НА КАЛЕНДАРЕ

Перед свадьбой раньше пели эротические песни, а иногда одевали невесту «во сто одежек»

Светлана Шмидт, cyrillitsa.ru   
04 Июня 2020 г.

 

Чтобы познакомиться с культурной народа, нередко достаточно просто изучить его свадебные традиции. Особенно много информации можно почерпнуть из досвадебных обрядов.

Перед свадьбой раньше пели эротические песни, а иногда одевали невесту «во сто одежек»

Между такими обрядами разных народов России есть общие этапы: выбор невесты, сватовство, договор по калыму и приданому, подготовка к свадьбе, выкуп и непосредственно свадьба.

Обряд «скакания»

Практически у всех есть такой досвадебный обряд, как девичник, у некоторых проводится и мальчишник. У части древнеславянских народов существовал единый обряд (в нем принимали участие и жених, и невеста), носивший название «скакания». Проводился он за день до венчания в доме жениха. Туда собиралась молодежь «вина пить». Здесь же была и невеста. После винопития все вставали в круг, положив руки друг другу на плечи, и начинали скакать под распевание песен эротического содержания. Девушки при этом без стеснения высоко задирали подолы юбок. Молодежь старалась прыгать, высоко вскидывая ноги. Напрыгавшись, здесь же все засыпали вповалку.

Обряд «яровуха»

У других славянских племен похожий обряд проходил в доме невесты. Назывался он «яровуха» (от имени славянского бога Ярилы, символизирующего плодородие). После вечеринки молодежь оставалась спать здесь же вповалку. При этом между парнями и девушками не возбранялась любая вольность, кроме непосредственно совокупления. В народе это называлось «срамными играми», а церковь окрестила «свальным грехом». Впрочем, с ростом влияния церкви подобные «игры» стали постепенно походить на более привычные нам раздельные девичники и мальчишники.

Другие предсвадебные обряды

Перед свадьбой в доме невесты проводился девичник, своего рода прощание с незамужней жизнью и проводы в семейную жизнь. Часто в этот вечер девушки пели грустные песни, отсюда в некоторых регионах этот обряд получил название «плакальник». Сама невеста в это время горько причитала, а девушки расплетали ей косу, затем заплетали ее потуже и позапутаннее, влетая множество лент. А затем вновь расплетали. При этом вплетенные ленты считались обрядовыми, как бы приобретшими благословение свыше, поэтому подружки невесты с охотой разбирали их для себя в надежде на скорое удачное замужество.

В некоторых местностях невеста за несколько дней до свадьбы должны была выходить на крыльцо и горько плакать, оповещая всех о скором расставании с родным домом.

Что касается жениха, то, в зависимости от местности, он либо собирал на пир друзей-молодцев (отсюда еще одно название этого обряда – молодечник), либо шел вместе с ними в баню «смыть холостяцкие грехи».

Один из важнейших обрядов – помолвка. Ее главной составляющей было официальное сообщение о согласии отцов и объявление даты свадьбы. Главы семейств прилюдно обменивались рукопожатием, так называемое, рукобитие. Выражение «ударить по рукам» родилось именно из этого обычая. Кстати, после него отменить свадьбу было невозможно. Это считалось страшным грехом и, по поверьям, сулило самим молодым и их родственникам неприятности на всю оставшуюся жизнь, а также их потомкам.

Уже после рукобития оговаривался окончательный размер не только приданого, но и «клада». Кладом у православных называлось материальное обеспечение со стороны жениха своей будущей жены. Он полагался на тот случай, если жених по каким-то причинам сразу не сможет справиться с ведением хозяйства, и жена сможет жить на эти средства какое-то время.

У большинства православных народностей невесту принято выкупать. В дом жениха ее везут после венчания. А вот у калмыков это делается до свадьбы. По обычаю этого народа, между сватовством и бракосочетанием проходит от года до трех лет. В это время жених должен трижды приехать к родителям невесты со своими родственниками. В третью поездку невесту увозили. Обычно гости оставались ночевать. Но спать ни при каких обстоятельствах никто не ложился. Веселье продолжалось до раннего утра. А с первыми лучами солнца хозяева и гости устраивали что-то вроде шуточного сражения. Жених с родней пытались прорваться в кибитку невесты, чтобы забрать ее вместе с приданым, а молодые женщины, девушки со стороны новобрачной, к которым нередко присоединялись и парни, в этом время награждали их ударами.

