Находки "из старины глубокой" |
15 Августа 2014 г. |
[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/15-08-arheo как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления. 15 августа отечественные археологи отмечают свой профессиональный праздник. Хотя сезон раскопок еще далек от завершения, в этот день археологи часто рассказывают о сделанных за прошедший год находка. Празднику была посвящена пресс-конференция заведующего сектором археологии города Москвы Института археологии РАН, доктора исторических наук Леонида Андреевича Беляева. Он рассказал о результатах двух археологических исследований, которые сотрудники Института археологии проводят в этом сезоне: раскопках на месте Спасо-Преображенского собора в Твери и продолжающихся исследованиях на территории Ново-Иерусалимского монастыря. Как сообщают летописи, Спасо-Преображенский собор был возведен в Твери в 1285 – 1290 годах. Он примечателен тем, что стал первым каменным церковным зданием, построенным в Северо-Восточной Руси после похода монголов 1237 – 1239 годов. В ту пору каменное строительство в русских землях прервалось более чем на полвека. Возведение нового каменного храма именно в Твери неслучайно. Во второй половине XIII – XIV веках Тверь пережила период своего максимального расцвета. После упадка, в который причли из-за монгольского нашествия старые центры Северо-Востока: Владимир, Суздаль, Ростов – лидирующая роль перешла к более молодым городам: Твери и, позднее, Москве. Важную роль в возвышении Твери сыграло то, что город стоял на торговом пути, по которому из Владимирско-Суздальских земель поставлялся хлеб в Новгород. {gallery}TXTS/2014/15-08-arheo{/gallery} В 1270-х годах в Твери возникает самостоятельная епископия. В 1285 начинается строительство собора, который был освящен в 1290 году. Через два года, после окончания усадки стен, собор был расписан. Он простоял до конца XVII века, когда его разобрали и возвели на этом месте новое здание собора. Оно, в свою очередь, было взорвано в 1935 году. На месте собора был устроен сквер и поставлен памятник Михаилу Калинину. В современной Твери планируют восстановить Спасо-Преображенский собор. От здания XVII века сохранились чертежи, архитектурные обмеры, фотографии, которые позволят воспроизвести его вновь. Но сначала на месте, где стоял собор, начали работать археологи. Раскопки ведутся с 2009 года. Ученые надеялись, что они позволят найти ответы на многие вопросы, которыми задавали исследователи русской архитектуры. Строительство Спасо-Преображенского собора хорошо освещено в летописных источниках, но из них нельзя узнать, каким он был, кто были его строители. Были ли это местные мастера, каким-то образом пережившие десятилетия, прошедшие со времени возведения последнего домонгольского храма в Юрьеве Польском? Или они были приглашены в Тверь из других земель? Тогда откуда: из Новгорода и Пскова? С западной Руси? Из еще более далеких стран? Долгое время ничего, кроме мелких обломков, археологам найти не удавалось. Фундамент храма разрушался дважды, крупные камни вывозили. Но в этом году экспедиция исследовало место, где находили подвалы здания, примыкавшего к собору в XVII веке. При разрушении первого здания собора эти подвалы были заполнены обломками, а далее поверх был построен новый храм. Там удалось найти достаточно крупные фрагменты белого камня с резьбой. Эти находки убедили ученых, что правы оказались те, кто полагал, что Спасо-Преображенский собор продолжает архитектурные традиции владимирско-суздальского зодчества домонгольской эпохи. Следовательно, мастера – носители этой традиции – сохранились с момента нашествия монголов. Теперь кажется весьма вероятным, что в «темные» десятилетия 1240 – 1285 годов каменное строительство на Северо-Восточной Руси не прекращалось, просто оно не было отражено в письменных источниках. Мастера могли ремонтировать старые здания и возводить новые. Возможно, археологам еще предстоит найти остатки построек этого периода. Среди сделанных на территории собора находок есть и часть фрески, первый известный фрагмент монументальной послемонгольской живописи Северо-Восточной Руси. По стилю она оказалась наиболее близка фрескам Снетогорского монастыря в Пскове (1313 год). До строительства Спасо-Преображенского собора в XIII веке на его месте находилась деревянная церковь святых Косьмы и Дамиана, при которой было кладбище. Его тоже удалось исследовать археологам. Среди находок есть височные кольца, стеклянные бусы, бронзовые пуговицы, налобные венчики из тканей (в том числе с золотым шитьем). Интересно, что там, где располагалась апсида Спасо-Преображенского собора, захоронений не было. Исследователи сделали вывод, что именно там находилось здание деревянной церкви. В Ново-Иерусалимском монастыре экспедиция Института археологии РАН также работает с 2009 года. Осенью прошлого года Леонид Беляев рассказывал об обнаруженных там захоронениях сподвижников патриарха Никона и найденных мастерских, где обжигали изразцы и отливали колокола. На этот раз он сообщил еще о двух находках. Одним из них стал фрагмент бронзового колокола с рельефным изображением, в котором узнается композиция «Сошествие во Ад». Видны жены-мироносицы, нижние части фигур Иисуса Христа и Иоанна Предтечи, фрагмент венка, обрамляющего изображение. Композиция выполнена в стиле европейского барокко. Находка имеет размеры 30 на 35 см и весит 22 кг. Судя по всему, найденный фрагмент был частью неудачной отливки колокола. На нем осталась линия заусенец, которые на готовых колоколах срубались и полировались. Скорее всего, это был один из первоначальных вариантов будущего Воскресенского колокола, весившего около 500 пудов и известного нам по упоминаниям в письменных источниках. Находка особенно интересна тем, что подтверждает ориентацию патриарха Никона на европейские традиции церковного искусства. Также были найдены три печи для обжига керамических изразцов. Это целый производственный комплекс, в котором были больших горна, имеющие общую стенку (общий размер 385 на 347 см), и пристроенный к ним позже еще один, поменьше (150 на 176 см). В одной из обжигательных камер осталась готовая продукция – изразцы. Печи перестали использоваться в последнем десятилетии XVII – первой четверти XVIII века. Найденные изразцы были предназначены для архитектурных сооружений. Они представляют собой капители, полуколонны, пилоны, покрытые растительными орнаментами и изображениями ангелов. На некоторых изделиях нанесена дата – 1690 год. Все изразцы прошли только первичный обжиг, предшествовавший нанесению на них цветной эмали. Ученых заинтересовали и другие объекты, найденные в этом производственном комплексе. Это так называемый «печной припас» – специальные подставки, на которые устанавливались изразцы для обжига. Они также были из обожженной керамики. В печной припас входили столики с тремя рожками вверху и плоской круглой подставкой снизу. В этих рожках устанавливался изразец. Столбики были трех размеров, что позволяло располагать изделие в печи на нужной высоте. Также имелись керамические треугольные клинья, закреплявшие изразцы. Это первый случай обнаружения подобных предметов до XVIII века. Он позволяет лучше восстановить процесс изготовления изразцов. О других интересных исследованиях, которые российские археологи провели за этот год, читайте завтра в специальном материале ProScience, посвященном дню археолога.
|
|