Тыл за колючей проволокой |
Эдуард НУРАЕВ |
19 Октября 2024 г. |
Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы. Согласно данным кандидата технических наук, полковника в отставке Ю. Н. Богданова, приоритет в создании Главного управления исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГа) принадлежит Э. П. Берзину – латышскому стрелку, чекисту, фактическому создателю ГУЛАГа. Нашему государству, в конце двадцатых годов боровшемуся с неграмотностью, нужны были книги, тетради, для нужд картографии требовалась специальная первоклассная бумага. Для решения этой проблемы было принято решение построить крупный бумажный комбинат, для которого выбрали место на Северном Урале, на берегу реки Вишера. Там росли бесконечные еловые и пихтовые леса, наиболее пригодные для изготовления хорошей бумаги. В связи с отсутствием рабочей силы Берзин обратился к руководству страны использовать на строительстве комбината заключенных Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). Экономика и фронтВ период строительства на всех объектах комбината было задействовано сорок тысяч заключенных. 30 октября 1931 года Вишерский целлюлозно-бумажный комбинат был сдан в эксплуатацию. Несколько позже рядом был построен город Красновишерск. Полученный опыт открыл большие перспективы использования труда заключенных в отдаленных местностях в предвоенный период, в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. По состоянию на 1 января 1941 года в лагерях и колониях насчитывалось 1 929 729 заключенных. К 22 июня 1941-го за ГУЛАГом числилось 2 300 000 человек, в том числе 1 680 000 мужчин трудоспособного возраста. В начальный период войны возникла необходимость эвакуации заключенных с территории, расположенной рядом с зоной боевых действий. Эвакуации подверглись 27 исправительно-трудовых лагерей и 210 колоний с общим числом заключенных 750 000 человек. Хрущев на XX съезде партии в 1956 году назвал количество заключенных в лагерях 10 млн человек, то есть преднамеренно увеличил данные в 4,5 раза, а «борец за справедливость» А. И. Солженицын в своих трудах довел эти цифры до 15 млн. Если пользоваться данными Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), где хранятся копии докладных записок руководства МВД СССР (министра МВД С. Н. Круглова), то подтверждаются приведенные цифры 1941 года. Необходимо учесть, что Президиум Верховного Совета СССР дважды, 12 июня и 24 ноября 1941 года, принимал участие в амнистии и освобождении заключенных ГУЛАГа, которые сразу направлялись в военкоматы. До конца декабря 1941 года для укомплектования дивизий Красной армии было передано 420 000 амнистированных граждан, всего за годы войны туда было направлено 975 000 граждан, за счет которых было укомплектовано 67 дивизий (штатная численность одной стрелковой дивизии 14 883 военнослужащих). Рельсы к СталинградуВ августе 1941 года был определен перечень 64 строек, завершение которых приобрело в условиях начавшейся войны приоритетное значение. Это строительство Северо-Печорской железнодорожной магистрали, трех авиазаводов, расположенных в районе Куйбышева, а также ряда оборонных предприятий за Уралом и в Сибири. Трудовые ресурсы ГУЛАГа широко использовались в промышленности. Если до войны 350 промышленных предприятий СССР использовали труд заключенных, то в 1944-м рабочая сила ГУЛАГа была задействована на 640 индустриальных объектах. За 1941–1944 годы строительными организациями НКВД СССР было построено и сдано в эксплуатацию 612 оперативных аэродромов и 230 аэродромов со взлетно-посадочными полосами; группа авиационных заводов в районе города Куйбышева; три доменных печи общей мощностью 980 тысяч тонн чугуна; 16 мартеновских и электроплавильных печей производительностью 445 тыс. тонн стали; прокатные станы общей производительностью 542 тыс. тонн проката; 4 коксовые батареи производительностью1 млн 740 тыс. тонн кокса. 15 марта 1944-го в строй был введен угольный разрез Карагандинского угольного бассейна производственной мощностью 1 млн 500 тыс. тонн угля в год. Особо следует отметить вклад ГУЛАГа в решение военно-стратегических задач, имевших для Советского Союза огромное значение. Это строительство в сентябре – декабре 1941 года железнодорожной ветки Сорока (Беломорск) – Обозерская в связи с захватом немецкими войсками Кировской железной дороги. Новая ветка соединила Кольский полуостров с остальной страной и обеспечила перевозку грузов, поступающих по ленд-лизу из Мурманска. Решающий вклад в победу в Сталинградской битве внесли железнодорожные войска Красной армии и заключенные ГУЛАГа. 