НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Последняя схватка двух идеологических систем

20 Августа 2015 г.

raspad sssr

24 года назад, в августе 1991 года, состоялась попытка предотвращения распада Советского Союза частью верховной элиты СССР, вошедшая в историю как «августовский путч». Однако попытка эта не только не помешала, но скорее ускорила происходившие процессы – государство продолжило рассыпаться по частям.

Последствия происходивших в те годы событий мы переживаем и сегодня – споры за российские территории, когда-то «подаренные» союзным республикам, раздел по границам некогда бывших единым целым отраслей экономики и производства, болезненные процессы самоидентификации вновь возникших государств.

Для нас, наследников советской империи, путч 1991 года стал последней схваткой двух идеологических систем: советской государственной и западной либеральной, которую на тот момент олицетворяли демократы во главе с Ельциным. Эта война двух идеологий велась все предшествующие распаду Союза годы. И победила в итоге именно западная ультралиберальная модель. Приведя во власть новых политиков, сменив политические ориентиры целого государства и полностью поменяв его идеологию.

Почему так случилось? Как получилось, что властвовавшая умами страны несколько десятилетий идея, ради которой шли на подвиг и смерть десятки и сотни тысяч советских людей, вдруг оказалась отброшенной их же собственными потомками? Советскую идеологию быстро забыли и сдали в утиль не случайно.

Основой советской идеологии были «научный коммунизм» и «диалектический материализм». Научный коммунизм учил о поступательном развитии всякого социалистического государства до состояния всеобщего блаженства и социального равенства, то есть коммунизма как высшей степени развития человеческого общества.

Диалектический материализм провозглашал принцип абсолютной материальности в существовании человека. Именно поэтому велась упорная борьба со всякими «религиозными представлениями». Религии, дававшие духовную картину мира, противоречили материализму: советская идеология была обречена вести с ними борьбу. Отрицалась монополия религий на воспитание человека.

Однако высокие идеи возникновения и существования советского государства привели в итоге к интересному феномену – основным содержанием советской идеологии стала самая что ни на есть религиозная нравственность и мораль. Возникшая в христианской культуре и христианской цивилизации, в своем высшем смысле советская идеология явилась усеченным христианством, его производным, лишенным лишь одного – Бога.

Самой «религиозной» частью советской идеологии было достижение коммунизма – великой мечтой, залогом существования государства. Коммунизм при этом подразумевался не иначе как будущий рай на земле. И на языке христианской апологетики он вполне ему соответствовал: при коммунизме предполагалось отсутствие денег (еду и все необходимое можно будет просто брать бесплатно), отсутствие тюрем (преступлений не станет, так как общество будет единым целым), отсутствие болезней (наука достигнет небывалых высот, и все болезни будут легко излечиваться) и так далее.

В своих книгах, фильмах и песнях советское государство провозглашало высочайшие морально-нравственные нормы и идеалы, живописуя, каким должен быть настоящий советский человек: честным, добрым, отзывчивым, нравственным, презирающим выгоду, готовым, не щадя себя, служить людям и, если понадобится, умереть за родину и товарищей. Иначе говоря, «положить душу свою за други своя».

Апофеозом нравственных ценностей советской идеологии стал «Моральный кодекс строителя коммунизма», принятый XXII съездом КПСС в 1961 году. По своему содержанию «Моральный кодекс» вызывал аналогии с Десятью заповедями, но без упоминания Бога, по числу же своих 12 «заповедей» – прямо ассоциируется с Христом. А по их содержанию – тем более.

Так, пункт второй кодекса провозглашал «добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест», практически повторяя слова апостола Павла во Втором послании Фессалоникийцам. Воспроизводил постулаты Христа и шестой пункт: «Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат». Седьмой утверждал советскому человеку «честность и правдивость, нравственную чистоту, простоту и скромность в общественной и личной жизни», а девятый провозглашал «непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству».

Остальные пункты «Морального кодекса» также несли доброе, светлое, вечное: дружба и братство всех народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни, взаимное уважение в семье и забота о воспитании детей, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, высокое сознание общественного долга и нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

Как писал Бердяев, «социализм хочет владеть всем человеком, не только телом, но и душой его; в этом он выступает с притязаниями, подобными притязаниям Церкви».

И действительно, советская идеология была обязательной для каждого, своими нормативами она охватывала все сферы жизни советского человека: труд и отдых, семейную и личную жизнь. Образы правильного и неправильного, что такое хорошо и что такое плохо – все это просто и понятно показывалось и объяснялось в советских книгах, фильмах и радиопостановках. Причем наиболее талантливые из них, затрагивавшие глубокие струны человеческой души, становились сверхпопулярными в советском обществе.

