Отчий Дон |
25 Августа 2015 г. |
Представители более чем двухсот национальностей сегодня считают Ростовскую область своей малой родиной. Из скифов — в казаки Так уж повелось, что донская земля всегда оказывалась на перекрестке великих переселений народов и древних торговых путей. Какие только завоеватели не отметились в привольных диких степях — скифы, сарматы, аланы, гунны, печенеги... Чьи только купцы не везли товары с Дона и на Дон — античные греческие, византийские, средневековые итальянские... Все они сменяли друг друга, оставляя свой отпечаток в уникальной местной полиэтнической культуре. Ближе к нашему времени эта донская самобытность получила продолжение в культуре казачества, где изначально не было места угрюмой региональной замкнутости и национальной розни. И откуда бы им взяться, если вольное донское воинство по преимуществу пополняли беглые пассионарии из глубин России да потомки обескровленных в бесконечных сражениях степняков. Пробиться в казаки тогда мог каждый, если был смел, инициативен и к военному делу пригоден. И никто не считался — христианин ты или буддист, татарин или калмык. Главное — был бы казак по духу! Историки вспоминают, что в свое сословие казаки не чурались принимать «иноверцев», обладавших необходимыми навыками и умениями. Примеров такой удивительной для той эпохи «толерантности» хватает. Еще в конце XV века, когда казачество только зарождалось, крымский хан Менгли-Гирей жаловался своему союзнику великому князю Московскому Ивану III на бесчинства азовских казаков-татар, отнявших у него награбленную под Киевом добычу. А через 300 лет мировую известность получила казачья конница, которая, громя Наполеона, дошла в составе русских войск до Парижа. Не только старинные обычаи, совместные походы и войны лежали в основе феноменального «интернационализма», присущего жителям донской земли. Но, конечно же, и торговля. Она процветала в вольных степях, начиная с древнегреческого Танаиса и турецкого Азова. Спустя столетия неподалеку от этих древних городов-базаров поднялся Ростов-на-Дону, уже к концу XIX века заслуживший прозвание «русский Чикаго». И снова секретом необыкновенной живучести новоявленных донских коммерсантов стала их готовность жить в мире и согласии с соседями — представителями разных народов — ради общего блага и процветания. Этническая вольница Общеизвестно, что самыми удачливыми купцами в дореволюционном Ростове считались армяне. В Нахичеванской-на-Дону армянской общине вам покажут документы, относящиеся к грандиозному миграционному проекту двухсотлетней давности. Его авторство принадлежит императрице Екатерине II. В 1778 году она удовлетворила прошение 12 000 крымских армян, просивших о переселении в Россию, чтобы избавиться от бесчинств и притеснений ханской власти. Великий исход армянских переселенцев из Крыма на Дон организовал и обеспечил сопровождением сам Александр Васильевич Суворов, в жилах которого, по преданию, текла и армянская кровь. Уже в ноябре 1779 года высочайшей грамотой близ крепости св. Димитрия Ростовского (будущего центра Ростова-на-Дону) были основаны город Нор-Нахичеван и пять сел. Показательно, что окрестное казачество без лишних споров провело межевание земель в пользу новоиспеченной армянской колонии. Их пределы никто не думал оспаривать, даже когда бурно растущий Ростов почувствовал тесноту. ...Сегодня мало кто вспомнит межевую полосу между Ростовом и Нахичеванью, ставшей одним из районов донской столицы почти век назад. Практически растворились национальные границы и в сознании горожан. Ныне армяне такие же ростовчане, как и прочие. Ну разве что пекут тонкий лаваш и вялят суджук — и то, и другое по вкусу всем донским жителям. И еще на свадьбах у них звучит зурна. Правда, в последнее время, все реже... Однако, несмотря на несчетное количество межэтнических браков, на общий быт и нивелирующую всех и вся городскую культуру, ростовские армяне не страдают забвением корней. Да и местные власти отнюдь не заинтересованы в том, чтобы потускнела одна из самых заметных составляющих самобытной донской культуры. Неудивительно, что делегация армян на состоявшемся недавно I Конгрессе народов Дона «Столица ста лиц» была среди наиболее представительных и активных. Еще бы — ведь армянская диаспора представлена сегодня четырьмя крупными городскими общинами, молодежной организацией, действующим со времен СССР (вот уже на протяжении четырех