НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Отчий Дон

25 Августа 2015 г.

kazachata

Представители более чем двухсот национальностей сегодня считают Ростовскую область своей малой родиной.

Из скифов — в казаки

Так уж повелось, что донская земля всегда оказывалась на перекрестке великих переселений народов и древних торговых путей. Какие только завоеватели не отметились в привольных диких степях — скифы, сарматы, аланы, гунны, печенеги... Чьи только купцы не везли товары с Дона и на Дон — античные греческие, византийские, средневековые итальянские... Все они сменяли друг друга, оставляя свой отпечаток в уникальной местной полиэтнической культуре.

Ближе к нашему времени эта донская самобытность получила продолжение в культуре казачества, где изначально не было места угрюмой региональной замкнутости и национальной розни. И откуда бы им взяться, если вольное донское воинство по преимуществу пополняли беглые пассионарии из глубин России да потомки обескровленных в бесконечных сражениях степняков. Пробиться в казаки тогда мог каждый, если был смел, инициативен и к военному делу пригоден. И никто не считался — христианин ты или буддист, татарин или калмык. Главное — был бы казак по духу!

Историки вспоминают, что в свое сословие казаки не чурались принимать «иноверцев», обладавших необходимыми навыками и умениями. Примеров такой удивительной для той эпохи «толерантности» хватает. Еще в конце XV века, когда казачество только зарождалось, крымский хан Менгли-Гирей жаловался своему союзнику великому князю Московскому Ивану III на бесчинства азовских казаков-татар, отнявших у него награбленную под Киевом добычу. А через 300 лет мировую известность получила казачья конница, которая, громя Наполеона, дошла в составе русских войск до Парижа.

Не только старинные обычаи, совместные походы и войны лежали в основе феноменального «интернационализма», присущего жителям донской земли. Но, конечно же, и торговля. Она процветала в вольных степях, начиная с древнегреческого Танаиса и турецкого Азова. Спустя столетия неподалеку от этих древних городов-базаров поднялся Ростов-на-Дону, уже к концу XIX века заслуживший прозвание «русский Чикаго». И снова секретом необыкновенной живучести новоявленных донских коммерсантов стала их готовность жить в мире и согласии с соседями — представителями разных народов — ради общего блага и процветания.

Этническая вольница

Общеизвестно, что самыми удачливыми купцами в дореволюционном Ростове считались армяне. В Нахичеванской-на-Дону армянской общине вам покажут документы, относящиеся к грандиозному миграционному проекту двухсотлетней давности. Его авторство принадлежит императрице Екатерине II. В 1778 году она удовлетворила прошение 12 000 крымских армян, просивших о переселении в Россию, чтобы избавиться от бесчинств и притеснений ханской власти. Великий исход армянских переселенцев из Крыма на Дон организовал и обеспечил сопровождением сам Александр Васильевич Суворов, в жилах которого, по преданию, текла и армянская кровь.

Уже в ноябре 1779 года высочайшей грамотой близ крепости св. Димитрия Ростовского (будущего центра Ростова-на-Дону) были основаны город Нор-Нахичеван и пять сел.

Показательно, что окрестное казачество без лишних споров провело межевание земель в пользу новоиспеченной армянской колонии. Их пределы никто не думал оспаривать, даже когда бурно растущий Ростов почувствовал тесноту.

...Сегодня мало кто вспомнит межевую полосу между Ростовом и Нахичеванью, ставшей одним из районов донской столицы почти век назад. Практически растворились национальные границы и в сознании горожан. Ныне армяне такие же ростовчане, как и прочие. Ну разве что пекут тонкий лаваш и вялят суджук — и то, и другое по вкусу всем донским жителям. И еще на свадьбах у них звучит зурна. Правда, в последнее время, все реже...

Однако, несмотря на несчетное количество межэтнических браков, на общий быт и нивелирующую всех и вся городскую культуру, ростовские армяне не страдают забвением корней. Да и местные власти отнюдь не заинтересованы в том, чтобы потускнела одна из самых заметных составляющих самобытной донской культуры. Неудивительно, что делегация армян на состоявшемся недавно I Конгрессе народов Дона «Столица ста лиц» была среди наиболее представительных и активных. Еще бы — ведь армянская диаспора представлена сегодня четырьмя крупными городскими общинами, молодежной организацией, действующим со времен СССР (вот уже на протяжении четырех десятилетий) Музеем русско-армянской дружбы. И это не говоря о шести храмах, причем апостольская церковь Сурб Арутюн построена всего четыре года назад.

