Тайна гибели капитана Чуйко... |
16 Июля 2015 г. |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/16-07-chyiko как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. Раскроют ли её участники очередной экспедиции? Во время Великой Отечественной войны по северу Иркутской области пролегал отрезок авиатрассы Аляска – Сибирь. Тогда и долгие годы после войны «проект АЛСИБ» был строго засекречен. А после стало известно, что в тяжелейших условиях за 32 месяца советские лётчики перегнали для фронта около 8 000 американских самолётов. При этом погибли 113 человек. Из них 15 – на территории Иркутской области. Давайте вспомним хронологию тех страшных катастроф... 7 декабря 1942 года близ деревни Верхне-Марково (Киренский район) разбился бомбардировщик А-20 «Бостон». Капитаны Дудин, Гутафель и старший сержант Исмагилов похоронены на местном кладбище... 22 февраля 1943 г. близ Киренска разбился истребитель П-39 «Эйркобра». Лейтенант Иванов похоронен на местном мемориальном кладбище... 24 марта 1943 г. в тайге (Киренский район) разбился «Бостон». Останки капитанов Лобарёва, Ершова и радиста Нечепуренко найдены только в 1987 г. Захоронены на мемориальном кладбище Киренска... 12 июля 1943 г. близ Усть-Кута разбился «Бостон». Лейтенант Иванов и сержант Шабуров захоронены на месте. В 2003 году их останки были перенесены на мемориальное кладбище Усть-Кута... Тогда же (12 июля 1943 г.) экипаж другого «Бостона» – старшие лейтенанты Заломин и Максимов – пропал без вести. Останки лётчиков найдены в тайге лишь спустя 60 лет (в 2003 году) и захоронены в Усть-Куте, в братской могиле с экипажем Иванова... 24 октября 1943 г. капитан Чуйко на «Эйркобре» исчез на маршруте Нижнеилимск – Красноярск и до сих пор считается пропавшим без вести... 6 ноября 1943 г. в Мамско-Чуйском районе на «Эйркобре» разбился майор Морозов. Предположительно, похоронен в Олёкминске (Якутия)... 16 мая 1944 г. близ деревни Никулино (Киренский район) в Лену упал «Бостон» лейтенанта Глушцова и старшины Шевчука. Самолет был поднят, тела не найдены... Итак, на иркутском участке АЛСИБа поныне остаётся ненайденным только капитан Чуйко. К сожалению, об этом человеке известно совсем немного. {gallery}TXTS/2015/16-07-chyiko{/gallery} Родился Григорий Петрович 17 декабря 1913 года на руднике им. Карла Либкнехта Артёмовского района Сталинской области. Разумеется, в то время местность называлась иначе, но после 1961 года области вернулось прежнее название – Донецкая. В Рабоче-Крестьянской Красной Армии с 1933 года (тогда же вступил в Коммунистическую партию большевиков). В 1934 году окончил 9-ю военно-авиационную школу пилотов в Харькове. В 1937-39 гг. летал в истребительном авиаполку Закавказского военного округа. В это же время состоялась секретная командировка в Китай и на Халхин-Гол (теперь-то понятно, что это за «командировка», если за неё капитан Чуйко был удостоен ордена Красной Звезды!). После – снова служба в ЗакВО. Но с 22 ноября 1942 г. – на трассе Аляска – Сибирь: заместитель командира эскадрильи 5-го перегоночного авиаполка. А через год – катастрофа... Что же случилось с самолётом Чуйко? Почему он оказался в Нижнеилимском районе? Искали его тогда? Ищут ли теперь? Есть ли какие «зацепки» в поиске? С этими вопросами я обратилась к журналисту М. И. Денискину. Автор множества публикаций, нескольких книг и фильмов, сам участник экспедиций, он более 30 лет занимается историей АЛСИБа, а потому признан у нас самым авторитетным экспертом по этой теме... – Иркутская область «замыкала» эстафету перегонки, – рассказывает Михаил Денискин. – У нас, в Киренске, базировался 5-й перегоночный полк. Сюда самолёты приходили из Якутска, а уже далее, на Красноярск, их гнали лётчики этого полка. Чуть севернее трассы – в Нижнеилимске (с 1974 года этот райцентр затоплен водохранилищем) – был сооружён запасный аэродром. Летели только группами. И если с кем-то случалось ЧП, то место падения или вынужденной посадки фиксировали. На поиски отряжали транспортный двухмоторный Си-47, который ходил по трассе галсами (вправо-влево). Обычно через три дня поиски прекращали. – Командир поискового отряда «Сталкер» из Братска Вячеслав Тищенко в публикациях интернета утверждает, что Чуйко весь полк настойчиво искал целый месяц... – Несколько лет назад я рассказал Тищенко про Чуйко, убедил заняться поиском капитана, снабдил картами, информацией. Позже читал все его публикации. Он говорит, что проделана большая работа – опрошены люди, изучены архивные документы, даже