Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
Всё чаще на информационном поле проявляются попытки, вернее, их новый виток, по дискредитации Великой Октябрьской социалистической революции, столетие которой будет отмечаться через два года. Установка пока на то, чтобы банально опорочить крупнейший общественно-политический и народно-хозяйственный переворот в истории России. Это совсем не ново. И началось вскоре после Октября 1917 года. Тогда кампания проводилась как подавляющим большинством уехавших в эмиграцию российских интеллектуалов, так и иностранными противниками России.
В 1980-х к внешнему вектору дискредитации ощутимо добавился внутренний. С началом перестройки и в 1990-е он послужил одним из факторов разрушения СССР и установления в России олигархического прозападного политического режима, который принёс страдания её народам, подорвал экономику, социальную сферу, культуру, изменил нравственную атмосферу, установил грабительский вариант капитализма. В головы гражданам стали вбивать идеологический штамп, что уход от классового неравенства и установление социальной справедливости – дело бесперспективное, порочное, даже преступное. Тем более что ведёт – это сегодня едва ли не главный аргумент – к «незаконным» политическим репрессиям.
Некоторое время назад правительством РФ была утверждена «Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий». В документе формально говорится о трагедии двух русских революций 1917 года, однако инвективы его авторов направлены только в адрес второй, октябрьской, хотя толкнули страну в пропасть устроители первой, февральской, а власть, возникшая после октября 1917-го, не дала погибнуть стране и в итоге из пропасти вытащила. Тем не менее только Октябрьская революция обвиняется в документе в том, что «разорвала традиции» и привела к «утрате преемственности культурного опыта». Произошедшие в феврале-марте 1917 года насильственное отречение императора и узурпация власти прозападным капиталом – это, видимо, были действия в пользу сохранения и традиций, и преемственности.
Похоже, ожидать объективности и даже просто последовательности от авторов концепции не приходится: в одном и том же документе они мечутся между тезисом о важности «осознания трагичности общественного раскола, повлёкшего за собой события 1917 года и Гражданскую войну» и утверждением о «революционных трансформациях 1917 года, повлёкших за собой раскол общества».
Конечно, революция и Гражданская война – это трагедии. Но их корни, повторю, вовсе не в том, что произошло в октябре 1917 года, а в общественном расколе, возникшем в России задолго до этого. Большевики, как и социалисты-демократы, а до них народники, декабристы, Пугачёв и так далее, появлялись в уже разделённом обществе. Возлагать вину за этот постоянно углублявшийся раскол только на советскую власть – как минимум упрощенчество. Полагаться на тот или иной вариант «реставрации» – путь в никуда.
Человеку, понимающему суть общественно-политических процессов, происходивших в России во второй половине XIX – начале XX века, знакомому с состоянием умов российской элиты того времени, странно слышать широко распространившиеся в последние годы утверждения, что революция в России не была неизбежной. Тем более удивительно слышать это от людей, заявляющих о себе как о православных верующих. Они вроде, с одной стороны, убеждены, что и волос не упадёт с головы человека без воли Божьей, но с другой – настойчиво доказывают, что революция произошла сугубо волей большевиков. И что попытки «оправдывать» их должны быть пресечены.
Между тем задача состоит не в том, чтобы что-то в истории оправдать или заклеймить, а в том, чтобы объяснить, разобраться в причинах, сделать правильные выводы.
Сегодня мотивированные политической конъюнктурой нападки на политическое устройство СССР 1930–1950-х годов особенно выгодны внешним врагам России. Им удобно, когда аргументы в пользу заведомо ложной попытки провести параллель между СССР и нацистской Германией звучат из самой России, помогая довершать слом Ялтинско-Потсдамской системы. Или возьмём абсурдный, но от этого не менее часто используемый сторонниками антикоммунистического взгляда на нашу историю тезис о необходимости «национального примирения» в России. Вдумаемся: разве мог разделённый народ победить того, перед кем оказались беспомощны «сплочённые» западные демократии, быстро восстановить народное хозяйство после войны, стать пионером в освоении космоса, совершить всё то, что сделали наши отцы и деды в 1950–1970-е годы? А если в 1940-х и после он был сплочённым, то кто его потом разделил?
Впрочем, хорошо известно, кто они. Их особенно ясно можно было разглядеть в октябре 1993 года. Одни из них инициировали известные обращения «демократической общественности» к Б. Ельцину, другие их подписывали, третьи осуществляли предложенный «комплекс мер» под общим лозунгом «Раздавить гадину!» (это, напомню, о своих соотечественниках). Причём осуществлялись эти «меры» не в начале или середине, а в конце XX века, то есть после множественных инициированных теми же «демократическими силами» осуждений репрессий.
Одним словом, не стоило бы власти предержащей потакать попыткам «смазать» предстоящее 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции будь то навязыванием народу разного рода «покаяний» или продвижением новой программы «десталинизации». Не «десталинизация» и тем более не дискредитация коммунистической идеи нужны стране, а дегорбачёвизация и деельцинизация. Дегорбачёвизация – как отказ от привязки к внешней, западной, системе общественно-политических и культурных координат, и она, будем надеяться, уже начала осуществляться. Деельцинизация– как отказ от состоявшегося при Ельцине превращения власти в инструмент реализации интересов наиболее крупного капитала в ущерб широким слоям тружеников.
Не надо убеждать нас, что за последние сто лет Россия «исчерпала лимит» на социальные потрясения. Мы знаем, что их на её долю выпало немало, но знаем и то, что эти потрясения – явление производное. А вот на что она точно исчерпала лимит, и произошедшее в октябре 1917 года следует рассматривать именно в этом контексте, так это на безответственность элиты.
Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2е место).
Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.