ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ

МультиВход
 

Перед свадьбой раньше пели эротические песни, а иногда одевали невесту «во сто одежек»

Светлана Шмидт, cyrillitsa.ru   
04 Июня 2020 г.
Изменить размер шрифта

 

Чтобы познакомиться с культурной народа, нередко достаточно просто изучить его свадебные традиции. Особенно много информации можно почерпнуть из досвадебных обрядов.

Перед свадьбой раньше пели эротические песни, а иногда одевали невесту «во сто одежек»

Между такими обрядами разных народов России есть общие этапы: выбор невесты, сватовство, договор по калыму и приданому, подготовка к свадьбе, выкуп и непосредственно свадьба.

Обряд «скакания»

Практически у всех есть такой досвадебный обряд, как девичник, у некоторых проводится и мальчишник. У части древнеславянских народов существовал единый обряд (в нем принимали участие и жених, и невеста), носивший название «скакания». Проводился он за день до венчания в доме жениха. Туда собиралась молодежь «вина пить». Здесь же была и невеста. После винопития все вставали в круг, положив руки друг другу на плечи, и начинали скакать под распевание песен эротического содержания. Девушки при этом без стеснения высоко задирали подолы юбок. Молодежь старалась прыгать, высоко вскидывая ноги. Напрыгавшись, здесь же все засыпали вповалку.

Обряд «яровуха»

У других славянских племен похожий обряд проходил в доме невесты. Назывался он «яровуха» (от имени славянского бога Ярилы, символизирующего плодородие). После вечеринки молодежь оставалась спать здесь же вповалку. При этом между парнями и девушками не возбранялась любая вольность, кроме непосредственно совокупления. В народе это называлось «срамными играми», а церковь окрестила «свальным грехом». Впрочем, с ростом влияния церкви подобные «игры» стали постепенно походить на более привычные нам раздельные девичники и мальчишники.

Другие предсвадебные обряды

Перед свадьбой в доме невесты проводился девичник, своего рода прощание с незамужней жизнью и проводы в семейную жизнь. Часто в этот вечер девушки пели грустные песни, отсюда в некоторых регионах этот обряд получил название «плакальник». Сама невеста в это время горько причитала, а девушки расплетали ей косу, затем заплетали ее потуже и позапутаннее, влетая множество лент. А затем вновь расплетали. При этом вплетенные ленты считались обрядовыми, как бы приобретшими благословение свыше, поэтому подружки невесты с охотой разбирали их для себя в надежде на скорое удачное замужество.

В некоторых местностях невеста за несколько дней до свадьбы должны была выходить на крыльцо и горько плакать, оповещая всех о скором расставании с родным домом.

Что касается жениха, то, в зависимости от местности, он либо собирал на пир друзей-молодцев (отсюда еще одно название этого обряда – молодечник), либо шел вместе с ними в баню «смыть холостяцкие грехи».

Один из важнейших обрядов – помолвка. Ее главной составляющей было официальное сообщение о согласии отцов и объявление даты свадьбы. Главы семейств прилюдно обменивались рукопожатием, так называемое, рукобитие. Выражение «ударить по рукам» родилось именно из этого обычая. Кстати, после него отменить свадьбу было невозможно. Это считалось страшным грехом и, по поверьям, сулило самим молодым и их родственникам неприятности на всю оставшуюся жизнь, а также их потомкам.

Уже после рукобития оговаривался окончательный размер не только приданого, но и «клада». Кладом у православных называлось материальное обеспечение со стороны жениха своей будущей жены. Он полагался на тот случай, если жених по каким-то причинам сразу не сможет справиться с ведением хозяйства, и жена сможет жить на эти средства какое-то время.

У большинства православных народностей невесту принято выкупать. В дом жениха ее везут после венчания. А вот у калмыков это делается до свадьбы. По обычаю этого народа, между сватовством и бракосочетанием проходит от года до трех лет. В это время жених должен трижды приехать к родителям невесты со своими родственниками. В третью поездку невесту увозили. Обычно гости оставались ночевать. Но спать ни при каких обстоятельствах никто не ложился. Веселье продолжалось до раннего утра. А с первыми лучами солнца хозяева и гости устраивали что-то вроде шуточного сражения. Жених с родней пытались прорваться в кибитку невесты, чтобы забрать ее вместе с приданым, а молодые женщины, девушки со стороны новобрачной, к которым нередко присоединялись и парни, в этом время награждали их ударами.

