Мосфильм доверил съемки «Земли Санникова» молодым режиссерам Альберту Мкртчяну и Леониду Попову, а они пригласили на главные роли «звезд» тогдашнего кино. Руководителя экспедиции, Ильина, должен был играть Армен Джигарханян, роль Губина — Игорь Ледогоров, а Игнатия — Евгений Леонов. Но изюминкой фильма планировалось сделать Владимира Высоцкого в роли певца Крестовского и его супругу, Марину Влади, которая должна была сыграть невесту Ильина.
Однако первая тройка артистов не захотела работать с молодыми режиссерами и сниматься отказалась. Вместо Джигарханяна и Ледогорова пришли Владислав Дворжецкий и Сергей Шакуров. Привлечь удалось только одну «звезду» — Георгия Вицина, который согласился сниматься вместо Леонова. Певец Муслим Магомаев утверждал, что роль Ильина предлагали и ему, но он отказался, понимая, что его хотят привлечь не из-за актерских способностей, а как популярную личность.
Роль импульсивного и яркого певца Крестовского очень нравилась Высоцкому. По сценарию, персонаж должен был спеть в фильме несколько песен и специально для него Владимир Семенович написал две песни «Белое безмолвие» и «Кони привередливые», однако съемке помешала политика. Почти перед началом работы над «Землей Санников» на волне Западногерманского радио "Немецкая волна" прошла передача, на которой играли песни Высоцкого. В самом эфире певца представили как борца с советским режимом и бунтарем.
По воспоминания режиссера Мкртчяна, генеральный директор «Мосфильма», Николай Сизов, сообщил ему, что Высоцкий и Влади не подходят. Оказалось, что руководитель Отдела культуры ЦК КПСС, Василий Шауро, посчитал радиопередачу протестной акцией и решил отстранить Владимира Семеновича от всех проектов.
На роль Крестовского взяли Олега Даля, который очень обиделся, что стал заменой Высоцкому. Во время самих съемок режиссеры не могли найти общего языка с актерами, которые считали их дилетантами. Свою роль сыграло и пристрастие Даля к алкоголю. Иногда съемки начинались в 5 утра, и актер приходил на них, не протрезвев. Режиссеры Мкртчян и Попов постоянно ссорились.
Главные артисты отказывались участвовать в нелепых, по их мнению, сценах с плясками, глупой стрельбой и песнями. Особенно сильным конфликт был между вспыльчивым Мктрчяном и Сергеем Шакуровым, который с первого дня работы встал в оппозицию к режиссеру. Позднее к нему присоединились Даль с Дворжецким, которые игнорировали режиссерский взгляд на съемочный процесс.
Вицин старался быть нейтральным, но через время сдался. В конце марта 1972 года актерская группа послала в «Мосфильм» телеграмму с требованием поменять режиссеров, а заканчивался текст словами: «Сидим в дерьме на волчьих шкурах. Дворжецкий. Вицин. Даль. Шакуров».
Или по-моему, или никак!
После окончания первого этапа съемок актеров-бунтовщиков вызвало руководство киностудии. Им сказали, что режиссеров менять не будут, и они должны сработаться. Неконфликтный Вицин сразу согласился, Дворжецкий испугался, что его могут убрать из очереди на получения квартиры в Москве, пошел на попятную и Даль.
Костюмер фильма Алина Будникова вспоминала, что Шакуров поставил ультиматум — или он или режиссеры. Руководство решило уволить артиста, утвердив на его роль молодого Юрия Назарова. Отснятые с Шакуровым сцены оставили, но его фамилию в титрах не указали. Впоследствии актер считал, что Даль и Дворжецкий предали его, поэтому перестал с ними общаться.
С уходом Шакурова конфликты не прекратились, присоединился к ним и Юрий Назаров. Актер воспоминал, как во время съемок на Кавказе стояла сильная жара и подростки, играющие туземцев, падали в обморок. «Детей мучили на площадке по 12 часов, в то время как по КЗОТу они могли быть заняты только 4 часа. Я заступился за 12-летних девчонок. Съемки остановили на неделю, чтобы создать навесы и приемлемые условия. Это не понравилось Мкртчяну». Режиссер позвонил в «Мосфильм» и под надуманным предлогом потребовал убрать Назарова, но руководство не поддержало это предложение.
Однако главным бунтарем оставался Олег Даль. Альберт Мкртчян вспоминал: «Когда Даль не пил, он был прекрасный человек, тонкий, чувствующий, а когда пил, становился невменяемым. Невозможно было с ним разговаривать...». Сам актер в своем дневнике писал о режиссерах, что «они клинические недоноски», лечить которых бесполезно. Конфликтовал Мкртчян и с костюмером Алиной Будниковой, которую, по ее воспоминаниям, мог специально забыть забрать на съемки. В один из таких случаев актеры отказались переодеваться, и режиссер был вынужден послать за ней машину.
Из-за того, что художественный совет Госкино присудил фильму низшую 3-ю категорию, актеры получили небольшие гонорары. В прокате «Землю Санникова» посмотрело более 40 млн человек и картину подняли до 2-й категории.
У каждой киноленты есть своя кухня – как она создавалась, что курьезного или наоборот происходило на съемочной площадке. И порой эта кухня бывает не менее любопытной, чем само кино. Вон какие страсти, оказывается, кипели на «Земле Санникова»!
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.