Строительная деятельность НКВД в годы Великой Отечественной |
По инф. polit.ru |
24 Июня 2023 г. |
Начало ВОВ скорректировало хозяйственные планы НКВД. Основные усилия были сосредоточены на повышении обороноспособности страны. В книге «НКВД и экономика в годы Великой Отечественной войны» представлены на эту тему любопытные документы. Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент книги. Строительная деятельность Народного комиссариата внутренних дел в годы Великой Отечественной войныДеятельность Народного комиссариата внутренних дел в области строительства значительно активизировалась с конца 1930-х гг. Если в 1936 г. в составе НКВД было 13 лагерно-промышленных комплексов с объемом строительных работ на сумму 1,2 млрд рублей, то в 1938 г. их число увеличилось до 33, а объем строительных работ составил 2,6 млрд рублей. В системе НКВД трудилась огромная армия работников. По подсчетам А. К. Соколова, каждый десятый работник производства был занят на промышленных и строительных объектах НКВД. Ведомство, решавшее важные производственные задачи, занимало ведущее место в народно-хозяйственном комплексе страны. Однако в официальной риторике трудовое использование заключенных рассматривалось как один из основных путей их перевоспитания и приобщения к социалистическому строительству. Накануне Великой Отечественной войны производственные мощности Главного управления лагерей стали одними из основных строительных систем страны. К началу Великой Отечественной войны на долю НКВД приходилось 11 % вложений в капитальное строительство, что составило 4,4 млрд рублей. Строительные организации наркомата возводили промышленные предприятия, энергетические объекты, дороги, жилые помещения. Представление об объемах производственной деятельности в строительстве, проводимом структурами НКВД, дает доклад заместителя начальника ГУЛАГа А. П. Лепилова. Заключенные трудились на строительстве объектов практически всех отраслей промышленности. Бюджет производственной деятельности ГУЛАГа достиг огромной суммы в 7864,01 млн рублей. Строительная деятельность НКВД накануне войны продолжала расширяться, в его составе были созданы новые управления — гидротехнического строительства и строительства для нефтяной промышленности. Важную роль в укреплении оборонного потенциала страны играло Главное управление железнодорожного строительства, построившее накануне Великой Отечественной войны 60 военных аэродромов. Начавшаяся война изменила приоритеты в производственной деятельности наркомата, в том числе и в строительстве. 28 июня Л. П. Берия направил генеральному секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину письмо с предложением об изменении планов строительства промышленных предприятий. Новый план предусматривал приостановку работ на 41 объекте. Приостанавливалось возведение объектов, находившихся в начальной стадии строительства и требовавшее больших капиталовложений, а также строительство объектов, расположенных в западных регионах страны. Были приостановлены крупные гидротехнические работы (продолжалось возведение ГЭС на малых реках, не требующих больших затрат), строительство заводов по производству алюминия в европейской части страны, прокладка ряда автомобильных дорог. Стройки промышленных предприятий и объектов, близких к завершению и выпускавших продукцию для военно-промышленного комплекса, признавались ударными. Важнейшими среди промышленных предприятий стало строительство Норильского никелевого комбината, Архангельского судостроительного завода, металлургических комбинатов в Актюбинске, Нижнем Тагиле, Челябинске, Богословского алюминиевого завода и других. При этом предусматривалось сокращении финансирования строящихся объектов. Сокращение финансирования не распространялось на строительство трех авиационных заводов в г. Куйбышеве. Данная стройка в документе выделена особо. Возведению авиационных заводов придавалось особое значение. В 1940 г. в их строительство была вложена колоссальная сумма — 850 млн рублей, значительно превысившая все прежние вложения в промышленное строительство. Куйбышевские авиационные заводы должны были выпускать легкие штурмовики Ил-2, истребители МиГ-3, моторы, бронекорпуса, узлы и агрегаты для самолетов. Катастрофические потери авиации в первые дни войны требовали быстрейшего пополнения авиационных сил страны самолетами. Руководство производственно-исправительных лагерей осознавало изменившуюся ситуацию. Уже в первые месяцы войны стало ясно, что переход экономики на военные рельсы потребует пересмотра производственных планов в сторону увеличения при уменьшении финансирования. В то же время руководство лагерей не могло рассчитывать и на увеличение контингента заключенных. В первые месяцы войны в лагеря прибывали узники из западных областей. Все они были истощены и больны, что затрудняло их использование на производстве. Тяжелые людские потери Красной армии, понесенные в первые месяцы войны, требовали пополнения численного состава войск. Мобилизации подверглись и заключенные ГУЛАГа. Стремление узников добровольно попасть на фронт, чтобы, как писалось в заявлениях, «кровью искупить вину перед Родиной», были зафиксированы с первых дней войны. Всего до конца 1941 г. в действующую армию было передано 420 тыс. заключенных. Уже в первые дни войны руководством лагерей были намечены меры по укреплению производственной дисциплины, экономии материалов и горючего, развертывании социалистического соревнования среди заключенных. Как свидетельствуют документы, не все руководители поняли сложность военного положения. Не обошлось и без определенного «шапкозакидательства». Ряд руководителей строительных объектов, ссылаясь на потребности фронта, принимали повышенные, явно невыполнимые обязательства. Война требовала ускоренного выполнения производственных планов. Это привело к изменению внутрилагерного режима заключенных. Увеличилась продолжительность рабочего дня, произошло ужесточение наказаний, прежде всего за отказ от работы. Руководство лагерей искало пути для выполнения новых сокращенных сроков строительства промышленных объектов. Решение этой проблемы вызвало желание руководителей лагерей закрепить на строительстве освобожденных квалифицированных рабочих. Система подневольного труда, несмотря на все принимаемые меры, не давала должного эффекта. Производительность труда отставала от намеченных показателей. Понимая, что карательными мерами эти проблемы решить невозможно, руководство лагерей стремилось шире внедрять поощрительные меры: условно-досрочное освобождение передовиков производства, сокращение срока судимости, назначение повышенного питания для заключенных, выполняющих нормы выработки. Однако руководители лагерей не отказались от попыток решить производственные проблемы старым испытанным методом — за счет увеличения численности лагерного контингента. Зачастую ходатайства о выделении на строительство дополнительного количества заключенных, содержали элементы шантажа. В просьбах о выделении дополнительной рабочей силы отмечалось, что в противном случае выполнение плана окажется под угрозой срыва. Роль строительных организаций НКВД в годы войны постоянно усиливалась. В то же время обеспечение решения стратегических задач приводило к изменению в структуре управления. В феврале 1942 г. в структуре ГУЛАГа был организован отдел производства военной продукции. Отделу были переданы три промышленных производства, что потребовало обеспечения их рабочей силой. На их базе были созданы исправительно-трудовые лагеря, в основном за счет лагерей, эвакуированных из западных областей страны.
|
|