У чеченцев до сих пор свадьба начинается с формальной кражи невесты. «Похитив», ее прячут у кого-либо из родственников жениха, а в дом невесты отправляют посланцев с вестью, что девушка по доброму согласию ушла к жениху. С этого момента стартуют полномасштабные приготовления к свадьбе.

Кстати, обычай красть невесту с ее согласия и согласия ее родителей (а иногда и без него) существовал и во многих мордовских селах. О каких-либо особых ритуалах при этом неизвестно. Но нередки были случаи, когда такой формальный обряд заканчивался дракой и даже нанесением увечий, при это иногда доставалось и невесте.

У адыгейцев говорить о своих чувствах вообще не принято. Накануне свадьбы невеста уходит в затвор, то есть, запирается в доме и никуда не ходит. Жених, в свою очередь, «уходит в изгнание». Первый день свадьбы проходит без них. Только на второй день жених приходит в дом невесты с деньгами, которые были подарены на свадьбе, и у отца невесты выпрашивает прощение. Затем забирает невесту и приводит ее в дом.

У коренных жителей Камчатки ради будущей супружеской жизни жених должен был потрудиться в прямом смысле еще до сватовства. Он нанимался в работники к родителям невесты, выполнял всю порученную работу, при этом прикладывал все возможное усердие, чтобы родители девушки не отказали ему. Их согласие – еще не конец испытаний. Нужно обязательно дотронуться до обнаженного участка тела своей избранницы, что совсем непросто. Зная намерения жениха, девушку специально одевали во «сто одежек».

«Крадут» невесту и у народностей Алтая. Но здесь ее родители, узнав о «похищении», сами едут в аил жениха. Прибыть туда они должны не позже полудня. Родня жениха встречает их и преподносит легкие угощения еще в пути. При этом, по обряду, проводятся ритуальные игры. Так, необходимо отнять блюдо с мясом. Затем гостей провожают к аилу родителей жениха, где им оказывают торжественный прием. В ходе него родственники невесты выставляют напоказ ее приданое, при этом всячески нахваливая его. А родственники жениха за символическую плату выкупают это приданое по частям. Этот ритуал называется «выкуп приданого». Его обязательная составляющая − участие племянника невесты. Его наряжали в одежду замужней женщины и предлагали со словами «Кому нужна девушка – покупайте!».

Что-то подобное встречается на современных свадьбах. Невесту «крадут» до или после начала свадебного пира, а затем, требуя выкуп, пытаются «подсунуть» вместо нее переодетого в женское платье парня.

Историки, занимающиеся изучением свадебных обрядов, отмечают, что сегодня многие народности стараются максимально использовать лучшие свои традиции в ходе проведения свадебных торжеств.

И раньше до свадьбы соблюдались определенные традиции, и сейчас. В нынешние времена так широко проходят иногда мальчишники и девичники, что и про само свадебное торжество забыть можно или вообще передумать жениться или замуж выходить...

А вот еще несколько любопытных публикаций об историческом:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

