Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного...
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых...
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2016/18-07-tank как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.
Единственный сохранившийся Т-34 производства Сталинградского тракторного завода, простоявший 74 года на дне Дона у воронежского села, после возвращения на сушу отправился в подмосковную Кубинку на реставрацию. Восстановленная машина станет украшением экспозиции музея бронетанковых войск. Пишет "Российская газета".
По признанию жителей села Украинская Буйловка на юге Воронежской области, событиями их жизнь не богата. Даже мимолетный визит главы района становится поводом для обсуждения на многие месяцы. Поэтому когда стало известно, что рядом с селом военные будут вытаскивать из реки танк, буйловцы и жители соседних деревень съехались на зрелище, как испанцы на коорриду: с семьями, видеокамерами и закуской.
По Дону крейсировали гидроциклы, катера и лодки. Дамы в ярких купальниках прятались под солнечными зонтиками, поскольку жара стояла адская. В небе трещали квадрокоптеры с камерами, а военные и полицейские сорвали голос, выпроваживая зевак за полосатые ленточки. После того, как суровый подполковник в десятый раз объявил, что пока все посторонние не покинут опасную зону, вытаскивать ничего не будут, порядок удалось более-менее восстановить и подъем начался.
О том, что в Дону у села есть танк, буйловцы знали давно. В советское время колхоз даже пробовал его достать, но возможностей не хватило. От селян о местонахождении боевой машины узнали в отделе поиска, ремонта и реставрации экспонатов парка "Патриот" - с Воронежа эта организация начала активную работу по извлечению военных артефактов из глубин и трясин, благо боевой техники: как нашей, так и немецкой, - по России еще запрятано предостаточно. В апреле водолазы обследовали речное дно, на семиметровой глубине нашли и сфотографировали танк, убедились в сохранности машины и отсутствии серьезных препятствий для извлечения ее на сушу. По некоторым деталям установили даже место производства Т-34-76. Последние цифры означают калибр пушки.
- Этот единственный в мире сохранившийся танк из партии в 600-1000 машин, выпущенных Сталинградским тракторным заводом с зимы 1941 по лето 1942 года. В это время сталинградский завод был единственным производителем "тридцатьчетверок" - другие предприятия только разворачивались после эвакуации. Поэтому собранные машины прямо из цехов уходили на фронт, - рассказал начальник отдела поиска, ремонта и реставрации экспонатов парка "Патриот" Анатолий Калемберг.
Судя по пробоинам в катках, найденный Т-34 успел повоевать, а сталинградское его происхождение определили по маске пушки. В Сталинграде Т-34 собирали "по полному циклу" - из собственных комплектующих, поскольку заводы-смежники тоже куда-то перемещались или налаживали производство на новых местах. Самодельная маска орудия выглядела грубовато, больше напоминая утюг, но задачу свою выполняла: фиксировала пушку в башне, обеспечивала ее подвижность и прикрывала экипаж.
- По поводу того, как танк попал в реку есть две версии. Согласно первой, наши войска, уходя на левый берег, затопили его. Но мне в это не верится, поскольку на Т-34 сохранилось стрелковое вооружение. По второй, летом 1942 года два наших танка переправлялись через Дон по понтонному мосту. Один прошел, второй свалился и утонул. Неподалеку от того места, где он стоял, водолазы нашли остатки понтонов, - продолжил Калемберг.
В июле военные расчистили от деревьев спуск к реке, а из мотострелковой дивизии за 110 километров доставили два мощных тягача. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина сделана на базе Т-72 и снабжена лебедкой с усилием в 75 тонн. Поэтому вытащить 25-тонный Т-34 (пусть даже с заклиненными гусеницами, поскольку танковая коробка передач за 74 года пребывания в воде однозначно заржавела) для него проблем не представляло. Военные - люди основательные, и на всякий случай привезли запасной тягач.
- Первый, я вышка. Давай потихоньку, - скомандовал подполковник в рацию.
Упершийся широкими гусеницами в землю БРЭМ издал короткий сигнал и взревел, выпустив облако сизого дыма. Уходящие от него в реку толстые тросы поползли, медленно натягиваясь. Сантиметр за сантиметром из воды показалась облепленная илом и ракушками корма танка и башня с развернутой назад пушкой. На другом берегу реки обрадованно завопили, загудели автомобильные клаксоны.
Через 40 минут танк стоял на пригорке, пожарные из брандспойтов сбивали с него грязь и ил. Открытый люк механика-водителя чернел входом в историю. "Я от отца слышал, экипаж там", - авторитетно заявил кто-то из местных. Заглянувшие в Т-34 военные не нашли мертвых танкистов - только живых раков, которые были очень недовольны переменой обстановки. Выбравшись через люк, они двинулись обратно в реку.
Фоторепортаж: Уникальный танк Т-34 подняли со дна Дона
Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
– Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.