НА КАЛЕНДАРЕ

Тайна гибели атомной подводной лодки «Комсомолец»

Вадим Кулинченко, argumenti.ru   
12 Декабря 2021 г.

7 апреля 1989 года произошла одна из самых больших катастроф в истории отечественного подводного флота. В Норвежском море затонула АПЛ «Комсомолец». Кто был виноват в произошедшей трагедии и какие причины привели к гибели подлодки? Споры об этом не утихают.

Тайна гибели АПЛ «Комсомолец»

«Командир был уверен, как и специалисты на берегу, что пожар удастся локализовать. Предугадать развитие ситуации, никогда не встречавшейся, было, конечно, невероятно сложно. Обычно даже при тяжёлых пожарах отсек выгорает, затем, если есть необходимость, его открывают, вентилируют... Но на этот раз, видимо, температура горения стала слишком высока. Стало возгораться и то, что обычно в пожаре «не участвует».

«Гибель «Комсомольца»: реальность и домыслы». (Из беседы Главнокомандующего ВМФ адмирала флота В. Чернавина с корреспондентом «Красной звезды» капитаном 1-го ранга С. Быстровым). - «Красная звезда» от 13 мая 1989 г.

Бесспорно, начало 50-х конец 80-х годов прошлого столетия – «золотая эра» отечественного подводного кораблестроения. Тогда советские конструкторские бюро и верфи не только вышли на мировой уровень в этой области, но и по многим направлениям, связанным с подводным кораблестроением. Причём, до сего дня некоторые рекорды советских подводных лодок не побиты. Например, подводная скорость (проект 661 «Анчар») и глубина погружения (проект 685 «Плавник»). Это были лодки с титановыми корпусами, были ещё серии 705 проекта – лодки истребители. Но почему вдруг после гибели АПЛ «Комсомолец» (пр. 685) от пожара в апреле 1989 года было решено отказаться от титановых корпусов?

Тайны прошлых трагедий.

Первая в мире титановая и самая скоростная атомная лодка проекта 661 (Рара – по классификации НАТО) была спущена в декабре 1968 года, хотя её проектирование началось в 1958 году. Столь значительные сроки объяснялись рядом обстоятельств: это первая подводная лодка из титанового сплава. Проектирование и строительство «К-162» сопровождалось выполнением большого объёма научных и опытно-конструкторских работ.

В апреле 1959 года был утверждён предэскизный проект. В декабре 1960 года был завершён технический проект. Всего за два с половиной года была выполнена вся творческая работа. Руководил проектом Николай Николаевич Исанин (1904 – 1990 гг.) из поколения наших талантливых конструкторов подводных лодок, о которых мы до сих пор столь мало знаем.

Но далее дело затормозилось: большая сложность проекта и новизна корпусного материала привели к тому, что закладка состоялась только в самом конце 1963 года. Дело в том, что титан, весьма перспективный, но недостаточно опробованный, оказался материалом «со сложным характером».

Команду для лодки стали формировать только в мае 1965 года, куда назначали и меня на должность командира БЧ-3 (торпедиста) – помощника командира. Уже тогда об этом «долгострое» ходили байки и не очень стремились на ней служить, да притом двойная должность, заставили меня отказаться от этого назначения. Но с тех пор у меня осталась заинтересованность титаном.

Лодку построили только в декабре 1969 года. Потом начались длительные испытания. Лишь в сентябре 1971 года АПЛ проекта 661 была направлена на боевую службу. Эта подводная лодка с обтекаемым корпусом и мощной энергетической установкой показала рекордную скорость 44,7 узла. Однако этот проект не пошёл в серию, причиной чего явилась несовершенство атомной установки. А вот титан оправдал все надежды...

Когда в 1959 году СКБ-143 предложили создать малогабаритную, одновальную комплексно-автоматизированную высокоскоростную АПЛ с минимальным экипажем, вопрос о титановом корпусе ещё не стоял. Анатолий Борисович Петров, назначенный руководителем проекта 705, имел недостаточно опыта в конструировании, и с 1963 года на этой должности его сменил Михаил Георгиевич Русанов (1909 – 1986 гг.), который корпусным материалом без колебаний избрал титан. К творческим идеям А. Петрова Русанов добавил свой опыт конструктора, в результате чего получился шедевр кораблестроения. По многим техническим показателям АПЛ проекта 705 намного опередил своё время... В зарубежных военно-морских кругах эту АПЛ называют уважительно – «голубой дельфин».

Поэтому, когда в 1970 году встал вопрос о создании многоцелевой АПЛ, Николай Андреевич Климов (1922 – 1977 гг.), назначенный главным конструктором проекта глубоководной подводной лодки типа «Плавник» (проект 685) однозначно выбрал титан.