Загрузка...
Загрузка...
  • «Передача лиры»: кто, когда и почему был «главным» в великой русской литературе?
    Как появилась литературная иерархия, кто из поэтов — «душа народа», а кто — нет? Что с ней происходило в советское время, и есть ли «главный» поэт на сегодня? Об этом и не только говорят профессор Оксфордского университета, РГГУ и РАНХиГС Андрей Зорин и профессор школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Олег Лекманов.
  • Самые красивые бабочки
  • Политолог Михаил Ремизов – о кризисе партийной системы, мутации Запада и многом другом
    Россия, пережившая первую волну коронавирусной пандемии при продолжающемся санкционном давлении Запада и «долгоиграющих» внутренних проблемах, понесла немалые потери. Последствия ещё долго будет ощущать на себе вся экономика. Но если вспомнить, что пандемия случилась на фоне всеобщего экономического спада, можно предположить, что нелёгкие времена ждут весь мир и мы можем стать свидетелями не только политических изменений внутри России, но и усиления конфронтации между основными мировыми игроками. Каким будет «прекрасный новый мир» – об этом мы разговор с политологом, президентом Института национальной стратегии Михаилом Ремизовым.
  • Самые редкие и удивительные птицы
  • Неповторимый Константин Райкин
    Константин родился в Ленинграде 8 июля 1950 года, в семье легендарного артиста эстрады Аркадия Райкина и Руфи Иоффе, его жены, которая также была актрисой. У Кости есть старшая сестра Екатерина. Семья Райкиных была очень дружной, дети росли в атмосфере любви и заботы, хотя отца видели не так уж часто: Аркадий Исаакович часто уезжал на гастроли. Много времени будущий актер уделял спорту – серьезно занимался спортивной гимнастикой.
  • Моё богатство или путь от деревенского подпаска до секретаря обкома КПСС
    1007 8 1a 12 июля свой 90-летний юбилей отмечает хорошо известный старшему поколению Иркутской области человек – Пётр Иванович Мирошников. Его карьера – от деревенского подпаска до секретаря обкома КПСС – характерна для многих деятельных людей советского времени, когда простой человек благодаря своей любознательности, усердию и трудолюбию мог добиться многого.
  • «Огневой рубеж» деда: повесть о солдате Великой Отечественной
    Повесть Павла Кренёва «Огневой рубеж пулемётчика Батагова» рассказывает о судьбе его деда Егора Ермолаевича Бадогина, без вести пропавшего в 1942 году во время Кестеньгской операции.
  • Самая маленькая повариха
  • «Я ль на свете всех милее»: как поддерживали красоту русские императрицы?
    Криотерапия и солярий, лифтинг и скрабирование, фитнес и ароматерапия – многие из современных методов поддержания красоты и здоровья с успехом использовали русские царицы.
  • Сибирь, Сибирь! Здесь… немцы проживают
    Несмотря на постоянный отток этнических немцев на Запад, согласно переписи населения России 2010 года, в нашей стране по-прежнему проживает около четырехсот тысяч немцев (голендров, русских немцев, швабов и саксонцев), при этом почти полтора миллиона человек имеют с ними тесную кровную связь, а владеют немецким языком более двух миллионов людей.
  • Общительная чтица Злата Вовнинкина
  • Александр III – могучий монарх, крепко державший штурвал великой империи
    Он вступил на престол в кризисные для империи дни, после гибели ставшего жертвой убийц родителя. В начале 1880-х Россия для всего мира превратилась в страну революционной вакханалии. Новости о покушениях, взрывах и судебных процессах над боевиками не сходили с первых полос международной прессы.
  • 5 животных, которые, кажется, что не с нашей планеты
  • Венчание пожилых: есть возрастные рамки, но желающим навстречу идут
    Согласно церковном брачному праву, высший возрастной предел для венчания - это 60 лет для женщин и 70 для мужчин. Такой ценз был указан еще святителем Василием Великим и обусловлен он, в основном, тем, что одной из целей (хоть и не главной) брачного союза, определяется рождение и воспитание потомства.
  • Филолог Борис Ланин: Антиутопии — взгляд на то, что и так уже есть вокруг
    О важности антиутопий не только для литературы, но и для социума в целом состоялся разговор с исследователем антиутопий, филологом Борисом Ланиным
  • Все про «уколы красоты»: ботокс и филлеры
    В прошлый раз мы начали серию статей про косметические процедуры, относящиеся к группе «уколов красоты», которыми пользуются многие женщины элегантного возраста. Рассказав про биоревитализацию и мезотерапию, сегодня осветим популярнейшие разновидности уколов - ботокс и филлеры.
  • 5 самых опасных пород собак, запрещенных во многих странах мира
  • Похороны «по-репному» для умерших не своей смертью: с языческой Руси и по наши дни
    В языческой Руси такой прозаический для современного человека овощ, как репа, имел сакральный смысл. Ее «корешки» находились в земле и принадлежали миру мертвых, а «вершки» – находились над землей и были в мире живых. Это половинчатое состояние наделяло репу особыми свойствами – в сознании людей она навсегда была соединена с покойниками, со смертью.
  • Грустный комик Фрунзик Мкртчан: большой успех при огромной человеческой трагедии
    4 июля исполнилось бы 90 лет народному артисту СССР Фрунзику Мкртчяну. Его нельзя было ни с кем спутать: человек с большим носом, печальными глазами, но веселым именем – Фрунзик. «Солнце» – называли его друзья. А он отвечал: «Если солнце, то очень грустное».
  • Чернобыль: ликвидатор аварии «хватал» просто запредельные дозы
    Константин Чечеров – один из самых «радиоактивных» людей в мире, ученый, физик-ядерщик, старший научный сотрудник Института имени Курчатова, один из первых ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.