НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-14-
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз...
2025-05-07-07-39-49
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того,...
2025-05-07-06-02-59
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в...
2025-05-05-00-04-25
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному...
2025-05-04-23-35-34
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли...

Тайна гибели капитана Чуйко...

16 Июля 2015 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/16-07-chyiko как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

Раскроют ли её участники очередной экспедиции? Во время Великой Отечественной войны по северу Иркутской области пролегал отрезок авиатрассы Аляска – Сибирь. Тогда и долгие годы после войны «проект АЛСИБ» был строго засекречен. А после стало известно, что в тяжелейших условиях за 32 месяца советские лётчики перегнали для фронта около 8 000 американских самолётов. При этом погибли 113 человек. Из них 15 – на территории Иркутской области. Давайте вспомним хронологию тех страшных катастроф...

7 декабря 1942 года близ деревни Верхне-Марково (Киренский район) разбился бомбардировщик А-20 «Бостон». Капитаны Дудин, Гутафель и старший сержант Исмагилов похоронены на местном кладбище...

22 февраля 1943 г. близ Киренска разбился истребитель П-39 «Эйркобра». Лейтенант Иванов похоронен на местном мемориальном кладбище...

24 марта 1943 г. в тайге (Киренский район) разбился «Бостон». Останки капитанов Лобарёва, Ершова и радиста Нечепуренко найдены только в 1987 г. Захоронены на мемориальном кладбище Киренска...

12 июля 1943 г. близ Усть-Кута разбился «Бостон». Лейтенант Иванов и сержант Шабуров захоронены на месте. В 2003 году их останки были перенесены на мемориальное кладбище Усть-Кута...

Тогда же (12 июля 1943 г.) экипаж другого «Бостона» – старшие лейтенанты Заломин и Максимов – пропал без вести. Останки лётчиков найдены в тайге лишь спустя 60 лет (в 2003 году) и захоронены в Усть-Куте, в братской могиле с экипажем Иванова...

24 октября 1943 г. капитан Чуйко на «Эйркобре» исчез на маршруте Нижнеилимск – Красноярск и до сих пор считается пропавшим без вести...

6 ноября 1943 г. в Мамско-Чуйском районе на «Эйркобре» разбился майор Морозов. Предположительно, похоронен в Олёкминске (Якутия)...

16 мая 1944 г. близ деревни Никулино (Киренский район) в Лену упал «Бостон» лейтенанта Глушцова и старшины Шевчука. Самолет был поднят, тела не найдены...

Итак, на иркутском участке АЛСИБа поныне остаётся ненайденным только капитан Чуйко. К сожалению, об этом человеке известно совсем немного.

{gallery}TXTS/2015/16-07-chyiko{/gallery}

Родился Григорий Петрович 17 декабря 1913 года на руднике им. Карла Либкнехта Артёмовского района Сталинской области. Разумеется, в то время местность называлась иначе, но после 1961 года области вернулось прежнее название – Донецкая. В Рабоче-Крестьянской Красной Армии с 1933 года (тогда же вступил в Коммунистическую партию большевиков).

В 1934 году окончил 9-ю военно-авиационную школу пилотов в Харькове. В 1937-39 гг. летал в истребительном авиаполку Закавказского военного округа. В это же время состоялась секретная командировка в Китай и на Халхин-Гол (теперь-то понятно, что это за «командировка», если за неё капитан Чуйко был удостоен ордена Красной Звезды!). После – снова служба в ЗакВО. Но с 22 ноября 1942 г. – на трассе Аляска – Сибирь: заместитель командира эскадрильи 5-го перегоночного авиаполка. А через год – катастрофа...

Что же случилось с самолётом Чуйко? Почему он оказался в Нижнеилимском районе? Искали его тогда? Ищут ли теперь? Есть ли какие «зацепки» в поиске? С этими вопросами я обратилась к журналисту М. И. Денискину. Автор множества публикаций, нескольких книг и фильмов, сам участник экспедиций, он более 30 лет занимается историей АЛСИБа, а потому признан у нас самым авторитетным экспертом по этой теме...

– Иркутская область «замыкала» эстафету перегонки, – рассказывает Михаил Денискин. – У нас, в Киренске, базировался 5-й перегоночный полк. Сюда самолёты приходили из Якутска, а уже далее, на Красноярск, их гнали лётчики этого полка. Чуть севернее трассы – в Нижнеилимске (с 1974 года этот райцентр затоплен водохранилищем) – был сооружён запасный аэродром. Летели только группами. И если с кем-то случалось ЧП, то место падения или вынужденной посадки фиксировали. На поиски отряжали транспортный двухмоторный Си-47, который ходил по трассе галсами (вправо-влево). Обычно через три дня поиски прекращали.

– Командир поискового отряда «Сталкер» из Братска Вячеслав Тищенко в публикациях интернета утверждает, что Чуйко весь полк настойчиво искал целый месяц...

