ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

Перед свадьбой раньше пели эротические песни, а иногда одевали невесту «во сто одежек»

Светлана Шмидт, cyrillitsa.ru   
04 Июня 2020 г.
Изменить размер шрифта

 

Чтобы познакомиться с культурной народа, нередко достаточно просто изучить его свадебные традиции. Особенно много информации можно почерпнуть из досвадебных обрядов.

Перед свадьбой раньше пели эротические песни, а иногда одевали невесту «во сто одежек»

Между такими обрядами разных народов России есть общие этапы: выбор невесты, сватовство, договор по калыму и приданому, подготовка к свадьбе, выкуп и непосредственно свадьба.

Обряд «скакания»

Практически у всех есть такой досвадебный обряд, как девичник, у некоторых проводится и мальчишник. У части древнеславянских народов существовал единый обряд (в нем принимали участие и жених, и невеста), носивший название «скакания». Проводился он за день до венчания в доме жениха. Туда собиралась молодежь «вина пить». Здесь же была и невеста. После винопития все вставали в круг, положив руки друг другу на плечи, и начинали скакать под распевание песен эротического содержания. Девушки при этом без стеснения высоко задирали подолы юбок. Молодежь старалась прыгать, высоко вскидывая ноги. Напрыгавшись, здесь же все засыпали вповалку.

Обряд «яровуха»

У других славянских племен похожий обряд проходил в доме невесты. Назывался он «яровуха» (от имени славянского бога Ярилы, символизирующего плодородие). После вечеринки молодежь оставалась спать здесь же вповалку. При этом между парнями и девушками не возбранялась любая вольность, кроме непосредственно совокупления. В народе это называлось «срамными играми», а церковь окрестила «свальным грехом». Впрочем, с ростом влияния церкви подобные «игры» стали постепенно походить на более привычные нам раздельные девичники и мальчишники.

Другие предсвадебные обряды

Перед свадьбой в доме невесты проводился девичник, своего рода прощание с незамужней жизнью и проводы в семейную жизнь. Часто в этот вечер девушки пели грустные песни, отсюда в некоторых регионах этот обряд получил название «плакальник». Сама невеста в это время горько причитала, а девушки расплетали ей косу, затем заплетали ее потуже и позапутаннее, влетая множество лент. А затем вновь расплетали. При этом вплетенные ленты считались обрядовыми, как бы приобретшими благословение свыше, поэтому подружки невесты с охотой разбирали их для себя в надежде на скорое удачное замужество.

В некоторых местностях невеста за несколько дней до свадьбы должны была выходить на крыльцо и горько плакать, оповещая всех о скором расставании с родным домом.

Что касается жениха, то, в зависимости от местности, он либо собирал на пир друзей-молодцев (отсюда еще одно название этого обряда – молодечник), либо шел вместе с ними в баню «смыть холостяцкие грехи».

Один из важнейших обрядов – помолвка. Ее главной составляющей было официальное сообщение о согласии отцов и объявление даты свадьбы. Главы семейств прилюдно обменивались рукопожатием, так называемое, рукобитие. Выражение «ударить по рукам» родилось именно из этого обычая. Кстати, после него отменить свадьбу было невозможно. Это считалось страшным грехом и, по поверьям, сулило самим молодым и их родственникам неприятности на всю оставшуюся жизнь, а также их потомкам.

Уже после рукобития оговаривался окончательный размер не только приданого, но и «клада». Кладом у православных называлось материальное обеспечение со стороны жениха своей будущей жены. Он полагался на тот случай, если жених по каким-то причинам сразу не сможет справиться с ведением хозяйства, и жена сможет жить на эти средства какое-то время.

У большинства православных народностей невесту принято выкупать. В дом жениха ее везут после венчания. А вот у калмыков это делается до свадьбы. По обычаю этого народа, между сватовством и бракосочетанием проходит от года до трех лет. В это время жених должен трижды приехать к родителям невесты со своими родственниками. В третью поездку невесту увозили. Обычно гости оставались ночевать. Но спать ни при каких обстоятельствах никто не ложился. Веселье продолжалось до раннего утра. А с первыми лучами солнца хозяева и гости устраивали что-то вроде шуточного сражения. Жених с родней пытались прорваться в кибитку невесты, чтобы забрать ее вместе с приданым, а молодые женщины, девушки со стороны новобрачной, к которым нередко присоединялись и парни, в этом время награждали их ударами.

У чеченцев до сих пор свадьба начинается с формальной кражи невесты. «Похитив», ее прячут у кого-либо из родственников жениха, а в дом невесты отправляют посланцев с вестью, что девушка по доброму согласию ушла к жениху. С этого момента стартуют полномасштабные приготовления к свадьбе.

