Сербия между НАТО и Россией |
26 Марта 2015 г. |
В эти дни в Сербии вспоминают жертв воздушной операции НАТО, которая обернулась для Белграда многомиллиардным ущербом и окончательной утратой контроля над краем Косово, а это пятая часть территории страны. Памятные мероприятия с участием известных политиков, как всегда, прошли на фоне споров о сближении с альянсом. За последние годы Сербия, к удивлению многих, выстроила максимально тесные связи с бывшим "агрессором". Это сотрудничество вписывается в политику восстановления отношений с Западом, которую Белград проводит с момента крушения режима Слободана Милошевича в 2000 году. Сегодня основными проводниками этой политики являются бывшие союзники самого Милошевича – его товарищ по партии, социалист Ивица Дачич, который в нынешнем правительстве занимает пост министра иностранных дел, а также премьер-министр Александар Вучич и президент Томислав Николич — в прошлом известные радикалы. Невзирая на трагические события 16-летней давности, Сербия вынуждена поддерживать тесные отношения с НАТО. Это связано в первую очередь с продолжающейся миротворческой операцией в Косово, где проживает 10-процентное сербское меньшинство. Отказ Белграда от взаимодействия осложнил бы реализацию западного сценария урегулирования косовской проблемы и заблокировал бы продвижение Сербии в ЕС. А членство в Евросоюзе является главной внешнеполитической целью сербских властей. Агрессия в цифрах Сербия, причастная ко всем конфликтам на пространстве бывшей Югославии (словенскому, хорватскому, боснийскому и косовскому), 24 марта 1999 года стала мишенью для стран, в сотни раз превосходящих ее по военной мощи. Итог такой кампании для государства с ослабленной экономикой, находившегося с начала 1990-х годов в изоляции, и, по сути, не имевшего союзников, мог быть только плачевным. Милошевич, с легкостью пускавшийся в военные авантюры и соперничество с мировыми державами, похоже, до конца не верил в серьезность намерений НАТО. Даже допуская возможность бомбардировок, сербский лидер считал, что через несколько дней альянс все равно отступит. А это лишь укрепит его позиции и поможет обуздать мятежное Косово. Уверенность Милошевичу придавал тот факт, что, невзирая на тяжелые последствия предыдущих конфликтов, он сохранял в глазах Запада статус ключевого политика, с которым надо обо всем договариваться. Однако Милошевич просчитался: растягивать на годы диалог о правах косовских албанцев США и Европа не пожелали, и на свою силовую операцию в Косово Сербия получила непропорциональный ответ. Альянс приступил к бомбардировкам после провала переговоров в Рамбуйе и Париже, где от Сербии требовали предоставить албанцам (90% населения Косово) широкую автономию и согласиться на ввод иностранных войск. Причиной бомбардировок Запад назвал гуманитарную катастрофу в мятежной провинции, где 800 тыс. албанцев стали беженцами. Поскольку Совет безопасности ООН не дал разрешения на авиаудары, многие юристы и эксперты называют операцию НАТО агрессией. Сами союзники считают себя миротворцами, официально войну Сербии они не объявляли. Бомбардировки СРЮ (Сербия и Черногория) продолжались 78 дней. По данным сербских источников, большинство воздушных ударов было нанесено по самим косовским городам — Приштине (374) и Призрену (232), а также Белграду (212). За время бомбардировок погибли, по имеющимся оценкам, от 1200 до 2500 человек, включая 89 детей, а ранения получили 12,5 тыс. человек. Что касается разрушений, то, помимо многочисленных жилых объектов, пострадали 62 моста, 300 школ, больниц и госучреждений. В разные годы ущерб от бомбардировок в Сербии оценивали по-разному — в 30-100 млрд долларов. Точных данных о жертвах и ущербе нет, и все эти цифры остаются предметом политических споров и манипуляций. Конец воздушной кампании положила посредническая миссия Марти Ахтисаари (Финляндия) и Виктора Черномырдина (Россия), в результате которой Милошевич согласился вывести из Косово свои силы. После принятия резолюции СБ ООН 1244 от 10 июня 1999 г. Белград утратил контроль над своей южной провинцией, передав все полномочия администрации ООН и войскам КФОР под командованием НАТО (на момент ввода контингент насчитывал 40 тыс. солдат, сейчас – около 5 тыс.). По данным Управления ООН по делам беженцев, после ввода иностранных войск Косово покинули 230 тыс. сербов и цыган (200 тыс. по-прежнему находятся за пределами Косово), и в то же время в свои дома вернулись 800 тыс. албанцев. По сербским данным, с момента иностранного вторжения в Косово было похищено 1500 граждан неалбанской национальности. В целом за время косовского конфликта (1998-1999 гг.) погибли около 10 тыс. человек, в основном албанцы. Высшая степень сотрудничества За 16 лет на Балканах многое изменилось. Республики бывшей Югославии — участницы недавних межэтнических конфликтов — заняты восстановлением разрушенной экономики и разорванных связей. Одни страны уже вступили в ЕС и НАТО (Словения и Хорватия), для других процесс евроатлантической интеграции принял необратимый характер. Власти Сербии и Косово, провозгласившего в 2008 году независимость, в последние годы приступили к нормализации отношений. И хотя в некоторых кругах о Сербии все еще говорят как о виновнике всех проблем в регионе, в целом на Западе ее воспринимают как страну-партнера, чья политическая элита открыта для сотрудничества. Естественно, что восстановление связей с Западом, начавшееся в 2000 году, подразумевало и постепенное сближение Сербии с НАТО — одним из самых влиятельных игроков на Балканах. К взаимодействию с бывшим "агрессором" обязывало, прежде всего, присутствие в Косово сил КФОР, которые, согласно их мандату, отвечают и за безопасность сербского меньшинства. Власти Сербии сегодня воспринимают КФОР как гаранта "брюссельских соглашений" 2013 года о нормализации отношений между Белградом и Приштиной. Белград заявляет, что располагает гарантиями НАТО, что силы безопасности Косово не вторгнутся в северную часть края, населенную сербами. В этом году отношения Сербии с Североатлантическим союзом достигли своей наивысшей точки: Белград получил Индивидуальный план партнерства (IPAP, individual partnership action plan). Этот формат взаимодействия со странами, не входящими в альянс, предусматривает союзнические отношения и стратегическое военное сотрудничество. Страны, имеющие такой план действий (помимо Сербии, это Черногория, Босния и Герцеговина, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан и Молдавия), считаются основными партнерами НАТО вне этой организации и имеют определенные гарантии безопасности. Власти Сербии подчеркивают, что вопрос о вступлении в НАТО не стоит на повестке дня. Как заявил на днях министр иностранных дел Ивица Дачич, Сербия сохраняет военный нейтралитет и не собирается вступать в НАТО, однако она заинтересована в мире и добрососедских отношениях в регионе. "Это соглашение (IPAP) следует рассматривать не как приближение к членству, а как результат развития наших хороших отношений". Министр пояснил, что Индивидуальный план открывает возможность сотрудничества в области науки, дипломатии, участия в международных операциях по поддержанию мира, а также в области спасения людей в случае стихийных бедствий. По словам Дачича, нельзя изменить то, что произошло 16 лет назад, когда НАТО бомбила Сербию, но это не должно быть препятствием для налаживания партнерских связей в будущем. Между тем, противники сближения с альянсом сомневаются, что отношения Сербии и НАТО ограничатся лишь указанными темами. На самом деле, считают они, в последние годы проводится политика постепенного втягивания Сербии в НАТО. С одной стороны, формально остается в силе декларация о военном нейтралитете, что исключает членство в каких-либо военных союзах, с другой — Сербия присоединяется