НА КАЛЕНДАРЕ

Вертолетчик по случаю и легенда неба Гурген Карапетян

Валерий Агеев, argumenti.ru   
21 Декабря 2022 г.

Гурген Рубенович Карапетян, наверное, не нуждается в особом представлении. Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, он почти 33 года работал летчиком-испытателем в КБ Миля, освоил полеты на 39 типах летательных аппаратов (15 типов планеров и самолетов и 24 типа вертолетов, из них 9 зарубежных).

 Вертолетчик по случаю и легенда неба Гурген Карапетян

Не раз на земле и в воздухе Карапетян попадал в сложные ситуации, но всегда с честью из них выходил. Что же помогало ему одерживать победы в безвыходных ситуациях? Какие черты характера позволили ему стать уникальным летчиком-испытателем?

Путь в небо

Он родился 9 декабря 1936 года в городе Свердловске (ныне – Екатеринбурге). Когда началась война, ему было пять лет, а когда она закончилась – девять. Потом было тяжелое послевоенное детство, как и у многих мальчишек и девчонок нашей страны.

Любовь к небу у смышленного армянского парнишки родилась незаметно. Но даже он не помнит о том, как это произошло. Может быть, он в детстве видел, как летели над Свердловском в сторону фронта краснозвездные самолеты. Может быть, это случилось после того, как увидел летом 1943 года подбитый нашими летчиками немецкий бомбардировщик "Хейнкель", в кабине которого он не раз бывал.

И Гурген решил стать военным летчиком. Путь к мечте лежал в то время через аэроклуб. Проблем с поступлением туда не было: учился он хорошо да и со здоровьем было в порядке. За время учебы в нем Карапетян налетал 46 часов на самолете По-2.

После учебы у Гургена возникла дилемма: что дальше делать, идти в военное училище или поступать в институт? И по совету своего весьма авторитетного дяди он выбрал последнее. Поступил в МАИ.

Учился он в институте хорошо. За время учебы стал мастером спорта и чемпионом СССР по вертолетному спорту. Кстати, вертолетчиком стал случайно. И произошло это так.

Моя любовь — вертолеты!

После поступления в МАИ Карапетян решил продолжить летать, но уже в аэроклубе при институте сначала на планерах, а потом на самолетах.

– Но на третьем курсе института, вспоминает Гурген Рубенович, наша группа была прикреплена к вертолетной кафедре. Для меня это было равносильно катастрофе. Я ведь хотел стать летчиком, а не вертолетчиком.

Куда я только не обращался – безрезультатно. Меня вызвал к себе заведующий кафедрой, конструктор вертолетов Иван Павлович Братухин и стал рассказывать о перспективах вертолетов. Я его внимательно выслушал и решил пойти на хитрость, заявив:

– Соглашусь остаться на вашей кафедре только при условии, что вы мне поможете поступить в Центральный аэроклуб. Я хочу научиться летать на вертолете.

 Вертолетчик по случаю и легенда неба Гурген Карапетян

  • Г.Р. Карапетян с коллегами по планерному спорту

На самом деле я ведь знал, что в ЦАКе первый набор для обучения на вертолете Ми-1 был уже закончен и не думал, что Иван Павлович сумеет что-то сделать. Но через неделю Братухин сообщил, что вопрос решен положительно и я буду летать. Пришлось и мне выполнять свое обещание. Так я стал вертолетчиком и ничуть об этом не жалею.

После окончания в 1961 году института Карапетян был распределен на Моcковский вертолетный завод им. М.Л. Миля, где начал работу на летно-испытательной базе (ЛИБ) в качестве инженера.

Ему хотелось летать, но в то время на МВЗ работали такие выдающиеся летчики-испытатели как Р. Капрэлян, В.Колошенко и многие другие. Что делать, Карапетян не знал.

