ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Учет и контроль над собственностью: смертельно опасно!

Изменить размер шрифта

Драматичная битва за Алеппо между войсками Асада и исламистской оппозицией заставила вспомнить яркий эпизод из истории этого древнего города — жестокое убийство присланного из Стамбула судьи. Эта расправа дала ученым ключ к пониманию важнейшего вопроса имперской политики: как договариваться с местными элитами. Насколько сильно могут чиновники позволить себе угнетать подданных? Почему так важны народные представления о справедливости? О причинах и смыслах убийства алеппского судьи рассказывает последний номер Journal of Islamic Studies.

24 апреля 1528 года крупный чиновник Османской империи пришел на молитву в Великую мечеть Алеппо — города, мирным путем вошедшего в состав турецкой державы 12 годами ранее. Алааддин Али ибн Ахмад аль-Руми был больше известен как Черный Судья (Кара Кади), но в Алеппо он не вершил правосудие, а проводил кадастровое описание земель и собирал налоги.

1

Забивание камнями в Османской империи

Пятничная молитва обернулась кровопролитием. Толпа верующих набросилась на аль-Руми, сорвала с него одежду и забила до смерти сандалиями и камнями — чтобы потом нельзя было вычислить виновных. Его тело протащили по улицам и хотели сжечь, но нескольким осторожным горожанам удалось вырвать его и предать погребению. Жестоко умертвили и ближайших сподвижников Кара Кади. Видного имперского судью не просто растерзала толпа — в черном деле были замешаны городские элиты. Расследующий убийство губернатор Алеппо арестовал десятки ученых (улемов), торговцев, квартальных старейшин, и в итоге казнил и сослал на Родос непосредственных виновных.

Убийство чиновника такого ранга (причем не в прифронтовой зоне, а в богатом городе, спокойно подчинившемся империи) — безусловно, экстраординарное событие. Учет и контроль над собственностью (чем и занимался аль-Руми) — наиболее больной вопрос в отношениях между центром и местными элитами — в любые времена и в любом государстве. Что же заставило горожан пойти на крайние меры? Почему система сдержек и противовесов между Стамбулом и Алеппо не сработала?

Не по чину берешь!

Чтобы ответить на эти вопросы, начнем с того, какое место занимал Алеппо в Османской империи. Вместе с другими землями Сирии, Палестины и Египта он перешел к Османам в начале XVI века после ряда искрометных кампаний против Мамлюкского султаната. Богатейший Алеппо (скоро он стал вторым по численности населения городом империи), как и другие арабские территории, принес империи земли, налоговые поступления, базу для дальнейшей экспансии в Средиземноморье и войн против персидской державы.

За захватом следовала административно-правовая интеграция покоренных земель. Ее главные «двигатели» — правосудие и налогообложение — объединялись понятием канун: установлениями, регулирующими отношения между слугами султана, оплачиваемыми из его казны, и его подданными, эту казну пополняющими. Введение кануна требовало полного учета земельных участков, из которых затем выделялись содержания воинам (тимары), — чем и занимался Кара Кади и ему подобные. Кадастровое описание собственности (тахрир) оказалось фундаментом политической экономии империи. Убийство аль-Руми, таким образом, было не только отчаянным жестом протеста против налогового гнета и злоупотреблений, но и ударом в сердце легитимности османского режима — поэтому наказание за него не заставило себя ждать.

2

Вид на Алеппо (XVI век)

Аль-Руми занимался не только кадастром. Он отвечал за сбор налогов, учет верблюдов Алеппского санджака (округа), инспекцию вакфа (неотчуждаемого имущества, переданного на благотворительные цели) и частной собственности. Он же присматривал за султанским имуществом в Алеппо, и все обязанности осуществлял с большим усердием, изыскивая все новые способы увеличить поступления в султанскую казну.

