НА КАЛЕНДАРЕ

Тайны заброшенного особняка Брусницыных в Санкт-Петербурге

По инф. kulturologia.ru   
16 Августа 2023 г.

Санкт-Петербург поражает своей красотой и величием. Этот город – Мекка для любителей архитектуры и городских легенд. За простотой и скромностью старинных зданий здесь скрывается изысканное великолепие, роскошь внутренних интерьеров. Не слишком богато и презентабельно выглядит и дом Брусницыных, который расположен в юго-западном районе Васильевского острова. Как и положено любому старинному зданию, этот дом овеян мистикой и легендами.

Тайны заброшенного особняка Брусницыных в Санкт-Петербурге

  • Фото с сайта bangkokbook.ru

История семьи купцов Брусницыных

Само здание, известное как особняк Брусницыных, было построено в промышленной части Петербурга в конце XVIII века. Его первой владелицей была вдова купца А. Фишер. Владела она предприятием по выделке кож. В двухэтажном особняке располагалась контора завода (на первом этаже), а также помещение, где жила хозяйка (на втором этаже), пишет сайт Культурология.

В 1844 году здание приобрел приехавший из Тверской губернии завоевывать столицу неграмотный, но чрезвычайно предприимчивый крестьянин Николай Макеевич Брусницын. Он также приобрел небольшую мастерскую по обработке кож. Дела стремительно шли в гору, и вскоре мастерская превратилась в завод, на котором работали более 600 человек.

Николай Макеевич обзавелся большой семьей (трое сыновей и пять дочерей), стал купцом I гильдии, почетным гражданином города. Когда подросли сыновья: Николай, Александр и Георгий, они тоже стали заниматься семейным бизнесом, который процветал.

Тайны заброшенного особняка Брусницыных в Санкт-Петербурге

  • Брусницыны в кругу друзей. / Фото: heatylab.com

Кожевенное предприятие Брусницыных к тому времени стало одним из ведущих в России. Здесь выделывали около сотни тысяч кож крупного рогатого скота, изготавливали сбрую для лошадей, подошвы, ремни, обувь, сумочки и портмоне. Товар был высшего качества и продавался в магазинах, которыми владели Брусницыны. Магазины находились в разных городах страны.

Роскошная яхта и Дом призрения

Кожевенное предприятие Брусницыных было оборудовано с учетом самых передовых технологий того времени. Сын Александр время от времени ездил за границу, закупал там современную технику и технологии. О масштабах бизнеса и богатстве промышленников говорит известный факт о том, что во владении семейства находилась роскошная белоснежная паровая яхта «Астарта».

Тайны заброшенного особняка Брусницыных в Санкт-Петербурге

  • Паровая яхта «Астарта». / Фото: fleetphoto.ru

Это судно обошлось им в сто тысяч крон, и было перекуплено у шведского кронпринца. Примечательно, что на этой яхте промышленники не путешествовали, так как страдали от морской болезни. Она была им нужна исключительно, чтобы показать свой статус.

Весь бизнес достался по наследству братьям Брусницыным. Они были уважаемыми в городе людьми, известными меценатами. В память о родителях они выстроили богадельню – Дом призрения для сирот и пожилых людей, на освещении которого присутствовал Иоанн Кронштадтский. Братья пожертвовали на строительство и содержание дома полтора миллиона рублей.

Дети содержались в доме до 14 лет, а затем пополняли штат предприятия купцов, где должны были проработать 10 лет. В наши дни в здании бывшего Дома призрения находится Морская академия имени адмирала С. О. Макарова.

Тайны заброшенного особняка Брусницыных в Санкт-Петербурге

  • Дом призрения, ставший Морской академией имени адмирала С. О. Макарова. / Фото: radiovera.ru

Новая жизнь старого дома

В 1884 году братья перестроили доставшийся им в собственность родительский дом. Для этого пригласили известного архитектора А. И. Ковшарова. Под его руководством был переделан фасад здания, пристроен зимний сад и оранжерея, полностью обновлен внутренний интерьер помещений. Убранство комнат дома Брусницыных было под стать царскому дворцу.

После революции 1917 года здание реквизировали под заводоуправление и лаборатории. В настоящее время от роскошных помещений, отделанных в разных стилях, мало что сохранилось. Но сохранившиеся камины, люстры, отделка стен, лестницы – настоящие, оставшиеся с прежних времен.

