воздушные «извозчики», так называли лётчиков в тылу, доставляли оборудование, топливо, продовольствие, ценные металлы, которые после переплавки направлялись на производство боевой техники для Красной Армии. Лётчики Иркутска участвовали в перегонке по ленд-лизу на трассе Аляска (Фэрбенкс) – Красноярск американских самолётов на фронт. Иркутские трудящиеся, специалисты воздушного флота в суровых сибирских условиях своим самоотверженным трудом каждый день в течение долгих четырёх лет помогали стране приблизить час победы.

На фронтовой полосе храбро сражались иркутские авиаторы: Скрыльников М. С., Бенкунский Г. С., Соловьёв Ф. А., Васильев В. В., Попов В. В., Голованов А. Е. и другие. Двенадцать пилотов стали Героями Советского Союза. П. Д. Егорову чуть позже было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Регулярные пассажирские перелёты по маршруту Иркутск – Бодайбо – Якутск, Иркутск – Москва возобновились только после войны.

Шли годы, страна отходила от страшных ран, нанесённых войной. Крепла и развивалась авиация Восточной Сибири. В воздушную гавань приземлялись новые отечественные самолёты, которые были значительно быстрее, мощнее, комфортабельнее прежних. 30 декабря 1954 года аэропорт Иркутск получил статус международного и начал обслуживать рейсы в Монголию и Китай. На аэродроме была построена первая в Восточной Сибири бетонная взлётно-посадочная полоса, благодаря которой иркутский аэропорт одним из первых аэропортов в СССР мог принимать реактивные самолёты Ту-104, Ту-134 и Ту-154.

В начале девяностых годов в результате реорганизации иркутского объединённого авиаотряда образовано предприятие «Аэропорт Иркутск», и вскоре аэропорт получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета РФ на проведение международных полётов.

В XXI веке после масштабной реконструкции аэропорта открылся обновлённый терминал внутренних воздушных линий, который стали называть хрустальными воротами Иркутска.

1 марта 2011 года ФГУП «Аэропорт Иркутск» преобразовано в ОАО «Международный аэропорт Иркутск».

Сегодня воздушная гавань Иркутска продолжает поддерживать взаимовыгодные отношения со многими зарубежными портами, несмотря на сложную политическую обстановку в мире. Маршрутная сеть из аэропорта Иркутск включает около сотни магистральных маршрутов, в том числе и международные.

Прямым рейсом из Иркутска можно приземлиться во многих городах России, а если лететь с пересадками, то, как по волшебству, – так показалось бы первым покорителям воздушного пространства – можно очутиться в любой точке земного шара.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.