Миллионы советских людей воспитывались на самых высоких нравственных примерах и идеалах, готовясь стать самым достойным членом советского государства. Однако пока советским государством разрабатывался «Моральный кодекс», а граждане СССР готовились к обещанному светлому будущему, советская идеология столкнулась с серьезным противником, угрожавшим ее власти над обществом.

После Второй мировой войны руководства капиталистических стран объединились в единый политический блок – для противостояния победившему вопреки всяким ожиданиям и быстро восстанавливающему свою экономику Советскому Союзу и приобретавшим все большую популярность в мире социалистическим идеям. Начались преследования коммунистов внутри государственных элит, оказывалось экономическое и политическое давление на страны социализма.

Основное противостояние развернулось на идеологическом фронте. Запад обрушил на советское общество мощный поток пропаганды либерального образа жизни, культа потребления, массовой псевдокультуры. Советский Союз пытался защищаться. Возник так называемый железный занавес – западные радиостанции глушились, ввозимая литература изымалась, в обществе велась борьба с «тлетворным влиянием Запада», критиковались пороки западного общества, высмеивались потребительство, жажда наживы, низкий уровень культуры «ниже пояса».

Однако усилия по контрпропаганде оставались недостаточными, а запретные меры вызывали обратный эффект. Культ потребления все более поражал позднесоветское общество. Сначала оказались поражены верхние слои общества, более богатые и уже на тот момент во многом отошедшие от первоначальных идеалов. Затем «свободы» по западному образцу потребовали для себя и нижние слои.

Забрасываемые через железный занавес зерна пропаганды падали на благоприятную почву. Потери в ходе войны подорвали экономические возможности СССР. В результате совершенного затем руководством государства ряда ошибок Советский Союз стал значительно отставать в экономическом развитии от западных стран. Это привело к диссонансу и в идеологии советского государства. На Западе царили видимый достаток и потребительское благоденствие, советский народ по-прежнему затягивал пояса.

Система советских ценностей, прививаемая государством, в душе простого человека из года в год испытывалась на прочность оставлявшими желать лучшего условиями быта и уровня жизни. В итоге обещанным раем стал казаться западный рынок с его несбыточными «200 сортами колбасы в каждом магазине» и прочими доступными товарами для каждодневных нужд.

Окончательной точкой запуска массового недовольства стала неспособность окончательно переродившейся партийной номенклатуры адекватно управлять страной. Даже попытка переворота ГКЧП августа 1991 года навсегда запечатлелась в народной памяти трясущимися руками Янаева, кадры которых облетели весь мир. Народ-победитель, воспитанный на высоких идеалах, слетавший в космос и освоивший Арктику, жаждал достойной власти.

Именно поэтому на митинги против ГКЧП массово вышли люди – в Нижнем Новгороде, Свердловске, Новосибирске, Тюмени и других городах России. Люди выходили на улицы, требуя перемен, с надеждой на новую жизнь, новые перспективы. В Ленинграде на Дворцовую площадь вышли около 300 тысяч человек, в Москве у Белого дома собрались порядка 100 тысяч, у Моссовета – 50 тысяч. В итоге от поддержки ГКЧП отказалось и высшее армейское руководство. Августовский путч продлился всего три дня...

Но почему же советская идеология так быстро исчезла вместе с советским государством? Я думаю, потому что охранительная и консервативная роль советской идеологии, пусть и опиравшаяся на традиционные морально-нравственные ценности, была в основе своей глубоко материальной. Даже в своих самых высоких идеалах она оставалась таковой. И в итоге оказалась беззащитной перед еще более материалистическим и хищным взглядом на человека. А ведь именно на таком сугубо материальном взгляде на человека построена современная либеральная модель западной цивилизации.

Душа советского гражданина, выросшая на голом материализме и лишенная веры в Бога, оказалась лишена и духовного иммунитета. Она искала опоры и поддержки – и не находила.

Не просто так в последние годы существования Союза люди массово пошли в церкви, стали обращаться к вере, власти перестали закрывать храмы. Потому что там долгие годы хранилось то, что единственно являло смысл существования и русского человека, и его государственности. Выстраданное и обретенное веками собственной истории, способное спасти и защитить нацию.

Но времени было уже слишком мало – великое государство рухнуло до своего преображения. Я уверен: Россия не должна повторить этой ошибки.

По инф. vz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.