Гостиная отделана в стиле рококо. Стены и потолок украшает золоченая лепнина в виде ажурной сеточки, различных растительных орнаментов. Стены затянуты в шелк, который сохранился в довольно неплохом состоянии с дореволюционных времен. На стенах – множество зеркал в аутентичных рамах. Подоконники из мрамора, камин сохранились до наших дней, а также роскошная люстра.

Тайны заброшенного особняка Брусницыных в Санкт-Петербурге

  • Гостиная. / Фото: opeterburge.ru

Столовая выполнена в стиле ренессанс. Своей красотой поражают резные дубовые панели, двери, а также богатый лепниной потолок, который выкрашен под дерево. Бронзовая люстра и бра, сохранившиеся в оригинальном виде. Двери украшены сложным орнаментом и изображениями покровителей торговли – баранов. Стены столовой были ранее затянуты тонким слоем светлой кожи, сейчас на них обои.

В столовой чудом сохранился резной буфет из дерева, составляющий единый ансамбль с убранством комнаты. В девяностые годы здесь можно было еще увидеть огромный стол из дуба овальной формы и обитые кожей массивные дубовые стулья, но сейчас они утрачены.

Тайны заброшенного особняка Брусницыных в Санкт-Петербурге

  • Столовая. / Фото: dream.spb.ru

В столовой существует потайная дверь, которая ведет в бильярдную. Эта комната отделана в красных тонах. Стены обтянуты тканью и украшены резными деревянными панелями. Потолок богато отделан лепниной и стилизован под дерево. Здесь также сохранился резной камин, люстра из бронзы и два шкафа для бильярдных атрибутов.

Танцевальный зал был украшен в стиле Людовика XV. Белые стены богато украшены лепниной с золочением. Вертикальные стены плавно переходят в горизонтальной потолок, благодаря падуге, скругляющей углы. Она украшена шикарными узорами и фигурами амуров с музыкальными инструментами.

Тайны заброшенного особняка Брусницыных в Санкт-Петербурге

  • Танцевальный зал. / Фото: открытыйгород.рф

Стены декорированы восхитительными лепными панно с изображением цветов, ваз, фигур фавнов с разными музыкальными инструментами. Декор дверей прекрасно гармонирует со стенами.

В зале сохранился богатейший мраморный камин, который украшают фигуры амуров и путти. Стены украшены зеркалами, которые обрамляют лепные рамы в виде увитых лентами венков.

В центре зала, на потолке, находится огромная подлинная бронзовая люстра с хрустальными подвесками из богемского стекла.

Легенда о мистическом зеркале

Тайны заброшенного особняка Брусницыных в Санкт-Петербурге

  • Зеркало в одном из залов особняка. / Фото: culture.ru

С танцевальным залом связана известная легенда, хорошо знакомая жителям северной столицы. Купцы заказали в Италии огромное старинное зеркало для украшения Белого зала. Зеркало доставили из Венеции – там оно, якобы, висело в усыпальнице древнего вампира, известного по книге Брэма Стокера графа Дракулы.

Раритетное зеркало повесили на стену, и вскоре стали происходить непонятные вещи. Всем, кто долго смотрелся в это зеркало, становилось не по себе, им казалось, что за ними кто-то наблюдает из глубин зеркала. Некоторых мучали ночные кошмары, а с некоторыми случались необъяснимые несчастные случаи. Члены семьи Брусницыных, ранее не испытывавшие проблем со здоровьем, также начали очень часто хворать. Дошло до того, что умерла внучка купца. После этого, зеркало сняли и убрали в чулан.

После революции старинное зеркало повесили в кабинете нового директора завода. Спустя непродолжительное время он таинственно исчез. Один из рабочих, делавший ремонт в кабинете и длительное время там находившийся, также пропал. После этого зеркало переместили в танцевальный зал, служивший тогда клубом и залом для торжественных мероприятий. Но работавшие там люди стали жаловаться на плохое самочувствие, и зеркало убрали. Где зеркало сейчас – неизвестно, но поклонники мистики верят, что оно еще находится в доме и продолжают его поиски.

