НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-17-09-59-20
22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
2025-03-19-09-03-46
Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного...
2025-03-19-12-17-27
21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
-2
Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
2025-03-25-04-45-24
Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых...

Пике в три четверти века

12 Октября 2016 г.

Поисковики обнаружили сразу несколько мест падений самолетов времен Великой Отечественной войны. Наши летчики, которые 75 лет назад бились на столичном рубеже и однажды не вернулись на свои аэродромы, больше не числятся пропавшими без вести.

Поисковый отряд «Рубеж славы» специализируется на авиации Московской зоны обороны — несмотря на близость к столице, по окрестным лесам еще в огромном количестве разбросаны безвестные могилы пилотов.

— Советская авиация вела здесь жестокие защитные бои с сентября. А пик наших потерь пришелся на конец осени — первые две недели декабря 1941 года. То есть на период подготовки контрнаступления и его начало. В истребительных и бомбардировочных полках тогда было выбито не менее половины машин, гибли и летчики. И далеко не всегда у командования имелось время задокументировать текучку, все находились в жутком цейтноте. В результате многие фамилии потерялись, — объясняет командир отряда Сергей Рыбаков.

Порой возникают настоящие детективные истории, которые поисковикам приходится распутывать. Так, очевидец Валентин Косов — житель деревни Тараканово, что на стыке Дмитровского, Солнечногорского и Клинского районов, — рассказал ребятам, как он, будучи еще десятилетним пацаном, наблюдал падение бомбардировщика ДБ-3. Недавно остатки машины были найдены, по номеру двигателя самолет идентифицировали. А вот дальше начались чудеса.

— По документам выяснилось, что экипаж под командованием старшего лейтенанта Василия Рапохина (22-й дальний бомбардировочный авиаполк 51-й авиадивизии) до сих пор числится пропавшим без вести. Вместе с тем и он сам, и его штурман Филипп Гаврилкин выжили, хотя и сильно обгорели — их доставили в госпиталь, бумаги на сей счет мы нашли. Гаврилкин похоронен в Клину, но как пехотинец, павший при обороне города. Более того, обнаружилось письмо, в котором в конце 1941-го шурин штурмана просил начальство задокументировать гибель родственника. Но всем было не до того: враг стоял у ворот, — напоминает замкомандира отряда Павел Муничкин.

И вот только спустя три четверти века справедливость восторжествовала. Почти. С одной стороны, судьба летчиков теперь известна, а в ОБД «Мемориал» вместо «пропали без вести» появилась правдивая информация. С другой — Филипп Гаврилкин до сих пор числится «махрой», то бишь пехотой, а могила Василия Рапохина и вовсе не найдена. По предположению поисковиков, он тоже скончался от ран в госпитале и покоится на так называемом санитарном захоронении. Поскольку уже понятно, где искать, вскоре этот «детектив» должен завершиться окончательно.

История с экипажем Пе-3 из 54-го Краснознаменного истребительного авиаполка (КИАП), подбитого немецкими зенитками 27 ноября 1941 года, тоже непростая. Место падения — совсем рядом с Ленинградским шоссе — никогда не было тайной, в конце 80-х там даже поставили обелиск. При повороте на санаторий в районе 58-го километра трассы водрузили крыло какого-то современного самолета, отчитались и забыли. Лишь недавно историки из Дмитрова, перешерстив архивы, поняли — летчиков так никто и не похоронил. Осенью 1941-го старушки оттащили тела куда-то в канаву и присыпали, большего они сделать не смогли. Шли бои, в соседнюю деревню уже входили фашисты, было очень опасно.

— Одна из жительниц показала нам место падения Пе-3, она запомнила и фамилию командира машины — Любивый, — уж очень необычная. Начали копать. Через какое-то время металлоискатели зазвенели, а затем мы нашли и останки летчиков. Как и говорили очевидцы, от места падения истребителя до импровизированной могилы было не более полусотни метров, — говорит Сергей Рыбаков.

