По следам Второй мировой на Камчатке: что хранят в себе воды озера Витаминное |
По инф. rgo.ru |
09 Октября 2023 г. |
Во время Второй мировой войны американские летчики бомбили японские военно-морские базы, расположенные на Курильских островах. По документальным данным, на территории Камчатки потерпели катастрофу или совершили вынужденную посадку не менее 30 американских самолетов. Причинами крушений и аварий были сложные метеоусловия, повреждение техники, большое расстояние от мест сражений до военных баз, нехватка топлива. Исследовала места падений американских бортов во время боевых действий Армии США против Японии совместная экспедиция РГО и Экспедиционного центра Минобороны. Обследовать и идентифицировать фрагменты самолетов, вывезти найденные артефакты для экспонирования в профильных музеях было основной целью экспедиции, стартовавшей в 2021 году. В сезоне 2023 года поисковики обследовали на Камчатке бухту Вестник у юго-восточного побережья и озеро Витаминное в южной части полуострова. На песчаном берегу бухты Вестник в 1944 году совершил успешную вынужденную посадку американский самолет В-24 «Либератор». Самолет, скорее всего, был поврежден силами ПВО или истребительной авиации во время бомбежки им японских гарнизонов на островах Парамушир или Шумшу. Летчиков перевезли в Петропавловск-Камчатский, затем в Америку, а не подлежащий восстановлению бомбардировщик так и остался на берегу. Мы нашли часть кабины и другие фрагменты самолета в песке и подготовили их к эвакуации, — делится руководитель экспедиции, специалист Экспедиционного центра Минобороны России Анатолий Калемберг. — В-24 — большой четырехдвигательный самолет с размером крыла 15 м. Из-за большой парусности крыла мы не смогли вертолетом его вывезти на Большую землю. Надеемся, что в следующем году найдем способ доставить артефакты в Елизово, на аэродром в Петропавловск-Камчатский. Затем будем решать, в какие музеи их передать. Разработка американского В-24 «Либератор» началась в 1938 году, а в декабре 1939 года опытный образец машины уже поднялся в небо. Новый тяжелый бомбардировщик оказался к тому же довольно эффективным истребителем (его экипажем было сбито более 2000 вражеских самолетов), противолодочным самолетом и дальним транспортным самолетом. Часто В-24 «Либератор» бомбили цели, недоступные для других бомбардировщиков. Экипаж состоял из семи человек. Погода на Камчатке переменчивая, и в этом сезоне она не жаловала поисковиков. — В этот раз вместо палаток участники экспедиции жили в двух юртах, которые оказались очень удобными и комфортными, хорошо защищенными от ветра и дождя, — добавляет Анатолий Калемберг. — Войлочное покрытие отлично держит тепло. Собирается конструкция за два часа, разбирается за час. Удобна при перевозке.
Горное озеро Витаминное (или, как его еще называют местные жители, Ульяновское, Ульяна) поисковики обследовали совместно с представителями Русской подводно-исследовательской экспедиции. Озеро продолговатой формы, площадью 1, 4 кв. км имеет тектоническое происхождение и расположено в бассейне реки Озерная в отрогах действующего вулкана Дикий Гребень. Дорог к нему нет, добраться до Витаминного можно только на вертолете. Оно находится на особо охраняемой территории Южно-Камчатского федерального заказника, в трех минутах лета от озера Курильское, славящегося обилием лососевых рыб. А вот в Витаминном лососей нет. Их заходу препятствует серия порогов и водопад в верхнем течении реки Ульяна. Во время экспедиции 2021 года местные жители рассказали поисковикам, что по легенде на замерзшее озеро Витаминное совершил вынужденную посадку самолет. По документальным данным, осенью 1945 года в этом районе, действительно, потерпел катастрофу самолет «Кингкобра», в результате которой погиб летчик. Участники экспедиции решили обследовать озеро с помощью гидролокаторов бокового обзора. Мы обнаружили на дне самолет Р-63 «Кингкобра», — делится Анатолий Калемберг. — Действительно, он совершил вынужденную посадку, только не на лед, а на воду. Удар был сильный. Хвост отвалился, винт штопором закрутило, кабина частично погружена в ил и почти цела, но все стекла, кроме лобового, выбиты. Летчика мы не обнаружили, но навряд ли при таком крушении он мог выжить, особенно если учесть, что вода в озере очень холодная. Водолазы обследовали боевую машину и подняли из воды аварийный топорик, котелок и термос американского производства. Истребитель Р-63 «Кингкобра» фирмы Bell совершил свой первый полет в декабре 1942 года. Самолет развивал максимальную скорость 655 км/ч, мог подниматься до высоты 11 900 м. Р-63 «Кингкобра» использовались советской ВВС на Дальнем Востоке, в Северном Китае, на Курилах. Р-63 был снят с производства осенью 1945 года, а с вооружения в СССР — в 1952–1953 годы. Кстати, на его предшественнике, самолете Р-39 «Аэрокобра», воевал Александр Покрышкин. В экспедиции также принимали участие ихтиологи Камчатского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Они исследовали экосистему Ульяновского озера, изучали его ихтиофауну. Ученые отобрали пробы планктона и бентоса, а также пробы для определения гидрохимического фона. Шпильдик с самолета Р-63 «Кингкобра». Фото: Вера Костамо, сайт rgo.ru В следующем сезоне поисковики планируют вернуться на озеро Витаминное, чтобы поднять самолет Р-63 «Кингкобра». Ихтиологи продолжат научные исследования экосистемы водоема. Кроме того, приборы показали наличие на дне озера какого-то объекта — есть предположение, что это самолет. Так это или нет, узнаем через год. На нашем сайте читайте также:
|
|