НА КАЛЕНДАРЕ

Перед свадьбой раньше пели эротические песни, а иногда одевали невесту «во сто одежек»

Светлана Шмидт, cyrillitsa.ru   
04 Июня 2020 г.

 

Чтобы познакомиться с культурной народа, нередко достаточно просто изучить его свадебные традиции. Особенно много информации можно почерпнуть из досвадебных обрядов.

Перед свадьбой раньше пели эротические песни, а иногда одевали невесту «во сто одежек»

Между такими обрядами разных народов России есть общие этапы: выбор невесты, сватовство, договор по калыму и приданому, подготовка к свадьбе, выкуп и непосредственно свадьба.

Обряд «скакания»

Практически у всех есть такой досвадебный обряд, как девичник, у некоторых проводится и мальчишник. У части древнеславянских народов существовал единый обряд (в нем принимали участие и жених, и невеста), носивший название «скакания». Проводился он за день до венчания в доме жениха. Туда собиралась молодежь «вина пить». Здесь же была и невеста. После винопития все вставали в круг, положив руки друг другу на плечи, и начинали скакать под распевание песен эротического содержания. Девушки при этом без стеснения высоко задирали подолы юбок. Молодежь старалась прыгать, высоко вскидывая ноги. Напрыгавшись, здесь же все засыпали вповалку.

Обряд «яровуха»

У других славянских племен похожий обряд проходил в доме невесты. Назывался он «яровуха» (от имени славянского бога Ярилы, символизирующего плодородие). После вечеринки молодежь оставалась спать здесь же вповалку. При этом между парнями и девушками не возбранялась любая вольность, кроме непосредственно совокупления. В народе это называлось «срамными играми», а церковь окрестила «свальным грехом». Впрочем, с ростом влияния церкви подобные «игры» стали постепенно походить на более привычные нам раздельные девичники и мальчишники.

Другие предсвадебные обряды

Перед свадьбой в доме невесты проводился девичник, своего рода прощание с незамужней жизнью и проводы в семейную жизнь. Часто в этот вечер девушки пели грустные песни, отсюда в некоторых регионах этот обряд получил название «плакальник». Сама невеста в это время горько причитала, а девушки расплетали ей косу, затем заплетали ее потуже и позапутаннее, влетая множество лент. А затем вновь расплетали. При этом вплетенные ленты считались обрядовыми, как бы приобретшими благословение свыше, поэтому подружки невесты с охотой разбирали их для себя в надежде на скорое удачное замужество.

В некоторых местностях невеста за несколько дней до свадьбы должны была выходить на крыльцо и горько плакать, оповещая всех о скором расставании с родным домом.

Что касается жениха, то, в зависимости от местности, он либо собирал на пир друзей-молодцев (отсюда еще одно название этого обряда – молодечник), либо шел вместе с ними в баню «смыть холостяцкие грехи».

Один из важнейших обрядов – помолвка. Ее главной составляющей было официальное сообщение о согласии отцов и объявление даты свадьбы. Главы семейств прилюдно обменивались рукопожатием, так называемое, рукобитие. Выражение «ударить по рукам» родилось именно из этого обычая. Кстати, после него отменить свадьбу было невозможно. Это считалось страшным грехом и, по поверьям, сулило самим молодым и их родственникам неприятности на всю оставшуюся жизнь, а также их потомкам.

Уже после рукобития оговаривался окончательный размер не только приданого, но и «клада». Кладом у православных называлось материальное обеспечение со стороны жениха своей будущей жены. Он полагался на тот случай, если жених по каким-то причинам сразу не сможет справиться с ведением хозяйства, и жена сможет жить на эти средства какое-то время.

У большинства православных народностей невесту принято выкупать. В дом жениха ее везут после венчания. А вот у калмыков это делается до свадьбы. По обычаю этого народа, между сватовством и бракосочетанием проходит от года до трех лет. В это время жених должен трижды приехать к родителям невесты со своими родственниками. В третью поездку невесту увозили. Обычно гости оставались ночевать. Но спать ни при каких обстоятельствах никто не ложился. Веселье продолжалось до раннего утра. А с первыми лучами солнца хозяева и гости устраивали что-то вроде шуточного сражения. Жених с родней пытались прорваться в кибитку невесты, чтобы забрать ее вместе с приданым, а молодые женщины, девушки со стороны новобрачной, к которым нередко присоединялись и парни, в этом время награждали их ударами.

У чеченцев до сих пор свадьба начинается с формальной кражи невесты. «Похитив», ее прячут у кого-либо из родственников жениха, а в дом невесты отправляют посланцев с вестью, что девушка по доброму согласию ушла к жениху. С этого момента стартуют полномасштабные приготовления к свадьбе.

Кстати, обычай красть невесту с ее согласия и согласия ее родителей (а иногда и без него) существовал и во многих мордовских селах. О каких-либо особых ритуалах при этом неизвестно. Но нередки были случаи, когда такой формальный обряд заканчивался дракой и даже нанесением увечий, при это иногда доставалось и невесте.

У адыгейцев говорить о своих чувствах вообще не принято. Накануне свадьбы невеста уходит в затвор, то есть, запирается в доме и никуда не ходит. Жених, в свою очередь, «уходит в изгнание». Первый день свадьбы проходит без них. Только на второй день жених приходит в дом невесты с деньгами, которые были подарены на свадьбе, и у отца невесты выпрашивает прощение. Затем забирает невесту и приводит ее в дом.

