НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-17-09-59-20
22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
2025-03-19-09-03-46
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного...
2025-03-19-12-17-27
21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
-2
Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
2025-03-25-04-45-24
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых...

Учет и контроль над собственностью: смертельно опасно!

12 Августа 2016 г.

Драматичная битва за Алеппо между войсками Асада и исламистской оппозицией заставила вспомнить яркий эпизод из истории этого древнего города — жестокое убийство присланного из Стамбула судьи. Эта расправа дала ученым ключ к пониманию важнейшего вопроса имперской политики: как договариваться с местными элитами. Насколько сильно могут чиновники позволить себе угнетать подданных? Почему так важны народные представления о справедливости? О причинах и смыслах убийства алеппского судьи рассказывает последний номер Journal of Islamic Studies.

24 апреля 1528 года крупный чиновник Османской империи пришел на молитву в Великую мечеть Алеппо — города, мирным путем вошедшего в состав турецкой державы 12 годами ранее. Алааддин Али ибн Ахмад аль-Руми был больше известен как Черный Судья (Кара Кади), но в Алеппо он не вершил правосудие, а проводил кадастровое описание земель и собирал налоги.

1

Забивание камнями в Османской империи

Пятничная молитва обернулась кровопролитием. Толпа верующих набросилась на аль-Руми, сорвала с него одежду и забила до смерти сандалиями и камнями — чтобы потом нельзя было вычислить виновных. Его тело протащили по улицам и хотели сжечь, но нескольким осторожным горожанам удалось вырвать его и предать погребению. Жестоко умертвили и ближайших сподвижников Кара Кади. Видного имперского судью не просто растерзала толпа — в черном деле были замешаны городские элиты. Расследующий убийство губернатор Алеппо арестовал десятки ученых (улемов), торговцев, квартальных старейшин, и в итоге казнил и сослал на Родос непосредственных виновных.

Убийство чиновника такого ранга (причем не в прифронтовой зоне, а в богатом городе, спокойно подчинившемся империи) — безусловно, экстраординарное событие. Учет и контроль над собственностью (чем и занимался аль-Руми) — наиболее больной вопрос в отношениях между центром и местными элитами — в любые времена и в любом государстве. Что же заставило горожан пойти на крайние меры? Почему система сдержек и противовесов между Стамбулом и Алеппо не сработала?

Не по чину берешь!

Чтобы ответить на эти вопросы, начнем с того, какое место занимал Алеппо в Османской империи. Вместе с другими землями Сирии, Палестины и Египта он перешел к Османам в начале XVI века после ряда искрометных кампаний против Мамлюкского султаната. Богатейший Алеппо (скоро он стал вторым по численности населения городом империи), как и другие арабские территории, принес империи земли, налоговые поступления, базу для дальнейшей экспансии в Средиземноморье и войн против персидской державы.

За захватом следовала административно-правовая интеграция покоренных земель. Ее главные «двигатели» — правосудие и налогообложение — объединялись понятием канун: установлениями, регулирующими отношения между слугами султана, оплачиваемыми из его казны, и его подданными, эту казну пополняющими. Введение кануна требовало полного учета земельных участков, из которых затем выделялись содержания воинам (тимары), — чем и занимался Кара Кади и ему подобные. Кадастровое описание собственности (тахрир) оказалось фундаментом политической экономии империи. Убийство аль-Руми, таким образом, было не только отчаянным жестом протеста против налогового гнета и злоупотреблений, но и ударом в сердце легитимности османского режима — поэтому наказание за него не заставило себя ждать.

2

Вид на Алеппо (XVI век)

Аль-Руми занимался не только кадастром. Он отвечал за сбор налогов, учет верблюдов Алеппского санджака (округа), инспекцию вакфа (неотчуждаемого имущества, переданного на благотворительные цели) и частной собственности. Он же присматривал за султанским имуществом в Алеппо, и все обязанности осуществлял с большим усердием, изыскивая все новые способы увеличить поступления в султанскую казну.