Не было счастья, так несчастье помогло

30 мая 1961 года в катастрофе вертолета Ми-10 погиб летчик-испытатель ЛИК МВЗ П.П.Ануфриев. В ОКБ сложилась катастрофическая ситуация – некому было выполнять срочное задание правительства: проведение в сжатые сроки 1000 – часовых летных ресурсных испытаний лопастей разных конструкций на вертолете Ми-4. Летчиков-испытателей для такой работы в бюро не хватало.

Тогда старший летчик-испытатель Рафаил Капрэлян обратился к М.Л. Милю, чтобы тот попросил министра авиационной промышленности допустить в порядке исключения к летной работе двух молодых инженеров — Г. Карапетяна и Ю. Швачко (вместе с Юрой Гурген учился на одном курсе в МАИ и летал в аэроклубе).

Михаил Леонтьевич хорошо знал их, поскольку всегда лично беседовал с каждым выпускником института, который приходил работать на предприятие. Кроме того, ему было известно, что Карапетян уже во время учебы стал мастером спорта по планерному спорту и чемпионом СССР по вертолетному спорту. Поэтому он поддержал ходатайство Капрэляна.

В июне 1961 года появился приказ министра, на основании которого Карапетян стал летчиком-испытателем, не заканчивая необходимого учебного заведения, которым в то время, да и сейчас, была Школа летчиков-испытателей (ШЛИ) в г. Жуковском.

В ШЛИ его приняли только в следующем году, когда проводился очередной набор. И здесь ему повезло. Большинство теоретических дисциплин, которые изучались в школе, ему зачли по институтским результатам. Поэтому вместо двух лет курс обучения в ШЛИ удалось пройти за полгода, и Гурген вернулся в КБ.

Трудовые будни

Одним из первых самостоятельных заданий Карапетяна стало выяснение причины катастроф легкого вертолета Ми-1. Он выяснил, что это был изгибно-крутильный флаттер лопастей несущего винта вертолета, колебания очень большой частоты, от которой корпус летательного аппарата практически мгновенно разрушался. В вертолетах пришлось изменить конструкцию лопастей и катастрофы прекратились. Во время испытаний был выполнен 21 режим со входом во флаттер.

 Вертолетчик по случаю и легенда неба Гурген Карапетян

Всякое случалось с Гургеном Рубеновичем при испытаниях вертолетов. Так, например, при выполнении первого полета вертолета Ми-14 с двигателем ТВ-3-117 на режиме висения произошло разрушение вала свободной турбины двигателя с последующей неуправляемой раскруткой свободной турбины. Благодаря своевременным и грамотным действиям летчика-испытателя двигатель был остановлен, посадка вертолета была проведена благополучно. На вертолете-амфибии Ми-14 впервые в СССР он в 1974 г. выполнил посадку на авторотации с выключенными двигателями на море.

При выполнении посадки по-самолетному на летающей лаборатории Ми-6 с экспериментальным автопилотом произошел отказ автопилота. Благодаря своевременным и умелым действиям пилота посадка выполнена была благополучно.

Боевой вертолет Ми-24

Карапетян Г.Р. одним из первых освоил пилотаж на первом отечественном боевом вертолете Ми-24, который в течение многих лет является лучшим в мире боевым вертолетом.

На вертолете Ми-24 при испытаниях на маневренные режимы с большими вертикальными перегрузками первым получил явление «подхвата». При попадании в этот режим вертолет становится неуправляемым и выходит на режимы, на которых происходит с заклинение управления. При исследовании этого явления, были получены материалы, позволившие выработать рекомендации по действиям при попадании в этот режим. В дальнейшем эти рекомендации широко использовались в Афганистане.

При испытаниях вертолета Ми-24 Карапетян первым вывел вертолет из неуправляемого вращения (вертолетного штопора) и впоследствии проводил исследования этого нового ранее не встречавшегося явления.

Одним из первых освоил полеты из дополнительной нижней кабины на вертолете Ми-10К.

