НА КАЛЕНДАРЕ

Вертолетчик по случаю и легенда неба Гурген Карапетян

Валерий Агеев, argumenti.ru   
21 Декабря 2022 г.

Гурген Рубенович Карапетян, наверное, не нуждается в особом представлении. Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, он почти 33 года работал летчиком-испытателем в КБ Миля, освоил полеты на 39 типах летательных аппаратов (15 типов планеров и самолетов и 24 типа вертолетов, из них 9 зарубежных).

 Вертолетчик по случаю и легенда неба Гурген Карапетян

Не раз на земле и в воздухе Карапетян попадал в сложные ситуации, но всегда с честью из них выходил. Что же помогало ему одерживать победы в безвыходных ситуациях? Какие черты характера позволили ему стать уникальным летчиком-испытателем?

Путь в небо

Он родился 9 декабря 1936 года в городе Свердловске (ныне – Екатеринбурге). Когда началась война, ему было пять лет, а когда она закончилась – девять. Потом было тяжелое послевоенное детство, как и у многих мальчишек и девчонок нашей страны.

Любовь к небу у смышленного армянского парнишки родилась незаметно. Но даже он не помнит о том, как это произошло. Может быть, он в детстве видел, как летели над Свердловском в сторону фронта краснозвездные самолеты. Может быть, это случилось после того, как увидел летом 1943 года подбитый нашими летчиками немецкий бомбардировщик "Хейнкель", в кабине которого он не раз бывал.

И Гурген решил стать военным летчиком. Путь к мечте лежал в то время через аэроклуб. Проблем с поступлением туда не было: учился он хорошо да и со здоровьем было в порядке. За время учебы в нем Карапетян налетал 46 часов на самолете По-2.

После учебы у Гургена возникла дилемма: что дальше делать, идти в военное училище или поступать в институт? И по совету своего весьма авторитетного дяди он выбрал последнее. Поступил в МАИ.

Учился он в институте хорошо. За время учебы стал мастером спорта и чемпионом СССР по вертолетному спорту. Кстати, вертолетчиком стал случайно. И произошло это так.

Моя любовь — вертолеты!

После поступления в МАИ Карапетян решил продолжить летать, но уже в аэроклубе при институте сначала на планерах, а потом на самолетах.

– Но на третьем курсе института, вспоминает Гурген Рубенович, наша группа была прикреплена к вертолетной кафедре. Для меня это было равносильно катастрофе. Я ведь хотел стать летчиком, а не вертолетчиком.

Куда я только не обращался – безрезультатно. Меня вызвал к себе заведующий кафедрой, конструктор вертолетов Иван Павлович Братухин и стал рассказывать о перспективах вертолетов. Я его внимательно выслушал и решил пойти на хитрость, заявив:

– Соглашусь остаться на вашей кафедре только при условии, что вы мне поможете поступить в Центральный аэроклуб. Я хочу научиться летать на вертолете.

 Вертолетчик по случаю и легенда неба Гурген Карапетян

  • Г.Р. Карапетян с коллегами по планерному спорту

На самом деле я ведь знал, что в ЦАКе первый набор для обучения на вертолете Ми-1 был уже закончен и не думал, что Иван Павлович сумеет что-то сделать. Но через неделю Братухин сообщил, что вопрос решен положительно и я буду летать. Пришлось и мне выполнять свое обещание. Так я стал вертолетчиком и ничуть об этом не жалею.

После окончания в 1961 году института Карапетян был распределен на Моcковский вертолетный завод им. М.Л. Миля, где начал работу на летно-испытательной базе (ЛИБ) в качестве инженера.

Ему хотелось летать, но в то время на МВЗ работали такие выдающиеся летчики-испытатели как Р. Капрэлян, В.Колошенко и многие другие. Что делать, Карапетян не знал.

Не было счастья, так несчастье помогло

30 мая 1961 года в катастрофе вертолета Ми-10 погиб летчик-испытатель ЛИК МВЗ П.П.Ануфриев. В ОКБ сложилась катастрофическая ситуация – некому было выполнять срочное задание правительства: проведение в сжатые сроки 1000 – часовых летных ресурсных испытаний лопастей разных конструкций на вертолете Ми-4. Летчиков-испытателей для такой работы в бюро не хватало.

Тогда старший летчик-испытатель Рафаил Капрэлян обратился к М.Л. Милю, чтобы тот попросил министра авиационной промышленности допустить в порядке исключения к летной работе двух молодых инженеров — Г. Карапетяна и Ю. Швачко (вместе с Юрой Гурген учился на одном курсе в МАИ и летал в аэроклубе).

