НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-17-09-59-20
22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
2025-03-19-09-03-46
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного...
2025-03-19-12-17-27
21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
-2
Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
2025-03-25-04-45-24
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых...

В катастрофе, происшедшей 130 лет назад, царь не пострадал. Но империя вздрогнула

02 Ноября 2018 г.

krushenie poezd

29 октября 1888 года. Сумрачный осенний день. Дождливо, слякотно. Недалеко от станции Борки под Харьковом мчавшийся на большой скорости состав внезапно сходит с рельс. Вагоны с грохотом и скрежетом наползают друг на друга, падают с насыпи. Влажный воздух наполняют крики и стоны. Катастрофа! Да еще какая – ведь это был не простой поезд, а императорский! На нем Александр III с многочисленным семейством возвращался из Крыма в Санкт-Петербург...

В катастрофе, происшедшей 130 лет назад, царь не пострадал. Но империя вздрогнула

Картина той трагедии запечатлена в фотографиях. Страшный, надо сказать, вид – оба паровоза накренились, часть вагонов упала, остальные были помяты, искорежены. Художник Сергей Васильковский воссоздал происшедшее на полотне «Крушение царского поезда близ станции Борки 17 октября (по старому стилю – В.Б.) 1888 года».

0211 istoriy2

«Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого мы все оказались на полу и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Все падало и трещало, как в Судный день. В последнюю секунду я видела еще Сашу, который находился напротив меня за узким столом и который потом рухнул вниз... В этот момент я инстинктивно закрыла глаза, чтобы в них не попали осколки стекла и всего того, что сыпалось отовсюду... Все грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мертвая тишина, как будто в живых никого не осталось...»

Это строки из письма Марии Федоровны своему брату, греческому королю Георгу.

Императрица живописала страшную картину разрушений, в которой погибло множество людей, среди которых были ее личный охранник Тихон Сидоров, егеря императора, придворные, официанты. От ран умерло более двух десятков человек, еще полсотни получили ранения и увечья.

0211 istoriy1

«Столовый» вагон, в котором во время крушения находились царь, его супруга, трое детей, в том числе цесаревич Николай – будущий последний российский император – и свита, был полностью разрушен. Однако высочайшие пассажиры не пострадали, как, впрочем, и еще один ребенок Романовых – шестилетняя великая княгиня Ольга, находившаяся в другом вагоне, прицепленном к «столовому». Она находилась под опекой няни. Девочку буквально выбросило из вагона, превратившегося в груду обломков.

Своих родных спас сам император: Александр III, мужчина огромного роста, обладавший недюжинной силой. Он держал на своих плечах рухнувшую крышу вагона (его стенки лопнули), пока остальные не покинули опасное место. Так, во всяком случае, утверждает молва.

«Бог чудом спас нас всех от неминуемой смерти, – записал в дневнике Александр III: «Страшный, печальный и радостный день. 21 убитый и 36 раненых! Милый, добрый и верный мой Камчатка (любимый пес – В.Б.) тоже убит!».

Из письма Марии Федоровны своему брату, греческому королю Георгу: «Невозможно представить, что это был за ужасающий момент, когда мы вдруг почувствовали рядом с собой дыхание смерти, но и в тот же момент ощутили величие и силу Господа, когда Он простер над нами свою защитную руку...Это было такое чудесное чувство, которое я никогда не забуду, как и то чувство блаженства, которое я испытала, увидав, наконец, моего любимого Сашу и всех детей целыми и невредимыми, появляющимися из руин друг за другом».

Очевидцы рассказывают, что император лично руководил спасательной операцией. Мария Федоровна, едва поборов страх и, облегченно вздохнув, увидя целыми и невредимыми близких, вместе с медиками обходила раненых, успокаивала их. «Мама вела себя как героиня, – вспоминала княгиня Ольга, – помогая доктору как настоящая сестра милосердия».

У Марии Федоровны была повреждена рука, и она осталась в одном платье на холодном осеннем ветру. Кто-то заботливо накинул на ее плечи офицерскую шинель...

Лишь на исходе этого мрачного дня, когда раненым была оказана помощь, а погибших опознали, семья Романовых отбыла на станцию Лозовая. Там был отслужен благодарственный молебен за чудесное избавление императора и его семьи от гибели.

Затем чета отправилась в Харьков, где их восторженно встречали толпы горожан. Процессия проследовала в собор, было отслужено еще одно благодарственное молебствие. После этого царский поезд направился в столицу.

И здесь царя ждала бурная встреча. Студенты и молодежь буквально осаждали коляску Александра Ш, некоторые хватали его руки и лобзали. Отовсюду гремело «Боже, царя храни!» Несколько дней столица праздновала чудесное спасение государя и его семьи. Санкт-Петербург был разукрашен, освещен яркими огнями, в учебных заведениях устроили трехдневные каникулы.

С тех пор все члены царской семьи имели образки Спасителя, изготовленные в память пережитой железнодорожной катастрофы. Отмечалась годовщина «чудесного явления Промысла Божия над Русским Царем и всею Его Семьей, при крушении Императорского поезда близ ст. Борки».

Великая княгиня Ольга назвала поступок отца подвигом Геркулеса. Увы, этот смелый поступок обошелся монарху слишком дорого – чрезвычайное напряжение, как утверждают некоторые историки, губительно подействовало на почки и способствовало развитию тяжелого недуга, который спустя несколько лет свел его в могилу.

