НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Старый новый человек

08 Апреля 2016 г.

В Сахаровском центре при содействии Фонда Егора Гайдара прошла первая дискуссия цикла «Четверть века без СССР: Ad Memoriam». В ней приняли участие социолог Лев Гудков, демограф Анатолий Вишневский и культуролог Виталий Куренной. Они обсудили, как советская власть формировала образ нового человека, каким он стал и куда ушел. «Лента.ру» записала основные тезисы их выступлений.

Суть идеи советского человека

Куренной:

Идея о возможности целенаправленного конструирования человека с помощью модуляции контекстуальных и социальных условий, — столп всей советской антропологии. Еще Николай Бухарин, выступая на I Педологическом съезде, говорил, что если мы не сможем справиться с историческим, социальным наследием прошлого, то вся революция напрасна. Согласно этому мнению, социум можно изменить вручную.

Это был великий антропологический миф, зашитый в структуру советской власти, — вся ее легитимация строилась на том, что она уполномочена творить будущее. Это вдохновляло (и продолжает вдохновлять) власть на создание идеологических моделей.

Идея новой антропологической конструкции была осознана большевиками сразу после того, как они захватили и удержали власть. Начиная с 1920-1921 годов, проблематика культуры и культурной антропологии становится для Ленина ключевой. Объявление нэпа (новой экономической политики) также было и началом политики реализации программы культурной революции. Именно в ее рамках предстояло конструирование нового человека. Владимир Ильич хорошо понимает, что решение базисных марксистских задач не приводит к нужному результату. Значит, просто нужен гражданин другого типа. На культурную революцию возлагаются большие надежды.

На последнем предвоенном съезде ВКП(б) в 1939 году Сталин в своем пленарном докладе объявляет, что задачи культурной революции в основном выполнены. Это был фундаментальный, дорогостоящий проект. За годы второй пятилетки 60 процентов ВВП направлялись на реализацию социально-культурной политики в РСФСР. Естественно, эти гигантские средства также шли и на национально-культурное строительство.

По мнению Ленина, решение задач культурной революции, выращивание нового человека, не выполнено до конца, пока все носители старой культуры не устранены, — исправить их невозможно. Именно поэтому был развернут Большой террор.

1

Физкультурный парад на Красной площади. Москва, 1939 год

Гудков:

Каждый тоталитарный режим исходит из идеи построения принципиально нового общества. Его основой должен быть новый человек, воспитанный в новых институциональных условиях. Здесь очень важен не только институциональный контекст, но и практики формирования социума: идеология, полный контроль над системой социализации, государственная организация труда, подчинение всего политическим целям и так далее.

Любой тоталитаризм сочетает, казалось бы, две несовместимые вещи. Это архаика как утопия и модерн как средство реализации утопии. Важно, что именно архаичные представления начинают выстраиваться как образ будущего, как средство легитимации власти и основа для манипулирования общественным сознанием и установления институтов массового подчинения. Принудительная практика внедрения лозунгов, социализация, воспитание изменяют структуру личности человека и его жизненные стратегии.

Какого нового человека создали советские власти

Куренной:

В ходе этого проекта рационального конструирования нового человека ликвидировались все институты традиционного общества, они были заменены на новые, советские. Они существовали бок о бок с огромной теневой сферой: экономикой, распределительной системой благ, величайшей лагерной культурой, которая эксплицитно себя противопоставляла внешней системе.

Все наблюдаемые процессы, связанные с криминализацией, гигантским теневым сектором, в действительности являются инертным следствием этой советской модели построения нового человека. Например, когда советские суды перестали работать, вместо них возникла воровская стрелка.

В этом выражается особенность нового антропологического субъекта, например его чрезвычайное отчуждение от государства. Даже человек, находившийся внутри иерархии, все равно считал, что это государство нужно каким-то образом «кинуть». Все, что называется у нас коррупцией, — это, по сути, внутреннее отчуждение людей внутри государственного аппарата сверху донизу. Отличие мышления представителей власти от диссидентского здесь связано исключительно с положением первых в центральной иерархии. Выйдя из нее, они моментально превращаются в яростных ее критиков.

Гудков:

Прежде всего, советский человек адаптировался к репрессивному государству. Он представлял собой личность с двойным сознанием, принявшую свое положение по отношению к внешнему миру как исключительное. Это человек закрытого социума, и исключительность здесь работает как барьер между «своими» и «чужими». Важная его характеристика — сознание враждебного окружения нового общества и необходимости постоянной борьбы с внутренними и внешними врагами, то есть идея негативной идентичности, где самоутверждение «от противного» очень важно.

Для такого человека характерен иерархический эгалитаризм. Он демонстративно идентифицирует себя с властью, поскольку она аккумулирует в себе все коллективные ценности, монополизируя право говорить от лица народа и тем самым навязывая с помощью террора принудительное типовое всеобщее воспитание. У человека возникает представление о том, что власть устроена иерархически, и на каждом уровне существует свой собственный порядок и свои системы отношений. На то, что положено чиновнику, не может претендовать обыватель.

Такое отношение партикулярной зависимости воспроизводится на всех этажах. Это порождает, во-первых, очень мощный внутренний потенциал агрессии, двойственное отношение, преклонение перед властью, поскольку она — держатель коллективных ценностей. С другой стороны, возникает зависть и крайнее неуважение к власти.