Для старших лейтенантов Андрея Любивого и его напарника Павля Чубаря война вскоре закончится — они будут с почестями похоронены как раз около крыла-монумента. Предполагается, что произойдет это накануне очередной годовщины битвы за Москву.

Ранее отряд поднял из Клязьмы штурмовик И-153 «Чайка», как оказалось, это машина прославленного Максима Кулака, о нем вспоминал в мемуарах и генерал Петр Стефановский. В ходе кампании на Халхин-Голе самолет героя был подбит, раненый пилот совершил вынужденную посадку в японском тылу. Из последних сил лейтенант полз в сторону передовой, но добраться не успел — попал в плен. Восхищенные противники сочли поведение советского командира поступком настоящего самурая, после объявления перемирия его одним из первых отправили обратно в СССР. А вот над родной землей летчик, увы, зазевался, судя по воспоминаниям свидетелей, «Чайку» подожгли первой же очередью...

12 10 istoriy 1Иногда попадаются и останки вражеских асов. И если к немцам, коих бесноватый фюрер погнал в Россию силком, отношение достаточно ровное, то иностранные добровольцы вызывают откровенную антипатию. Члены отряда «Рубеж славы» возле деревни Степаново близ Яхромы обнаружили место падения одного такого союзника люфтваффе — обломки Ме-109, который пилотировал испанец. Иноземного дона, приехавшего поохотиться в советском небе, сбили 4 декабря 1941-го. До земли выбросившийся с парашютом лейтенант Рикардо Бартоломео Чаввария не долетел, расстреляли пехотинцы. Уж больно он их замучил, разукрашенный и потому легко узнаваемый «мессер» работал в округе по мирным колоннам в качестве штурмовика. Вот солдатики и решили не брать врага в плен. Труп тогда прикопали неподалеку, найти могилку не проблема. Возможно, за далекими Пиренеями весть об этом для кого-то будет долгожданной.

— Поймите правильно, — качает головой Сергей Рыбаков. — Смерть на поле боя, конечно, ровняет, но мы сперва хотим найти и достойно проводить всех советских летчиков. Включая последние находки, в нашем портфеле сейчас 15 мест падений самолетов, которыми отряд еще не занимался. А ведь помимо Дмитровского есть и другие районы. Хватает путаницы на монументах, в архивах, многие наши сограждане по-прежнему не знают, где и как погибли их близкие.

Недалеко от Марфино стоит памятник командиру звена 54-го КИАП лейтенанту Василию Балмату. 2 декабря 1941-го его Пе-3 подбили над Яхромой, машина падала на населенный пункт, но пилот ценой жизни отвернул тяжело груженный бомбами самолет, и тот рухнул в поле. Последним летом СССР, спустя почти полвека, после многочисленных обращений общественности награда, наконец, нашла героя. Однако сам он, к сожалению, упокоения не нашел — монумент есть, но под ним пусто...

— Место падения мы знаем, будем искать, надо отдать дань подвигу человека. Когда находим останки, конечно, каждый раз у нас траурное настроение. Впрочем, не всякое боевое крушение — трагедия. Порой обнаруживаем машину, пробиваем по номерам и видим, что пилот остался в живых. Тогда у нас праздник, — делится эмоциями Павел Муничкин.

Случаются и курьезы, как же без них. Так, внезапно нашлось место падения дальнего бомбардировщика Пе-8, этих уникальных машин было выпущено всего 93 единицы. Советскую летающую крепость в 1943 году снесли свои же — курсант запасного артиллерийского полка, базирующегося на территории Дмитровского района, оказался на удивление шустрым и метким. Никто не пострадал, а горе-снайпер вскоре отправился на фронт. Остается надеяться, что сполна искупил роковую оплошность количеством сбитых «бубновых».