У чеченцев до сих пор свадьба начинается с формальной кражи невесты. «Похитив», ее прячут у кого-либо из родственников жениха, а в дом невесты отправляют посланцев с вестью, что девушка по доброму согласию ушла к жениху. С этого момента стартуют полномасштабные приготовления к свадьбе.

Кстати, обычай красть невесту с ее согласия и согласия ее родителей (а иногда и без него) существовал и во многих мордовских селах. О каких-либо особых ритуалах при этом неизвестно. Но нередки были случаи, когда такой формальный обряд заканчивался дракой и даже нанесением увечий, при это иногда доставалось и невесте.

У адыгейцев говорить о своих чувствах вообще не принято. Накануне свадьбы невеста уходит в затвор, то есть, запирается в доме и никуда не ходит. Жених, в свою очередь, «уходит в изгнание». Первый день свадьбы проходит без них. Только на второй день жених приходит в дом невесты с деньгами, которые были подарены на свадьбе, и у отца невесты выпрашивает прощение. Затем забирает невесту и приводит ее в дом.

У коренных жителей Камчатки ради будущей супружеской жизни жених должен был потрудиться в прямом смысле еще до сватовства. Он нанимался в работники к родителям невесты, выполнял всю порученную работу, при этом прикладывал все возможное усердие, чтобы родители девушки не отказали ему. Их согласие – еще не конец испытаний. Нужно обязательно дотронуться до обнаженного участка тела своей избранницы, что совсем непросто. Зная намерения жениха, девушку специально одевали во «сто одежек».

«Крадут» невесту и у народностей Алтая. Но здесь ее родители, узнав о «похищении», сами едут в аил жениха. Прибыть туда они должны не позже полудня. Родня жениха встречает их и преподносит легкие угощения еще в пути. При этом, по обряду, проводятся ритуальные игры. Так, необходимо отнять блюдо с мясом. Затем гостей провожают к аилу родителей жениха, где им оказывают торжественный прием. В ходе него родственники невесты выставляют напоказ ее приданое, при этом всячески нахваливая его. А родственники жениха за символическую плату выкупают это приданое по частям. Этот ритуал называется «выкуп приданого». Его обязательная составляющая − участие племянника невесты. Его наряжали в одежду замужней женщины и предлагали со словами «Кому нужна девушка – покупайте!».

Что-то подобное встречается на современных свадьбах. Невесту «крадут» до или после начала свадебного пира, а затем, требуя выкуп, пытаются «подсунуть» вместо нее переодетого в женское платье парня.

Историки, занимающиеся изучением свадебных обрядов, отмечают, что сегодня многие народности стараются максимально использовать лучшие свои традиции в ходе проведения свадебных торжеств.

И раньше до свадьбы соблюдались определенные традиции, и сейчас. В нынешние времена так широко проходят иногда мальчишники и девичники, что и про само свадебное торжество забыть можно или вообще передумать жениться или замуж выходить...

А вот еще несколько любопытных публикаций об историческом:

