НА КАЛЕНДАРЕ

Со всеми ли татарами в свое время расправился Чингисхан?

По инф. cyrillitsa.ru   
02 Апреля 2021 г.

«Сокровенное сказание монголов» (или «Тайная история монголов») повествует о событиях, благодаря которым Чингисхан пришёл к власти и достиг владычества над миром. В нём говорится, в частности, что около 1202 года Чингисхан наказал за непокорность племя татар. Причём он велел истребить всех татар – мужчин и женщин, стариков и подростков – кроме малых детей, ростом «ниже колеса у телеги». Татары, из-за предательства брата Чингисхана – Бельгутея – оказались предупреждены о его планах и оказали мужественное сопротивление, в результате чего и монголов при этом полегло немало.

Татар Чингисхан истребил? Откуда же они снова взялись?

Однако приказ Чингисхана был исполнен, и татары подверглись геноциду. Оставленные в живых малые дети были взяты в рабство монголами и, конечно, уже не могли быть продолжателями этнических традиций татар. Возникает вопрос: откуда же после этого снова взялись татары?

Современные событию источники отсутствуют

Для начала: хотя и считается, что «Сокровенное сказание» было составлено сразу после смерти Чингисхана, в середине 13 века, но сохранившиеся списки, согласно лингвистическому анализу, восходят к прототипу, написанному не ранее конца 14 столетия. А сам этот источник был открыт европейскими исследователями и введён в научный оборот... в конце 19 века! Для любителей альтернативной истории тут широкое и благодатное поле для сомнений в его аутентичности.

Плано Карпини, посол римского Папы Иннокентия IV, и Гильом де Рубрук, посол французского короля Людовика IX, посетившие ставку великого хана Гуюка соответственно в 1246 и 1254 гг., не упоминают о татарах. Они говорят о монгалах (первый) и моалах (второй). Традиционно считается, что под ними подразумеваются монголы. Европейские хроники, повествующие о нашествии орд Батыя на Венгрию, Чехию и Польшу в 1241-1242 гг., также упоминают о моголах и т.п. вариантах имени монголов. Слово «татары» применительно к народу, господствующему в степях Восточной Европы, появилось позже.

Русские летописи, рассказывая про нашествие Батыя, наоборот, говорят лишь о татарах и не знают монголов. Обычно считается, что летописи записывались синхронно событиям. Однако ещё Алексей Шахматов в конце 19 века, величайший знаток русских летописей, доказал, что ни один сохранившийся летописный список не был записан ранее середины 14 века. Возможно, конечно, что летописцы из века в век бережно копировали то, что было написано прежде, но вещественных доказательств этому пока не найдено.

Происхождение казанских татар

Более точно известно, когда поволжские татары стали называть себя татарами. Произошло это не ранее середины 15 века. В 1420 году власть в Золотой Орде захватил Мухаммед-хан. Несколько раз его свергали с трона, и он снова возвращался на него, но в 1436 году Мухаммед-хана изгнали из Сарая окончательно. С 3-тысячной гвардией приверженцев он удалился в Крым, откуда происходил и начинал свою борьбу за золотоордынский престол, но был изгнан и оттуда.

Тогда Мухаммед-хан захватил русский город Белёв, принадлежавший Великому княжеству Литовскому. Но в то время Литву раздирали смуты, и на её пограничные земли предъявляло претензии Московское великое княжество. Московский государь Василий II (вошедший позднее в историю как Тёмный) отправил рать на Мухаммед-хана. Но ордынский беглец в декабре 1437 года наголову разбил московское войско.

Впрочем, Мухаммед-хан не стал засиживаться в заштатном Белёве. По сообщению русского Казанского летописца 16 века, составленного с использованием местных источников, Мухаммед-хан занял пустующую Казань, поскольку местные булгары просили его быть им защитником от постоянных разорений со стороны русских. Таким образом, в 1438 году Мухаммед-хан стал основателем сепаратного, отделившегося от Золотой Орды, Казанского ханства. И вот с этих пор подданные Мухаммед-хана прозвались именем татар, как говорит об этом историк Александр Пресняков.

В дальнейшем, после нескольких побед над Москвой и захвата в плен самого Василия II, Мухаммед-хан основал Касимовское ханство на границе Московского государства, где посадил на троне своего сына Касима – очевидно, чтобы следить за вассальным московским «великим» князем. Правда, уже меньше чем через полстолетия роли переменились, но это уже другая история. Правящую верхушку Касимовского ханства тоже составили «татары» – так было положено начало этнографической группе касимовских татар.

Несомненно, татары Мухаммед-хана не имели никакого отношения к татарам, истреблённым Чингисханом, а прозвались так ради славного имени этого народа – возможно, чтобы подчеркнуть то, что они больше не подчиняются Золотой Орде.

Неясность с этнонимами

Интересно, что если европейцы и русские стали называть «татарами» все без разбора тюркские народы, то у самих татар это имя не было в ходу. До 19 века татарами не называли себя ни казанские, ни крымские, ни астраханские, ни сибирские татары. Карамзин писал, что «ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами». Следовательно, и использование этого имени в 15 веке тоже оказалось эпизодом.

Между тем, геноцид татар Чингисханом, если и был, то, конечно, не мог быть тотальным. И в наше время потомки тех татар – монгольского по языку племени – сохранили своё название и субэтническое самосознание среди монголов Монгольской республики. Конечно, они уже не имеют отношения к татарам на территории Российской Федерации.

Таким образом, современное употребление этнонима татары – явление Нового времени и вызвано влиянием европейской и русской культуры.

Была ли «Тартария»?

Возможно, европейцы что-то слышали о «татарах» в Центральной Азии. Но более вероятно, что это имя они дали завоевателям по созвучию с «Тартаром» – загробным царством древних греков. Так создавалось впечатление, будто «страшные татары» вышли непосредственно из преисподней.

Многие в наше время пытаются доказать, будто Татария или Тартария в течение многих столетий была великой евразийской империей, а Русь – её составной частью.

В 1517 году польский историк Матвей из Мехова писал, что «современные очковтиратели полагают, что страшный татарский народ, живущий в степях Азиатской Сарматии, живёт там искони, от начала веков, а между тем это новый и пришлый народ, переселившийся в Сарматию Азиатскую с востока лет триста назад или немного больше, а до тех пор неизвестный».

Из этого отрывка легко сделать вывод, что в начале 16 века очень многие европейцы считали, что татары и Тартария были в Восточной Европе издревле, а иная точка зрения тогда только утверждалась.

Согласно взгляду на татар как на древний народ Европы, сказания, связанные с Чингисханом, монгольским нашествием и игом получают объяснение как позднейшие выдумки и фальсификации. Впрочем, это уже относится к области альтернативной истории и исторической мифологии.

История преподносит людям немало загадок. И на все ее вопросы иногда не получается дать однозначный ответ. Бытуют версии, из которых в одних случаях составляется истинная история, а бывает, что тайное таковым и остается.

На нашем сайте читайте также:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».