НА КАЛЕНДАРЕ

Супертелескоп, «летающая тарелка»: что еще удивительного было создано в СССР?

Игорь Елков, rg.ru   
11 Января 2023 г.

08 1a

Научно-технические достижения СССР, чье столетие мы отмечаем, обычно вызывают ассоциации с такими событиями, как запуск первого спутника и полет Гагарина, выход в Арктику атомного ледокола «Ленин», рекорды в области авиации, неординарные образцы оружия и военной техники. Но список знаковых достижений Советского Союза шире.

Супертелескоп, «летающая тарелка»: что еще удивительного было создано в СССР?

  • Те, кто летал на "ЭКИПе", рассказывали, что это было как в фантастическом фильме. / ekip-aviation-concern.com

О некоторых достижениях забыли. Часть прорывных технологий была засекречена, над другими работы были остановлены из-за недальновидности вождей или из-за распада страны. И сегодня, вспоминая о них, трудно отделаться от ощущения, что это была другая цивилизация — более мощная, целеустремленная, устремленная в будущее. Многие достижения которой сегодня мы повторить, увы, уже не можем.

Летающая тарелка «ЭКИП»: аналогов не существует до сих пор

Проект «ЭКИП» («Экология и прогресс») — летающий аппарат, который имел возможность совершать взлет и посадку практически в любой местности. За границей его прозвали «русское НЛО» из-за характерной схожести с летающей тарелкой. Разработка велась в 1980-1990-х гг., было создано два опытных экземпляра, которые успешно прошли испытания. «ЭКИП» имел все предпосылки стать принципиально новым видом воздушного транспорта. Если бы не крах страны, где он родился...

Супертелескоп, опередивший свое время

Супертелескоп, «летающая тарелка»: что еще удивительного было создано в СССР?

  • Фото: kchr.ru

В начале 1960-х годов советские ученые получили от правительства «особое задание» — создать телескоп больше, чем у американцев (телескоп Хейла — 5 м).

Наши посчитали, что на метр больше будет достаточно, так как американцы вообще считали бессмысленным создание цельных зеркал размером более 5 метров из-за деформации под собственным весом. И в 1976 г. самый большой в мире 6-метровый телескоп БТА — Большой Телескоп Азимутальный — в Советском Союзе был построен. Причем сконструирован он был с использованием исключительно отечественных технологий, продемонстрировав лидерство страны в области создания оптических инструментов. А его радиус «зрения» в 1,5 раза превышал аналогичный показатель американского.

БТА был установлен в обсерватории пос. Нижний Архыз (Карачаево-Черкесия). Астрономы со всего мира записывались в очередь, чтобы провести наблюдения с помощью «русского чуда», которое назвали «Оком планеты».

Пальму первенства БТА держал до 1993 г., когда на Гавайях заработал телескоп Кека с 10-метровым зеркалом. О подготовке достойного ответа в РФ уже и не думали.

«Буран»: триумф советских технологий

Супертелескоп, «летающая тарелка»: что еще удивительного было создано в СССР?

  • Фото: РИА Новости

В космической программе «Энергия — Буран» был задействован 1 млн человек. Для доставки «Бурана» на космодром разработали крупнейший в мире самолет Ан-225 «Мрия». Это был триумф советских технологий. Первый и единственный полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 г. в автоматическом режиме, без экипажа на борту. Значительная часть технической информации о ходе полета считается утерянной, т. к. была записана на магнитных лентах для компьютеров БЭСМ-6, исправных экземпляров которых не сохранилось. Больше «Буран» не запускали, хотя он был рассчитан на 100 космических полетов. В 1993 г. проект свернули. В 2002 г. единственный летавший в космос «Буран» был разрушен при обрушении крыши корпуса на Байконуре, в котором он хранился.

Супертелескоп, «летающая тарелка»: что еще удивительного было создано в СССР?