Это позволило Карапетяну Г.Р. провести в 1973 году монтаж с помощью вертолета Ми-10К скруберов-каплеуловителей на Синарском трубном заводе, где впервые в мировой практике был выполнен монтаж деталей в вертикальной плоскости. Было смонтировано более 400 т. оборудования. До настоящего времени эта работа является уникальной и непревзойденной как у нас в стране, так и за рубежом по количеству смонтированного оборудования. Коллектив строителей треста «Востокметаллургмонтаж» был представлен к Государственной премии Совета Министров РСФСР.

В 1977 г. начались испытания уникального вертолета большой грузоподъемности Ми-26. Карапетян провел полный цикл заводских и государственных испытаний этого вертолета.

С 1982 г. Гурген Рубенович начал заниматься испытаниями нового боевого вертолета Ми-28. при первом запуске двигателей разрушилась трансмиссия, ведущая к хвостовому винту машины. Вертолет начал вращаться на земле, все окружающие его люди начали разбегаться от него в разные стороны. Карапетян не растерялся, мгновенно выключил двигатели и тем самым спас новую машину.

 Вертолетчик по случаю и легенда неба Гурген Карапетян

Для выполнения интернационального долга тов. Карапетян Г.Р. был командирован в Афганистан, где в сложных горно-климатических условиях занимался подготовкой летного состава ограниченного контингента войск и работой по повышению боеготовности, боевой эффективности и живучести вертолетной техники.

Карапетян Г.Р. принимал непосредственное участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в мае-июне 1986 года на вертолете Ми-26, за что в 1987 году был награжден орденом «Дружба народов».

В апреле 1991 года Михаил Горбачев вручил Гургену Карапетяну Золотую Звезду Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленный при испытаниях новых образцов вертолетной техники.

– Я летал почти на всех вертолетах марки «Ми», - говорит Гурген Рубенович, - И не знаю, какой из них мне пришелся больше по душе. Все хороши. Каждый дитя своего времени.

Ми-1 был прорывом в новый мир вертикально летающих винтовых аппаратов. Ми-24 – это первый советский маневренный боевой вертолет, долгое время считавшийся лучшим в мире. Ми-26 уникален и является без преувеличения нашим национальным достоянием. Ми-28 не имеет себе равных по маневренности и боевым возможностям. Именно эти вертолеты Карапетян впервые поднял в воздух с площадки МВЗ в подмосковном поселке Томилино.

Самым лучшим и самым выдающемся конструктором вертолетов я считаю, безусловно, Михаила Леонтьевича Миля. Его подход к созданию техники испытан временем, но осталось еще немало его идей, которые только предстоит реализовать.

Я с глубочайшим уважением отношусь к генеральным конструкторам вертолетов М.Н. Тищенко, с которым проработал более 20 лет, С.В. Михееву, с которым я, кстати, вместе учился в МАИ. Но я все же однолюб и не устаю повторять: на камовских машинах очень хорошо летать, на милевских – хорошо воевать. И это доказано временем.

