НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-17-09-59-20
22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
2025-03-19-09-03-46
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного...
2025-03-19-12-17-27
21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
-2
Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
2025-03-25-04-45-24
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых...

Ударные стройки комсомола

29 Октября 2018 г.

Сто лет назад, 29 октября 1918 года, в Москве участники I Всероссийского съезде союзов рабочей и крестьянской молодёжи провозгласили создание Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ). Это и стало началом 73-летней насыщенной истории советского комсомола.

На строительстве заполярного города Норильска. Фото: РИА Новости/Марк Редькин

На строительстве заполярного города Норильска. Фото: РИА Новости/Марк Редькин

Комсомольцам поручали важнейшие задачи, а они со свойственным юности задором их выполняли: восстанавливали народное хозяйство, помогали индустриализации и коллективизации страны, ликвидировали безграмотность, двигали культуру и спорт. Одним из самых потрясающих дел комсомола стали Всесоюзные ударные стройки: десятки, а затем и сотни промышленных объектов появлялись по всему СССР благодаря передовым представителям советской молодёжи. «Парламентская газета» выбрала главные индустриальные творения комсомола, которые и сегодня работают на благо Родины.

Саяно-Шушенская ГЭС: жемчужина Восточной Сибири

Строители Саяно-Шушенской ГЭС, 1975 год. Фото: РИА Новости/Михаил Кухтарев

Строители Саяно-Шушенской ГЭС, 1975 год. Фото: РИА Новости/Михаил Кухтарев

Благодаря Всесоюзным ударным комсомольским стройкам в Советском Союзе появилось более трёх десятков современных гидроэлектростанций (ГЭС). Одним из лучших достижений инженерной мысли в этом плане можно назвать Саяно-Шушенскую ГЭС.

Она «самая-самая» в стране по мощности и высоте плотины, а само высотное арочно-гравитационное сооружение не имеет аналогов. Да и Енисей, на котором стоит станция, тоже рекордсмен России — по длине и полноводью.

Строительство ГЭС в окрестностях Саяногорска началось в 1968 году, когда в реку была опущена первая глыба камня. Но этому предшествовала семилетняя подготовка: разведка и выбор места, разработка и утверждение проекта, организация сопутствующей инфраструктуры. Советским инженерам предстояло выполнить уникальную задачу: возвести сложнейшую конструкцию плотины в условиях широкого створа могучего Енисея, да ещё и с учётом сурового сибирского климата.

Поэтому-то Всесоюзной ударной комсомольской стройкой Саяно-Шушенская ГЭС была объявлена за год до начала реального строительства. Тысячи студентов со всех концов страны устремились в Сибирь, и уже в 1978 году был запущен первый гидроагрегатор. Всего их десять, последний был введён в строй в 1985 году. Ещё через год станция выработала 80 миллиардов киловатт-часов, тем самым полностью вернув государству затраты на её строительство.

Историю Саяно-Шушенской ГЭС омрачила трагическая авария 17 августа 2009 года, унёсшая жизни 75 человек. Восстановить станцию удалось через пять лет, но урок был усвоен: руководство ГЭС внедрило новые средства защиты, усовершенствовало организацию аварийных систем и учло множество других нюансов, которые исключают повторение катастрофы на объекте.

Сегодня Саяно-Шушенская ГЭС исправно работает и продолжает наращивать объёмы произведённой электроэнергии. В августе станция установила рекорд: выработала 3,49 миллиарда киловатт-часов, что в месячном исчислении является высочайшим показателем в истории энергопроизводства.

БАМ: путь железный сквозь тайгу

Западный участок Байкало-Амурской магистрали. Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко, 1981 год

Западный участок Байкало-Амурской магистрали. Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко, 1981 год

Более двух миллионов человек в разное время приложили руку к прокладке железнодорожного выхода России к Тихому океану — Байкало-Амурской магистрали.

Проектировка и укладка первых участков БАМа начались ещё в 30-х годах. Но на полные обороты «стройка века» вышла уже в глубоко послевоенное время, точнее, в 1974 году, когда проект был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Массы молодых людей поспешили в тайгу — кто-то хотел совершить трудовой подвиг, кого-то звали романтика и приключения, а кого-то привлекала возможность заработать.

Сегодня БАМ работает на пределе возможностей, а государство направляет огромные средства на модернизацию и расширение железнодорожной магистрали. Увеличение пропускной способности БАМа включено в Стратегию-2030, в планах нарастить грузоперевозки до 180 миллионов тонн в год.