  • Фото: kchr.ru

К-222 — самая быстрая подлодка

К-222 — советская атомная подводная лодка, ставшая самой быстрой в мире. В декабре 1970 г. на 100-метровой глубине она достигла скорости 44,7 узла (82,8 км/ч) — до сих пор в мире нет более быстрой субмарины. (Для справки: средняя скорость атомных подлодок сегодня — 30 узлов, или 55,5 км/ч). Построили К-222 из титана в одном экземпляре и за дороговизну прозвали «Золотая рыбка».

«Ракета» — пассажирский речной транспорт будущего

В 1957 г. в СССР запустили в серию первые в мире корабли на подводных крыльях «Ракета», которые предназначались для перевозок пассажиров на линиях протяженностью до 600 км, развивая скорость до 60 км/ч.

Конструкция оказалась крайне удачной, их покупали многие страны Запада, включая США, Канаду и Германию. Всего было построено 389 судов, которые работали на пассажирских маршрутах на десятках рек страны. Сегодня эксплуатация «Ракет» в качестве общественного транспорта сохранилась только на реке Лене.

Советская авиация — 100% собственных комплектующих

СССР — единственная страна на планете, которая производила все типы самолетов на 100% из собственных комплектующих. Она построила 40% мирового авиапарка. А «Аэрофлот» в 1976 г. стал первой в мире авиакомпанией, которая перевезла за год более 100 млн пассажиров.

Единственная в истории: «Волга» с ядерным мотором

Супертелескоп, «летающая тарелка»: что еще удивительного было создано в СССР?

  • Фото: соцсети

Автомобиль на ядерном ходу действительно обсуждался в 1950-х — 1960-х годах — у американцев это был концепт Ford Nucleon, а в СССР — «Волга-Атом», причем в советском проекте был даже построен опытный образец. Так началась неизвестная история удивительной машины, которая могла бы перевернуть всю мировую автомобильную промышленность.

У истоков проекта стоял легендарный «атомный министр» Ефим Славский. В 1958-м как бы между делом он полушутя рассказал об американском эксперименте Хрущеву, а тот отреагировал неожиданно: «А почему бы и нам атомобиль не сделать? С ледоколом ведь получилось». И потом на все попытки убедить его, что, по мнению физиков, это невозможно, лишь отмахивался: «Тогда найдите других физиков».

В итоге создали специальное КБ, главной задачей которого стало создание ядерной силовой установки. И — фантастика! — двигатель, имевший немыслимые по тем временам характеристики, был создан. Пусть и весил не 200 кг, как у «Волги», а 500, но это же было лишь начало. В апреле 1965 г. машина выехала на испытательный полигон под Северском. По воспоминаниям испытателей, ощущения были весьма необычными: атомобиль был очень тяжелым, но повышенную массу компенсировала мощность двигателя. И еще мотор сильно грелся, и в салоне, несмотря на сибирскую прохладную весну, было очень жарко. Потому физики начали работу над второй версией двигателя. Но тут Хрущев умер, и интерес к проекту потихоньку спал. Две опытные машины утилизировали. А с ними ушел и безграничный и безрассудный энтузиазм той эпохи, в которой люди не боялись самых невероятных экспериментов.

Первый в мире самолет на водороде

Супертелескоп, «летающая тарелка»: что еще удивительного было создано в СССР?

  • Фото: РИА Новости

В апреле 1988 г. свой первый успешный полет совершил Ту-155: первый в мире самолет, где в качестве горючего использовался жидкий водород. Идея, выдвинутая еще генеральным конструктором Туполевым, обещала сделать переворот в мировой авиации: полеты выходили на порядок (!) дешевле и значительно экологичнее. По сути, это был прорыв в будущее.

В Ту-155, переделанном из всем известного Ту-154, советские конструкторы применили целый ряд неожиданных решений, аналогов многим из которых в мире нет до сих пор.

В ходе испытаний водород заменили на СПГ (сжиженный природный газ) — и тоже успешно. На Ту-155 было выполнено 70 полетов: 5 на водороде и 65 на СПГ (в т. ч. в Европу — Ганновер, Братиславу, Ниццу).

