На Тихоокеанском рубеже |
05 Июля 2018 г. |
Совсем немного прошло времени, как мы отметили 73-ю годовщину Дня Победы той страшной и незабываемой войны, унёсшей миллионы человеческих жизней. Я хочу рассказать о двоюродном брате Черных Василии Михайловиче и его жене Черных (Зудиной) Вере Ивановне, которым пришлось быть свидетелями войны на Тихоокеанском рубеже. Шёл 1939 год. На дальневосточном направлении было неспокойно – под боком у Советского Союза находился один из союзников фашистской Германии – милитаристская Япония. В 1943 году 17-летнего юношу из Иркутска мобилизовали по комсомольскому призыву на Дальний Восток, где во Владивостоке формировали корабельные команды для перевозки грузов через Тихий океан. Ребят «с нуля» обучали морской профессии, а позднее задействовали в помощь местным морякам. «После всех проверок тридцать ребят во Владивостоке распределили по судам, на которых из США, Канады и других стран союзников к нам шли интенсивные поставки товаров по программе ленд-лиза (военной техники, боеприпасов, продовольствия)», – вспоминал Василий Михайлович. Ленд-лиз – это программа гарантированных расчётов. Но объёмы необходимых товаров тогда были столь высоки, что возникла нужда в большом количестве дополнительных транспортных судов. Для этого на судоверфях США в кратчайшие сроки освоили производство морских судов типа «Либерти». Стараниями американских судостроителей от закладки и до спуска на воду корабля водоизмещением 15 000 тонн уходило всего полтора месяца. «Мы с ребятами по возрасту не подходили под призыв в армию, поэтому нас привлекли для приёмки этих транспортных судов», – делился воспоминаниями по этому поводу Василий Михайлович. За одним из таких построенных транспортников «Либерти» он и отправился в первое плавание порта Сан-Франциско. Плавание по Тихому океану до американских берегов в один конец занимало 25–26 суток. В Сан-Франциско наши моряки загружали положенным грузом принятый корабль, которому присвоили русское название «Брянск». Маршрут «Брянска», как и многих советских транспортников, проходил через Камчатку, по Охотскому морю, через пролив Лаперуза между островами Сахалин и Хоккайдо. Здесь, проплывая мимо бездействовавших японских военных кораблей, морские грузовики выходили в многодневное плавание по открытому океану. «Судовые командиры составляли запрос, какой груз необходимо подготовить для доставки в Советский Союз, а затем отправлять на фронт. Девятый пирс порта Сан-Франциско вообще выделили для приёма советских судов. Генеральным грузом для нас считалось продовольствие, им было заполнено больше половины судна. Продукты грузили вниз трюма, а сверху – остальной необходимый груз, в том числе негабаритный (военная техника и др.). Были корабли, которые грузили только продуктами. Загрузка должна производиться не более десяти дней и – обратно. Точное число таких походов туда и обратно до окончания войны сейчас трудно указать, только их было много», – рассказывал о тех событиях Василий Михайлович. По его рассказам, товарообмен был очень высокий, поэтому порты Владивостока, Сан-Франциско, Филадельфии и Портленда были невероятно загружены всю войну. На тихоокеанское направление приходилась почти половина всего военного кругооборота между союзниками в 1941–1945 годах, так как данный маршрут был относительно безопасным. Владивосток за годы войны переработал импортных грузов почти в четыре раза больше Мурманска и почти в пять раз больше Архангельска. Относительная безопасность тихоокеанского маршрута обеспечивалась формальным нейтралитетом между СССР и Японией в годы войны. Поэтому перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а товарно-транспортные суда ходили только под советским флагом. «На наши грузовые суда японские военные в открытую не нападали, но всячески пытались мешать транспортным потокам и подстроить какую-нибудь «подлянку». Море было обманчиво безопасное, оно таило множество неприятных сюрпризов. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и периодически советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и топились. Боевых столкновений между нашими и японскими войсками не было до середины 1945 года. В основном они воевали с американцами. Бои между ними были серьёзные. Наши суда не были беззащитными: по периметру корабля располагались крупнокалиберные пулемёты типа «Орликон», которые мы могли использовать при нападении на нас. Но нападения всё же были, и в эфире проскакивали сигналы SOS от пострадавших или тонущих кораблей», – продолжал свой рассказ брат. К рассказам подключилась и его супруга Вера Ивановна, тоже участница войны, которая жила в то время во Владивостоке. Она осталась без родителей в тринадцать лет: в 1939 году отца арестовали по 58-й, политической, статье, но освободили в 1940-м; в 1941 году за два дня до начала Великой Отечественной он умер, а мать вскоре заболела туберкулёзом. Не помогли ей и благоприятные климатические условия – переезд в Красноярский край. Веру приютила подруга мамы. Через полтора года проживания Вера пошла учиться в ремесленное училище и в 15 лет стала механиком телеграфа, работала на станции в городе Артём, недалеко от Владивостока, на КПП военной станции, а когда началась комсомольская мобилизация, напросилась на флот. Так она оказалась на транспортном корабле «Тарас Шевченко», который был задействован в августе 1945-го для высадки советского десанта на Курильские острова, занятые японскими войсками. «Практически всю войну Владивосток находился на прифронтовом положении, был в постоянной готовности, в постоянном ожидании войны, начиная с 1938 года. Японцы постоянно нарушали наши границы, часто объявлялась тревога, и тогда они прятались в убежища», – вспоминает Вера Ивановна. Но для жителей Владивостока война не закончилась в мае 45-го. Впереди была полномасштабная битва с японскими милитаристами. Активные боевые действия на Тихоокеанском побережье СССР пришлись на конец лета 1945 года, положив конец Второй мировой войне. В ходе наступательной операции наши солдаты добивали японцев, встречая смерть в последних боях великой войны. Вера Ивановна за несколько месяцев до окончания войны 16-летней девчонкой успела послужить на судне, который перевозил продукты и технику для фронта, а 10 мая 1945 года корабль отправился в рейс в США, побывав в Индии и многих других странах. «Страшно на корабле, конечно, было. Случалось, противник топил наши суда. А если корабль тонул, то погибали все – деваться некуда было в открытом море. Бывало, судно попадало в шторм. Качало так, что ноги поднимало выше головы, скатерти и тарелки летали по каютам», – вспоминала Вера Ивановна. С будущим мужем Василием Вера познакомилась во время плавания на корабле «Михаил Кутузов» в октябре 1949 года, а в 1950 году они поженились, перебрались в Иркутск, где родились две дочери. В 2014 году они отметили 64 года совместной жизни в кругу дочерей, зятьёв, внучек и правнучки, родных и близких. Жаль, но в 2015 году Василий Михайлович ушёл в мир иной. А Вере Ивановне скоро будет 90 лет. «Рецепт совместного долголетия: трудолюбие, лёгкий нрав, любовь и прежде чем от жизни что-то получить, нужно отдать», – говорит Вера Ивановна. А боевой и трудовой их путь отмечен многими наградами.
|
|