
В событиях полувековой давности, о которых решила рассказать "Российская газета" (а для кого-то - напомнить) тесно переплелись наука и политика, личные судьбы и борьба за власть, сложные инженерные расчеты и простое человеческое везение.
 |
Летчики-космонавты СССР Борис Егоров, Владимир Комаров, Константин Феоктистов (слева-направо) в рабочем кабинете В.И. Ленина в Кремле. Фото: РИА Новости/ www.ria.ru
|
Полет многоместного космического корабля "Восход" с космонавтами Комаровым, Феоктистовым и Егоровым, который был запущен с Байконура 12 октября 1964 года, а спустя сутки (точнее - через 24 часа, 17 минут и 3 секунды) благополучно завершился в той же казахстанской степи под Кустанаем, называют едва ли не самым рискованным за всю историю пилотируемой космонавтики.
А кроме того, при всей его скоротечности в сравнении с нынешними многомесячными экспедициями на МКС и, еще ранее, на орбитальную станцию "Мир", он вошел в историю СССР тем, что разделил ее на две эпохи - Хрущева и Брежнева. На ту самую оттепель, что сделала возможным триумф Советского Союза в космосе, явила миру улыбку Гагарина и открыла Москву для Всемирного фестиваля молодежи. И то, что потом именовали по-разному: кто - развитым социализмом, а кто - брежневским застоем.
На рубеже 1963-1964 годов Сергей Королев и его соратники оказались перед дилеммой: настаивать на продолжении программы полетов одноместных кораблей типа "Восток" (а она по ряду причин буксовала) или продвигать идею космических экипажей - уже на многоместных кораблях.
Как вспоминал на склоне лет академик Борис Черток, поначалу Королеву не удавалось увлечь проектантов идеей многоместного корабля. И тогда он пошел на своеобразную хитрость: пообещал одно из мест в таком корабле самим конструкторам. И ситуация сразу изменилась. Тот же Константин Феоктистов, много лет до этого занимавшийся отработкой схем полета и посадки одноместных кораблей и не желавший от них отступать, всерьез "загорелся" предложением Главного. И работа, что называется, закипела.
Едва появились обнадеживающие результаты, Королев напрямую доложил Хрущеву о возможности запуска трехместного корабля: риск выше, чем на "Востоке", но зато вновь сможем опередить американцев. Реакция была вполне предсказуемой: уже в начале февраля 1964-го пришло распоряжение новых "Востоков" больше не строить, а те, что находились на разных этапах заводской сборки, переоборудовать для полета трех космонавтов.
|
|
Как ни покажется сегодня удивительным, но помимо проблем, связанных с проектированием, строительством и подготовкой к запуску первого многоместного корабля, едва ли не самой трудной для генерального конструктора Королева оказалась задача отстоять то самое место, одно из трех кресел-ложементов в капсюле "Восхода", которое он пообещал своим технарям-конструкторам.
Один Бог знает, каких сил стоило Сергею Королеву личное противостояние в этом вопросе с Николаем Каманиным - главным куратором программ подготовки космонавтов со стороны ВВС. Каманин с самого начала считал, что полеты в космос - удел исключительно военных: летчиков, на крайний случай - инженеров и врачей в погонах. И, как мог, противился включению в экипаж первого "Восхода" гражданских специалистов.
Но в итоге, как мы теперь знаем, вместе с командиром экипажа Владимиром Комаровым (военный летчик, инженер-полковник) полетели именно они. В качестве научного сотрудника-космонавта - инженер и конструктор Константин Феоктистов. В звездный отряд, которым тогда командовал Андриян Николаев, он был зачислен только в 1964 году и стал первым в СССР космонавтом без военного звания. Ему выпала редкая для конструктора космических кораблей миссия - испытать новое детище самому и по полной программе. Третьим, и самым молодым членом экипажа стал 26-летний врач Борис Егоров. Отец врача-космонавта, академик Б.Г. Егоров, был в свое время директором НИИ нейрохирургии имени Бурденко, а его сын на момент зачисления в экипаж первого "Восхода" был прикомандирован к Институту медико-биологических проблем.

Из-за проблем с формированием экипажа первоначальная дата старта (15 августа 1964 года) была перенесена на 15-20 сентября, а затем сдвинута на октябрь. На Байконур первая тройка прибыла вместе с дублирующим экипажем (Борис Волынов, Георгий Катыс, Алексей Сорокин, в резерве - Василий Лазарев) в символический день запуска первого спутника - 4 октября. А старт назначили на 10.30 по московскому времени 12 октября.
Стороннюю публику,в том числе журналистов, как принято теперь, на проводы не пригласили. Но Никита Хрущев, безмятежно отдыхавший тогда в Пицунде, по прямому проводу экипаж напутствовал - от себя лично и от ЦК КПСС и Совета Министров, которыми он в одном лице тогда руководил. И с орбиты еще принимал доклады Владимира Комарова о работе и самочувствии экипажа...
А вот встретить возвратившихся 13 октября космонавтов и поздравить, как было заведено, всех причастных к новой победе советской науки и техники, Никите Сергеевичу не дали. Из Пицунды его срочно вызвали в Москву и на внеочередном Пленуме ЦК отрешили от занимаемых должностей - "в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья". Поздравления и награды члены первого космического экипажа получали спустя несколько дней уже от новых советских руководителей - первого секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и председателя Совета Министров Алексея Косыгина.
Рассекречено
В сборнике "Мировая пилотируемая космонавтика" под редакцией Ю.М. Батурина, который использован при подготовке этой публикации, открыто рассказано, чем и как рисковал экипаж "Восхода". Чтобы поместить трех космонавтов в одну кабину диаметром 2,43 метра (такую же, как у одноместного "Востока"), пришлось отказаться от системы катапультирования и спасательных скафандров. Комаров, Феоктистов и Егоров взлетали, работали на орбите и возвращались на землю в обычных спортивных костюмах, заняв одинаковое положение (лежа на спине с подогнутыми к груди коленями) в индивидуальных креслах "Эльбрус".
При полете без скафандров ничто не могло спасти людей при разгерметизации спускаемого аппарата. Именно это, напомним, и произошло 30 июня 1971 года с экипажем корабля "Союз-11" в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева - все трое погибли. А из-за отсутствия катапультных кресел космонавтов нельзя было эвакуировать из корабля при аварии ракето-носителя на старте и в первые 27 секунд полета.

-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Дурит погода (Рассказ)
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
-
Симфония юбилея
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
-
«У немцев одна Германия»
150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
-
А была ли эскадра?
В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
-
Таким был Ножиков
15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
-
На Малый Курунгуй. Размышления в пути
«Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
-
Самостоянье человека – залог величия его
Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
-
На изломе
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
-
Мы бережно храним их имена
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
-
«Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
-
Железнодорожники в тылу и на фронте
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
-
«Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
-
Три фронта Равиля Замалетдинова
В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
-
«Тихий Дон» навсегда
120 лет назад родился Михаил Шолохов.
-
Как воевали наши деды
Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
-
«Дорога долгая была»
Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
-
Его судьба – театр
15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
-
Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
-
И снова май, девятое число...
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
-
И победителей судят. (Рассказ)
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
|