НА КАЛЕНДАРЕ

«Радость полетов – это жизнь»: королева неба Марина Попович

Владимир Иванов, histrf.ru   
06 Декабря 2022 г.

20 июля 1931 года родилась легенда советской авиации Марина Попович. Данные эти официальные, а есть еще и неофициальные. Потому что Марине Лаврентьевне приходилось корректировать биографические данные, чтобы добиться исполнения своей мечты. Помните слова Н. Некрасова о том, что есть женщины в русских селениях? Да, женщины способны на многое. Но то, что женщина освоит реактивный самолет, великий русский поэт и представить не мог.

 «Радость полетов – это жизнь»: королева неба Марина Попович

Дорога к мечте

Родина нашей героини – деревня Самусенки Смоленской области. Семья – это папа Лаврентий Федосович Коровкин-Васильев, мама Ксения Логиновна Щербакова и пятеро детей. После несчастья, произошедшего со старшей сестрой, старшинство перешло к Марине. Семья была творческой. Папа перегонял плоты по Западной Двине, но он увлекался музыкой, сам делал скрипки и хорошо играл. Марина вспоминала, что с малых лет выступала в семейном музыкальном ансамбле. Родители думали, что девочка свяжет свою судьбу с музыкой. Желание родителей исполнила младшая сестра Валентина, она окончила консерваторию и впоследствии работала дирижером в театре. Но у Марины была своя мечта. Она отчаянно хотела летать, стать летчиком как двое маминых братьев. И начавшаяся война помогла ей сделать решающий выбор.

Во время войны семья была эвакуирована в Новосибирск. Но даже тех коротких дней войны на Смоленщине, которые выпали на долю семьи до эвакуации, хватило, чтобы насмотреться ужасов войны. Марина очень хотела отомстить фашистам, но пока она подросла, и война закончилась. Неизменным и таким же горячим осталось желание летать. В 1947 году первая попытка записаться в аэроклуб не удалась. Оказалось, что из-за малого роста (150 см) ноги не доставали до педалей, сесть за штурвал ей не позволили. Целый год она изнуряла себя тренировками, нацелившись прибавить в росте. И вот результат – выросла до 161 см. Начался путь, который и привел ее к тем высотам, о которых она мечтала. Первым шагом стал Новосибирский авиационный техникум, который она окончила в 1951 году. Затем работала инженером-конструктором в Новосибирске, в Центральной летно-технической школе ДОСААФ в Саранске. А дальше появилось препятствие, которое казалось непреодолимым. После окончания войны появился запрет: женщин в небо не брать. Любая опустила бы руки, но не Марина, слишком велико было ее желание стать профессионалом, военным летчиком. О том, чтобы сдаться, не было и мысли. Марина отправилась в Москву и добилась встречи с Председателем Совета министров СССР маршалом Ворошиловым. Что подействовало на маршала, мы не знаем, но на заявлении он написал: «в порядке исключения направить в летное училище». С этим документом она и отправилась в Саранское авиационное училище, которое и окончила с красным дипломом. После учебы ее оставили там летчиком-инструктором. С 1958 года работала летчиком-инструктором в Москве в Центральном аэроклубе им В.П. Чкалова. А еще за ее плечами учеба в Ленинградской академии гражданской авиации.

Все выше и выше...

Со стороны все просто: захотела – и стала. Но до заветной мечты стать летчиком-испытателем прошло больше 10 лет. В 1964 году настал ее звездный час – она стала единственной в стране военной летчицей-испытателем 1-го класса. Этой хрупкой женщине оказались подвластны небесные просторы и, что очень важно, – рекорды. Она первой преодолела звуковой барьер, а на самолете «РВ» с двумя турбореактивными двигателями она установила мировой рекорд скорости в своем классе. Дальше она бьет мировые рекорды американских спортсменок. На самолете Ан-22 ей принадлежат 10 мировых рекордов. На тот момент она вообще была единственной женщиной, пилотирующей самолеты такого класса.

Но большой ее любовью стали военно-транспортный самолет Ил-76 и истребитель Миг-21. Все ее достижения были высоко оценены, и ее выбрали кандидатом в космонавты, но в отряд не взяли. Позднее, ее первый муж, космонавт Павел Попович, шутил, что она не умела молчать, в том числе и за едой, что в космосе недопустимо. Неудача с космосом не остановила нашу героиню, и она продолжила покорять околоземные просторы. В это время она получает государственные награды, в том числе и орден Трудового Красного Знамени.

 «Радость полетов – это жизнь»: королева неба Марина Попович

  • М. Попович с мужем П. Поповичем и дочерью. Источник: liveinternet.ru

В 1965 году произошло событие, которое надолго лишило нашу героиню неба. При испытательном полете на разведчике ЯК-25РВ произошла авария в кислородной системе, самолет начал падать, но Марина без паники оценила обстановку и смогла благополучно посадить машину. За мужество, хладнокровие и умелые действия она была представлена к званию Героя Советского Союза, что очень не понравилось Главнокомандующему ВВС П. Кутахову. За совершенный подвиг он просто уволил Марину Попович.

Снова в полет

На два долгих года Марину разлучили с небом. Сама она признавалась, что это было очень трудное время. Нечем было заполнить пустоту. Черная полоса закончилась, когда ее пригласили работать в ОКБ Антонова. Первым испытуемым самолетом стал АН-24. Марина Попович собрала прекрасный женский экипаж, на счету которого 71 мировой рекорд по самым различным показателям. Женская команда советских летчиц, доказала, что женщины способны на подвиги, которые не всегда по силам мужчинам.

Марина Попович завершила летную карьеру в 53 года и за все время налетала 5600 часов, освоила 40 типов самолетов и вертолетов. Ей принадлежит 102 мировых авиарекорда.

Мы должны быть благодарны Марине и за то, что она оставила нам замечательное литературное наследство. Еще будучи пилотом, она начала писать книги, что в дальнейшем стало ее главным делом. Она автор 15 книг, общий тираж их 1,5 миллиона экземпляров. А еще она автор сценариев для художественных фильмов.

 «Радость полетов – это жизнь»: королева неба Марина Попович

  • М. Попович и ее книга «Прыжок в вечность». Источник: liveinternet.ru

Последняя ее книга «Я –летчик!» стала автобиографической, и на внутренней стороне обложки ярким девизом написано: «... И радость полетов – это жизнь, настоящая жизнь».

Умерла Марина Попович в 2017 году в возрасте 86 лет.

Большой восторг вызывают такие люди, как Марина Попович. Они идут к своей мечте, сметая любые преграды, верят в себя несмотря ни на что и демонстрируют отличный пример остальным: многого можно добиться, нужно только по-настоящему захотеть.

На нашем сайте читайте также:

По инф. istrf.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Не повторяя путь отца
    Исполнилось 75 лет народному артисту России Константину Райкину.
  • Притяжение «Маленького принца»
    125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
  • Стихи из сборников «Признание», «Есть у сердца Родина»
    Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и Москвы.
  • Юркина любовь (Рассказ)
    С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Виктор Николаевич – автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Его рассказы печатались в газетах и в литературно-художественных изданиях, в том числе и в альманахе «Сибирь» в 80-е годы. Позже в разные годы выходят сборники его рассказов: «Колокола», «Случайный прохожий» и сборник стихов «Возвращение в деревню». Сегодня мы познакомим вас с новым его рассказом «Юркина любовь».
  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.