Не заходя за грань |
19 Мая 2016 г. |
Обычный граненый стакан сегодня стал музейной редкостью. А ведь не так давно эти стаканы были повседневной домашней утварью большинства семей и непременным атрибутом общепита. Пишет "Российская газета". По мнению специалистов, вытеснили дешевый стакан из нашего быта разнообразные стаканы с оригинальным дизайном, отвечавшие нашим потребностям к более изысканным формам. - Лет через 40 граненый стакан будет одним из раритетных экспонатов, - считает директор знаменитого музея хрусталя в городе Гусь-Хрустальном Виктория Угрюмова. Чего только нет в его коллекции! От красоты экспозиции из разноцветных ваз, фужеров, блюд и других произведений русских умельцев в душе посетителя невольно звучит музыка. А вот скромных граненых стаканов пока только семь. Но поиск продолжается. Недавно сотрудница музея принесла чудом сохранившийся у бабушки маленький стакан с небольшим сколом по краю. На его донышке цена две копейки и клеймо, которого нет в официальном клеймовнике. Загадку еще предстоит разгадать. И она не первая. 11 сентября в России отмечается День граненого стакана. Считается, что в этот день в 1943 году на Гусевском хрустальном заводе был выпущен первый советский граненый стакан. - К сожалению, документальных свидетельств этому мы не нашли, - рассказывает хранитель. - Но доподлинно известно, что граненые стаканы действительно начали выпускать на ГХЗ во время Великой Отечественной войны. Вместе с медицинскими ампулами, бутылками для зажигательной смеси и светотехническим стеклом они составляли ассортимент завода военного времени. Музейщики долго не знали, как же он выглядел. А два года назад стакан 1940-х годов, на основании которого оттиснута марка Гусевского хрустального завода "ГХЗ", музею передала почетный гражданин города заслуженный врач России Раиса Быкова. Он без привычного ободка по краю и зеленоватого цвета. Во время войны Раиса Ильинична была донором и вместе со стаканом принесла банку для забора крови, изготовленную из такого же плохо очищенного стекла, типичного для военных лет. Существует версия, что автором советского граненого стакана является создатель знаменитого памятника "Рабочий и колхозница" скульптор Вера Мухина. Так ли это? В музее хрусталя задались целью выяснить истину. И в ходе поиска обнаружили немало интересных подробностей. Оказывается, граненые стаканы из прессованного стекла стали выпускать неподалеку от Гусь-Хрустального на Уршельском заводе еще в 1913 году. И до конца 30-х годов советская стекольная промышленность пользовалась дореволюционным мальцовским прейскурантом. Мало кто знает, что стекло было любовью всей жизни Веры Игнатьевны. Его художественными свойствами она была очарована еще в молодости, когда училась в Париже. В начале 30-х годов Мухина разработала более 300 эскизов стеклянной бытовой посуды: стаканов, чашек, тарелок. А в январе 1940 года она вместе с писателем Алексеем Толстым и специалистом по технологии стекловарения Николаем Качаловым обратилась в правительство с письмом о возрождении художественного стекла. Решено было создать экспериментальный цех художественного стекла при Ленинградской зеркальной фабрике. Его спроектировал инженер Федор Энтелис. А художественным руководителем была назначена Вера Мухина. В 2014 году Алле Чукановой удалось связаться с музеем Веры Мухиной в Феодосии. Директор музея Сергей Онищенко сообщил, что у них хранятся воспоминания Федора Энтелиса, в которых говорится о том, что в 1940-е годы рабочей группе под руководством В.И. Мухиной был поручен заказ на проектирование граненого советского стакана. Художник А.А. Успенский разработал около 80 эскизов различных граненых стаканов. Проект был принят комиссией при Народном комиссариате Легкой промышленности СССР. Однако цех проработал только год. Ну а дальше начинается другая история. Массовое производство граненых стаканов было решено начать на Гусевском хрустальном заводе, потому что здесь существовала производственная база, было необходимое оборудование и квалифицированные рабочие, которые в короткий срок могли выйти на заданные объемы. "Если посмотреть Прейскурант сортовой стеклянной посуды, выпущенный в 1939 году, мы видим здесь различные стаканы с разными видами отделки, - пишет в своей работе Алла Чуканова. - Есть среди них и граненый стакан, но в составе "Сервиза с прямой широкой гранью". Эта грань наносилась вручную на алмазном колесе (шайбе). Мы видим, что у этого стакана еще нет гладкого ободка на верхней части тулова. В Прейскуранте 1941 года наряду со старыми формами стаканов уже представлены стаканы нового типа, в 16, 18 граней с гладким ободком по краю. А в "Каталоге сортовой посуды из хрусталя и стекла" 1957 года, которую выпускала стекольная промышленность СССР, мы видим три вида граненых стаканов - для воды, чая и вина, один из которых - стакан для воды - имеет 12 граней и гладкий ободок по краю. Почему с ободком - теперь тоже понятно. В СССР появляются первые автоматы для газировки. Чтобы помыть стакан под струей воды, нужно было вставить его в специальное круглое гнездо и нажать на донышко. После этого обычные стаканы трескались и скалывались по краям. Поэтому для прочности и был сделан ободок потолще. Такие стаканы дольше служили, лучше мылись и были более гигиеничными. - Таким образом, Вера Мухина не изобрела граненый стакан, - делает вывод Алла Чуканова. - Как таковой он существовал и раньше. Она создала стаканный ГОСТ - прозрачное изделие с двенадцатью гранями, возведя народное творчество в профессиональный канон. Впрочем, уже в начале 60-х годов выпуск граненых стаканов был переведен на стекольный завод в поселке Уршель. - 50 лет назад, когда я сюда пришла на Гусевский завод, граненые стаканы уже не выпускались, - рассказывает главный хранитель музея ГХЗ Галина Власова. - Машина ВС-24 одновременно выдувала 24 тонкостенных чайных и винных стакана. По их краю наносили алмазную грань, матовые, золотые или керамические полоски. В 70-е годы привезли французскую линию. На ней производились закаленные стаканы, которые при падении не бились. Не застал его и потомственный стеклодел, заслуженный художник, академик Академии художеств России Владимир Касаткин. Но относится к этому символу ушедшей эпохи с большим почтением. - Раньше мы, художники, ездили в творческие командировки в Узбекистан, в Азербайджан и другие республики, - говорит Владимир Иванович. - И везде пили чай из таких стаканов. Он не только унифицировал наш быт, но и имел огромное объединяющее начало. Время отсекает все ненужное и оставляет самое главное, основательное и в утилитарном, и в эстетическом смысле. А если граненый стакан сохранился до сих пор, значит, выдержал все параметры. ... Судя по свежему заварочному пакетику в граненом стакане на рабочем столе самого художника, так оно и есть. Досье "СОЮЗа" Размеры классического граненого стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней и вмещал 200 мл жидкости или 250 мл, если налить жидкость до краев. На дне стакана была оттиснута его цена - 7 копеек. Как дань традиции граненые стаканы производятся в Гусь-Хрустальном на Опытном заводе. Правда, количество граней здесь увеличили до 20. Это объясняется стремлением к экономичности производства. Чем больше граней, тем больше точек соприкосновения с окружностью, тем тоньше стенки стакана, и, следовательно, меньшее количество стекла идет на изготовление одного изделия.
Тэги: |
|