НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-17-09-59-20
22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
2025-03-19-09-03-46
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного...
2025-03-19-12-17-27
21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
-2
Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
2025-03-25-04-45-24
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых...

Письма от недовольных наркому Луначарскому

04 Сентября 2015 г.

sssr

Как известно, 23 января (5 февраля) 1918 г. Лениным был подписан известный декрет Совнаркома об отделении церкви от государства и школы от церкви. Значительной частью населения страны этот декрет был воспринят с непониманием, поскольку религиозная жизнь в Российской империи была практически не отделена от светской: "Со времен Крещения Руси, Россия - во всех своих формах политического бытия - оставалась государством православно-христианским, неизменно удерживая симфоническую форму взаимоотношений государства и государственной Православной церкви"1. Новая власть не только объявила Россию светским государством, но и декларировала свободу совести и вероисповедания, свободу гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. "Православная вера, - провозглашалось в феврале 1918 г. в статье "Известий" "Черное воинство", - как и всякая другая (старообрядческая, католическая, лютеранская, иудейская или магометанская), у нас совершенно свободна; каждый может веровать и молиться по-своему, как кто находит лучше, и это право каждого защищает народная Советская власть"2. Из отделения школы от церкви вытекал запрет преподавания в школах Закона Божьего, что стало невероятным поворотом событий для родителей и педагогов. Исторический очерк о первом наркоме просвещения публикует "Российская газета".

1
Нарком просвещения А.В. Луначарский выступает на митинге по случаю установления скульптуры Свободы в Москве. 27 июля 1919 г.

Несмотря на декларируемую свободу совести, зачастую люди сталкивались с ее грубыми ограничениями. Именно это стало главной темой писем, направленных больше чем через десять лет после упомянутого декрета, в 1929 г., на имя наркома народного просвещения Анатолия Васильевича Луначарского (1875 - 1933), публикуемых ниже. Послания во власть написаны разными людьми, но посвящены они одной теме - неправильности антирелигиозной борьбы. При этом к советскому строю многие недовольные относились уважительно, заметна в некоторых обращениях и вера в неоспоримо верную, обдуманную и направленную на благо государства деятельность большевиков...

Публикуемые письма хранятся в РГАСПИ, в личном фонде А.В. Луначарского (Ф. 142) и воспроизводятся с сохранением стилистических особенностей источника, сохраняется орфография оригинала для передачи духа эпохи. Выявленные опечатки исправлены и не оговариваются. Все подчеркивания, встречающиеся в документах, воспроизводятся в публикации.

Публикацию подготовила специалист 1-й категории РГАСПИ Вероника Линькова

  1. Одинцов М.И., Чумаченко Т.А. Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР и Московская патриархия: эпоха взаимодействия и противостояния. 1943-1965 гг. СПб., 2013. С. 3.
  2. Известия ЦИК. 1918. 19 февраля.

Антирелигиозный плакат. 1930 г.

2

N 1

"ПОЖАЛЕЙТЕ ЖЕ НАШИХ ДЕТЕЙ, НЕ ВОСПИТЫВАЙТЕ ИХ В ДУХЕ БЕЗБОЖИЯ..."
Письмо в редакцию газеты "Известия"
Прошу редакцию "Известий" поместить ближайшем номере нижеследующее:
Ответ товарищу Луначарскому на его статью "Антирелигиозная борьба в школе" (N 69 - 1929 г.).

3

Товарищ Луначарский! Хотя наше государство и атеистическое, но все же Конституция СССР декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви гарантируют: 1) свободу вероисповедания и 2) не преследование никого за религиозные убеждения. Это так начинается и ваша статья, но Вы товарищ Луначарский из декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви упустили из виду, что согласно разделу III N 10 статьи 2 и 3 свободное исполнение религиозных обрядов еще охраняется статьей 125 уголовного кодекса, о чем смею Вам напомнить, ибо Вы развиваете идею вести антирелигиозную борьбу в школах, как просвещеннеческих учреждениях. Товарищ Луначарский! Не забывайте, что школа для просвещения детей, а не для развращения, ибо если ребенка в семье воспитывают родители в духе: веры, любви и братства, а в школе будут внушать ребенку, что божки ваши лгут, так как никакой веры - нет!, Бога - нет!, совести - нет!, и ничего святого - нет!; то это будет не просвещение ребенка, а именно развращение (уже цветочки такого просвещения у нас налицо, а ягодки еще впереди). Вы хвалитесь, что надо пытаться искоренять религию в более раннем возрасте, значит внушать ребенку, что он не человек, а животное, т.к. одни только животные, как неразумные, живут, не признавая никакой религии, ибо не знают, что такое совесть? Вы пишете, что дети приносят в школу ту или другую религию потому что это ему навязывает его семья, а школа внушает детям все противорелигиозное и вот тут то дети (несчастные дети!) становятся между двух огней - не зная кому верить? и что бывает так, что дети начинают ненавидеть и школу и его государство.

