Передать эстафету |
31 Марта 2016 г. | ||||
Какими только эпитетами и сравнениями не наделяли Сибирь! «Золотое дно государства», «кладовая богатств». Учёный-геолог скажет по-своему: «Сибирь — это сложнейшее геологическое образование, где в течение сотен миллионов лет формировались громадные месторождения полезных ископаемых: угля и нефти, золота и алмазов, редких и цветных металлов, железных руд...»
Геологи всегда были разведчиками и пионерами индустриализации. И неслучайно в трудные послевоенные годы, когда пришлось поднимать народное хозяйство, одновременно с Восточно-Сибирским филиалом Академии наук СССР возник в Иркутске и Институт геологии, ныне — Институт земной коры Сибирского отделения РАН. Сегодня в его стенах уже нет организатора и первого директора института Николая Александровича Флоренсова (1909–1986 гг.) и его преемника Николая Алексеевича Логачёва (1929–2002 гг.). Но живут и развиваются их научные идеи, работают их ученики. Однако прежде чем рассказать об их сегодняшних делах, есть резон, оглянувшись назад, попробовать понять, как передавалась эстафета научного и практического поиска. Им взаимно повезло, говорили о них в институте. Николаю Алексеевичу Логачёву в том, что встретил такого учителя в науке, а Николаю Александровичу Флоренсову в том, что его научные идеи попали на благодатную почву и получили дальнейшее развитие. Это, безусловно, верно. Однако есть в этом везении одна особенность: встретились и пересеклись жизненные пути людей, начинавшиеся так непохоже. Николай Александрович Флоренсов вырос в интеллигентной семье известного в Иркутске врача. Мать тоже была причастна к медицине, по стопам родителей пошли брат и сестра, а позже медиками стали его племянник и дочь. И если бы юного Николая Флоренсова спросили, кем он намеревается стать, он вряд ли дал бы точный ответ. Может быть, врачом? Правда, отец, кроме того что был великолепным доктором, ещё хорошо играл на многих музыкальных инструментах и особенно любил виолончель. В доме Флоренсовых частенько устраивались музыкальные вечера. Зайдя к ним, можно было услышать такое трио: на скрипке играет дядя знаменитого в будущем режиссёра Николая Охлопкова, отец — на виолончели, а партию фортепьяно ведёт Николай. Может быть, стать музыкантом? Думалось и об этом. И потом, после окончания школы, были метания, менялись институты, факультеты. Но уже тогда, в вихре многих увлечений, возникает некая точка притяжения, ядро, вокруг которого станет формироваться разносторонняя личность будущего учёного. В начале 20-х годов работники местного отдела народного образования, члены географического общества создали при Иркутском музее краеведения кружок «Друзья музея». В число первых его членов вошёл и школьник Николай Флоренсов. В своё время Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества завоевал всероссийскую и мировую известность работами по этнографии, геологии и географии Сибири и Центральной Азии, археологическими находками. С душевным трепетом входили кружковцы в старинное здание музея, где находилась резиденция общества, где проходили его заседания. И переполняла гордость, что в этой «святая святых» их считают своими, с ними запросто общаются маститые учёные. В шестнадцать лет Николай Флоренсов уже действительный член географического общества! Вместе с ребятами участвовал в археологических раскопках, в обработке материалов, получал первые уроки научного труда. И, видимо, настолько впечатляющи и плодотворны были те давние уроки, что спустя годы имена некоторых из тех кружковцев стали широко известны: знаменитый антрополог М. М. Герасимов, доцент университета В. И. Арембовский, учёный-палеонтолог Л. Н. Иваньев... Крупнейшим советским геологом, членом-корреспондентом Академии наук стал Николай Флоренсов. В своей многогранной деятельности Н. А. Флоренсов прошёл три этапа. Сначала — производственная работа: геолог-практик, дипломированный геолог, главный геолог Восточно-Сибирского геологического управления. Потом — Иркутский университет, путь от ассистента до заведующего кафедрой, профессора. И наконец –работа в Академии наук. И хотя эти три этапа довольно чётко различаются, они и взаимно проникают один в другой. Работая в университете, Флоренсов не оставлял какое-то время производственной деятельности, а перейдя в академию, не порывал связей с «альма-матер». Да и возможно ли прервать живые связи затеянных тобою дел, воплощённых и ещё не реализованных замыслов, общения с коллегами, учениками?.. В университете и пересеклись впервые пути Флоренсова и Логачёва, и потом уже многие годы они шли рядом. Однако до университета у Логачёва всё складывалось совсем иначе. Он рос в крестьянской семье в алтайском селе Ново-Шипуново. Отец работал в совхозе плотником, а потом решил переехать в город. То было время первых пятилеток, манили новые заводы (там тоже требовались плотники). На авиационном заводе в Улан-Удэ и стал работать Алексей Логачёв. А сын Николай, закончив улан-удэнскую школу, поехал в Иркутск, в университет.
Колебаний не было: геологический факультет. В детстве он любил бродить по тайге, вместе с товарищами исходил многие километры, выслеживая зверя или добывая кедровые шишки. Мечталось о незнакомых, неизведанных землях, об экспедициях, поисках, открытиях. В университете мечты прошли корректировку реальностью, не утратив, однако, поэзии и романтики. Тремя мушкетёрами в геологии называли между собой студенты преподававших им Н. А. Флоренсова, М. М. Одинцова и В. П. Солоненко за яркость лекций, заразительную одержимость любимым делом жизни — геологической наукой. После университета перед Николаем Логачёвым открылось несколько дорог: в Иркутское геологическое управление, в Восточно-Сибирский нефте-, геолого-разведочный трест. А Николай Александрович Флоренсов пригласил в недавно открывшийся геологический институт, в свою лабораторию. На производственной стезе была повыше должность и зарплата в два раза больше той, что ждала в институте, и с жилищными условиями было получше, а у него к тому времени уже имелась семья, родился сын.