Эта атомная подводная лодка строилась как опытная, имела титановый корпус торпедообразной формы и была одновальной. На стабилизаторах располагались двигатели и гребные винты экономического хода. Корпус снаружи покрывался резиновым антигидролокационным слоем. Была предусмотрена всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж корабля, но она никого не спасла, потому что экипаж не знал основного свойства корпуса своего корабля, о чём я скажу ниже. Рабочая глубина составляла 1 000 метров, а предельная – 1 250 метров! На такой глубине лодка была неуязвима для противолодочных сил и средств.

В 1977 году умер Н.А. Климов и проект доводил Ю.Н. Кормилицын.

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 685, получившая название «Комсомолец», предназначалась для действий против подводных лодок, авианосных соединений и для других операций. Лодка действительно была уникальной и ей принадлежит рекорд глубины для подводных лодок. Но из-за обширного пожара в апреле 1988 года лодка из надводного положения затонула в Норвежском море. Небывалый случай, чтобы подводная лодка, всплыв в надводное положение, тут же затонула. Почему?

В своё время я вплотную занимался этой трагедией – писал статьи, посещал конференции и презентации книг. Я был не согласен с выводами, где основная вина возлагалась на экипаж. В то время мой товарищ, бывший механик АПЛ, который работал в кораблестроительном институте, как-то обронил фразу, что титан горит при температуре +600 градусов. Я при всякой возможности пытался получить подтверждение этого от компетентных людей, но, Увы! – все мои попытки разбивались о молчание или мычание.

И вот, в подаренной мне книге конструктора подводных лодок, профессора Ю.С. Крючкова «Подводные лодки и их создатели» (1900 – 2000 гг.) с подзаголовком «Драмы людей, кораблей и идей» (Книга издана в г. Николаев (Украина) тиражом всего 120 экземпляров), я нашёл фразу, относящуюся к титановым кораблям, где наряду с тем, что «Титановые корабли были в три раза дороже стальных АПЛ. Это были действительно «золотые рыбки», были и другие характеристики титана.

Сам Юрий Семёнович Крючков в своей книге обходит драму АПЛ «Комсомолец» стороной. Но его откровения относительно титана подтверждают мою версию – «В горящем, загерметизированном отсеке прогорел корпус, отсек мгновенно заполнился, и субмарина рухнула в глубину!»

Оказывается, титан горит в воде (стр. 127) – «... он (титан) был склонен к трещинообразованию, хладноломкости и т.п. К тому же, он хорошо горит в воде». (Ю.С.К.)

Тогда логично предположить, что об этом свойстве титана не был информирован экипаж, и вёл борьбу за живучесть АПЛ традиционными способами. А температура в горящих загерметизированных отсеках достигает тысячи градусов. Вода была не помеха, и загорелся прочный корпус... Дальше мы знаем!!! Так кто же виноват в этом случае? Экипаж, наука, завод или весь, тогда могущественный, ВПК? К сожалению, всё списали на экипаж.

И ещё, что заставляет задуматься – после гибели «Комсомольца» было принято решение прекратить проектирование и строительство титановых подводных лодок. А ведь это направление считалось перспективным.

И в той же книге Ю.С. Крючкова, мы читаем, что «Вызванный гибелью «Комсомольца» отказ от применения в будущем титана продержался в России недолго, и в новых проектах опять предлагается делать подводные лодки из титановых сплавов, что позволяет облегчить их корпуса, и за этот счёт увеличить количество разнообразного вооружения».

Возможно ли, что к 20-летию гибели АПЛ «Комсомолец», мы, наконец, услышим из официальных источников всю правду о трагедии в Норвежском море 7 апреля 1989 года? Что вызывает сомнения. Ведь происшедшая позже через 12 лет, 12 августа 2000 года, трагедия АПЛ «Курск» при более внятных обстоятельствах по воле политиков осталась тайной. Тайну «Комсомольца» действительно хранят глубины, тайну «Курска» похоронили люди.

Тайна гибели АПЛ «Комсомолец»

АПЛ «Комсомолец» затонула в Норвежском море в 180 км от острова Медвежий. Из 69 членов экипажа подлодки в живых осталось тогда только 27 человек. На борту затонувшего судна было 20 обычных торпед и две с ядерными боеголовками, 116 кг реакторного урана и свыше 6 кг плутония-239.

На нашем сайте читайте также:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета. Под руководством губернатора Юрий Геннадьевич принимал самое активное участие в успешном отстаивании в Конституционном суде РФ независимости «Иркутскэнерго» от РАО «ЕЭС России» в 1993 году, подготовке и принятии Устава (по существу, региональной конституции) Иркутской области в 1994–1995 годах.
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.