На Красной Площади завершили реставрацию памятника Минину и Пожарскому — последний ярус строительных лесов сняли 31 октября, в преддверие Дня народного единства. Сложнейшие работы велись почти два года и вновь стали настоящим символом объединения страны: средства на восстановление легендарного монумента собирали всей Россией, как и 200 лет назад на его создание.
Памятник Минину и Пожарскому объект без преувеличения уникальный. Это первый скульптурный памятник в Москве вообще, первый, в композиции которого изображен выходец из простого народа, и первый, выполненный по невероятной для того времени технологии, — выплавления из восковой модели за один прием. За более чем два столетия ни одной комплексной реставрации знаковый монумент не подвергался, а потому и обращение с ним требовало не только золотых рук, но и особенных условий. Так, например, демонтировать и переместить скульптуру из-за ее состояния оказалось невозможно, и тогда прямо над ней, на Красной Площади возвели павильон-мастерскую. Исследования памятника, работы над ним — все это проводили здесь. Сами фигуры при помощи крана осторожно передвинули на реставрационный стол.
— Мы открываем памятник в преддверие государственного праздника — Дня народного единства, и это символично, — отметила зампред правительства РФ Татьяна Голикова. — Важными событиями отмечены практически два этапа по 200 лет: сначала герои Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, возглавившие народное ополчение во время Смуты, а потом 1818 год — год открытия памятника, который невозможно было не связать с победой русского воинства в войне 1812 года. Сейчас мы снова переживаем сложный, но знаковый период для России, и завершение реставрации — это и связь времен, и призыв к консолидации общества.
Министр культуры РФ Ольга Любимова рассказала, что общая стоимость столь сложных реставрационных работ составила 50 миллионов рублей, 30 из них — средства ведомства.
— Но все же самое важное — вклад простых людей. Народный сбор Государственный исторический музей (ГИМ) объявил в 2018 году, и сотни желающих жертвовали с помощью переводов, выясняли, как еще можно поучаствовать и внести свою лепту. И эти порой совсем небольшие деньги — теперь прикосновение к уникальному событию и история для каждой семьи, — уверена министр.
В свое ведение памятник у собора Василия Блаженного ГИМ принял в 2016 году. С этого времени, отмечает директор музея Алексей Левыкин, и можно отсчитывать новую историю монумента — подготовка к реставрации началась практически сразу же:
— А сами работы начались два года назад — мы начинали в холодную погоду со снегопадом и завершаем сегодня снова со снегом. Мне запомнился очень трогательный, но в то же время очень серьезный момент, когда памятник, вес которого 18 тонн, отделился от своего постамента и вставал на рабочий стол. Мы опасались, стояли затаив дыхание, но все получилось.
Самой большой проблемой оказалось основание памятника — оно почти полностью корродировало. Не лучше дело обстояло и с самими скульптурами Минина и Пожарского: коррозии подверглись их каркасы, из-за чего оболочка стала трескаться. Теперь эти дефекты устранены. Удалили реставраторы и остатки формовочной смеси, которая тоже вызывала разрушительные процессы, — 172 килограмма из фигуры Минина и 282 килограмма из фигуры Пожарского. А еще — вернули наушину шлема, утраченную в начале 2000-х.
Были, конечно, и открытия. Например, благодаря реставрации букв памятной надписи «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лъта 1818» (текст, кстати, составил император Александр I) обнаружилось, что монумент изначально планировали открыть на год раньше — отверстия металлических накладок сделаны в конце под цифру 7, а не 8. Однако визит императора в Москву тогда не состоялся. Автор проекта реставрации Павел Котельников шутит: мастера иногда чувствовали себя следователями, шаг за шагом выясняя, что и как происходило с памятником на протяжении всей его длительной жизни.
Сейчас увидеть памятник Минину и Пожарскому на Красной Площади, долгое время скрытый от глаз, может любой желающий, монумент уже полностью освобожден от всех реставрационных конструкций. Ожидается, что в День народного единства, 4 ноября, его также осмотрит Владимир Путин.
Справка
Памятник Минину и Пожарскому, возглавившим в 1612 году народное ополчение и освободившим Москву от польских интервентов, создан известным русским скульптором Иваном Мартосом (вместе со своими помощниками он работал над ним в дни Отечественной войны 1812 года). Отливка в бронзе выполнена литейным мастером Василием Екимовым. Торжественное открытие состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии Александра I. Изначально скульптура стояла на Красной Площади напротив здания Верхних торговых рядов, а в 1931 году его переместили на территорию Покровского собора. Исследования памятника проводились, начиная с 1950-х, уже тогда отмечалась необходимость реставрации. В 2016 году монумент был передан Государственному историческому музею.
Конец года, пять часов пополудни, а на улице уже темно. Впереди длинный-предлинный вечер. Середина лета, четыре часа утра – а солнышко уже светит. Даже до пробуждения заядлых «жаворонков» (особенно городских) уйма времени. Зачем такие перекосы? Где логика?
90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.