Кстати, обычай красть невесту с ее согласия и согласия ее родителей (а иногда и без него) существовал и во многих мордовских селах. О каких-либо особых ритуалах при этом неизвестно. Но нередки были случаи, когда такой формальный обряд заканчивался дракой и даже нанесением увечий, при это иногда доставалось и невесте.

У адыгейцев говорить о своих чувствах вообще не принято. Накануне свадьбы невеста уходит в затвор, то есть, запирается в доме и никуда не ходит. Жених, в свою очередь, «уходит в изгнание». Первый день свадьбы проходит без них. Только на второй день жених приходит в дом невесты с деньгами, которые были подарены на свадьбе, и у отца невесты выпрашивает прощение. Затем забирает невесту и приводит ее в дом.

У коренных жителей Камчатки ради будущей супружеской жизни жених должен был потрудиться в прямом смысле еще до сватовства. Он нанимался в работники к родителям невесты, выполнял всю порученную работу, при этом прикладывал все возможное усердие, чтобы родители девушки не отказали ему. Их согласие – еще не конец испытаний. Нужно обязательно дотронуться до обнаженного участка тела своей избранницы, что совсем непросто. Зная намерения жениха, девушку специально одевали во «сто одежек».

«Крадут» невесту и у народностей Алтая. Но здесь ее родители, узнав о «похищении», сами едут в аил жениха. Прибыть туда они должны не позже полудня. Родня жениха встречает их и преподносит легкие угощения еще в пути. При этом, по обряду, проводятся ритуальные игры. Так, необходимо отнять блюдо с мясом. Затем гостей провожают к аилу родителей жениха, где им оказывают торжественный прием. В ходе него родственники невесты выставляют напоказ ее приданое, при этом всячески нахваливая его. А родственники жениха за символическую плату выкупают это приданое по частям. Этот ритуал называется «выкуп приданого». Его обязательная составляющая − участие племянника невесты. Его наряжали в одежду замужней женщины и предлагали со словами «Кому нужна девушка – покупайте!».

Что-то подобное встречается на современных свадьбах. Невесту «крадут» до или после начала свадебного пира, а затем, требуя выкуп, пытаются «подсунуть» вместо нее переодетого в женское платье парня.

Историки, занимающиеся изучением свадебных обрядов, отмечают, что сегодня многие народности стараются максимально использовать лучшие свои традиции в ходе проведения свадебных торжеств.

И раньше до свадьбы соблюдались определенные традиции, и сейчас. В нынешние времена так широко проходят иногда мальчишники и девичники, что и про само свадебное торжество забыть можно или вообще передумать жениться или замуж выходить...