Верно! Товарищ Луначарский! Большая половина детей уже ненавидит школу за то, что она не преподает им Закона Божьего и за то, что учителя преследуют их за посещение Храмов Божьих, запугивая их увольнением из школы.

Дальше Вы пишете: Наркомпрос и его органы на местах будут бороться с праздниками и будут настаивать на том, чтобы школа в пасхальные дни работала бы. - Товарищ Луначарский, и здесь Вы забыли, что в декрете об отделении Церкви от государства и школы от Церкви установлены: 1) праздничные дни и 2) особые дни отдыха, в которые воспрещается работать, а в эти особые дни отдыха входят: Страстная Суббота, Пасха, Рождество Христово и др. количеством 10 дней, а Вы проводите идею антирелигиозной борьбы в школе именно в особые дни отдыха, т.е., собственно говоря, в дни праздников Православной Церкви и чтобы школа в пасхальные дни произвела бы особые усилия для того, чтобы отвлечь от посещения детьми Церквей, от всякого рода религиозных церемоний и обычаев. В это время, говорите Вы, надо устраивать что-либо антирелигиозное и привлекательное. Потом Вы пишете: Религия - этическая система, школа должна столкнуться по линии воспитания ребенка, разъясняя ему всю лживость религиозной морали и что как мало под влиянием религии изменяется человек в сторону высшей нравственности, ошибаетесь, товарищ Луначарский! Ибо только верующий человек религиозный, сохраняет у себя совесть, а потому у него и может развиться именно высшая нравственность; человек неверующий, не признающий никакой религии - есть не человек, ибо совести у него нет, а потому, например: убить родного отца, родного брата и кого бы то ни было в настоящее время - это мечта. Где же у такого человека может развиваться высшая нравственность? Ведь это - человек-зверь. Наконец, Вы пишете: было бы преступно извратить борьбу таким образом, чтобы обратить ее всецело против Православной Церкви, например: оставить в тени борьбу с сектантством, магометанством, иудейством и всякой другой религией - а как оно в действительности есть, если спросить Вас, товарищ Луначарский? - Ответ: вся антирелигиозная пропаганда ведется только против Православной Христианской Церкви и повторяю: только против нее; да и Вы пишете: "часть невнимание к религиям, по количеству занимающая менее видное место, чем православие, приводит к вреднейшим обывательским толкам о борьбе с православием как таковым и что если и что если антирелигиозная борьба будет развертываться по всему фронту, ударять по всем Богам, по всем Церквям и религиям, то эта гнусная обывательская дребедень (по нашему правда) без следа исчезнет" - значит, антирелигиозная пропаганда направлена исключительно против Православной Христовой Церкви - так оно было и 1000 лет тому назад и тогда преследовали Христианскую религию и тогда выбрасывали иконы из учреждений и домов и тогда преследовали только христиан православных, как и сейчас, правда только с той разницей, что тогда развращали и преследовали людей уже взрослых, а теперь (подумайте только товарищ Луначарский) кого? - детей, у которых, как говориться, еще не обсохло даже на губах материнское молоко, детей, которые с трудом разбираются, где у него правая или левая рука - разве допустимо вести столь трудное, лишь доступное ученейшим людям - антирелигиозную борьбу среди детей?! Ведете таковую, ведите открыто среди людей совершеннолетних, среди людей культурных, образованных, а не среди темноты, среди подростков и детей, при этом товарищ Луначарский напомню Вам еще, что Конституция СССР своим декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, дала полную свободу людям: веровать, не веровать, молиться или не молиться и кроме того вмешиваться кому бы то ни было в религиозные воззрения людские воспрещает, ибо исполнение религиозных обрядов охраняется статьей 125 уголовного кодекса и этой же статьей 125 запрещается бороться с религией или религиозными обрядами насильственными мерами (например: воспрещать детям посещать Храмы Божьи с угрозой исключения из школы - разве это не насилие?)