Михаил Леонтьевич хорошо знал их, поскольку всегда лично беседовал с каждым выпускником института, который приходил работать на предприятие. Кроме того, ему было известно, что Карапетян уже во время учебы стал мастером спорта по планерному спорту и чемпионом СССР по вертолетному спорту. Поэтому он поддержал ходатайство Капрэляна.

В июне 1961 года появился приказ министра, на основании которого Карапетян стал летчиком-испытателем, не заканчивая необходимого учебного заведения, которым в то время, да и сейчас, была Школа летчиков-испытателей (ШЛИ) в г. Жуковском.

В ШЛИ его приняли только в следующем году, когда проводился очередной набор. И здесь ему повезло. Большинство теоретических дисциплин, которые изучались в школе, ему зачли по институтским результатам. Поэтому вместо двух лет курс обучения в ШЛИ удалось пройти за полгода, и Гурген вернулся в КБ.

Трудовые будни

Одним из первых самостоятельных заданий Карапетяна стало выяснение причины катастроф легкого вертолета Ми-1. Он выяснил, что это был изгибно-крутильный флаттер лопастей несущего винта вертолета, колебания очень большой частоты, от которой корпус летательного аппарата практически мгновенно разрушался. В вертолетах пришлось изменить конструкцию лопастей и катастрофы прекратились. Во время испытаний был выполнен 21 режим со входом во флаттер.

 Вертолетчик по случаю и легенда неба Гурген Карапетян

Всякое случалось с Гургеном Рубеновичем при испытаниях вертолетов. Так, например, при выполнении первого полета вертолета Ми-14 с двигателем ТВ-3-117 на режиме висения произошло разрушение вала свободной турбины двигателя с последующей неуправляемой раскруткой свободной турбины. Благодаря своевременным и грамотным действиям летчика-испытателя двигатель был остановлен, посадка вертолета была проведена благополучно. На вертолете-амфибии Ми-14 впервые в СССР он в 1974 г. выполнил посадку на авторотации с выключенными двигателями на море.

При выполнении посадки по-самолетному на летающей лаборатории Ми-6 с экспериментальным автопилотом произошел отказ автопилота. Благодаря своевременным и умелым действиям пилота посадка выполнена была благополучно.

Боевой вертолет Ми-24

Карапетян Г.Р. одним из первых освоил пилотаж на первом отечественном боевом вертолете Ми-24, который в течение многих лет является лучшим в мире боевым вертолетом.

На вертолете Ми-24 при испытаниях на маневренные режимы с большими вертикальными перегрузками первым получил явление «подхвата». При попадании в этот режим вертолет становится неуправляемым и выходит на режимы, на которых происходит с заклинение управления. При исследовании этого явления, были получены материалы, позволившие выработать рекомендации по действиям при попадании в этот режим. В дальнейшем эти рекомендации широко использовались в Афганистане.

При испытаниях вертолета Ми-24 Карапетян первым вывел вертолет из неуправляемого вращения (вертолетного штопора) и впоследствии проводил исследования этого нового ранее не встречавшегося явления.

Одним из первых освоил полеты из дополнительной нижней кабины на вертолете Ми-10К.

Это позволило Карапетяну Г.Р. провести в 1973 году монтаж с помощью вертолета Ми-10К скруберов-каплеуловителей на Синарском трубном заводе, где впервые в мировой практике был выполнен монтаж деталей в вертикальной плоскости. Было смонтировано более 400 т. оборудования. До настоящего времени эта работа является уникальной и непревзойденной как у нас в стране, так и за рубежом по количеству смонтированного оборудования. Коллектив строителей треста «Востокметаллургмонтаж» был представлен к Государственной премии Совета Министров РСФСР.

В 1977 г. начались испытания уникального вертолета большой грузоподъемности Ми-26. Карапетян провел полный цикл заводских и государственных испытаний этого вертолета.

С 1982 г. Гурген Рубенович начал заниматься испытаниями нового боевого вертолета Ми-28. при первом запуске двигателей разрушилась трансмиссия, ведущая к хвостовому винту машины. Вертолет начал вращаться на земле, все окружающие его люди начали разбегаться от него в разные стороны. Карапетян не растерялся, мгновенно выключил двигатели и тем самым спас новую машину.

