ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Последний рыцарь империи

Изменить размер шрифта

В Артиллерийском музее Санкт-Петербурга впервые в новейшей истории открылась выставка, посвященная военной деятельности Николая I. Она приурочена к 220-летию со дня рождения и позволяет иначе взглянуть на личность императора, образ которого сильно искажен политическими штампами и тенденциозной историографией.

На самом деле это человек, который очень много сделал для развития военного дела в России, для могущества страны, — утверждает куратор выставки, старший научный сотрудник Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге, кандидат исторических наук Евгений ЮРКЕВИЧ. — Неслучайно он говорил: «У меня две семьи, одна — это мои жена и дети, а вторая — это армия».

Трудное восхождение Николая на престол представлено подлинными реликвиями, связанными с декабрьским восстанием 1825 года. Среди них кремневый пистолет, из которого был застрелен граф Милорадович, личное оружие графа. Вопреки утверждению героя романа Александра Дюма «Учитель фехтования», на эфесе шпаги не бриллианты, а выгравированная надпись: «За храбрость и спасение Бухареста. 1813».

— В николаевскую эпоху Россия провела ряд победоносных войн, — комментирует «Труду» выставку Евгений Юркевич. — Картина «Штурм крепости Эривань 1 октября 1827 года» напоминает нам об одном эпизоде, где отличился лейб-гвардии сводный полк, составленный из стоявших на Сенатской площади солдат. Полк геройски сражался в деле при Эривани, а в 1827 году был возвращен в Петербург. Солдат снова распределили по полкам гвардии. Рассказы о том, что участников бунта чуть ли не всех запороли насмерть, — выдумки.

Рядом с трофеями русско-турецких войн вижу портрет Дениса Давыдова. Появление лихого гусара в таком контексте тоже объяснимо.

Денис Давыдов после победы над Наполеоном в отставку не ушел, хотя был серьезно болен. Участвовал в русско-персидской войне, а позже, когда начался бунт в Варшаве, командовал кавалерийским отрядом. И так поляков бил, что за боевые отличия был произведен в генерал-лейтенанты.

Кавказская война стала одной из ярчайших страниц в истории русского оружия. Вот портрет полковника Степана Новоселова, помощника коменданта Царского Села и Петропавловской крепости. В сентябре 1848 года небольшой гарнизон под его командованием девять дней держал осаду 15-тысячного войска самого Шамиля. И ведь отбились! Подошла помощь, горцы отступили.

Среди батальных сцен — картина, изображающая подвиг Архипа Осипова, солдата Тенгинского пехотного полка, в котором позже служил Михаил Лермонтов. Осипов — первый в истории русской армии солдат, навеки зачисленный в списки части за боевые отличия. Эта прекрасная традиция тоже заложена императором. А команду конных разведчиков, которой руководил Лермонтов и которая наводила ужас на горцев, во всей Кавказской армии называли лермонтовским отрядом...

Предмет особой гордости устроителей выставки — скульптуры роты дворцовых гренадер. По словам Юркевича, это формирование было создано из отставных солдат и унтер-офицеров гвардии в память Отечественной войны 1812 года. В царствование Николая I в офицеры роты производились только бывшие нижние чины. После революции 1917 года про именитую роту забыли, она официально была расформирована только в 1922 году. Многие чины в советское время поступили на работу в Эрмитаж, стали музейными смотрителями. Причем по старой традиции на службе они никогда не садились. А при необходимости могли провести экскурсию не хуже научных сотрудников Эрмитажа.

Император много сделал для развития военного образования в России. Целых 15 кадетских корпусов были созданы в годы его царствования. А еще появились первая русская военная академия — Академия генерального штаба. И школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (впоследствии — Николаевское кавалерийское училище). Даже в разработке архитектурного проекта здания Артиллерийского музея император принял личное участие.

Это было время зарождения русской военной исторической науки. Не только труды по военной истории издавались в большом количестве, но были созданы выдающиеся монументальные военно-исторические памятники. Александровская колонна, воздвигнутая на Дворцовой площади. Храм Христа Спасителя в Москве. Первый в мире военно-исторический заповедник на Бородинском поле, первое в мире музеефицированное поле сражения — Бородинское, Московские триумфальные ворота, памятники Кутузову и Барклаю де Толли у Казанского собора...

Среди наград самого Николая I выделим послужной орден Cвятого Георгия IV степени. За участие в кампании против турок 1828 года, где император проявил и личную храбрость, ему предлагали боевой орден Георгия IV степени. На что последовал ответ: «Я 25 лет ношу погоны и на послужной орден имею право, а боевой отдам кому-нибудь более достойному».

Это был человек строгой офицерской чести и рыцарского поведения. На выставке представлен уникальный рисунок: Николай I просит прощения у штабс-капитана лейб-гвардии егерского полка Львова. Сюжет не выдуманный.

— А история эта удивительная, — поясняет Юркевич. — В 1848 году в полк прикомандировали штабс-капитана Львова, который оказался замешан в деле петрашевцев. Но арестовали не его, а однофамильца. Несколько недель невиновный офицер пробыл под арестом, пока следователи не разобрались, извинились, выпустили. А через год на Марсовом поле, когда мимо маршировал лейб-гвардии егерский полк, Николай остановил парад — и 60 тысяч человек замерло! Он вызвал штабс-капитана Львова и принародно перед ним извинился за ту ошибку.

...Признаться, слушая Евгения Юревича, я испытывала раздвоение личности. Ведь еще из школьных учебников Николай I представал перед нами совсем в другом свете. Да что там учебники — возьмите классиков! Тот же Лев Толстой в «Хаджи-Мурате» создал малоприглядный образ Николая — далекого от рыцарства, самовлюбленного и жестокого монарха.