«Этническое многообразие — несомненный ресурс развития Ростовской области. Именно поэтому так важно сохранять переданное нам предыдущими поколениями межнациональное согласие, — сказал, выступая в начале июня на I Конгрессе народов Дона губернатор РО Василий Голубев. — Если обратиться к истории, то на Дону всегда жили в многоэтничной среде. Здесь люди никогда не делились по этническому, религиозному принципу, по принципу крови».

Содружество, а не плавильный котел

Слова Василия Голубева справедливы в отношении не только донских армян, но и представителей всех 206 национальностей, проживающих сегодня на территории Ростовской области. Есть здесь и немалое землячество выходцев из совсем уж далеких от Дона земель — корейцев. В прошлом году отмечалась юбилейная дата — 150-летие переселения корейцев в Россию. За прошедшие полтора века корейской диаспоре пришлось пережить разное — и подъемы, и трагедии. Не миновали ее репрессии. Однако к концу 50-х, моменту появления на Дону первых корейских семей, народ был полностью реабилитирован и освобожден от запрета на работу и ограничений в выборе места проживания. Свободных корейцев Дон привлек возможностями зарождавшейся в регионе новой сельскохозяйственной отрасли — рисоводства.

Годы прошли, и корейские переселенцы внесли свою лепту в жизнь многонационального края. Она не ограничилась вкладом в одно только сельское хозяйство, хотя ростовчане давно знают: продукция, выращенная на корейских полях, — всегда самая вкусная и свежая. Одновременно не столь заметно, но эффективно шел рост числа корейцев-предпринимателей, управленцев, представителей властных структур. Это неудивительно, учитывая, что, по последним данным статистики, у россиян корейской национальности один из самых высоких уровней образования в стране.

Здесь нелишне отметить, что именно в Ростовской области для представителей разных народов, населяющих регион, открываются широчайшие образовательные и карьерные возможности. Донской край просто обязывает к этому его традиционное звание «ворот Кавказа». То, что эти ворота широко и гостеприимно открыты, подтверждают большинство приезжих из кавказских республик, которые давно уже не ощущают себя чужаками на донской земле.

Противники России на Западе в очередной раз пытаются реализовать план ее развала. Как обычно, в центре замысла — провоцирование национальных конфликтов. Методику противодействия этой не оригинальной западной политике еще три года назад привел в своей статье «Россия: национальный вопрос» Владимир Путин: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности».

Линия президента ложится в основу Стратегии развития Ростовской области до 2030 года, которую по инициативе нынешнего врио губернатора РО Василия Голубева сейчас вырабатывают на открытых дискуссионных площадках и в рабочих группах представители донской власти, общественности и научного сообщества.

Василий Голубев не скрывает, что в ближайшие 15 лет региону следует учитывать не только вызовы в социально-экономической сфере, но и опасность межэтнических конфликтов, инспирированных извне.

У Дона уже имеется печальная возможность наблюдать последствия таких конфликтов на примере соседнего Донбасса — ведь зона боевых действий находится в каких-нибудь нескольких десятках километров от донской границы. Пришлось не только видеть со стороны, но и на себе почувствовать, что такое война и каковы вызванные ею беды. В рамках помощи населению сопредельной территории донской регион принял более 40 000 украинских беженцев. Для них были развернуты пункты временного размещения, многих приняли к себе на проживание семьи дончан. Один только ростовчанин Игорь Греков приютил у себя в доме более чем 600 беженцев, за что был объявлен украинским судом «пособником террористов».

«Дон всегда принимал людей, которые бежали от насилия, несправедливости, давал им кров и надежду на новую жизнь, — прокомментировал Василий Голубев украинские судебные инсинуации. — Мы должны быть верны этим принципам».

Совершенно очевидно, что принципы национального согласия и взаимопомощи будут развиваться на Дону и дальше. Так же как и иммунитет к национализму и этнической розни. Ведь этот иммунитет был и остается основой выработанного веками донского казачьего духа.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.