Помните короткий диалог в такси из фильма «Бриллиантовая рука»? «Вы в самодеятельности участвуете? – Участвую. (Зачем я сказал, что участвую, ведь я же не участвую)».
В советские годы в художественной самодеятельности участвовали почти все сознательные граждане. Кстати, диалог из «Бриллиантовой руки» появился не на пустом месте. Режиссер фильма и один из авторов сценария Леонид Иович Гайдай при помощи этой фразы вернулся в собственное прошлое. В школьные годы, пришедшиеся на предвоенные 30-е, он активно участвовал в художественной самодеятельности: бренчал на балалайке, лихо декламировал Зощенко и Маяковского, колесил по окрестностям взрастившего его Иркутска с десантом от местного клуба железнодорожников.
Рожденная революцией
Как таковой культурный феномен художественной самодеятельности зародился в нашей стране после Октябрьской революции. Широкие массы были вовлечены в самодеятельные театрализованные кружки. Их репертуар носил агитационный характер. На этой волне в середине 20-х годов зародилось движение ТРАМов – Театров рабочей молодежи. Они были также самодеятельными и полупрофессиональными, давали бой лодырям, пьяницам, бюрократам. Не участвовать в такой самодеятельности было в те суровые годы по крайней мере неблагоразумно, а по большому счету идеологически неверно.
Война прервала развитие этой формы народного творчества, и возродилось оно уже в 50-е и 60-е в совершенно другом образе. При клубах, домах культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, научных институтах, воинских частях, колхозах, совхозах стали создаваться самодеятельные организации различной направленности – театральные студии, танцевальные коллективы, хоры и прочие образчики народного творчества. Для каждого советского человека участие в художественной самодеятельности было не только отдушиной в череде серых будней, но и весомым элементом в анкетной графе. Если человек в свободное от работы время поет «Дубинушку» или пляшет гопака, значит, он политически верно подкован и наверняка не слушает по вечерам «Голос Америки». Соответственно, он находится на хорошем счету у руководства, а потому может рассчитывать на премию к празднику или на турпутевку в соц- и даже капстрану.
Вот и пели и плясали кто как мог.
Днем – крановщица, вечером – танцовщица
Очень хорошо помню эти отчетные концерты к Дню машиностроителя в заводском клубе. Зал забит до отказа. Накурено. У зрителей в руках не ведерки с попкорном, а кулечки с семечками, купленными у проходной. На сцену выплывают десятка полтора крепко сбитых женщин в расшитых кружевами лиловых сарафанах и пара-тройка затесавшихся среди них малорослых мужичков в рубахах не по размеру. Баянист растягивал меха, и зал утопал в звуках шлягеров про «уголок России – отчий дом», про то, как «издалека долго течет река Волга» и как «по Дону гуляет казак молодой» и тому подобное. (Заметьте: потом эти же песни распевали на несколько голосов во время застолий, а сейчас песне за столом не место, изжила себя традиция.)
Зрители хлопали во все ладоши и, гордясь знакомством с выступающими, друг друга толкали локтем: «Вторая слева – Нинель из третьего сборочного, а рядом Людка Сергеева – крановщица». Самодеятельным артистам устраивали овацию, по-простецки радуясь тому, что знакомый человек раскрылся с неожиданной стороны как творческая личность. И кто бы мог такое о нем подумать?! Эту тему затронул и Владимир Высоцкий в песне «Диалог в цирке»:
«Ой, Вань, умру от акробатиков, Гляди, как вертится, нахал! Завцеха наш – товарищ Сатиков Недавно в клубе так скакал».
Трудно предположить, что товарищ Сатиков и ему подобные стремились к славе, как нынешние участники различных шоу талантов. Скорее их участие в самодеятельных коллективах, а также выступления с одиночными номерами служили формой самовыражения.
«О! Артист лезет»
Тем не менее именно через самодеятельность проторили себе путь на большую сцену многие известные актеры. Например, Михаил Глузский учился в вечерней школе рабочей молодежи и пристрастился к драматическому коллективу при клубе Мосторга. Участие в художественной самодеятельности, как вспоминал он, сформировало у него горячее желание стать актером.
Николай Крючков обучался в училище профессии гравера-накатчика, а по вечерам занимался в драмкружке – пел, плясал, играл на гармони, бил чечетку.
В семье актера Дмитрия Назарова есть легенда. При рождении он очень сильно кричал, и пожилая опытная акушерка сказала: «О! Артист лезет». Так и получилось: как он признавался, его тянуло к художественной самодеятельности в пионерлагере, в школе, везде и всегда.
Евгений Миронов рассказывал, что его родители были увлечены кино и театром. Всей семьей Мироновы участвовали в конкурсах художественной самодеятельности в небольшом городке Татищево Саратовской области. «С самого начала другой мысли о профессии у меня не было, – признается Евгений. – Видимо, рассказы моих родителей, которые участвовали в самодеятельности, повлияли настолько, что я заболел актерством».
Занятие самодеятельностью дарило простым советским людям не только радость творчества, но и порой оберегало от больших неприятностей. Упомянутая выше графа в характеристике, указывающая на занятие художественной самодеятельностью, имела вес при самых разных обстоятельствах. Например, актер Петр Вельяминов свои юношеские годы провел в лагере заключенным. Его осудили за участие в антисоветской организации, которой не было и в помине. В лагере Вельяминов активно участвовал в художественной самодеятельности, играл джаз, гастролировал по лагерям Краснотурьинского района. Руководство колонии оценило старания молодого актера. Ему скостили срок аж на 163 дня.
В наше время художественная самодеятельность не сулит таких преференций, какие существовали в советское время. Тем не менее продолжают жить и существовать народные театры, хоровые коллективы и прочие творческие объединения любителей, которые на неожиданный вопрос: «Вы в самодеятельности участвуете?» – могут без зазрения совести ответить: «Участвую!»
Воспоминания людей о таких вот милых и поучительных штришках былой жизни - это тоже наша история! Мы часто пишем о подобном, пусть внуки помнят!
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.