— А еще Толстой именовал императора Палкиным, хотя при жизни его никто так не называл. Но я бы не стал здесь дискутировать со Львом Николаевичем, а напомнил бы строки Пушкина, посвященные Николаю Павловичу: «Его я просто полюбил, он бодро, честно правит нами». Хотя отношения поэта с царем лучезарными никак не назовешь.

Николай I, по мнению историка Юркевича, любил и уважал Пушкина. Пожаловал чин камер-юнкера — и пушкиноведы до сей поры обижаются, что государь оскорбил этим чином поэта. Но в чем тут оскорбление? Поэт был титулярным советником, а камер-юнкер — это статский советник. То есть из капитанов царь его сразу произвел в генерал-майоры. И поэт мог уже не ходить на службу, сидеть дома, писать стихи, получая генеральское жалованье. Именно император дал Пушкину возможность работать в архивах, вступить на стезю историографа, благодаря чему у нас есть «История Пугачевского бунта», «История Петра Великого», не говоря уж о «Капитанской дочке»...

На прощание спрашиваю Евгения Юркевича, какой памятник он считает наиболее достойным императора.

— На выставке вы видите мемориального орла с его конногвардейской каски — как раз той, в которой он изображен на лучшем в мире памятнике. По-моему, всадник на Исаакиевской площади — это самая замечательная конная статуя. Да, есть Медный всадник, но там скульптура на три точки опирается. А памятник Николаю Павловичу — только на задние ноги коня. Это такое чудо! Когда я на него смотрю, у меня просто дух захватывает.

По инф. trud.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Золотой век Зои Богуславской
    Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
  • БАМ – ССО – ВЛКСМ
    На прошлой неделе побывал сразу на нескольких мероприятиях, связанных с аббревиатурами, вынесенными в заголовок, и нахлынули воспоминания. Правда, они (воспоминания) выстроились в голове в обратном порядке, нежели в заголовке. Впрочем, так и было в истории. И в жизни…
  • Чутье. Рассказ Владислава Огаркова
    Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не возвращаются.
  • День Победы: страницы жизни Виктора Секерина
    Виктор Павлович Секерин в 70-е годы заведовал кафедрой и аспирантурой на факультете иностранных языков КГПИ. Он поражал эрудицией, смелостью, раскованностью, ораторским мастерством. Сердце его не выдержало перегрузок в 58 лет. О его жизни и пойдет речь.
  • Защитники, или Воспоминания новоявленного бравого солдата Швейка о превратностях воинской службы
    Почти вся история человечества прошла в войнах и вооруженных конфликтах. Причин тому множество, всех их и не перечислить, да и такой задачи автор не ставит. Куда интереснее вопрос о роли подготовки военных кадров для успешной защиты Отечества. Автору на примерах своей биографии представилась возможность рассказать, как его в очень давнюю эпоху готовили защищать свою страну. И первым моим рассказом будет повествование о начале моей воинской «карьеры» в послевоенной Одессе. Александр Табачник
  • Не судьба?
    Судьба некоторых книг складывается словно по драматическому сюжету. Недавно мне довелось ознакомиться с повестью Г.П. Баранова «Злой Хатиман. Записки военного разведчика», которая могла прийти к читателям ещё в конце 80-­х. Но не пришла. И вот тут интересно разобраться – почему...
  • Фронтовик, писатель, гражданин: сто лет Виктору Астафьеву
    1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
  • Какой была в СССР бытовая техника
    Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая техника!
  • 90-е: лихие или бурные?
    «Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
  • «…Я знаю о своем невероятном совершенстве»: памяти Владимира Набокова
    Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13 дней.
  • «Помогите!». Рассказ Андрея Хромовских
    Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
  • «Он, наверное, и сам кот»: Юрий Куклачев
    Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
  • Эпоха Жилкиной
    Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в Иркутске.
  • «Открывала, окрыляла, поддерживала»: памяти Натальи Крымовой
    Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
  • Казалось бы, мелочь – всего один день
    Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой год.
  • Так что же мы строим? Будущее невозможно без осмысления настоящего
    В ушедшем году все мы отметили юбилейную дату: 30-ю годовщину образования государства Российская Федерация. Было создано государство с новым общественно-политическим строем, название которому «капитализм». Что это за строй?
  • Первый фантаст России Александр Беляев
    16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева (1884–1942).
  • «Необычный актёрский дар…»: вспомним Виктора Павлова
    Выдающийся актер России, сыгравший и в театре, и в кино много замечательных и запоминающихся образов Виктор Павлов. Его нет с нами уже 18 лет. Зрителю он запомнился ролью студента, пришедшего сдавать экзамен со скрытой рацией в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
  • Последняя звезда серебряного века Александр Вертинский
    Александр Вертинский родился 21 марта 1889 года в Киеве. Он был вторым ребенком Николая Вертинского и Евгении Скалацкой. Его отец работал частным поверенным и журналистом. В семье был еще один ребенок – сестра Надежда, которая была старше брата на пять лет. Дети рано лишились родителей. Когда младшему Александру было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.
  • Николай Бердяев: предвидевший судьбы мира
    Выдающийся философ своего времени Николай Александрович Бердяев мечтал о духовном преображении «падшего» мира. Он тонко чувствовал «пульс времени», многое видел и предвидел. «Революционер духа», творец, одержимый идеей улучшить мир, оратор, способный зажечь любую аудиторию, был ярким порождением творческой атмосферы «серебряного века».