И всё-таки Логачёв пошёл в геологический институт на должность лаборанта. Вместе с Н. А. Флоренсовым он занимается изучением крупных межгорных впадин Прибайкалья и Забайкалья, даёт оценку их нефтегазоносности. Собранный материал и сделанные выводы позволили Логачёву, минуя аспирантуру, защитить диссертацию на степень кандидата геолого-минералогических наук. В 1955 году Братск — ещё палаточный городок у Падунского порога, на левом берегу Ангары. Ныне легендарная ГЭС только ещё начиналась. И была, наверное, своя закономерность в том, что именно здесь тогда он встретился с отцом. Вечером после работы сидели они в его жарко натопленной палатке (морозы стояли приличные) и долго рассказывали, вспоминали, восполняя скупые строчки мужских писем. Отцу Логачёва было тогда уже под пятьдесят, но не утерпел и решил, пока ещё в силе, причаститься к новому, огромному и беспокойному делу. Он и здесь, как и раньше в совхозе, на заводе, работал плотником, то есть трудовому призванию своему не изменил. Но, видно, имелось у него ещё и призвание души, передавшееся сыну, — стремиться быть там, где сильнее, острее бьётся пульс времени. Эта особенность и роднит отца Николая Логачёва, рабочего, с потомственным интеллигентом и учёным Н. А. Флоренсовым, ставшим Николаю отцом в науке. По инициативе Флоренсова большой коллектив геологов и геофизиков приступил в 60-е годы к комплекс¬ным исследованиям Байкальской рифтовой зоны. Именно этой темой заразил он и своего ученика Николая Логачёва. Рифтовая зона Байкала, а потом и шире — рифтовые зоны планеты — станут его главным делом в науке... — Рифтовые зоны — это живые полосы, полости земной поверхности, развитие которых управляется с больших глубин, — объяснял Логачёв. — Мы ещё там многого не знаем, но кое-что в общих чертах уже представляем. Исследования рифтов — ключ к разгадке многих тайн Земли. Открыв их, мы можем научиться предсказывать землетрясения и извержения вулканов, глубже познать законы геологического развития планеты и прогнозировать месторождения полезных ископаемых... Логачёву, можно сказать, повезло. Ему удалось исследовать многие интереснейшие рифтовые зоны планеты. Три полевых сезона провёл он с экспедицией Академии наук в Восточной Африке, столько же — в Исландии, побывал на Верхне-Рейнском грабене в ФРГ, на древнем грабене Осло в Норвегии, в рифтовой зоне Рио Гранде (США). Появившиеся в результате экспедиций научные аналогии, гипотезы, обобщения вошли в статьи, книги, монографии, получившие мировую известность. Неслучайно поэтому в 1975 году местом проведения международного симпозиума по рифтовым зонам земли становится Иркутск. И здесь они были вместе и уже на равных — Логачёв и Флоренсов — организовывали симпозиум, вели его заседания. Вместе они удостоены и Государственной премии СССР за создание 15-томной серии «История развития рельефа Сибири и Дальнего Востока». Помню, как в ответ на просьбу рассказать о сути этой огромной работы, Николай Александрович, увлекаясь, говорил о громадных пространствах Сибири и Дальнего Востока как о крае разных, богатых и во многом ещё неясных, а порой и совсем не изученных возможностей. Изучение истории рельефа, его развития помогает эти возможности выявить. И всегда — в разговорах ли, в выступлениях или в своих научных исследованиях — Флоренсов неизменно возвращался к той части земли, к той отправной точке, где всё для него начиналось, с чем связана вся его жизнь — к Сибири, к Иркутску. В беседах с ним давние традиции превращались в яркие картины его собственной жизни, о чём бы ни зашла речь — о науке, литературе, живописи или музыке. Грустно посмеиваясь, вспоминал он, как участвовал когда-то в проводах иркутской оперы: хор, балет и оркестр вместе со всеми декорациями и бутафорией специальным эшелоном отправляли в Новосибирск. Как истинный иркутянин-патриот, он с удовольствием рассказывал о постановках на сцене драматического театра пьес П. Г. Маляревского, о своих встречах с Н. П. Охлопковым, со старейшими актёрами театра Г. А. Крамовой, А. Н. Терентьевым... Как-то зашла речь о новой тогда постановке «Макбета». – Серьёзная постановка, — оценил Николай Александрович. — Одно только неудобство я испытывал на этом спектакле: люблю эту вещь Шекспира, хорошо помню многие куски, но в другом переводе!.. Глубоко зная живопись (приходилось ему бывать и в Лувре, и в Британском музее), Флоренсов ценил многих художников-иркутян. Особенно уважал графику Б. И. Лебединского. – Борис Иванович, помню, в молодости был в нашем музее краеведения хранителем художественного отдела, в то время, когда я состоял членом того самого кружка «Друзья музея», — говорил Николай Александрович... Краеведческий кружок — любовь к родному краю — всестороннее познание его в науке. Конечно, это несколько схематично. Конечно, в жизни Флоренсова всё сложнее и богаче. Но этот нравственный стержень, это ядро притяжения интересов, размышлений, поисков, безусловно, было. И сам он обладал силой притяжения. К нему тянулись очень многие, самые разные люди, коллеги, ученики. – Получив эстафету из рук моих учителей, я старался честно нести её вперёд, — сказал однажды Николай Александрович, — и пронёс довольно далеко, через несколько десятилетий. Но в науке важно не только внести свой самостоятельный вклад, но ещё и достойно передать свою эстафету. И я рад, что мне посчастливилось передать её в надёжные руки. Фото Владимира Короткоручко Тэги: |
|