Неудивительно, что скоро аль-Руми перешел дорожку многим влиятельным семьям Алеппо. Так, именно Черный Судья настаивал, что десятину (ушр) следует взимать и с вакуфной собственности. Затем аль-Руми не просто реализовал султанский указ о конфискации в пользу государства имущества, унаследованного по женской линии, но и ограничил действие указа лицами, принадлежавшими к популярному в Сирии шафиитскому мазхабу. Так он фактически подыгрывал более популярным в Турции ханафитам.

Но эти ухищрения затрагивали интересы лишь высших слоев общества. Массы горожан ополчились на Кара Кади по другим причинам — чиновник занимался классическими манипуляциями древних лихоимцев: придерживал запасы зерна и спекулировал солью, причем в год засухи. Обладатели обложенного новым налогом имущества, обездоленные наследники и простые горожане, испугавшиеся голода, — вот критическая масса социума, которая в итоге решила положить конец доблестной службе аль-Руми на благо государства.

3

Алеппский базар

Однако пока был показан лишь самый верхний и очевидный уровень разыгравшейся в Алеппо драмы. Убийство «неправедного» судьи в попытке горожан восстановить справедливость ставит вопрос о том, как в Османской империи граждане и государство находили общий язык и что они считали законным.

В чем сила

Проблема справедливости и законности (адала) всегда занимала исламские общества. Всеми признавалось, что право и государственное устройство имеют ценность не сами по себе, а как орудие божественной воли. Однако после краха Аббасидского халифата в XIII веке «справедливое правление» все чаще понималось не как руководство со стороны благочестивого государя, а как поддержание равновесия внутри общества, бережный учет интересов различных групп.

В новых условиях (отсутствия истинно исламского халифата) мусульманским ученым приходилось постоянно думать и судить о том, как государственная политика (сияса) должна соотноситься с законами общества правоверных (шариатом). Новая империя Османов предложила своим подданным своего рода договор: в обмен на покорность и налоги султан обеспечивает не только безопасность, но и справедливость. Власти не просто выполняют полицейские функции (шурта) — они выслушивают жалобы на злоупотребления (мазалим) и предотвращают угнетение (зульм).

4

Правосудие по-османски: во время военного похода султан Мехмет I лично наказывает воров, укравших мед у местных жителей

Османские властители создавали себе имидж доступных для народа, всегда готовых исправить злоупотребления чиновников. Например, в 1525 году великий визирь Паргалы Ибрагим-паша, проезжая через Алеппо, явил государственную политику, выслушав жалобы и казнив наиба (заместителя судьи), которого горожане обвинили в неоправданной жестокости и пьянстве. В конечном счете имперская законность (канун), как уже было сказано, опиралась на два столпа: правосудие и налогообложение. Чрезмерное усердие во втором со стороны конкретного лица (а правосудие и политика в исламском обществе могли быть только личными) рисковало обрушить первое, что и показала расправа над Кара Кади.

Сдержки и противовесы

Османы были не первыми правителями, которые пытались установить новый порядок в Алеппо. За столетия под властью египетских султанов горожане привыкли к поборам со стороны иноземных чиновников, но и научились искать покровителей и посредников, способных «решить вопрос» и предотвратить открытый конфликт, чреватый уроном для всех сторон. И в эту систему с ее множеством центров силы и авторитета — судьями, муфтиями четырех мазхабов, выносящими правовые суждения, инспекторами, следящими за торговцами, нотариусами, составляющими договоры, — вторгаются османы, пытаясь внедрить приоритет государственного интереса.

Действия Кара Кади, его указы и взыскание налогов шли в русле именно этой политики, но Черный Судья перегнул палку, и сопротивление горожан оказалось слишком сильным. Однако пока Османская империя не теряла сил, присланные из столицы преемники аль-Руми успешно продолжали интегрировать Алеппо в имперское пространство. Стамбул не испытывал нужды в полезных идеях, но их реализация шла методом проб и ошибок: чиновникам приходилось учитывать и местные интересы, и важные для подданных представления о справедливом правлении.

Источник: lenta.ru

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
  • Вселенная звука: непревзойденный Бах
    Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
  • «Желаю всем мира и благополучия»
    Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.