Гурген Рубенович Карапетян жил в Москве, он умер 7 декабря 2021 года. Похоронен на Богородском кладбище.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.
  • Никита Хрущев: два цвета времени
    60 лет назад, посредине осени 1964 года, в результате кремлевского заговора был смещен со всех постов и отправлен на пенсию первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев. Несмотря на дворцовый характер «октябрьского переворота – 2» (первый, куда более глубокий, случился в 1917-м), отставка Никиты Сергеевича была логичным следствием слишком слабой поддержки «кукурузника» на всех уровнях советского общества.
  • Непогашенная луна Бориса Пильняка
    К 130-летию со дня рождения писателя, которого ненавидел Сталин
  • Частные размышления о прошедшем лете и начале осени…
    Никак я не могу понять: отчего это так все в нашем отечестве происходит? Причем за редким исключением с завидным постоянством. Ну, вот хотя бы на протяжении всей моей уже совсем не короткой – более чем семидесятипятилетней – жизни, что слышим мы от власть имущих разной высоты и ранга занимаемого ими положения одно, а на деле видим совсем другое. Порой совершенно противоположное, ими же самими сказанного о грандиозных или не очень грандиозных планах. Например, по улучшению жизни народа, а вовсе не отдельных его представителей. Ну, тех, что и народом-то уже давно не являются, ибо живут совсем в ином мире и совсем в другом мире. То есть в конечном итоге все получается у нас по присловью Виктора Степановича Черномырдина, человека остроумного и знающего властные структуры не понаслышке, стоявшего во главе российского правительства с 1992 по 1998 год: «Хотели как лучше, а получилось как всегда…»
  • Этот лай у нас песней зовется
    Удивительное дело – всегда с детства любила собак – разных, больших и маленьких, они были моими друзьями. В разные годы в нашей семье жили-были красивый пудель Барик, мощный лайка Дик, музыкальная дворняжка Лада и изящная кокер-спаниель Бэтти – мы о них вспоминаем часто…
  • Вам здесь жить (миниатюры)
    Виктор Секерин был журналист и учёный, писал статьи, книги и – миниатюры в газеты. Так учили раньше на факультетах журналистики, когда вёрстка осуществлялась вручную укладкой в наборную форму отлитых на линотипе, порой ещё тёплых, строк при помощи шила, которым мастерски владел каждый метранпаж, а макеты страниц будущей газеты создавались при помощи линейки-строкомера. Если рядом с большими материалами оставался «воздух», его заполняли «информашками», а на последнюю полосу шли лирические миниатюры. Виктору Секерину они удавались всегда, их можно было найти от газет Выборга, где он проходил студенческую практику, до нового рода газет Читы середины 1990-­х.
  • С юбилеем, дорогой ВУЗ!
    В 2024 году педагогический институт Иркутского государственного университета отмечает 115 лет со дня основания. За это время в его стенах получили высшее образование десятки тысяч педагогов, работавших в самых различных школах Восточной Сибири. Их готовили преподаватели, о которых помнят выпускники института, и о которых хочется говорить стихами. Большое им спасибо за их благородный труд.
  • Последний фильм Эйзенштейна. Рассказ. Продолжение
    Леонид Борисович продолжал: – Здесь есть очень теплые и неподдельно искренние куски встречи матери и сына. Это заслуга Саши, хорошего оператора, сумевшего не прозевать, увидеть, снять их с хорошим светом. Есть волнующий рассказ матери, как она лишилась своего малыша. Есть еще не менее емкие фрагменты, но это, в общем-то, гладко, если хотите, почти благостно. А мы делаем фильм о войне, о величайшей трагедии человечества. В эту трагедию попал маленький русский мальчишка, который вырос в Германии немцем. Кажется, маленькая личная трагедия, но на самом деле она гораздо глубже, если хотите, громадная трагедия, принесенная войной.
  • По крупицам (короткие рассказы)
    Читая прозу Ирины Аркадьевны Апарченко, часто хочется сопоставить звучащие в ней мотивы с её же душевными и наполненными глубокими чувствами стихами. Сейчас припомнились такие строки:
  • «Не сыпь мне соль на рану…»: несравненный Вячеслав Добрынин
    1 октября не стало Вячеслава Добрынина. В 80-90-е его шлягеры звучали в каждом доме, а голос с хрипотцой нельзя было спутать ни с каким другим.
  • Возвращение блудного «целителя»: почему Кашпировский снова собирает полные залы
    Давно замечено, чем сложнее и нестабильнее обстановка в стране, тем активнее и наглее ведут себя всевозможные ведуны, экстрасенсы, целители, маги и прочие представители околонаучных сфер. Именно тогда, в неспокойном 1989 году, появился в эфире Центрального телевидения СССР «маг» и «волшебник» Анатолий Кашпировский.
  • Откуда дровишки?
    Все от печки – напоминает нам народная пословица, имея в виду наши жизненные устои.