По инф. cyrillitsa.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Мы недооценили противника»
    Когда руководству вермахта стало ясно, что блицкриг провалился.
  • Крушение. Рассказ (ч.3)
    – Летать стали на «боингах», свои авиазаводы еле-еле существовали, и только потому, что армия не могла остаться без истребителей, бомбардировщиков. А профсоюз не помог и не вступился, он завял, о нем у нас даже никто не вспоминает. Вы-то лучше меня это знаете, – она понимающе взглянула на Свистунова. – Муж с завода не стал уходить, иногда по вечерам и даже в праздники занимался извозом на машине, как говорят у них, таксовал. Слава богу, гараж рядом с домом… удобно. Я ужасно переживала, потому что он чаще всего выезжал вечером, сейчас такой беспредел, бандит на бандите… Выживали кое-как, а потом неожиданно поступил заказ, и работа появилась, не в таком объеме, как раньше, но жить стало получше.
  • Возвращение к Можайскому (ч.2)
    Подведу итоги сказанного ранее.
  • Вначале была война: к 100-летию Иннокентия Смоктуновского
    Будущий народный артист СССР, один из лучших актеров советского кинематографа («король и шут в одном лице») родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка – ныне это Шегарский район Томской области – в семье Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Акимовны Махневой, в которой был вторым из шестерых детей.
  • Крушение. Рассказ (часть 2)
    Дома Лариса встретила своего мужа с расстроенным выражением лица.
  • Возвращение к Можайскому (ч.1)
    21 марта исполняется 200 лет со дня рождения Александра Федоровича Можайского.
  • День весеннего равноденствия. Рассказ
    Это было не сегодня, а сегодня рассказано, то есть вошло в этот солнечный день, как явь. Могло случиться вчера, а не более пятидесяти лет назад, как на самом деле. Есть большая разница: одно – когда о чем-то рассказывает очевидец, другое – когда рассказывают о том времени, когда его очевидцев ни одного не осталось. В первом случае давнее полно неостывшего трепета, и слова, о нем сообщающие, наполнены воздухом и дыханием.
  • До и после Колымы: дороги судьбы Георгия Жжёнова
    22 марта исполняется 110 лет со дня рождения народного артиста СССР Георгия Жжёнова.
  • Можем повторить?
    Тема Второй мировой и Великой Отечественной войн, казалось бы, по своему масштабу несовместима с конъюнктурщиной и суетливостью.
  • Достойны, но не удостоены. Герои-фронтовики без звезды Героя
    Еще в апреле 2020 года дума Иркутска обратилась к руководству страны с инициативой о присвоении посмертно звания Героя Российской Федерации уроженцу Прибайкалья, летчику Николаю Ковалеву за подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны.
  • Крушение. Рассказ
    Он пришел домой подавленным. Работы больше нет. Вставали простые жизненные вопросы: на что жить, есть, пить. Нависла пустота, в душе пропасть, казалось, что наступила непоправимая безвыходность.
  • «Лучший образ Остапа Бендера»: памяти Сергея Юрского
    К 90-летию со дня рождения Сергея Юрского.
  • Ползучая интервенция или как выжить пенсионеру
    Точнее было бы назвать эту статью «Вопль беспомощного пенсионера!». А заодно и засвидетельствовать еще, что та ценовая интервенция, которая и невооруженным глазом видна каждому и повсюду на ценниках, вовсе даже и не ползучая, а прямо-таки скачущая во весь опор!
  • Взвод младшего лейтенанта
    Дмитрий Гаврилович Сергеев (07.03.1922 – 22.06.2000) после окончания Омского пехотного училища в звании младшего лейтенанта воевал на Брянском фронте командиром стрелкового взвода. В составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Был награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
  • Золотая пилюля
    Ох, и дорого же стало болеть в нашем «социально ориентированном государстве»! Я уж не говорю про «гениально» организованную систему медицинской помощи, когда граждан просто толкают обращаться в платные клиники из-за того, что в государственных не хватает врачей.
  • Тонкий стиль, изысканность манер: к 100-летию Юлии Борисовой
    Юлию Борисову считают настоящей легендой, ослепительной звездой театральной сцены. Таких актеров, как она, единицы, но благодаря их творчеству этот мир становится светлее и добрее. В Борисову были влюблены все ее партнеры, но она ни разу не предала тех, кого любит – ни семью, ни родной театр, которому отдала семьдесят лет своей жизни.
  • За любовь, за женщин, за весну…
    В заботах и делах как-то незаметно пришла весна. А с нею март и праздник, посвященный нашей дорогой и любимой половине человечества – мамам, женам, подругам, сестрам, дочерям… И, конечно же, ее Величеству Любви.
  • Есть женщины в русских селеньях… памяти Риммы Марковой
    К столетию со дня рождения актрисы Риммы Марковой.
  • Россия и Гражданская война
    105 лет назад, 7 марта 1920 года части Красной армии вошли в Иркутск.
  • Жил, как воевал
    Одним из первых наших земляков, вступивших в бой с фашистами, был уроженец Зимы Георгий Александрович Ибятов (1908–1998). Он встретил войну под Брестом, контуженным попал в плен, бежал и сражался в партизанском отряде до конца войны. Ему бы домой, к родным, а воина-победителя в… фильтрационный лагерь. Разобрались, выпустили, реабилитировали и... наградили орденом. Жестокие удары судьбы его не сломили и не озлобили. Сибиряк жил, как воевал, – по чести и совести, став легендой иркутского спорта.