ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Со всеми ли татарами в свое время расправился Чингисхан?

По инф. cyrillitsa.ru   
02 Апреля 2021 г.
Изменить размер шрифта

«Сокровенное сказание монголов» (или «Тайная история монголов») повествует о событиях, благодаря которым Чингисхан пришёл к власти и достиг владычества над миром. В нём говорится, в частности, что около 1202 года Чингисхан наказал за непокорность племя татар. Причём он велел истребить всех татар – мужчин и женщин, стариков и подростков – кроме малых детей, ростом «ниже колеса у телеги». Татары, из-за предательства брата Чингисхана – Бельгутея – оказались предупреждены о его планах и оказали мужественное сопротивление, в результате чего и монголов при этом полегло немало.

Татар Чингисхан истребил? Откуда же они снова взялись?

Однако приказ Чингисхана был исполнен, и татары подверглись геноциду. Оставленные в живых малые дети были взяты в рабство монголами и, конечно, уже не могли быть продолжателями этнических традиций татар. Возникает вопрос: откуда же после этого снова взялись татары?

Современные событию источники отсутствуют

Для начала: хотя и считается, что «Сокровенное сказание» было составлено сразу после смерти Чингисхана, в середине 13 века, но сохранившиеся списки, согласно лингвистическому анализу, восходят к прототипу, написанному не ранее конца 14 столетия. А сам этот источник был открыт европейскими исследователями и введён в научный оборот... в конце 19 века! Для любителей альтернативной истории тут широкое и благодатное поле для сомнений в его аутентичности.

Плано Карпини, посол римского Папы Иннокентия IV, и Гильом де Рубрук, посол французского короля Людовика IX, посетившие ставку великого хана Гуюка соответственно в 1246 и 1254 гг., не упоминают о татарах. Они говорят о монгалах (первый) и моалах (второй). Традиционно считается, что под ними подразумеваются монголы. Европейские хроники, повествующие о нашествии орд Батыя на Венгрию, Чехию и Польшу в 1241-1242 гг., также упоминают о моголах и т.п. вариантах имени монголов. Слово «татары» применительно к народу, господствующему в степях Восточной Европы, появилось позже.

Русские летописи, рассказывая про нашествие Батыя, наоборот, говорят лишь о татарах и не знают монголов. Обычно считается, что летописи записывались синхронно событиям. Однако ещё Алексей Шахматов в конце 19 века, величайший знаток русских летописей, доказал, что ни один сохранившийся летописный список не был записан ранее середины 14 века. Возможно, конечно, что летописцы из века в век бережно копировали то, что было написано прежде, но вещественных доказательств этому пока не найдено.

Происхождение казанских татар

Более точно известно, когда поволжские татары стали называть себя татарами. Произошло это не ранее середины 15 века. В 1420 году власть в Золотой Орде захватил Мухаммед-хан. Несколько раз его свергали с трона, и он снова возвращался на него, но в 1436 году Мухаммед-хана изгнали из Сарая окончательно. С 3-тысячной гвардией приверженцев он удалился в Крым, откуда происходил и начинал свою борьбу за золотоордынский престол, но был изгнан и оттуда.

Тогда Мухаммед-хан захватил русский город Белёв, принадлежавший Великому княжеству Литовскому. Но в то время Литву раздирали смуты, и на её пограничные земли предъявляло претензии Московское великое княжество. Московский государь Василий II (вошедший позднее в историю как Тёмный) отправил рать на Мухаммед-хана. Но ордынский беглец в декабре 1437 года наголову разбил московское войско.

Впрочем, Мухаммед-хан не стал засиживаться в заштатном Белёве. По сообщению русского Казанского летописца 16 века, составленного с использованием местных источников, Мухаммед-хан занял пустующую Казань, поскольку местные булгары просили его быть им защитником от постоянных разорений со стороны русских. Таким образом, в 1438 году Мухаммед-хан стал основателем сепаратного, отделившегося от Золотой Орды, Казанского ханства. И вот с этих пор подданные Мухаммед-хана прозвались именем татар, как говорит об этом историк Александр Пресняков.

В дальнейшем, после нескольких побед над Москвой и захвата в плен самого Василия II, Мухаммед-хан основал Касимовское ханство на границе Московского государства, где посадил на троне своего сына Касима – очевидно, чтобы следить за вассальным московским «великим» князем. Правда, уже меньше чем через полстолетия роли переменились, но это уже другая история. Правящую верхушку Касимовского ханства тоже составили «татары» – так было положено начало этнографической группе касимовских татар.