В заключение скажу Вам, товарищ Луначарский: школа должна детей просвещать, а не развращать.

Пожалейте же наших детей, не воспитывайте их в духе: безбожий, безверия, неуважения, безнравственности и хулиганства - ибо это позорно и весьма опасно.

Знаете товарищ Луначарский, что сколько ни преследовалась Православная Христианская религия, какие гонения на нее ни не были, как ни хулили Бога, а все же Православная Церковь Христова всегда торжествовала и будет торжествовать, ибо Господь Бог милосердный "Терпелив и многомилостивый", а за грехи родителей Бог наказывает детей. - Вот Вам, товарищ Луначарский и есть первая Кара Божья над детьми за грехи родительские - это именно Ваша антирелигиозная борьба в школе среди детей. - А вторая кара Божья придет и на Вас от тех же безнравственных и безбожных детей и последнее будет горше первой, ибо будет плач и скрежет зубовный, как было после распятия евреями Господа нашего Иисуса Христа, а теперь после распинания веры Христовой Вами безбожниками - Иудами Искариотскими.

Верующий христианин, имя ему Легион.

  • P. S. Под этим письмом подпишется всякий верующий христианин - так что это есть Голос и ответ всех православных христиан.
  • 3 апреля 1929 г.
  • РГАСПИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 625. Л. 10-12об.

N 2

"Я СТАРУХА ХОЧУ ОТ ВАС УЗНАТЬ ИСТИНУ НОВОЙ ЖИЗНИ..."
Прошение А.В. Луначарскому от гражданки Волочковой
Товарищу Председателю Наркомпроса А.В. Луначарскому.
Гражданки - бывшей учительницы Пелагеи Федоровны Волочковой, живущей в деревне Колодезях Павлиновской волости Смоленской губернии

Прошение

4Я гражданка Российской Социальной Советской Республики горький пролетарий - Пелагея Феодоровна Волочкова 30 лет бывшая учительницею, желаю просить товарища Председателя умную голову Российской республики, объяснить мне: как можно выработать совесть человека без религии? В школе занятия без религии не представляю. Я знаю хорошо педагогику и дидактику. Они хорошо помогают при преподавании в развитии детской души и ума исключительно, но выработать совесть у ребенка, там нет способов для этого.

Основание выработки совести у человека - религия; я тридцать лет работала в школе и вырабатывала совесть у детей при помощи религии. Она главный аргумент нравственной жизни человека; без религии нет нравственной жизни человека, потому что человек состоит из души и тела; питание тела жизнь животная; питание души - жизнь нравственная, основанная на религии. Без религии душа голая без пищи. Светские книги дают развитие уму, а сердце не трогают, следовательно, человек бывает груб - подобен дереву. Мужчина по своему созданию грубее женщины, он облагораживается влиянием женщины. Женщина может влиять двояко: хорошо и дурно: т.е. она может сделать мужчину целомудренным или же развратным; какова женщина, таковы и плоды.

В настоящее время в школе учат - Бога нет, в церковь не ходи, христианские обряды не исполняй и т.д. Скажите мне, можно ли существовать без Бога? Что такое Бог? Бог ни видим, ни зрим, определение таково: это идеал, стремление ко всему высшему и прекрасному. Это стремление мы выражаем известными обрядами религии. Религия без обрядов что человек без одежды.

Религия сохраняет народность, без религии люди рассыпятся и не будут льнуть друг к другу. Каждая народность имеет свою религию, которая всех сохраняет и объединяет.

Многоуважаемый председатель, пожалуйста, объясните мне, почему теперь в школах изгнана религия, и чем заменена она для выработки нравственной жизни человека. Я старуха 65 лет; много видела на свете и много испытала, а потому хочу от Вас узнать истину новой жизни. Читала я Канта, Гегеля, Дарвина; эти мыслители не отвергли существование Бога. Какой аргумент отрицания Бога?