были выходы в тайгу. Думаю, тут немало лукавства. Скорее всего, он прочёл метеосводку рокового дня, узнал технические данные самолета – на основе этого сделал вывод: мол, «кобра» набрала такую-то высоту, потом развернулась, а на такой-то минуте радиосвязь с ней пропала. А Чуйко, оказывается, летел один потому, что выполнял особое задание – вёз золото или диппочту. Всё это романтическая чепуха... Обстоятельства последнего полета Чуйко никому неизвестны. А там, где недостает информации, всегда возникают выдумки или домыслы. Уверен, что Чуйко в Нижнеилимске чинил двигатель. Потом в одиночку кинулся догонять группу. Возможно, неисправный двигатель его и подвёл. – А что вы скажете о последней экспедиции «Сталкера» на гору Белый Камень в сентябре прошлого года? – Да, ребята при поддержке МЧС и других структур поднялись на гору, установили там памятную стелу – молодцы! Но почему на Белом Камне, ведь он лежит в стороне от авиатрассы? Тищенко говорит: «В Иркутской области эта трасса проходила по территории Нижнеилимского, Братского и Усть-Илимского районов». Но Усть-Илимского района тогда не было, да и лежит эта местность много северней. Но как лидер «Сталкера» мог «забыть» Бодайбинский, Киренский, Усть-Кутский, Нижнеилимский, Братский и Тайшетский районы? Так повелось, что поисковая работа, благородная по сути, внешне всегда скромна. И грустно, что «Сталкер» заявляет о себе громко: интервью (с неточностями, ошибками) в газеты, на ТВ, интернет, везде красочные схемы, фотографии. А итог? Его подвёл сам руководитель – дословно: «Экспедиция своё назначение оправдала, мы проверили тот район, убедились, что в том районе мы его не найдём. Если он там упал, значит, его вообще не существует. Потому что он там просто бы разбился...» Вы из этого что-нибудь поняли? – А как теперь обстоят дела с настоящим поиском? – В прошлом году в сентябре-октябре мы тоже были в тайге, но в Чунском районе. «Мы» – это 31 человек на четырёх вездеходах – сводная экспедиция МЧС, спасателей, лесоохраны. Почему такие мощные структуры вдруг проявили интерес к АЛСИБу? Дело в том, что рабочие лесоохраны случайно нашли в тайге металлический фрагмент – сам по себе факт редкостный. О находке срочно доложили в Москву. Близилось 70-летие Победы. Засуетились. Снарядили экспедицию. Прочёсывание было организовано профессионально. К исходу пятого дня металлодетектор обнаружил второй фрагмент – тоже лёгкий, с рядами клёпок. Пока обломки исследовали в Москве, я показал их фото знакомым иркутским авиастроителям (они имеют опыт восстановления самолётов времен войны) – те разослали копии коллегам. Вывод был единым: обломки принадлежат учебной ракете, которая когда-то, ещё в советские времена, самоликвидировалась над безлюдной местностью. Заметьте: никаких интервью, сообщений в СМИ. Конечно, если бы был результат – освещение события было бы полным. Я уважаю иркутское руководство МЧС за это мудрое решение. – Неужели всё остановилось? – Не спешите с выводами. В минувшей экспедиции я наконец-то познакомился с Александром Плехановым, бывшим вертолётчиком лесоохраны Чунского района. Между собой мы договорились: «Денег не будет, сил не будет – а всё равно пойдём!» Нынче наш путь – в верховья реки Мура. В 80-х годах я получил письмо от рабочего геологической партии, который говорил: там-то и там-то лежит самолёт... Плеханов (и я с ним) – мы убеждены: главное – не шумиха и барабанный бой. Главное – найти останки капитана Чуйко и предать их земле по православному обычаю. Тогда его душа упокоится... 15 лётчиков-перегонщиков остались в иркутской земле. Кто, кроме родных, помянет их, военных лётчиков? С этим вопросом я обратилась в региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов», которым руководит Владимир Иннокентьевич Белобородов. Здесь уже много лет занимаются выпуском Книг памяти, в которых отмечены все иркутяне, павшие в Великой Отечественной войне. Я спросила: могут ли быть занесены в нашу Книгу памяти лётчики, которые перегоняли самолеты для фронта и погибли на территории Иркутской области? Ответ был таким: – Разумеется, лётчики-перегонщики достойны нашей памяти. Но на данный момент наша работа ведётся в ином направлении. В Книгах памяти мы описываем судьбы и подвиги людей, родившихся на территории Иркутской области.... Однажды на рассвете, когда мои родные люди будут крепко спать, я выйду из дома и с Божьей молитвой поклонюсь в сторону севера. Там погибли лётчики, настоящие мужчины – за Родину и за нас с вами...
Тэги: |
|