Так что же это было – случайное избавление от гибели царской династии или милость судьбы, предупреждение свыше? Тогда еще никто не ощутил, как в тот момент задрожала огромная Российская империя.

С той поры началось ее медленное, поначалу почти незаметное крушение...

И первый чувствительный удар – смерть могучего, уверенного в себе царя Александра Ш настоящего властителя империи, человека внушавшего трепет недругам. Вскоре последовала кровавая Ходынка, еще одно грозное предупреждение судьбы. Далее – Русско-японская война, первая русская революция, которая едва не смела самодержавие.

Метастазы на огромном теле империи становились все заметнее. Однако страна вдруг снова поднялась, началось развитие промышленности, выросло производство. Эксперты предсказывали Российской империи расцвет жизни ее граждан, небывалый подъем экономики. Но во время Первой мировой войны вновь продолжился губительный процесс. И, в конце концов, в феврале семнадцатого года наступил паралич всего государственного аппарата...

Это сейчас можно размышлять, строить догадки, развивать версии. Тогда же все было проще, прозаичнее. Следствие, которое возглавил обер-прокурор уголовного кассационного департамента Анатолий Кони, пришло к выводу, что императорский поезд, который находился в хорошем состоянии, значительно превысил скорость на опасном участке, что было недопустимо. К тому же пути, на которые повлияла дождливая погода, оказались в плохом состоянии из-за размытия грунта.

Последняя фраза может вызвать лишь грустную усмешку. Если сам царь ездил по изношенным дорогам, рискуя жизнью, что же говорить о рядовых гражданах? Шестью годами ранее, в июне 1882 года, случилась катастрофа на Московско-Курской дороге близ деревни Кукуевка. Причиной несчастья также стали размытые дождями пути, и железнодорожное полотно, по сути, повисло в воздухе, а когда поезд оказался на нем, просто разорвалось.

«Десять вагонов с пассажирами разбились вдребезги, четыре вагона, в том числе и почтовый, оторвались и уцелели, – писал Владимир Гиляровский в «Московском листке». – Страшное зрелище представляли эти обломки поезда и массы убитых и тяжело израненных! Поездная прислуга убита почти вся. По первому исчислению, более 50 пассажиров убиты (в числе погибших оказался племянник писателя Ивана Тургенева – В.Б.) и до 80 человек искалечены так ужасно, что многие едва ли останутся в живых...»

Но вернемся к крушению императорского поезда. Следователи выдвинули и другую версию – Александра III пытались убить. Стоит напомнить, что его многострадальный батюшка, Александр II, пережил несколько покушений, в том числе, на железной дороге (мина, заложенная на путях Андреем Желябовым, не взорвалась), и, в конце концов, погиб.

Сдавалось, что и поезд Александра III не просто так сошел с рельсов. Многие пассажиры ощутили чувствительные толчки, слышали сильный грохот, чувствовали запах дыма. Да и вагоны были слишком сильно искорежены – уцелело лишь пять из пятнадцати.

Княгиня Ольга, хотя и была мала во время катастрофы, запомнила некоторые детали и тоже говорила о взрывах: «секунду или две спустя вагон разорвался как консервная банка». Она утверждала, что ее выбросило из салона взрывной волной.

О диверсии писал в своих воспоминаниях и генерал Владимир Сухомлинов, бывший при Николае II военным министром. Он уверял, что бомбу подложил некто, предположительно помощник повара, устроившийся работать на императорский поезд. Этот человек то ли был разорван взрывом динамита, то ли сошел на предыдущей станции и исчез.

Но разве так уж легко было проникнуть в ближайшее окружение царя?

Неужели служба безопасности Александра III была так беспечна, что проворонила появление рядом с главой империи бомбиста? Между прочим, перед прохождением царского поезда состояние полотна обязаны были проверить военные из железнодорожного полка, отвечавшие за безопасность государя и его семьи. Получалось, что должны были ли, но не сделали этого?

В итоге версия о покушении на царя так и не была обнародована. Приняли за основу ту, в которой говорилось про большую скорость на опасном участке и разбитые пути. То есть, во всем оказались виноваты, как всегда, дураки и дороги.

Одним из них оказался подрядчик строительства Курско-Харьковской линии С. Поляков. Однако отдать его под суд не было никакой возможности, ибо он скончался за несколько месяцев до аварии. И на Полякова посмертно свалили низкое качество строительство железной дороги.

Да и другие господа, до которых могла дотянуться рука правосудия, отделались легким испугом. Пришлось уйти в отставку министру путей сообщения адмиралу К.Н. Посьету, главному инспектору железных дорог барону К.Г. Шернвалю, инспектору императорских поездов барону А.Ф. Таубе, управляющему Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженеру В.А. Кованько. Наверное, нашлись и другие козлы отпущения.

Почему же следствие все-таки не стало разрабатывать террористическую версию? Это было сделано по настоянию императора, чтобы избежать «вдохновления» других возможных злоумышленников. К тому же Александр III был несказанно рад, что никто из его семьи не пострадал. Да и сам он чувствовал себя на тот момент преотлично...

По инф. stoletie.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
  • Вселенная звука: непревзойденный Бах
    Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
  • «Желаю всем мира и благополучия»
    Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.