десятилетий) Музеем русско-армянской дружбы. И это не говоря о шести храмах, причем апостольская церковь Сурб Арутюн построена всего четыре года назад. «Этническое многообразие — несомненный ресурс развития Ростовской области. Именно поэтому так важно сохранять переданное нам предыдущими поколениями межнациональное согласие, — сказал, выступая в начале июня на I Конгрессе народов Дона губернатор РО Василий Голубев. — Если обратиться к истории, то на Дону всегда жили в многоэтничной среде. Здесь люди никогда не делились по этническому, религиозному принципу, по принципу крови». Содружество, а не плавильный котел Слова Василия Голубева справедливы в отношении не только донских армян, но и представителей всех 206 национальностей, проживающих сегодня на территории Ростовской области. Есть здесь и немалое землячество выходцев из совсем уж далеких от Дона земель — корейцев. В прошлом году отмечалась юбилейная дата — 150-летие переселения корейцев в Россию. За прошедшие полтора века корейской диаспоре пришлось пережить разное — и подъемы, и трагедии. Не миновали ее репрессии. Однако к концу 50-х, моменту появления на Дону первых корейских семей, народ был полностью реабилитирован и освобожден от запрета на работу и ограничений в выборе места проживания. Свободных корейцев Дон привлек возможностями зарождавшейся в регионе новой сельскохозяйственной отрасли — рисоводства. Годы прошли, и корейские переселенцы внесли свою лепту в жизнь многонационального края. Она не ограничилась вкладом в одно только сельское хозяйство, хотя ростовчане давно знают: продукция, выращенная на корейских полях, — всегда самая вкусная и свежая. Одновременно не столь заметно, но эффективно шел рост числа корейцев-предпринимателей, управленцев, представителей властных структур. Это неудивительно, учитывая, что, по последним данным статистики, у россиян корейской национальности один из самых высоких уровней образования в стране. Здесь нелишне отметить, что именно в Ростовской области для представителей разных народов, населяющих регион, открываются широчайшие образовательные и карьерные возможности. Донской край просто обязывает к этому его традиционное звание «ворот Кавказа». То, что эти ворота широко и гостеприимно открыты, подтверждают большинство приезжих из кавказских республик, которые давно уже не ощущают себя чужаками на донской земле. Противники России на Западе в очередной раз пытаются реализовать план ее развала. Как обычно, в центре замысла — провоцирование национальных конфликтов. Методику противодействия этой не оригинальной западной политике еще три года назад привел в своей статье «Россия: национальный вопрос» Владимир Путин: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности». Линия президента ложится в основу Стратегии развития Ростовской области до 2030 года, которую по инициативе нынешнего врио губернатора РО Василия Голубева сейчас вырабатывают на открытых дискуссионных площадках и в рабочих группах представители донской власти, общественности и научного сообщества. Василий Голубев не скрывает, что в ближайшие 15 лет региону следует учитывать не только вызовы в социально-экономической сфере, но и опасность межэтнических конфликтов, инспирированных извне. У Дона уже имеется печальная возможность наблюдать последствия таких конфликтов на примере соседнего Донбасса — ведь зона боевых действий находится в каких-нибудь нескольких десятках километров от донской границы. Пришлось не только видеть со стороны, но и на себе почувствовать, что такое война и каковы вызванные ею беды. В рамках помощи населению сопредельной территории донской регион принял более 40 000 украинских беженцев. Для них были развернуты пункты временного размещения, многих приняли к себе на проживание семьи дончан. Один только ростовчанин Игорь Греков приютил у себя в доме более чем 600 беженцев, за что был объявлен украинским судом «пособником террористов». «Дон всегда принимал людей, которые бежали от насилия, несправедливости, давал им кров и надежду на новую жизнь, — прокомментировал Василий Голубев украинские судебные инсинуации. — Мы должны быть верны этим принципам». Совершенно очевидно, что принципы национального согласия и взаимопомощи будут развиваться на Дону и дальше. Так же как и иммунитет к национализму и этнической розни. Ведь этот иммунитет был и остается основой выработанного веками донского казачьего духа.
|
|