Помимо собственно поисковой работы отряд занимается историографией, например, уже упомянутым 54-м КИАП и его уникальными Пе-3. Этих тяжелых двухмоторных истребителей сделали всего около двухсот, они предназначались для борьбы с бомбардировщиками Ju-88 и своими аналогами — немецкими Ме-110. Практически все «пешки» были потеряны в битве под Москвой, и про чудо-самолеты сегодня мало кто знает. Тем ценнее информация, что добывают и сохраняют патриоты, среди которых немало молодежи — ежегодно в отряд напрашиваются около десятка «пионеров».

Пе-3

Пе-3

— Активность подрастающего поколения не может не радовать. Конечно, всем поначалу хочется найти что-то интересное, условно говоря, пулемет «Максим». Но потом приходит понимание, осознание важности того дела, которому они посвящают свободное время. Ведь у каждого есть родственники и прадеды, сражавшиеся за Родину, — отмечает Сергей Рыбаков.

Пополняются и фонды музеев, двигатели и другие детали от самолетов поисковики передают властям, часть из них уже экспонируется на территории Дмитровского кремля. Но главное — память о героях Великой Отечественной войны сохраняется, а белых пятен в ее истории становится все меньше.

  • Еще новости, статьи и советы о нашем с вами здоровье - по ссылке

Здоровье пожилых - советы

  • Беспокоит что-то конкретное? Вы можете сделать более подробный выбор интересующей вас темы из списка:

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».
  • Сирота
    Виктор Николаевич Калинкин родился в 1950 году в Забайкалье. Окончил отделение журналистики Иркутского государственного университета. Работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002 год был собственным корреспондентом центральной газеты «Лесная промышленность» по Иркутской области. Автор документальных книг «Гигант на Ангаре», «Помним Братск», многих очерков, опубликованных в журналах и коллективных сборниках. Награжден почетными грамотами Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Федеральной службы лесного хозяйства России, почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
  • Давайте уважать прошлое!
    Как-то в нашей редакции собрались отметить день рождения одного из нас коллеги – бывшие журналисты и редакторы различных СМИ. Нас было тогда шесть человек, и все разных возрастов – от 45 до 85. В ходе этого сабантуйчика мы, кроме всего прочего, вспоминали и нашу прежнюю жизнь (каждый свою). И как-то сам собой возник спор: а когда, черт побери, нашему народу все же «жилося весело, вольготно на Руси»? Какой период СССР и какого правителя тех времен можно бы было назвать лучшим и худшим по отношению государства к своим подданным?
  • Вселенная звука: непревзойденный Бах
    Исполнилось 340 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха.
  • «Желаю всем мира и благополучия»
    Продолжаем рассказы жителей Иркутска, в детстве – узников фашистских концлагерей. Эти немолодые уже люди пронесли через всю жизнь тяжелые воспоминания об испытаниях, выпавших на их неокрепшие детские души, но не сломившие их дух.
  • Крушение. Рассказ (ч.5)
    Придя в квартиру, он быстро заварил крепкий чай, сел у окна и, отхлебывая маленькими глоточками, еще раз пропускал через себя слова, сказанные Любовью Васильевной:
  • Известное о Неизвестном
    Исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого скульптора, ветерана Великой Отечественной войны.
  • И стали они жить вместе…
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков.
  • Легенда советского джаза Леонид Утесов
    Исполнилось 130 лет со дня рождения Леонида Утёсова. Он не считал себя певцом, говорил, что голоса как не было, так и нет, но в то же время добавлял, что поет сердцем.
  • «Мама отдала свою жизнь, чтобы спасти наши»
    Иркутский городской совет ветеранов и газета «Мои года» начинают печатать воспоминания людей, в детстве узников фашистских концлагерей. Сейчас они живут в Иркутске.
  • Крушение. Рассказ (ч.4)
    Все вспоминалось без внутреннего трепета, а как о чем-то постороннем. Потом вспомнил, как ездил на похороны матери.
  • 98-летний ветеран трех войн Алтай Дадуев: «День Победы отмечаем всей семьей»
    На оргкомитете администрации Иркутска под руководством мэра Руслана Болотова по подготовке к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне еще в феврале было принято решение о проведении в городе ряда мероприятий.
  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.