Извиняюсь пред Вами, товарищ Председатель, что осмелилась беспокоить Вас, но жажда знать, побудила меня к этому. Надеюсь, Вы будете добры и пришлете мне ответ на жгучие вопросы.

Я была в свое время учительницей выдающейся: мне предлагали поехать в Нежинский Институт на Казенный счет, чтобы быть Инспектором народных школ, я не пожелала, роль просто сельской учительницы меня не тяготила; я свое дело любила и принесла большую пользу населению. Проверьте пользу от моего труда; в Вашем распоряжении все школы, следовательно, школы: Волско-Пятницкая (20 лет), Слободская (5 лет), Семижская (2 года). Данные местности просвещены как должно. Грамотность среди мужского населения распространена поголовно, среди женщин грамотных было мало. Чистота жилищ замечательна, ведь я каждую субботу с учениками ходила в какую-либо деревню проверять, метут ли они хаты и сени; взыскивала на учениках, а наука большим. Грязь постепенно исчезала. Занятие земледелием, садоводством и огородничеством: занимались исключительно зимой по лекциям, летом в натуре. Словом, несла труд великий.

17 августа 1929 г.

РГАСПИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 625. Л. 32-33.

5
Взрыв Храма Христа Спасителя. 1931 г.

N 3

"ПОЧЕМУ У ВАС СЛОВО РАСХОДИТСЯ С ДЕЛОМ..."
Письмо А.В. Луначарскому от В. Александровского
Уважаемый Грн. Луначарский.

6Недавно мне случайно попалась Ваша брошюра "Христианство и коммунизм", по поводу которой я хотел высказать Вам некоторые свои мысли. Есть у Вас одно прекрасное место на стр. 70: "Никакими насилиями ее (т.е. религию) не вырвешь: от этого ее корни только углубятся, а всячески нужно воздерживаться от всякого рода насилия". Браво, Анатолий Васильевич, вполне к Вам присоединяюсь. Но разъясните, пожалуйста, почему же у Вас слово расходится с делом. Почему Вы на словах говорите одно, а в жизнь проводите диаметральное противоположное. Объясните, пожалуйста, почему же у нас в СССР если человек начинает слишком усердно посещать церковь, то его вопреки профсоюзному статусу исключают из профсоюза, а затем при первом сокращении увольняют со службы. Позволительно спросить, куда же делась ст. 4 Конституции? Или же, по-вашему, закон что дышло - куда повернул, туда и вышло. Но тогда вообще для чего же издаются законы, если даже центральная власть не находит нужным считаться с ними?

Гр. Луначарский, мне часто приходилось читать в "Известиях" заявление членов правительства, что Вы ученики Чернышевского. Если это действительно так, то позволю напомнить Вам слова Вашего учителя, которые Вы, к сожалению, забыли: "Насилие ни к чему хорошему никогда не приводит. Те ученые, которые желают, чтобы правительство какой-либо цивилизованной страны принимало насильственные меры для преобразования жизни своего народа, - люди менее просвещенных понятий, чем правители турецкого государства". Вот как относился Ваш учитель к насилию.

Когда я вижу все то, что предпринимается власть имущими по отношению к религии, мне невольно припоминаются слова князя Мышкина из романа Достоевского "Идиот": "Наши как доберутся до берега, как уверуют, что это берег, то уже так обрадуются ему, что немедленно доходят до последних столпов. И не нас одних, а всю Европу дивит в таких случаях, русская страстность наша: у нас коль в католичество перейдет, то уж непременно станет иезуитом; коль атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения веры в Бога насилием!.. И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак не замечают, что уверовали в нуль...". Вы гордо и грозно в тоже время говорите, что не оставите религию в покое пока не изничтожите ее. Позволю Вам ответить на это словами Л.Н. Толстого: "Он меня пугает, а мне не страшно". Знайте же, гражданин Луначарский, что мы, христиане, умели молиться не только в сверкающих, раззолоченных храмах, но и в сырых, мрачных катакомбах. Знайте же, что христианству знакомы бичи, темницы, костры, звериные зубы. Знайте же, что мы умеем прославлять Бога даже на кострах, вспомните Иоанна Гуса. Итак, еще знайте, что Ваши угрозы могут быть страшны только для малодушных, но не для настоящих христиан и никакими угрозами, никакими преследованиями Вы не вырвете веру из сердец наших, а наоборот, достигните как раз обратных результатов. Вспомните первые века христианства; язычество хотело в крови потопить христианство, хотело с корнем вырвать даже память о нем, ну а что же получилось, оно само захлебнулось в крови христиан. Позволю Вам напомнить слова великого Гете: "Все эпохи, в которых господствует вера, в какой бы то ни было форме, блещут, поднимают дух и плодотворны для современников и для потомства. Наоборот, все эпохи, в которых безверие, в какой бы то ни было форме, одерживает плачевные победы, пусть даже временно они красуются в призрачном блеске, - для потомства исчезают".