Неудивительно, что скоро аль-Руми перешел дорожку многим влиятельным семьям Алеппо. Так, именно Черный Судья настаивал, что десятину (ушр) следует взимать и с вакуфной собственности. Затем аль-Руми не просто реализовал султанский указ о конфискации в пользу государства имущества, унаследованного по женской линии, но и ограничил действие указа лицами, принадлежавшими к популярному в Сирии шафиитскому мазхабу. Так он фактически подыгрывал более популярным в Турции ханафитам.

Но эти ухищрения затрагивали интересы лишь высших слоев общества. Массы горожан ополчились на Кара Кади по другим причинам — чиновник занимался классическими манипуляциями древних лихоимцев: придерживал запасы зерна и спекулировал солью, причем в год засухи. Обладатели обложенного новым налогом имущества, обездоленные наследники и простые горожане, испугавшиеся голода, — вот критическая масса социума, которая в итоге решила положить конец доблестной службе аль-Руми на благо государства.

3

Алеппский базар

Однако пока был показан лишь самый верхний и очевидный уровень разыгравшейся в Алеппо драмы. Убийство «неправедного» судьи в попытке горожан восстановить справедливость ставит вопрос о том, как в Османской империи граждане и государство находили общий язык и что они считали законным.

В чем сила

Проблема справедливости и законности (адала) всегда занимала исламские общества. Всеми признавалось, что право и государственное устройство имеют ценность не сами по себе, а как орудие божественной воли. Однако после краха Аббасидского халифата в XIII веке «справедливое правление» все чаще понималось не как руководство со стороны благочестивого государя, а как поддержание равновесия внутри общества, бережный учет интересов различных групп.

В новых условиях (отсутствия истинно исламского халифата) мусульманским ученым приходилось постоянно думать и судить о том, как государственная политика (сияса) должна соотноситься с законами общества правоверных (шариатом). Новая империя Османов предложила своим подданным своего рода договор: в обмен на покорность и налоги султан обеспечивает не только безопасность, но и справедливость. Власти не просто выполняют полицейские функции (шурта) — они выслушивают жалобы на злоупотребления (мазалим) и предотвращают угнетение (зульм).

4

Правосудие по-османски: во время военного похода султан Мехмет I лично наказывает воров, укравших мед у местных жителей

Османские властители создавали себе имидж доступных для народа, всегда готовых исправить злоупотребления чиновников. Например, в 1525 году великий визирь Паргалы Ибрагим-паша, проезжая через Алеппо, явил государственную политику, выслушав жалобы и казнив наиба (заместителя судьи), которого горожане обвинили в неоправданной жестокости и пьянстве. В конечном счете имперская законность (канун), как уже было сказано, опиралась на два столпа: правосудие и налогообложение. Чрезмерное усердие во втором со стороны конкретного лица (а правосудие и политика в исламском обществе могли быть только личными) рисковало обрушить первое, что и показала расправа над Кара Кади.

Сдержки и противовесы

Османы были не первыми правителями, которые пытались установить новый порядок в Алеппо. За столетия под властью египетских султанов горожане привыкли к поборам со стороны иноземных чиновников, но и научились искать покровителей и посредников, способных «решить вопрос» и предотвратить открытый конфликт, чреватый уроном для всех сторон. И в эту систему с ее множеством центров силы и авторитета — судьями, муфтиями четырех мазхабов, выносящими правовые суждения, инспекторами, следящими за торговцами, нотариусами, составляющими договоры, — вторгаются османы, пытаясь внедрить приоритет государственного интереса.

Действия Кара Кади, его указы и взыскание налогов шли в русле именно этой политики, но Черный Судья перегнул палку, и сопротивление горожан оказалось слишком сильным. Однако пока Османская империя не теряла сил, присланные из столицы преемники аль-Руми успешно продолжали интегрировать Алеппо в имперское пространство. Стамбул не испытывал нужды в полезных идеях, но их реализация шла методом проб и ошибок: чиновникам приходилось учитывать и местные интересы, и важные для подданных представления о справедливом правлении.

Источник: lenta.ru

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».