Несомненно, татары Мухаммед-хана не имели никакого отношения к татарам, истреблённым Чингисханом, а прозвались так ради славного имени этого народа – возможно, чтобы подчеркнуть то, что они больше не подчиняются Золотой Орде.

Неясность с этнонимами

Интересно, что если европейцы и русские стали называть «татарами» все без разбора тюркские народы, то у самих татар это имя не было в ходу. До 19 века татарами не называли себя ни казанские, ни крымские, ни астраханские, ни сибирские татары. Карамзин писал, что «ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами». Следовательно, и использование этого имени в 15 веке тоже оказалось эпизодом.

Между тем, геноцид татар Чингисханом, если и был, то, конечно, не мог быть тотальным. И в наше время потомки тех татар – монгольского по языку племени – сохранили своё название и субэтническое самосознание среди монголов Монгольской республики. Конечно, они уже не имеют отношения к татарам на территории Российской Федерации.

Таким образом, современное употребление этнонима татары – явление Нового времени и вызвано влиянием европейской и русской культуры.

Была ли «Тартария»?

Возможно, европейцы что-то слышали о «татарах» в Центральной Азии. Но более вероятно, что это имя они дали завоевателям по созвучию с «Тартаром» – загробным царством древних греков. Так создавалось впечатление, будто «страшные татары» вышли непосредственно из преисподней.

Многие в наше время пытаются доказать, будто Татария или Тартария в течение многих столетий была великой евразийской империей, а Русь – её составной частью.

В 1517 году польский историк Матвей из Мехова писал, что «современные очковтиратели полагают, что страшный татарский народ, живущий в степях Азиатской Сарматии, живёт там искони, от начала веков, а между тем это новый и пришлый народ, переселившийся в Сарматию Азиатскую с востока лет триста назад или немного больше, а до тех пор неизвестный».

Из этого отрывка легко сделать вывод, что в начале 16 века очень многие европейцы считали, что татары и Тартария были в Восточной Европе издревле, а иная точка зрения тогда только утверждалась.

Согласно взгляду на татар как на древний народ Европы, сказания, связанные с Чингисханом, монгольским нашествием и игом получают объяснение как позднейшие выдумки и фальсификации. Впрочем, это уже относится к области альтернативной истории и исторической мифологии.

История преподносит людям немало загадок. И на все ее вопросы иногда не получается дать однозначный ответ. Бытуют версии, из которых в одних случаях составляется истинная история, а бывает, что тайное таковым и остается.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».
  • Единственная…
    О ней написано тысячи статей, стихов, поэм. Для каждого она своя, неповторимая – любимая женщина, жена, мать… Именно о такой мечтает каждый мужчина. И дело не во внешней красоте.
  • Живописец русских сказок Виктор Васнецов
    Виктор Васнецов – прославленный русский художник, архитектор. Основоположник «неорусского стиля», в основе которого лежат романтические тенденции, исторический жанр, фольклор и символизм.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 3)
    Продолжаем публикацию книги Василия Козлова «Изба на отшибе. Култукские истории».
  • Где начинаются реки (фрагменты книги «Сказание о медведе»)
    Василию Владимировичу в феврале исполнилось 95 лет. Уже первые рассказы и повести этого влюблённого в природу человека, опубликованные в 70-­е годы, были высоко оценены и читателями, и литературной критикой.
  • Ночь слагает сонеты...
    Постоянные читатели газеты знакомы с творчеством Ирины Лебедевой и, наверное, многие запомнили это имя. Ей не чужда тонкая ирония, но, в основном, можно отметить гармоничное сочетание любовной и философской лирики, порой по принципу «два в одном».
  • Композитор из детства Евгений Крылатов
    Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах.
  • Изба на отшибе. Култукские истории (часть 2)
    Было странно, что он не повысил голос, не выматерился, спокойно докурил сигарету, щелчком отправил её в сторону костра и полез в зимовьё.
  • Из полыньи да в пламя…
    120 лет назад в Иркутске обвенчались Александр Колчак и Софья Омирова.
  • Лесной волшебник Виталий Бианки
    На произведениях Виталия Валентиновича выросло не одно поколение людей, способных чувствовать красоту мира природы, наблюдать за жизнью животных и получать от этого удовольствие.