Владимир Путин: «БАМ был не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны. Он и военно-стратегическое значение имел, и народно-хозяйственное».

Многие критики ставили под сомнение необходимость огромных человеческих и финансовых вложений в этот проект, равно как и саму целесообразность прокладки БАМа. По мнению президента Владимира Путина, такие мысли возникали под влиянием кризиса 90-х годов. «Но это всё с началом двухтысячных годов, в середине двухтысячных годов не только прошло, а стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован, но и его уже не хватает», — отметил он в 2014 году, поздравляя столицу магистрали Тынду с 40-летием. Тогда же он дал старт прокладке «серебряного звена» на перегоне Таксимо — Лодья — БАМ-2.

Самая острая проблема БАМа — жилищная. Во времена стройки бамовцев расселяли во временные строения, там они и прожили последующие 30-40 лет. К 2015 году так и не расстались с обветшавшими времянками почти 10 тысяч семей, то есть треть жителей окрестностей железного пути. В прошлом году председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила сенаторам проконтролировать расселение ветеранов большой стройки. Этому должна способствовать госпрограмма «Жилище», на которую власти до 2020 года направят около семи миллиардов рублей.

«Этот вопрос находится под контролем, в октябре у нас должен пройти «круглый стол» по этому вопросу. В целом по Республике Саха, по Бурятии, Забайкалью, амурской области расселение идёт нормально», — сообщил «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов.

Целина: урожай с голых степей

Освоение целинных земель, 1955 год .Фото: РИА Новости/Кропивницкий С., Немов Ю.

Освоение целинных земель, 1955 год .Фото: РИА Новости/Кропивницкий С., Немов Ю.

Поднятие целины стало комсомольской стройкой с самого начала — в 1954 году, когда Никита Хрущёв выступил перед пленумом ЦК КПСС с планом освоения целинных земель. Нет нужды говорить о предпосылках этой идеи: Советский Союз тогда остро нуждался в зерне. Взять его решили в бесплодных на тот момент степях Казахстана, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока — землях общей площадью 42 миллиона гектаров.

В течение семи лет освоение безжизненных степей было главным делом учёных, аграриев и активной молодёжи. Ударными темпами работала промышленность, покрывая растущую потребность в комбайнах, тракторах, сеялках и прочей сельхозтехнике. Первые урожаи в начале 50-х воодушевили советское руководство: новые земли дали половину всего урожая в стране, дефицит зерна был преодолён. Лишь позднее обозначилась главная проблема целины — нестабильный климат. В начале 60-ых новые нивы окутали пылевые бури, и впоследствии эффективность их возделывания упала в два раза.

И сегодня эти земли в различных погодных условиях дают разный урожай, рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин. «На целине есть два главных необузданных фактора: нерегулируемый слабый плодородный слой и недостаток воды. Но когда климатические условия складываются удачно, целина даёт хороший урожай. Поэтому эти земли надо развивать, беречь ресурсы и улучшать плодородие почвы, применять энергосберегающие технологии — и получать хороший урожай на целине», — считает депутат.

Он подчеркнул, что наследие целины прекрасно себя чувствует сегодня в Оренбургской области и на Алтае. «Там много институтов, опытных хозяйств. Они получают прекрасный урожай и зернобобовых, и крупяных, и соевой культуры», — перечислил Владимир Кашин.

В то же время у нас появилась новая Целина — на чернозёмных землях, посетовал парламентарий. И привёл грустные цифры: 40 миллионов гектаров полей сейчас зарастает бурьяном, сократились пахотные севообороты, вместо 117 миллионов гектар засеваем только 80 миллионов. Если говорить о землях сельхозназначения, то тут вообще стыдно называть цифры: 250 миллионов гектаров растащили по другим категориям.

«Вот всё это нужно осознавать и разворачивать ситуацию в правильном русле. В годы поднятия Целины в голой степи создавались прекрасные посёлки — это и называется устойчивое развитие сельских территорий. Этим мы сегодня и должны заниматься по всей стране», — призвал Владимир Кашин.

Метрострой: город под Москвой

Группа метростроевцев-комсомольцев читает листовки, выпущенные выездной бригадой «Комсомольской правды». Фото: РИА Новости

Группа метростроевцев-комсомольцев читает листовки, выпущенные выездной бригадой «Комсомольской правды». Фото: РИА Новости

Первые проекты Московского метро появились ещё в начале ХХ века, но задумку отложили из-за нехватки финансов и опыта. К идее вернулись спустя почти четверть века, и уже в 1931 году началась прокладка первых линий — от Сокольников до будущего Дворца Советов, а также от Смоленского рынка до Библиотеки им. Ленина. Изначально предполагалось, что метрополитен будет в основном наземным, но уже через год конструкторы осознали, что это невозможно: нужно идти вглубь. Изучив опыт Парижа и Нью-Йорка, инженер Вениамин Маковский предложил прокладывать тоннели на глубине 20-35 метров. Хотя его коллеги были против, советское руководство, в том числе Иосиф Сталин, идею одобрили.