Следующий момент, связанный с адаптацией к доминирующему и пронизывающему все и вся государственным насилием, — ориентация на простоту, на самые примитивные формы существования, уравнительное сознание. Отчасти это связано с распределительной экономикой и превращением государства в некую фабрику или казарму. С другой стороны, возникает уход от этого контроля в виде ориентации на физическое выживание.

Общая идеология представляет собой мобилизационный проект для построения нового общества. Но мобилизованное состояние не может быть хроническим, и поэтому возникает множество таких форм, которые позволяют адаптироваться или уходить от этого контроля и насилия. Начинается игра, которую Юрий Левада называл игрой в лояльность, очень похожая на старую советскую формулу «они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что работаем». Это адаптация через снижение запросов, высоких представлений. В конечном итоге ее результатом становится тотальная аморальность как способ выживания, постоянная интенция на снижение, упрощение жизни. У человека формируется очень короткий горизонт памяти и возникают механизмы вытеснения опыта насилия из сознания.

2

В кабинете химии во время занятий в строительном профессионально-техническом училище, 1973 год

Социальный капитал индивидуума, существующего в подобной системе, чрезвычайно низок. Такое недоверие не только на институциональном, но и на других уровнях, дает право в свою очередь обманывать других. Поэтому областью доверия ограничивается только очень узким кругом близких людей. Этот опыт адаптации к репрессивному государству через понижение запросов, представлений о человеке, постоянные интенции на упрощение и примитивность, на вытеснение всего неприятного, с чем человек не в состоянии справиться, — все это и начинает составлять структуру личности.

Как говорят психологи, это структура слабой личности, не имеющей собственных убеждений, но готовая принять любую компенсацию в виде утешительных идеологических мифов вроде измышлений о великой державе, героическом прошлом. Государство поддерживает их благодаря созданию и поддержанию коллективных ритуалов.

Российское общество еще не трансформировалось из сельского в городское

Вишневский:

Ключевым моментом XX века для советского общества стало его превращении из сельского в городское. Но это долгий процесс, ведь существует промежуточный период полугородского-полусельского социума. Им очень легко манипулировать, поскольку когда общество устойчивое, то у него есть определенные принципы поведения, и с ним ничего не сделаешь. Когда же люди меняются, переходят из одного состояния в другое — здесь они очень чувствительны ко всякого рода воздействиям.

Весь XX век наше общество в основной его массе составляли сельские уроженцы или, в крайнем случае, горожане в первом поколении. Такая трансформация сильно влияла на социум и различные комплексы его поведения. Всплески массовых репрессий и другие подобные явления, которые казались неожиданными, были связаны с переходностью, маргинальностью нашего общества, не исчезнувшей до сих пор.

По-настоящему оценить советский период, его опыт и результаты не так просто. Даже Сахаров и Солженицын по-разному воспринимали его, и это только указывает на всю его сложность.

Советский человек не ушел в прошлое

Гудков:

Один из первых проектов ВЦИОМ в 1988 году состоял в регистрации механизмов и форм распада советской системы, ведь уходило поколение, которое было в чисто демографическом смысле наиболее характерным носителем ценностей прошлой системы. С уходом этих людей, по мнению социолога Юрия Левады, должны были исчезать ее установки, представления и опыт существования.

Казалось, наши первые массовые исследования подтверждали эту идею, потому что хранителем советских представлений были именно группы пожилых людей, а молодые становились более толерантными и ориентированными на европейские ценности. Но самое главное заключается в том, что они выступали как движущая сила для перемен. После первого замера мы думали, что станем следить, как по мере демографического убытия старого поколения и вхождения в жизнь людей, не имевших опыта советского существования, общество и вся система будут меняться. Но уже второй замер 1994 года вызвал недоумение, а результаты 1999 года и далее до 2012 года показали, что этот человек не уходит и продолжает воспроизводиться.

Это происходит потому, что значительная часть институтов советского времени никуда не делась. Они определяют социальный контекст повседневности человека. Так что я думаю, что подобный антропологический тип будет воспроизводиться по крайней мере еще два-три поколения.

Люди, сформировавшиеся во время перестройки, обладают памятью и некоторыми способностями, необходимыми для изменения советской системы. В то же время нынешняя молодежь выступает носителем советских ценностей. Произошел интересный переброс опыта уходящего поколения, дедов, к нынешнему молодому поколению, которое входило в жизнь начиная с 2000-х годов. Оно в наибольшей степени провластное, поддерживающее курс на неотрадиционализм и культивирование приоритета государственных интересов над личными.

3

Санкционированное альтернативное шествие по Садовому кольцу 7 ноября 1989 года, организованное рядом самодеятельных общественно-политических организаций

Воспроизведение молодежью советских стандартов — это отчасти компенсация распада СССР. Соединяя новые потребительские стандарты и ориентации, молодые люди нуждаются в санкционированном представлении о великой державе, героическом прошлом, Победе как главной коллективной ценности и опорном символе. У них такие ценности воспроизводятся в гораздо большей степени, чем среди 50-60-летних людей.

Вишневский:

Черты, характерные для советского человека, в значительной степени маргинальны. Наблюдая за демографическим поведением людей, видно, что они ведут себя совсем не так, как их родители, но как любой европейский человек. Хотя сейчас появляются ревнители традиционной морали, это ничего не может изменить, ведь люди уже ведут себя по-другому.

90-е годы ознаменовали серьезные перемены в семейном, брачном, родительском поведении. Статистика подтверждает, что если человек чувствует себя свободным в своей личной жизни, он рано или поздно будет чувствовать себя свободным во всем.

Источник: lenta.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».