к соглашениям и программам, которые предполагают применение стандартов НАТО и обессмысливают ее нейтралитет. Таким образом, некоторые эксперты полагают, что на самом деле готовится почва для отказа от нейтрального статуса. Как бы там ни было, в вопросах военного сотрудничества власти Сербии пока стараются балансировать между НАТО и Россией. Так, в конце прошлого года состоялись российско-сербские совместные учения SREM-2014. В ходе маневров, проходивших с 6 по 16 ноября, отрабатывалось проведение специальной операции по уничтожению базы условных незаконных формирований и освобождению заложников. Сближаясь с НАТО, Сербия одновременно сохраняет и статус наблюдателя в ОДКБ. США хотят видеть Сербию в НАТО, а Россия — нет НАТО выступает за дальнейшее развитие отношений с Сербией, при этом в альянсе уверяют, что не собираются влиять на решение Белграда по поводу вступления в организацию. Известно, что ключевая страна альянса — США — хотела бы видеть Сербию членом НАТО (как и все оставшиеся балканские государства — Черногорию, Македонию, Боснию и Герцеговину). Власти Сербии заявляют, что США и НАТО не требуют от Белграда отказаться от нейтралитета. При этом известно, что большинство государств НАТО не стремятся к дальнейшему расширению. Очевидно, что вопрос об отношениях с НАТО будет приобретать возрастающее значение по мере приближения Сербии к ЕС, большинство членов которого одновременно входят и в альянс. Многие наблюдатели сомневаются, что Сербии в итоге удастся сохранить свой нейтральный статус. Россия пока не делала официальных заявлений о присоединении Сербии к IPAP. Однако известно, что Москва ревниво относится к сближению своих партнеров с Североатлантическим альянсом. Она противится расширению НАТО, считая это "ошибкой" и "провокацией". Сербия остается для России главным партнером на Балканах. Учитывая дипломатическую поддержку, которую Москва оказывала ей все эти годы в вопросе сохранение территориальной целостности, установление тесных связей с НАТО, тем более в период острейшего конфликта Кремля с Западом, может быть воспринято в России очень болезненно. Примечательно, что еще пять лет назад Дмитрий Рогозин — в ту пору постпред РФ при НАТО, заявлял, что России придется признать независимость Косово, если Сербия вступит в альянс, поскольку "у Москвы не останется другого выхода". Дескать, вступить в НАТО, не признав независимость Косово, у Сербии не получится, а у России не будет резона не признавать Косово, коль скоро его признает сама Сербия. Прямолинейность российского постпреда тогда вызвала шок в Белграде, ведь сербские власти не подавали заявку на вступление в НАТО. Нажимая на самую больную точку Сербии, оказавшейся в тяжелых обстоятельствах по итогам конфликтов 1990-х годов, Москва, видимо, рассчитывала на то, что в Белграде никогда не осмелятся пойти по пути интеграции в НАТО. Впрочем, не стоит преувеличивать действенность "косовского козыря". Власти Сербии прекрасно осознают потерю Косово, просто пока они не могут признать его независимость, поскольку в обществе все еще сильны эмоции из-за утраты "колыбели сербской государственности". В то же время влияние России на Балканах с каждым годом ослабевает из-за ориентации стран бывшей Югославии на Европу. Сокращаются и возможности нажима на Белград, особенно после отказа Москвы в конце прошлого года от строительства выгодного Сербии газопровода "Южный поток". В любом случае вопрос о вступлении Сербии в НАТО не имеет шансов на положительное решение в обозримом будущем. Две трети населения страны, судя по опросам, выступают против интеграции в альянс. Соответствующий референдум принес бы негативный результат. А рассмотрение столь важного вопроса без референдума просто исключено. Сербия, при всех ее проблемах и недостатках, — демократическая страна. Решение о вступлении (или невступлении) в НАТО там не будет приниматься кулуарно.
|
|