Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...
«Все для фронта, все для Победы» — под таким лозунгом жила страна во время Великой Отечественной. Но уже после Курской битвы промышленность стала потихонечку перестраиваться на мирные рельсы. 70 лет назад, 19 июня 1945-го, высшему руководству СССР был представлен новый легковой автомобиль — ГАЗ М-20. Спустя год под названием «Победа» машина пошла в серийное производство.
Помимо легковушки, Сталину и членам Политбюро тогда показали и другие образцы гражданской техники, скажем, грузовик ГАЗ-51. Его тоже вскоре поставили на конвейер, а затем выпускали рекордные три десятилетия.
Но если с грузовиками все понятно — они были нужны и в городе, и на селе, и в армии, то личные легковые авто в Советском Союзе на тот момент считались роскошью. Тем более примечательно, что кроме М-20, к массовому выпуску готовили и вовсе народный автомобиль — 400-й «Москвич». Кстати, его выпуск также стартовал в 1946-м. Совпадение? Вовсе нет. В конце 40-х в Кремле всерьез размышляли о том, как сделать частный автотранспорт общедоступным.
Если оперировать современными категориями, М-20 воплощал собой «бизнес-класс» стоимостью 16 000 рублей. Кстати, сначала авто хотели назвать «Родина». Узнав об этом, вождь ехидно поинтересовался: «Почем будем Родину продавать?»...
Если продолжать сравнение, то эконом-класс — это, конечно, 400-й «Москвич» за 8 000 рублей. Роскошный ГАЗ-12 («ЗиМ») — представительский сегмент — 40 000. Не бог весть какой, но все же выбор. Были и модификации. Так, в 1948-м появилась «Победа»-кабриолет, да и «москвичонок» выпускался с различными вариантами кузова, в том числе открытым и грузопассажирским. Лимузины правительственного уровня ЗиС-110 в магазинах отсутствовали.
Впрочем, «Победы», «Москвичи» и «ЗиМы», несмотря на относительную доступность, тоже расходились не особо, простаивали в салонах. Пришлось даже развернуть рекламную кампанию, тем более, что кое-какие деньги у населения имелись. К началу 50-х средняя ежемесячная зарплата рабочего крутилась около 800 рублей, его высококвалифицированный коллега получал — 2000–4000 рублей, профессор — от 6-7 тысяч. Стахановцы скопили на сберкнижках огромные суммы, изобретатели-рационализаторы премировались за каждое внедрение. Страна залечивала раны, нанесенные войной, благосостояние народа росло.
Но люди, пережившие фашистское нашествие, отличались бережливостью и скромностью, не торопились заводить личные средства передвижения. Да и общественный транспорт работал как часы. Машина в семье — лишние хлопоты. Так думали многие.
«Да, автомобиль можно было приобрести. Вот только в культуре советского человека, в наших традициях, он тогда еще отсутствовал. Отсюда и низкий спрос. Темпы развития автопрома свидетельствовали, что руководство страны устремлено в будущее. Но в комплексе проект не реализовали — не успели. Требовались еще сети АЗС, станций техобслуживания, придорожных кафе-ресторанов, кемпингов и мотелей», — сетует организатор проекта «Олдтаймер-Галерея» Илья Сорокин.
После смерти Сталина свободную продажу машин прекратили и начали распределять их по талонам. Тут же, по закону сладости запретного плода, возникли спрос и дефицит. Однако подорванный хрущевскими «реформами» автопром уже не справлялся с запросами трудящихся.
На смену «Победе» ожидалась М-21, над чертежами которой в заводском КБ корпели еще с 1951-го. В базовой комплектации машина должна была получить АКПП, вариант с «механикой» оставляли только для такси. Увы, партийные бюрократы, избавившиеся от сильной руки, постоянно вмешивались в конструкторский процесс, а затем и вовсе приказали тупо скопировать Ford Mainline. В итоге знаменитая 21-я «Волга» встала на конвейер только в 1958-м, на четыре года позже, чем предполагалось. Более того, выпуск «автомата» быстро свернули — «волюнтаризм» сильно отразился на качестве производства в СССР. По сути, именно тогда отечественному автопрому засадили в борт первую торпеду...
Но вернемся к нашей «Победе». Ее совершенно напрасно называют копией некоего (вариантов много) иностранного авто. «Идеи дизайна, как говорится, парили в воздухе. Но советские инженеры раньше западных конкурентов поставили на конвейер несущий кузов, до этого подобная конструкция встречалась за границей лишь в штучных экспериментальных экземплярах. «Победа» — на 100% отечественный автомобиль. Напротив, английский Standard Vanguard, появившийся на публике на два года позже — точная копия М-20», — объясняет владелец «АвтоМотоМузея» Дмитрий Ломаков.
Сегодня найти «Победу» несложно — это довольно условный раритет, их было выпущено очень много. 150–200 тысяч рублей — и вы владелец авто в родном состоянии, «без колхоза», таких экземпляров хватает. Оригинальный кабриолет не купить, в продаже только «самопал», дорого. Спецверсии вроде лимузина или полноприводной М-72 тоже не ищите, обманут и оберут. Зато ухоженная М-20 с современным салоном, хорошим мотором и нормальными тормозами — это и стильно, и комфортно. И в тренде: недавно глава российского МИДа Сергей Лавров приехал на переговоры с госсекретарем США Керри на белой «Победе».
А действительно – кто был лучшим с точки зрения Верховного главнокомандующего? Расхожая точка зрения – Жуков. Вот и Парад Победы 24 июня 1945 года принимал именно он. А командовал парадом Рокоссовский, что тоже символично – его нередко называют «вторым после Жукова». Однако львиная доля возвышения обоих полководцев (особенно Жукова) приходится на 1970-е годы и позже. А как ситуация выглядела в годы войны и первое время после Победы, пока страну возглавлял Сталин?
История – служанка политики, взгляд на прошлое, исходящий из сиюминутной конъюнктуры? Или все-таки наука, одна из сфер наших знаний, требующая точности и беспристрастности?
Философ Иммануил Кант не бывал в Иркутской области. Он практически никогда не покидал родного Калининграда, триста лет назад и до 1946 года называвшегося Кенигсбергом. Но его философские труды, его идеи шагают и по Сибири. Особенно актуально их вспомнить в апреле.
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?