23 января 1942-го ГКО принял постановление о строительстве рокадной дороги от Ульяновска до Сталинграда в связи со сложностью снабжения дивизий Красной армии боеприпасами, топливом, продовольствием. К решению этой проблемы были также привлечены железнодорожные войска, которые начальник Главного политического управления Л. З. Мехлис предложил И. В. Сталину превратить в обычные стрелковые части, но начальник управления военных сообщений генерал-лейтенант И. В. Ковалев высказался «против» и обосновал свой отказ И. В. Сталину. После этого объяснения Сталин приказал распустить комиссию, а Л. З. Мехлиса назвал пораженцем. Готовые звенья рельсов Сталин разрешил брать с участков БАМа, строительство которой велось до войны. Благодаря такому ускорению дорога росла на 8–10 км в сутки. В целом рокадная дорога Сталинград – Саратов – Сызрань протяженностью 240 км была введена в строй за сто дней. В сентябре – ноябре были введены участки Иловля – Саратов протяженностью 331 км и Свияжск – Ульяновск протяженностью 202 км. На Сталинградском участке укладка пути велась из шести пунктов в восьми направлениях. В октябре 1942 года по ней прошло 23 тыс. вагонов, 16 тыс. цистерн с горючим. Поезда двигались один за другим на расстоянии 800–1200 метров. Чтобы дорога действовала без перерывов из-за бомбежек, было организовано сопровождение поездов восстановительными летучками на автомобилях, так как параллельно проложили грунтовую дорогу. При налете вражеской авиации на состав и его повреждении команда немедленно принимала меры к спасению людей, предотвращению взрыва вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим, восстанавливала верхнее строение пути. С июля 1942 по 1 января 1943 года в район Сталинграда было доставлено 3269 эшелонов с войсками и 1052 поезда с боеприпасами, вооружением, продовольствием и медикаментами. Очевидно, что если бы рокадная железная дорога на берегу Волги не была построена, не состоялось бы ни окружения шестой немецкой армии, ни ее уничтожения. В печорских лесахОдной из важных строек военного времени следует считать Северо-Печорскую железнодорожную магистраль, которая строилась в годы войны для обеспечения оборонных нужд страны высококачественным печорским углем. Несмотря на тяжелейший период, в 1942 году силами заключенных Воркутлага, Инталага и Ухтажемлага были закончены и сданы Народному комиссариату путей сообщения в постоянную эксплуатацию участки железнодорожной магистрали Вольск – Котлас протяженностью 260 км и Котлас – Кожва протяженностью 728 км. Кроме того, была построена и сдана во временную эксплуатацию железнодорожная ветка Кожва – Воркута. Силами заключенных также было добыто и отгружено 750 тыс. тонн угля и около 100 тыс. тонн нефти. В результате выполненных работ пропускная способность на всем протяжении магистрали была доведена до 20 пар поездов в сутки. Актом правительственной комиссии Северо-Печорская железнодорожная магистраль протяженностью 1847 км была принята в постоянную эксплуатацию в конце июня 1950 года. Золотое время КолымыНа правах самостоятельного золотодобывающего Главка в состав ГУЛАГа также входил Дальстрой, площадь которого составляла 2 млн 266 тыс. кв. км. Сюда входили Северное и Западное побережье Охотского моря, бассейны рек Колымы, Индигирки, Яны, Восточной Хандыги (правого притока Алдана), Чукотский полуостров и Полярное побережье от Чукотки до Яны. Собственно Дальстрой включал в себя восемь горнопромышленных территориальных управлений, каждое из которых имело полный набор необходимых предприятий: золотые и оловянные прииски, рудники, обогатительные фабрики, геологоразведочную службу, ремонтно-механические мастерские, электростанции, автобазы и дорожные отделы, связь, предприятия торговли, медицинские учреждения, подсобные сельские и лесные хозяйства. Общая численность работающих в Дальстрое составляла 205 тыс. человек, из них 70 тысяч являлись заключенными, более 30 тысяч составляли спецпоселенцы (в основном «власовцы»), около 4 тыс. военнопленных японцев. Количество вольнонаемных составляло 101 тысячу. До 70 % вольнонаемных рабочих и ИТР составляли бывшие заключенные, «добровольно-принудительно» осевшие в этих краях. Золото добывали из россыпей на 50 приисках, на которых в летний период работало до 530 промприборов. Олово извлекали на восьми рудниках и одном прииске. За 1941–1944 годы было добыто:
До войны газовую сажу производили в СССР только заводы Майкопа. (Ни один автомобиль без соответствующей обувки двигаться не может.) Газовая сажа широко использовалась в производстве электродов, коллекторных щеток и даже при производстве кирзовых сапог, оснащении автомобилей. 19 апреля 1943 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, шпионов и изменников родины и их пособников», в соответствии с которым при Воркутинском, Норильском лагерях и Севвостоклагере (Дальстрой) были организованы отделения каторжных работ на 10 тыс. человек каждое. Каторжане должны были носить одежду «специального образца и цвета» с нашивками личного номера и направляться на особо тяжелые работы. Размещение их осуществлялось в особых бараках с решетками на окнах. Получение посылок и премиальных денег, чтение книг, газет только через год в зависимости от поведения и отношения к труду. Под видом контроля за ходом поставок по ленд-лизу в период с 24 по 26 мая 1944 года «столицу Колымского края» Магадан посетил вице-президент США Генри Уоллес, которого сопровождали три гражданских советника и четыре офицера. Принимал высокопоставленных гостей начальник Дальстроя комиссар госбезопасности III ранга И. Ф. Никишов. (Окончание следует.)
|
|