А вот еще несколько любопытных публикаций об историческом:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Этот многогранный Машков
    Владимир Машков – советский и российский актер театра и кино, не раз пробовавший силы как сценарист и режиссер. Сегодня он возглавляет один самых ярких творческих коллективов столицы – Театр Олега Табакова.
  • Это горькое чувство вины и свободы…
    Сын позвонил ближе к одиннадцати часам утра, когда я, по обыкновению своему, вовсю уже работал. Своими литературными опытами я стараюсь заниматься с утра, пока голова еще свежа и не забита повседневными заботами, коих у любого человека немало.
  • Страсти по идеологии
    Как-то неожиданно и вроде бы не ко времени в высших эшелонах власти вновь разгораются страсти о необходимости вернуть в нашу страну (и в Конституцию соответственно) такое понятие, как государственная идеология.
  • Гений самолетостроения
    Летают только красивые самолеты. А. Н. Туполев
  • На уличных подмостках, или Отдельные недостатки советской действительности
    Новая книга Александра Ведрова «На уличных подмостках. Сатира, юмор, приключения» представляет собой сборник рассказов, основанных на реальных событиях, и охватывает период советской эпохи, начиная от предвоенных лет. Это уже четвертое произведение иркутского писателя, изданное в Москве, но оно перепечатано и в Иркутске и выставлено на продажу в книжной сети «Продалитъ».
  • Лёха. Рассказ
    Публикуется в сокращении
  • Ох уж эта медицина!
    Как-то так получается, что с годами в аптеку и поликлинику приходится ходить едва ли не чаще, чем в ближайший магазин. А все потому, что количество всяких мелких и крупных недомоганий растет с пугающей быстротой и все чаще приходится обращаться к медикам...
  • Зачем нужны чтения?
    Не знаю, какие ассоциации со словом «чтения» возникают у других, а у меня, когда услышал его впервые, сразу всплыла в памяти картинка из детства... Зима 1963 г. в маленьком таёжном посёлке. Актированные дни, то есть температура опустилась ниже 45­-ти, а точнее – скатилась до 50­-ти почти на неделю. Родители дома в будни! Наша немалая семья, собравшись поближе к печке, коротает время за чтением. Читают вслух по очереди мама, папа, старшая сестра. Когда подрасту, доверят чтение и мне, поскольку это занятие с той холодной зимы прижилось в нашем доме, ещё больше сближая нашу и без того дружную семью. И, думаю, благодаря этому у всех детей в той или иной степени проявилась тяга к литературному творчеству, а книга стала постоянным спутником жизни.
  • «Нечисть» советского экрана Георгий де Мильё
    Георгий де Мильё родился 7 ноября 1903 года в Москве, в богатой аристократической семье. Его отец Франц де Мильё приехал в Россию из Франции. Здесь он работал инженером-мостостроителем. А мать – Елизавета Журавлева – была дочерью иркутского золотопромышленника. Фамилию де Мильё родственники будущего актера поменяли на Милляр после революции. Они опасались, что в СССР их будут преследовать за дворянское происхождение.
  • «Любить – это смотреть в одном направлении»
    Александра Николаевна Пахмутова, Николай Николаевич Добронравов, Иосиф Давыдович Кобзон. Лауреаты Государственной премии СССР. Орденоносцы. Гордость России.
  • Как несколько месяцев до и после смерти Иосифа Сталина повлияли на ход истории
    Внезапная болезнь и кончина Сталина в марте 1953 года для многих оказались неожиданностью. Тиран был полон грандиозных замыслов: готовился бросить вооруженный вызов президенту США, у себя в стране инициировал кампанию против советских евреев, после чего намеревался провести чистку в рядах высшего руководства компартии. Как месяцы до и после смерти Сталина повлияли на ход истории? Об этом можно узнать из книги Джошуа Рубинштейна. Ниже размещен небольшой фрагмент.
  • Земная жизнь Иисуса из Назарета
    Каким же был исторический Иисус? Что это была за личность? Ответы на эти вопросы попытался дать в своей книге Аслан Реза. Иисус, возможно, окажется не совсем тем, которого читатель ожидает увидеть; это определенно будет не тот Иисус, которого знает большинство современных христиан. Но в конечном счете это единственный Иисус, к которому можно прийти с помощью исторических методов. Всё остальное остается делом веры.
  • Призрак комсомола
    На днях Россия негромко отметила 105-летие комсомола. И несмотря на то, что современные идеологи постарались «замести под коврик» само это понятие, память о нем до сих пор жива у большинства наших немолодых читателей.
  • Певец Урала Дмитрий Мамин-Сибиряк
    0311 24 1a Дмитрий Мамин-Сибиряк – самый знаменитый уральский писатель конца XIX – начала XX века. Все знают его сказку «Серая Шейка», многие читали детям его «Аленушкины сказки».
  • Одна в сгоревшей деревне
    В Омской области, в Большереченском районе есть деревня с названием Чистоозерье. Такие населенные пункты, как этот, называются вымирающими. Здесь осталась единственная жительница Надежда Архиповна Кучумова.
  • Патриотизм как доходный бизнес?
    Крамольные мысли выскажу. Я не буду настаивать на том, что мысли мои правильны. Но тема требует обсуждения и народного донесения до властей предержащих. А тема старая. Это – воспитание патриотизма.
  • Глубокий писатель, чья проза насквозь пропитана болью: Венедикт Ерофеев
    Имя Венедикта Васильевича Ерофеева стало широко известным ещё при жизни; редкий из современников не знал его или не слышал о знаменитой книге «Москва – Петушки». Однако слава эта была неофициальная, можно сказать, маргинальная. Это вполне закономерно, если учесть тот образ жизни, который вёл писатель, – жизнь «деклассированного элемента». 24 октября – 85 лет со дня рождения прозаика.
  • В свои 64 Елена Цыплакова счастлива в браке с поклонником
    Елена Цыплакова – известная актриса советского театра и кино. Ее дебют состоялся в 16 лет в картине «Не болит голова у дятла». Следующая ее яркая роль – озорной служанки Кэтти в ленте «Д'Артаньян и три мушкетера». Как сложилась жизнь красавицы-актрисы и чем она сейчас занимается?
  • Как видят реновацию хрущевок депутаты из Санкт-Петербурга
    Старое жилье можно найти в любом городе. Есть такое и в Санкт-Петербурге. Вопрос с хрущевками здесь – тема давняя. Чтобы его решить, народные избранники города на Неве внесли в Государственную Думу ряд поправок в федеральный закон о КТР (комплексном развитии территории). Что же предлагают местные депутаты?
  • Вот это дата! Городу Суздалю тысяча лет!
    В 1024 году Суздаль впервые упоминается в летописи. Но начало его истории археологи датируют Х веком.