Ни одного ЧП! Но с распадом СССР проект тихо свернули: не до прорывов было.

«Каспийский монстр», поразивший Запад

Супертелескоп, «летающая тарелка»: что еще удивительного было создано в СССР?

  • Фото: Игорь Черняк

«Лунь», или как его еще называли «Каспийский монстр», — советский экраноплан, гигантский гибрид корабля с самолетом, одним своим видом наводивший ужас на западных «партнеров».

В сравнении с передовыми боевыми кораблями, выпускаемыми тогда в мире, имел 10-кратное преимущество в скорости. На воду был спущен в 1986 г., а в 1990 г. передан в опытную эксплуатацию. Летал над Каспием на высоте от 1 до 3 метров, выдерживал шторм в 5-6 баллов. Экипаж — 10 человек.

Сегодня единственный сохранившийся «Лунь» ржавеет на берегу Каспийского моря в 10 км от Дербента (Дагестан), поражая воображение редких добравшихся сюда туристов.

Кстати

Раньше Джобса

В 1957 г. московский инженер Леонид Куприянович создал прототип первого мобильного телефона ЛК-1. Он весил 3 кг, но уже через год вес устройства удалось снизить до 0,5 кг. Это было за 20 лет до появления первого сотового телефона Motorola DynaTAC.

В 1958 г. в Ленинграде создана ЭВМ «ЛИТМО-1» — прообраз персонального компьютера. Она производила 100 операций в секунду.

В 1968 г. в Омске был создан персональный компьютер. В 1973 году изобретатель получил авторское свидетельство N 383005, в котором подробно описал «программирующий прибор». Стив Джобс и Стив Возняк собрали в гараже свой Apple через три года.

Время первых

1. C 1967 г. Останкинская башня была самым высоким зданием мира — 540 м. Первенство упустила в 1974 г., когда в Польше построили 646-метровую Варшавскую радиомачту. Та, правда, рухнула в 1991 г., но тогда уже много чего было построено. Сейчас наша башня самая высокая в Европе, а в мире — N 8.

2. «Токамак» — первая в мире установка для управления термоядерным синтезом. Запущена в Москве в 1954 г. На ней была достигнута температура плазмы в 11,6 млн градусов. Ученый мир был шокирован. Запад бросился догонять СССР...

3. Первый советский автомобиль с автоматической коробкой передач был выпущен в 1977 г. Им стала Lada 1500S Automatic, экспортная версия ВАЗ-2103. Собирали ее в Тольятти, а коробку от General Motors ставили в Нидерландах.

4. Первый советский коллайдер начали строить в Протвино в 1983 г. Планировалось создать кольцевой тоннель длиной 20 км на глубине от 20 до 60 м. Параллельно к созданию Большого электронного коллайдера приступили в Европе, но наш по проектной мощности был сильнее. Европейцы свой проект закончили к концу 1980-х, а в СССР из-за финансовых проблем к 1991 г. было построено лишь 3 км. А в 1994 г. строительство прекратили.

5. С конца 1950-х в СССР велись работы по подготовке первого полета человека на Марс. Старт планировался на 8 июня 1971 г., возвращение на Землю — 10 июля 1974 г. Осуществить полет должен был ТМК — тяжелый межпланетный корабль, в одной из версий — с ядерным реактором. Но после смерти С. П. Королева проект закрыли.

Факт

Интернет страны Советов

Это событие не особо описывалось в газетах того времени и осталось практически незамеченным: в конце 1950-х в СССР создали проект глобальной компьютерной сети. Правда, не для широких масс трудящихся, а как автоматизированную систему управления экономикой СССР. Проект был основан на принципах кибернетики и включал в себя сеть, связывающую вычислительные центры предприятий во всех регионах страны. Назвали его ОГАС — Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации.

Внедрение ОГАС предполагало повсеместное применение электронных вычислительных машин (ЭВМ), от чего власти отказались из-за слишком большой цены. Хотя расчеты показывали, что система окупится за 15 лет.

На нашем сайте читайте также:

По инф. rg.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.