Еще один маленький вопрос: почему не допущена к выходу в свет книга митрополита Введенского "Апологетика"? Видно, он привел там такие веские аргументы в защиту религии и против атеизма, что даже Вы, первый антирелигиозник в Союзе не нашли ничего возразить ему и ничего не придумали умнее, как просто грубо заткнуть рот своему противнику, но знайте, что затыкание рта не может служить веским аргументом.

В заключение моего письма напомню Вам слова митрополита Введенского: "Христианство, как борьба с мировым злом, борьба за социальную правду жизни, но с богом, но с мировой правдой, но с мировой красотой, с мировым солнцем религии, которое не потухнет потому, что у Вас недостаточно ярок огонь Вашей сообразительности".

В. Александровский.

17.02.1929 г.
РГАСПИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 625. Л. 5-7об.

N 4

"НА ДИСПУТЕ НЕ СМОГЛИ ДОКАЗАТЬ НЕБЫТИЕ БОГА..."
Письмо А.В. Луначарскому от жительницы Ельца

Глубокоуважаемый комиссар Народного просвещения.

Вы, быть может, хорошо помните русскую пословицу "до Бога высоко, до царя далеко", это было в прошлом. Теперь же советская власть, борющаяся за счастье народов, за свободу слова, собраний, за свободу совести и т.д.; но на деле при советской власти творится много несправедливостей и дойти смертным до нея далеко, как и до царя. Быть может, я слишком ошибаюсь в том, что мое письмо не дойдет по назначению, а если и дойдет, то на него не обратят никакого внимания, и если я говорю не правду, то тогда глубоко буду виновата.

Дело в следующем: в г. Елец приезжал на диспут некто Архангельский, судя по фамилии, из духовных. Говорил он о небытии Бога, но доказать этого он не мог, как не могли доказать и прежде него выступавшие. Не могли доказать и древние ученые, философы и мудрейшие люди более близких к нам веков. Все они веровали во что-то сверхъестественное, которое управляло, управляет и будет управлять всей вселенной. Вот в это сверхъестественное, которое мы называем богом, верят и теперь все образованнейшие народы запада.

На диспуте выступали многие верующие и неверующие. На то и диспут, где разрешается высказать то, что он думает. Но, к сожалению, этого не бывает. Выходит так, что для некоторых диспут послужил ловушкой, что и было с одним из преподавателей ЮВЖД Константином Васильевичем Дракиным. Как глубоко верующий он выступил на диспуте о бытии Бога. После диспута не знаю, на какой день, был вызван в местком ЮВЖД. Там его спрашивали сознательно ли он выступал на диспуте и будет ли выступать в будущем? Он ответил: как верующий могу и опять выступить. На вопрос будет ли он вести пропаганду о небытии Бога среди школьников, ответил отрицательно. Тогда местком об этом обстоятельстве снесся с отделом народного просвещения в Воронеже. Из отдела последовала бумажка о увольнении Дракина со службы.

Надо Вам доложить, что Дракин никогда ни в чем антиреволюционном не был замечен и прослужил более 20 лет на службе. Какову ему теперь с семьей и при том же больному человеку?!

Примите уверение в том, что я его видела только на диспуте, но не нахожусь с ним ни в родстве, ни кумовстве, а пишу Вам как милостивому судье из одного человеколюбия.

30 января 1929 г.

Человеколюбивая.

РГАСПИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 625. Л. 3-4.

7
Снятие колоколов с храма Христа Спасителя. 1930 г.

N 5

"ВАШЕ ВОСПИТАНИЕ ПОРОЖДАЕТ ТОЛЬКО РАЗВРАТ..."
Анонимное письмо А.В. Луначарскому из Москвы

Уважаемый нарком!

85 минут внимания! Может быть, мои мысли Вам пригодятся. Ваша свобода религии равна Вашей свободе печати! Вы САМИ создаете новые кадры церковников из людей, которые когда-то ходили 1 раз в год или вовсе не ходили в церковь. Я говорю о кадре безработных, вынужденных собесников (выброшенных рано - не по возрасту, за сокращением штата), не выдержавших непосильных налогов - торговцев, отверженных по социальному положению и прочих освобожденных ВАМИ от привычных занятий людей, убивающих свое время, материально необеспеченных даже для жизни, а не то, что для посещения театров, клубов и т.п. Идут в церковь заполнить время или бесплатно послушать хорошее пение. Идут в церковь также для отдыха, для забвения от переутомления непосильными нормами умственного труда, постоянными общими собраниями, курсами местных языков (украинского, белорусского и пр.), очередями за скудной порцией продуктов, небывалой борьбой за существование и прочими прелестями Вашего рая, от которого ищут церковного рая! Чем хуже человеку живется в гражданской жизни, тем более он ищет ДУХОВНОЙ. Кроме того есть люди с мистической нереальной душой (среди них и много детей!), ищущих уйти от прозы жизни вообще и марксизского реализма в частности.

Вы говорите о замене церковного однообразия празднования пасхи и яств и питей чем-нибудь культурно красивым. Вряд ли удастся?! У Вас красота не выходит. Всюду вносится агитка, засевшая в зубах, даже комсомолу, в чем последний признается в интимных кружках. Вы не даете забыться - отдохнуть; даже в московских садах "Эрмитаж", "Аквариум" и пр., куда не згляни плакаты: "Внес ли ты свои налоги", "Самый высший долг гражданина перед государством - аккуратная уплата налога" и т.д. и т.д. Есть ли что-нибудь более нелепое еще где-нибудь в мире? Где же здесь отдых, где же здесь красота? Что касается питей и явств, то лишенные Вами средств и обездоленные Вами люди хоть 1-2 раза в год позволят себе поесть и забыться в питье.

Репрессиями Вы веры и религии не убьете (закрыли 1 синагогу, а 10 новых частных школ и молелень открылось!) Не веруют страха ради... репрессий ("на службе никто, а дома все веруют"). Если Вам на собраниях поют гимны и выносят, ловко подставленные, угодные Вам резолюции - результат - "открытой" баллотировки, то не думайте, что с Вами согласны. Что касается заглядывания в домашний быт семьи, что вряд ли это поможет, и так уже говорят, что Вы лезете не только в душу, но и в домашний клозет. Это еще более озлобит. Что Вы киваете на все религии, когда известно, что "господствующая", при всех революциях, всегда преследуется больше. Христианская религия все-таки нравственна и проповедует выгодное для Вас непротивление власти и прощение обижающих.

Ваше совместное воспитание и реальный взгляд порождает только разврат с 11-летнего возраста (невиданный нигде в мире!). Что касается реального подхода к естественным и др. подобн. наукам, то он поможет разве только комсомолу младшего возраста, не читавшему еще ничего, кроме преподносимых Вами, особенно препарированных с агиткой односторонних книжек. Даже Ваш профес. Поляк в "Новом учении о происхождении мира", говорит, что мы начинаем только с материи, избегая касаться начала всех начал, т.к. все остальное гипотеза. Да "вечность" и "начало всех начал" трудные вопросы еще остающиеся открытыми. Затем еще вопрос, почему за 11 лет Вы не можете установить твердый календарь, чтобы не изменять и не отменять дней отдыха, что и неудобно (напр. для едущих домой и т.п.) и нелегко.

13 апреля 1929 г.

РГАСПИ. Ф. 142. Оп. 1. Д. 625. Л. 9.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
  • Вселенная звука: непревзойденный Бах
    Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
  • «Желаю всем мира и благополучия»
    Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.