У коренных жителей Камчатки ради будущей супружеской жизни жених должен был потрудиться в прямом смысле еще до сватовства. Он нанимался в работники к родителям невесты, выполнял всю порученную работу, при этом прикладывал все возможное усердие, чтобы родители девушки не отказали ему. Их согласие – еще не конец испытаний. Нужно обязательно дотронуться до обнаженного участка тела своей избранницы, что совсем непросто. Зная намерения жениха, девушку специально одевали во «сто одежек».

«Крадут» невесту и у народностей Алтая. Но здесь ее родители, узнав о «похищении», сами едут в аил жениха. Прибыть туда они должны не позже полудня. Родня жениха встречает их и преподносит легкие угощения еще в пути. При этом, по обряду, проводятся ритуальные игры. Так, необходимо отнять блюдо с мясом. Затем гостей провожают к аилу родителей жениха, где им оказывают торжественный прием. В ходе него родственники невесты выставляют напоказ ее приданое, при этом всячески нахваливая его. А родственники жениха за символическую плату выкупают это приданое по частям. Этот ритуал называется «выкуп приданого». Его обязательная составляющая − участие племянника невесты. Его наряжали в одежду замужней женщины и предлагали со словами «Кому нужна девушка – покупайте!».

Что-то подобное встречается на современных свадьбах. Невесту «крадут» до или после начала свадебного пира, а затем, требуя выкуп, пытаются «подсунуть» вместо нее переодетого в женское платье парня.

Историки, занимающиеся изучением свадебных обрядов, отмечают, что сегодня многие народности стараются максимально использовать лучшие свои традиции в ходе проведения свадебных торжеств.

И раньше до свадьбы соблюдались определенные традиции, и сейчас. В нынешние времена так широко проходят иногда мальчишники и девичники, что и про само свадебное торжество забыть можно или вообще передумать жениться или замуж выходить...

А вот еще несколько любопытных публикаций об историческом:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того, перешли на «ты», нашли общую тему для разговора и вот сидим за столом и вспоминаем наших отцов – их жизнь, труд, фронтовые годы. Рашид показывает мне фото из семейной хроники, рассказывает, кем были его давние предки и как сложилась их судьба, судьба их потомков, демонстрирует выдержки из книги об отце, делится воспоминаниями о нем.
  • В коричневых тонах. 14 признаков фашизма по Умберто Эко
    Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз задуматься каждому из нас.
  • Дед Осип. (Рассказ)
    Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли образ человека, благодаря которому я усвоил навыки столярного дела и познал первые уроки другой, совсем не книжной или киношной жизни.
  • Чародей военных песен Арсений Долматовский
    5 мая исполнится 110 лет со дня рождения Евгения Долматовского.
  • Узник фашистских концлагерей Виктор Иванович Гуров: «Мне до сих пор помнится запах лагерной хлорки»
    В то далекое время мы жили в рабочем поселке Думиничи Калужской области, километрах в тридцати от Сухинич. После разгрома немцев под Москвой фронт остановился в районе Сухинич. Положение фронта было неустойчивым, и он несколько раз прокатывался по нашему поселку, то освобождая нас, то оставляя врагу.
  • Виктор Евстратенков: «Самое страшное на войне, когда страдают и гибнут дети»
    Ветеранов Великой Отечественной войны в Иркутске осталось очень мало. 80-летие Победы встретят всего 28 жителей областного центра, которые в свое время защищали Родину от фашистских захватчиков. Один из них – Виктор Иванович Евстратенков.
  • Май, труд, профсоюзы
    Завтра мы отметим один их самых любимых праздников – День весны и труда. Когда-то он назывался Днем международной солидарности трудящихся, но вместе с уходом от власти КПСС солидарность куда-то исчезла…
  • Вначале – Манька-Облигация
    К юбилею народной артистки России Ларисы Удовиченко.
  • Читая Жукова и Манштейна. Война воспоминаний как зеркало эпохи
    Мемуары участников событий – исторический источник, что называется, из первых рук. Впрочем, оборот «что называется» не случаен.
  • Тарифы «от Рыжика»
    Дональд Трамп, мировая экономика и жизнь в России.
  • «Самая страшная картина детства – казнь партизан»
    Узник фашистских концлагерей Плотников Алексей Семенович.
  • Вратарь всех времен: памяти Валерия Колчанова
    13 апреля 2025 года на 80-м году скончался легендарный иркутский футбольный голкипер Валерий Григорьевич Колчанов.
  • Переправа
    Константинов Герольд Александрович (1925–2000), кавалер орденов Красная Звезда, Отечественной войны 1-й степени, на фронт ушел в 1943 году 18-летним после окончания пехотного училища.
  • «Главное – работа, за которую не стыдно»
    Ветеран из Иркутска Николай Иванович Галкин – командир экипажа легендарного Т-34.
  • Иван Львович Марков. Стихи
    Ветеран труда, ветеран военной службы, к. т. н., член-корреспондент АН авиации и воздухоплавания Иван Львович Марков – потомственный сибиряк (родился в деревне Шорохова Киренского района в большой крестьянской семье). После школы, окончив в 1970 году ИВАТУ по специальности «авиационный техник», был направлен на Северный флот на должность старшего техника корабля. Литературным творчеством занялся во время учебы в академии Жуковского (1980–1984 гг.), где был внештатным литсотрудником газеты академии «Вперед и выше». Там же начал писать и стихи, но, как выражается сам Иван Львович, больше в стол. После 1993 года в связи увольнением со службы по выслуге лет связей с ВС РФ не потерял, многие годы занимался производственными и экологическими проблемами (переработка затонувшей древесины), ведет активную общественную работу (в Совете ветеранов Октябрьского округа Иркутска, в составе ТОСа «Городок ИВАТУ»), помогая людям защищать их интересы и… продолжает писать стихи. Сегодня у него премьера в нашем «Перевале».