Для воплощения сложного проекта Москва привлекла иностранных специалистов, также в столицу были командированы опытные горняки из Донбасса во главе с Егором Абакумовым. Дело пошло на лад и уже в 1933 году рабочие достигли требуемой глубины и начали строить тоннели.

Однако людей отчаянно не хватало, и тогда партия бросила клич по комсомольским отрядам. Уже через два года в строительстве метро участвовало 19 тысяч молодых людей. С поразительной скоростью — за два с половиной года! — они сдали первую очередь метро.

Но не доставало важной детали — эскалаторов. Власти проявили смекалку: купили за рубежом один экземпляр, чтобы наши учёные разобрали и изучили его. Через год, в январе 1935 года, было налажено производство советских эскалаторов, а в мае того же года из депо вышли первые подземные поезда.

Сегодня Московское метро — гордость не только столицы, но и всей страны. Это целый подземный город — 14 линий, 222 станции, рассредоточенные по всему городу, от центра до окраин. Столичное метро первое в мире по интенсивности движения, надёжности и объёмам перевозок, и в первой тройке — по остальным показателям. Подземка развивается одновременно с городом: строятся новые станции и ветки, внедряются современные технологии. В планах — создание Большой кольцевой линии, которая пересечёт все радиальные ветки и объединит 25 районов города. Это самый масштабный проект в истории метростроения в мире.

КамАЗ: основа транспортной безопасности

Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей. Фото: РИА Новости/Шидловский

Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей. Фото: РИА Новости/Шидловский

Индустриализация была главным центром притяжения комсомольцев. С их помощью по всей стране были возведены сотни объектов: энергетические, химические, металлургические заводы и комбинаты, территориально-промышленные комплексы, производства авиа- и машиностроения, горнодобывающие предприятия и многое другое. В послевоенное время настоящим символом трудового героизма для молодёжи стал город Набережные Челны: «Отцы Магнитку строили, а мы — КамАЗ!» — под таким лозунгом в 70-х годах к берегам Камы ехали тысячи юношей и девушек.

Ударной комсомольской стройкой КамАЗ был объявлен через месяц после старта работ — в январе 1970 года. На строительных площадках трудилось сто тысяч человек. Чтобы обеспечить их бытовые потребности, в окрестностях возводили жильё, школы и детские сады, больницы, спортивные объекты, институты и всё, что положено обычному городу.

Темпы строительства, как всегда, ошеломляют: первый двигатель в новеньком цехе был собран уже в мае 1974 года. Через год на всех заводах комплекса начался выпуск пробной продукции, а первый камский грузовик сошёл с конвейера в феврале 1976 года. С этого дня завод постоянно удивлял рекордами, досрочно выполняя планы и постоянно развиваясь, добавляя новые виды продукции, как, например, автомобиль «Ока», автобусы НефАЗ и «Бравис», самосвалы и тягачи, различные виды спецтехники многое другое.

В 2015 году завод начал тестировать беспилотные грузовики, в 2017-м представил первые в России электробусы. Не случайно именно КамАЗ стал первым грузовиком, проехавшим по Крымскому мосту под управлением Президента России Владимира Путина.

«Строительство КамАЗа, по сути первого собственно российского автозавода, стало мощным шагом вперёд как в плане применения мировых стандартов в промышленности, так и в обеспечении страны и ещё половины мира высокоэффективными грузовыми автомобилями», — убеждён первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников.

По его словам, сегодня КамАЗ — важнейший экономический субъект России. «В определённой степени это становой хребет отечественного автомобилестроения, это основа транспортной безопасности нашей страны. Всё это говорит о том, что выбранная в те годы тактика и реализованная программа оказались успешной и работают по сей день, а самое главное — завод сумел сохранить мировой уровень, заданный при его строительстве», — сказал сенатор «Парламентской газете».

Примечательные публикации на темы отечественной (и не только) истории

...И много других публикаций на эту тему

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
  • Вселенная звука: непревзойденный Бах
    Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
  • «Желаю всем мира и благополучия»
    Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.