– Несколько лет назад я рассказал Тищенко про Чуйко, убедил заняться поиском капитана, снабдил картами, информацией. Позже читал все его публикации. Он говорит, что проделана большая работа – опрошены люди, изучены архивные документы, даже были выходы в тайгу. Думаю, тут немало лукавства. Скорее всего, он прочёл метеосводку рокового дня, узнал технические данные самолета – на основе этого сделал вывод: мол, «кобра» набрала такую-то высоту, потом развернулась, а на такой-то минуте радиосвязь с ней пропала. А Чуйко, оказывается, летел один потому, что выполнял особое задание – вёз золото или диппочту. Всё это романтическая чепуха...

Обстоятельства последнего полета Чуйко никому неизвестны. А там, где недостает информации, всегда возникают выдумки или домыслы. Уверен, что Чуйко в Нижнеилимске чинил двигатель. Потом в одиночку кинулся догонять группу. Возможно, неисправный двигатель его и подвёл.

– А что вы скажете о последней экспедиции «Сталкера» на гору Белый Камень в сентябре прошлого года?

– Да, ребята при поддержке МЧС и других структур поднялись на гору, установили там памятную стелу – молодцы! Но почему на Белом Камне, ведь он лежит в стороне от авиатрассы? Тищенко говорит: «В Иркутской области эта трасса проходила по территории Нижнеилимского, Братского и Усть-Илимского районов». Но Усть-Илимского района тогда не было, да и лежит эта местность много северней. Но как лидер «Сталкера» мог «забыть» Бодайбинский, Киренский, Усть-Кутский, Нижнеилимский, Братский и Тайшетский районы?

Так повелось, что поисковая работа, благородная по сути, внешне всегда скромна. И грустно, что «Сталкер» заявляет о себе громко: интервью (с неточностями, ошибками) в газеты, на ТВ, интернет, везде красочные схемы, фотографии. А итог? Его подвёл сам руководитель – дословно: «Экспедиция своё назначение оправдала, мы проверили тот район, убедились, что в том районе мы его не найдём. Если он там упал, значит, его вообще не существует. Потому что он там просто бы разбился...» Вы из этого что-нибудь поняли?

– А как теперь обстоят дела с настоящим поиском?

– В прошлом году в сентябре-октябре мы тоже были в тайге, но в Чунском районе. «Мы» – это 31 человек на четырёх вездеходах – сводная экспедиция МЧС, спасателей, лесоохраны. Почему такие мощные структуры вдруг проявили интерес к АЛСИБу? Дело в том, что рабочие лесоохраны случайно нашли в тайге металлический фрагмент – сам по себе факт редкостный. О находке срочно доложили в Москву. Близилось 70-летие Победы. Засуетились. Снарядили экспедицию. Прочёсывание было организовано профессионально. К исходу пятого дня металлодетектор обнаружил второй фрагмент – тоже лёгкий, с рядами клёпок.

Пока обломки исследовали в Москве, я показал их фото знакомым иркутским авиастроителям (они имеют опыт восстановления самолётов времен войны) – те разослали копии коллегам. Вывод был единым: обломки принадлежат учебной ракете, которая когда-то, ещё в советские времена, самоликвидировалась над безлюдной местностью.

Заметьте: никаких интервью, сообщений в СМИ. Конечно, если бы был результат – освещение события было бы полным. Я уважаю иркутское руководство МЧС за это мудрое решение.

– Неужели всё остановилось?

– Не спешите с выводами. В минувшей экспедиции я наконец-то познакомился с Александром Плехановым, бывшим вертолётчиком лесоохраны Чунского района. Между собой мы договорились: «Денег не будет, сил не будет – а всё равно пойдём!» Нынче наш путь – в верховья реки Мура. В 80-х годах я получил письмо от рабочего геологической партии, который говорил: там-то и там-то лежит самолёт... Плеханов (и я с ним) – мы убеждены: главное – не шумиха и барабанный бой. Главное – найти останки капитана Чуйко и предать их земле по православному обычаю. Тогда его душа упокоится...

15 лётчиков-перегонщиков остались в иркутской земле. Кто, кроме родных, помянет их, военных лётчиков? С этим вопросом я обратилась в региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов», которым руководит Владимир Иннокентьевич Белобородов. Здесь уже много лет занимаются выпуском Книг памяти, в которых отмечены все иркутяне, павшие в Великой Отечественной войне. Я спросила: могут ли быть занесены в нашу Книгу памяти лётчики, которые перегоняли самолеты для фронта и погибли на территории Иркутской области?

Ответ был таким:

– Разумеется, лётчики-перегонщики достойны нашей памяти. Но на данный момент наша работа ведётся в ином направлении. В Книгах памяти мы описываем судьбы и подвиги людей, родившихся на территории Иркутской области....

Однажды на рассвете, когда мои родные люди будут крепко спать, я выйду из дома и с Божьей молитвой поклонюсь в сторону севера. Там погибли лётчики, настоящие мужчины – за Родину и за нас с вами...

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.