 Вертолетчик по случаю и легенда неба Гурген Карапетян

Для выполнения интернационального долга тов. Карапетян Г.Р. был командирован в Афганистан, где в сложных горно-климатических условиях занимался подготовкой летного состава ограниченного контингента войск и работой по повышению боеготовности, боевой эффективности и живучести вертолетной техники.

Карапетян Г.Р. принимал непосредственное участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в мае-июне 1986 года на вертолете Ми-26, за что в 1987 году был награжден орденом «Дружба народов».

В апреле 1991 года Михаил Горбачев вручил Гургену Карапетяну Золотую Звезду Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленный при испытаниях новых образцов вертолетной техники.

– Я летал почти на всех вертолетах марки «Ми», - говорит Гурген Рубенович, - И не знаю, какой из них мне пришелся больше по душе. Все хороши. Каждый дитя своего времени.

Ми-1 был прорывом в новый мир вертикально летающих винтовых аппаратов. Ми-24 – это первый советский маневренный боевой вертолет, долгое время считавшийся лучшим в мире. Ми-26 уникален и является без преувеличения нашим национальным достоянием. Ми-28 не имеет себе равных по маневренности и боевым возможностям. Именно эти вертолеты Карапетян впервые поднял в воздух с площадки МВЗ в подмосковном поселке Томилино.

Самым лучшим и самым выдающемся конструктором вертолетов я считаю, безусловно, Михаила Леонтьевича Миля. Его подход к созданию техники испытан временем, но осталось еще немало его идей, которые только предстоит реализовать.

Я с глубочайшим уважением отношусь к генеральным конструкторам вертолетов М.Н. Тищенко, с которым проработал более 20 лет, С.В. Михееву, с которым я, кстати, вместе учился в МАИ. Но я все же однолюб и не устаю повторять: на камовских машинах очень хорошо летать, на милевских – хорошо воевать. И это доказано временем.