Парадная лестница и курительная комната восхищают посетителей

Тайны заброшенного особняка Брусницыных в Санкт-Петербурге

  • Курительная комната. / Фото: открытыйгород.рф

Настоящим сокровищем, бесценной жемчужиной дома, является курительная комната. Такой курительной не сыскать даже в царских дворцах. Убранство стен напоминает дорогую шкатулку. Потолок и стены окрашены в темно-синие цвета, украшенные затейливой гипсовой лепкой с позолотой. По центру потолка расположена старинная латунная люстра, украшенная стеклянным узорчатым плафоном в восточном стиле и изящными цветами. В комнате находится зеркало, в котором отражается люстра, зрительно расширяя пространство.

Тайны заброшенного особняка Брусницыных в Санкт-Петербурге

  • Потолок и люстра в курительной комнате. / Фото: fishki.net

Рядом с курительной комнатой, находится хорошо сохранившаяся парадная лестница. Перила и ступени сделаны из итальянского мрамора, украшены резьбой ручной работы. Стены поддерживают изящные женские фигуры кариатид. Потолок покрывает кружевная лепка, в которой преобладает растительный орнамент. На верхней площадке расположен камин из белого мрамора.

Тайны заброшенного особняка Брусницыных в Санкт-Петербурге

  • Парадная лестница. / Фото: kudago.com

В настоящее время особняк медленно разрушается. Не каждую зиму здесь есть отопление, а на реставрацию так и вовсе нет денег. Однако в доме регулярно проводятся киносъемки и фотосессии, залы особняка сдаются для проведения различных праздников, проходят экскурсии. Последние реставрационные работы проходили в Белом зале и столовой в 1993 году.

***

Мистические места, наверное, есть практически в каждом городе. И некоторым людям, возможно, хочется прочувствовать это непознанное, столкнуться с ним. Но вот готовы ли они будут к такой встрече – вопрос.

На нашем сайте читайте также:

По инф. kulturologia.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Карету мне, карету!»: вспоминая Грибоедова
    15 января исполнилось 230 лет со дня рождения Александра Грибоедова.
  • Рядовой газетного полка
    Прозаик и поэт 35-летний Джек Алтаузен стал первым из фронтовых литераторов, награжденных в августе 1941-го орденом Красной Звезды. С началом Великой Отечественной войны Джек Алтаузен – военный корреспондент газет «Боевая красноармейская» 12-й армии Юго-Западного фронта и «Звезда Советов» 6-й армии. На фронт ушли и не вернулись два его брата. Джек Алтаузен погиб 27 мая 1942. Похоронен в братской могиле под Харьковом. Его имя высечено на мемориальной доске в Центральном доме литераторов в Москве.
  • «Год квадробера». Новые слова минувшего года
    Слова как приметы времени, отражающие некие новые тенденции и настроения в обществе. Своей коллекцией-2024 делится публицист, политолог, доцент ИГУ Сергей Шмидт.
  • «Искусство – нечто таинственное, божественное…». Из интервью Г. Свиридова
    Почему я вновь и вновь обращаюсь к событиям, которые в моей журналистской судьбе случились много, много лет назад? Что движет автором? – спросите вы. Память – отвечу я. Память и желание напомнить нам всем великие имена, великих творцов. Покинув мир живых, они оставили нам богатейшее наследство. Свой талант, воплощенный в музыке, живописи, поэзии, фильмах… Они заслуживают памяти.
  • 2025-й: три в одном
    Каждый год приносит круглые даты в мировой и отечественной истории. Даже если не уходить в седую древность и не стремиться охватить необъятное (то есть буквально все, что заслуживает внимания), то в 2025-м можно назвать как минимум три юбилея всероссийского масштаба.
  • Пенсии – снова недоиндексация
    Насколько повысят пенсию в начале 2025 года? Таким вопросом задавались пенсионеры, работавшие раньше в бюджетной сфере. Большинство из них получают пособие по старости на уровне прожиточного минимума, то есть менее 20 тысяч рублей.
  • Окно в природу
    Останцы Так вообще-то принято называть отдельно стоящие высокие скалы, излюбленные кабаргой для отстоя. Но есть и другое толкование. Как-то раз услышал от одного таежника и теперь сам пользуюсь этим словом – оно неплохо подходит для старых горелых пней, часто торчащих в тайге.
  • Подвиг сапера
    Мы продолжаем цикл материалов, посвященных журналистам, писателям и поэтам Приангарья, воевавших в годы Великой Отечественной войны. В боях с фашистской Германией пали более двух тысяч советских журналистов, писателей, поэтов. В скорбном списке пятеро наших земляков. Сегодня мы расскажем об одном из них – Герое Советского Союза Романе Гавриловиче Иванове.
  • За шторой, с этой стороны... (Окончание)
    Новогодняя история Владимир Максимов (Начало).
  • В ритме жизни. Стихи из дневника
    2017_11_22 И ветер стих, и снегопад иссяк, Мухтар скулит, ему нужна прогулка.
  • Доверяй, но проверяй (Странички будущей книги «Зачем редактору топор?»)
    Как быстро всё-таки летит время! И хотя мы говорим не о символистском журнале «Перевал», первый номер которого вышел в 1906 г., и не о литературной группе «Перевал» вековой давности, в которую входили Пришвин, Платонов, Катаев и др., а о нашем ежемесячном выпуске, созданном в 2013 г. Любовью Сухаревской (увы, вскоре ушедшей из жизни; а 27 марта сего года ей могло бы исполниться 75), лёт времени всё равно ощущается остро. В течение года «Перевалом» занимался Владимир Максимов, а в сентябре 2014 г. «эстафету» от него принял Сергей Корбут. Десять лет, 125 выпусков, 220 авторов – арифметика внушительная. Ныне Сергей Владимирович решил уйти в «отставку», сосредоточиться на собственном творчестве. В знак благодарности опытному редактору сегодня обе полосы выпуска отданы в его полное распоряжение.
  • С Новым годом!
    Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Мои года». Хочу рассказать вам об одном замечательном человеке, живущем в нашем Иркутске. Зовут его Владимир Борисович Ходжаев, ему недавно исполнилось 93 года.
  • Герой гагаринской эпохи Борис Волынов
    Дважды Герою Советского Союза, почетному гражданину Иркутска и Иркутской области Борису Волынову исполнилось 90 лет.
  • За шторой, с этой стороны...
    Новогодняя история. Автор Владимир Максимов.
  • Праздник Рождества Христова: католики и православные
    Рождество Христово – великий христианских праздник воспоминаний рождения сына Божьего Иисуса Христа в г. Вифлееме. Православная церковь празднует Рождество Иисуса Христа в ночь с 6 на 7 января по новому стилю, католическая – 25 декабря по старому стилю.
  • Страшно / любимый человек
    21 декабря исполнилось 145 лет со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина.
  • Рассказы Вольдемара Антипина
    Черный Он оправдывал свою кличку на все сто: весь, без единого пятнышка, был черным, как уголь. Поджарое красивое тело, широкая мощная грудь. Плоский гладкий лоб, острые небольшие усики и круто закрученный хвост крутым калачом. Большие глаза на черном фоне сурово поблескивали, а мощная шея бодро держала его благородных форм голову. Суровый взгляд глаз был обманчив: собака была покладиста, спокойна, послушна и умна. Ее хозяин, Николай, не сюсюкал с Черным, был ровен в отношениях с ним. Собака его хорошо понимала, слушалась беспрекословно, выполняла команды «лежать», «сидеть», «в машину», «вперед». Умный был пес. Уважение охотников команды он заслужил сразу своей самостоятельностью, незлобивостью, внимательным взглядом суровых глаз, трудолюбием и сообразительностью.
  • Примирение – не значит забвение
    105 лет назад завершался переломный год в Гражданской войне.
  • «Кого надо, того и убили». Часть 5
    Идеальная мишень По многочисленным свидетельствам, в последние годы жизни Киров был дружен со Сталиным – часто приезжал в гости, они вместе отдыхали, «гоняли чаи». Сталин даже называл Кирова «братом». Из этого некоторые исследователи делают вывод, что Сталин не мог приказать убить Кирова. Ой ли… Что означала для Сталина дружба и могла ли она стать для него препятствием в такого рода делах? Да, возможно, и Сталину было непросто «отдать» лучшего друга. Но чего не сделаешь ради «укрепления диктатуры пролетариата» и «разгрома троцкистско-фашистских шпионов, диверсантов, вредителей и двурушников», а в переводе на человеческий язык – для укрепления личной власти?
  • От такой ностальгии хочется вон… или светлый пожар Светланы Михеевой
    В газете «Мои года» прошла публикация кандидата искусствоведения Тамары Бусаргиной о книге прозы Светланы Михеевой «Каплин дом». Действительно, искусствовед призван увидеть нечто приемлемое во всякой невнятной картине и сделать расшифровку для широкой публики… Я тоже прочла эту повесть, еще в январе этого года, но публикации тогда не сделала. А теперь полагаю, что мой текст стал актуален.