Гурген Рубенович Карапетян жил в Москве, он умер 7 декабря 2021 года. Похоронен на Богородском кладбище.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Сказание о Муравьеве-Амурском
    В 2019 году наша газета сообщала о выходе в свет исторического романа Александра Ведрова "Муравьев-Амурский, преобразователь Востока". За прошедшее время книга не затерялась на полках читателей, напротив, её статус и популярность неуклонно возрастают.
  • Возвращение индексации
    Ну наконец-то, свершилось! На днях принят закон, согласно которому с 1 февраля 2025 года возвращается индексация пенсий работающим пенсионерам. Ее власти отменили еще в 2016 году.
  • Цезарю и не снилось. Древний мир и современная эпоха
    История никогда не повторяется один в один. И время чуть иное, и персонажи изменились, и антураж, интерьер, макияж… И все же определенные, порой очень важные параллели можно найти. А раз так, то и поразмыслить, как сделать, чтобы повторить прежние успехи (пусть и в новом варианте) или, наоборот, избежать уже допущенных ошибок. Ну, или точнее, оценить нынешнюю ситуацию и спрогнозировать будущее.
  • Солнце светит всем
    Анатолий Александрович родился в 1941 г. в Иркутске. В 1965 г. окончил биолого-почвенный факультет ИГУ. Организатор и лидер неформального общественного объединения «Движение в защиту Байкала» (1987 г.). В 1991 г. избран почётным членом Фонда Байкала вместе с Галазием и Распутиным. В 2021 г. награждён Российской академией естественных наук медалью академика Моисеева за вклад в дело ликвидации БЦБК... Ну и так далее. Личность хорошо известная как минимум в Иркутской области, а тем более читателям газеты «Мои года», где он преимущественно печатается. Живёт в Иркутске.
  • «Жизнь на исходе – чудо!»
    Игорь Аброскин родился в 1958 г. в Баку. Окончил Днепропетровский университет. Служил в армии. Работал в организации «Оргхим» при строительстве «Саянскхимпрома». Один из создателей «Литературного кафе» в Саянске в 80­е годы. Первый из тех, кто сколачивал неформальное литературное объединение «Помост» на рубеже 80­х–90­х. Автор большой подборки в солидном иркутском альманахе «Стихи по кругу» (1990 г.). Один из авторов юбилейных городских альманахов «Серебряный Саянск», «Саянск 2000», «Ковчег». Не однократно печатался в альманахах поэзии «Иркутское время». Первая книга «Все?..» вышла в 1998 г., вторая – «Самостоянье» в 2023­м. Стихи из неё – в этом выпуске.
  • На музыкальном Олимпе: 210 лет со дня рождения Кристофа Глюка
    Кристоф Глюк – австрийский композитор XVIII века, представитель классической оперной школы. Известен как объединитель французских и итальянских традиций, музыкальный новатор. Рыцарь ордена Золотой шпоры.
  • Кирзовые сапоги
    Владимир Васильевич родился в 1951 г. в посёлке Курагино Красноярского края. В 1972 г. окончил физико-математический факультет в Красноярске, преподавал физику в школах и самостоятельно изучал психологию. После аспирантуры в Москве получил учёную степень по психологии. Пишет картины, короткие рассказы и короткие же стихи. С его литературными произведениями мы уже знакомили наших читателей, а эти «эссе» – из новых сочинений автора.
  • Вот что нужно повторить
    Вслед 80-летию открытия Второго фронта
  • Если завтра война…
    О трагедии 22 июня 1941года издано немало литературы военного и политического характера. Однако о событиях, предшествующих этой дате, на самом деле известно очень мало, а та информация, которая доступна, весьма противоречива, фрагментарна и сумбурна.
  • Исполнилось 90 лет со дня рождения Юрия Визбора
    Юрий Визбор – бард, поэт, актер, журналист, художник, сценарист. В его творческом наследии свыше трех сотен песен. Всё, за что он брался, получалось ярко и талантливо.
  • «Не верь, разлукам, старина…»: вспоминая Юрия Визбора
    В конце минувшей недели, уже ночью, случайно наткнулся на канале «Культура» на передачу о жизни и творчестве Юрия Визбора, популярнейшего в дни нашей молодости барда-шестидесятника. Посмотрел ее на одном дыхании до конца, а потом еще долго не мог заснуть – настолько сильно эмоционально эта передача взбудоражила, настолько всколыхнула память и чувства…
  • 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой
    Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать поэта (она терпеть не могла слово «поэтесса») Анну Ахматову. Она пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти.
  • Сцена – выше жизни: вспоминая Юрия Соломина
    …Толпа заполнила Театральную площадь, перелилась через дорогу к зданию Большого. От ЦУМа – дальше, по Петровке. А люди все шли и шли. И у каждого в руках – цветы. Январский снег падал на яркие бутоны, превращая их в пушистые снежные шарики. Над площадью тихо плывет траурная живая музыка. Играет Камерный оркестр, за пультом – Башмет. Зрителей, учеников, чиновников всех рангов, дипломатов многих стран – всех собрал в этот зимний день Юрий Соломин. Люди пришли поклониться его памяти. Кто-то из учеников вспомнил, как совсем недавно на его юбилее они желали ему много… много… и долго… долго… А он, улыбаясь, спокойно сказал: «Ничего, скоро вы проводите меня в другую труппу. А труппа там подобралась очень даже хорошая». И вот – провожают.
  • Вчерашние новости
    Дело в том, что все новости, в принципе, вчерашние или даже позавчерашние, так или иначе случились, произошли. И журналист ловит лишь их отзвуки…Вот и я решил заострить внимание читателей на двух новостях, оставивших в душе моей эти отзвуки, отклики.
  • А что если Трамп?
    Казалось бы, тоже мне проблема – где мы, а где Америка. Хотя бы в географическом смысле. Но сейчас причины и следствия событий, касающихся чуть ли не каждого из нас, уходят, в том числе и туда, за океан. Вот и, наверное, не самая дружественная, но расхожая прибаутка гласит: «Какая в России национальная идея? Победа Трампа на выборах в США!». А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.
  • Несравненные «олимпийцы»
    Быстрее. Выше. Сильнее. Олимпийский девиз
  • Над Полесьем, над тихим жнивьем…
    19 июня Василю Быкову исполнилось бы сто лет. Это человек, который не только прошел всю Великую Отечественную, но и оставил после себя бесценное литературное наследие.
  • Странная жизнь Анатолия Солоницына
    11 июня в Москве 42 года назад скончался актер Анатолий Солоницын, вошедший в историю мирового кино ролью преподобного Андрея Рублева в великом фильме Андрея Тарковского.
  • «Хотел как лучше, но не успел…»: вспоминая Юрия Андропова
    15 июня исполняется 110 лет со дня рождения Юрия Андропова – генерального секретаря ЦК КПСС в 1982–1984 годах. Оценка его деятельности, вынесенная в заголовок, не будучи глубокой, тем не менее весьма популярна до сих пор.
  • Взгляд на классика с позиций иллюстраторов
    Выставка редких изданий произведений Н. В. Гоголя из собрания библиотеки Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, представленных к юбилею великого русского писателя, продолжает свою работу в главном здании музея (Ленина, 5).