НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Иркутские аэродромы – фронту

24 Мая 2018 г.

 

Ещё до войны аэродромы в Нижнеудинске, Маме и Бодайбо имели стратегическое значение: отсюда в Иркутск доставляли золото и слюду.

«Бостоны» ждут погоды

«Бостоны» ждут погоды

С началом боевых действий нагрузка на экипажи возросла втрое. Аэроклубовские аэродромы в Тулуне и Черемхово во время войны стали строго учебными: здесь для фронта экстренно готовили лётчиков и мотористов. Аэродром Белая ещё до войны был построен с «дальним прицелом»: в то время Япония была серьёзной угрозой, потому СССР с запада на восток протянул цепочку военных аэродромов. Во время войны в Белой и Усть-Орде разместились учебные базы, где фронтовые экипажи изучали самолёты Иркутского авиазавода № 39 имени М. В. Сталина. Всего на аэродроме Белая на бомбардировщике Пе-2 обучились 16 маршевых полков, на СБ – один полк. Кстати, за время войны иркутские самолётостроители дали фронту бомбардировщиков СБ – 837, Ил-4 – 919, Пе-2 – 730, Ер-2 – 391 и тяжёлых истребителей Пе-3бис – 134: всего более 3 000 самолётов. Уместно прибавить: наш авиаремонтный завод собрал и отправил в боевые части 150 амфибий Ш-2...

Строительство полосы в Киренске

Строительство полосы в Киренске

Особая тема – аэродромы АЛСИБа (так кратко называли трассу Аляска – Сибирь, по которой советские лётчики для фронта перегоняли американские бомбардировщики Б-25 «Митчелл» и А-20 «Бостон», истребители П-39 «Эйркобра» и П-63 «Кингкобра», транспортные Си-47 «Дуглас»).

«Наш» участок трассы начинался в Фэрбэнксе (США), откуда лётчики 1-го полка Перегоночной дивизии гнали машины через Берингов пролив до чукотского селения Уэлькаль. Отсюда перегонщики 2-го полка доставляли самолёты до посёлка Сеймчан, где за штурвалы садился 3-й полк и брал курс на Якутск. Лётчики 4-го полка из Якутска приводили машины в Киренск, на базу 5-го полка, который замыкал почти 5 000 километров в Красноярске. Обратно, по своим полкам, перегонщиков развозили «Дугласы» 8-го транспортного полка.

Перегонка началась в октябре 1942 года. Но для того чтобы работа шла бесперебойно, требовалось срочно построить аэродромы, забросить туда радистов, техников, метеорологов, аппаратуру, горюче-смазочные материалы, запчасти, продовольствие.

На территории Иркутской области наметили три аэродрома: базовый – в Киренске, вспомогательный – в Нижнеилимске и резервный – в селе Большеокинское Братского района. Но их ещё предстояло построить...

В Киренске ежедневно на стройку выходили 700 человек, а боевой настрой задавала женская бригада плотников Е. И. Горнаковой. Ближние колхозы каждый день отряжали сотню лошадей и подвод. А из техники – старенький трактор да два грузовика. В январе 1942-го строительство было начато, а 18 июля госкомиссия приняла аэропорт в эксплуатацию. Сюда и далее на север стали завозить специалистов, оборудование, топливо...

Топливо! Только за месяц жители соседнего Усть-Кута на 272 подводах перевезли в Киренск 89 тонн бензина. Сами киренчане на 1 154 подводах доставили к самолётам 446 тонн бензина...

Недоедали, недосыпали, но строили аэродром, обслуживали самолёты и верили в победу. После тяжёлого рабочего дня ехали в тайгу – за дровами для аэродрома. Санные обозы растягивались на километры. И вокруг заиндевелых самолётов сутки напролёт топились жестяные печи: боялась импортная техника наших морозов.

Бочек с горючим были тысячи. От мала до велика – все катали эти бочки с барж на аэродром, а после порожние – обратно на баржи. Случалось, на поле скапливалось до 300 самолётов – порой их уже расставлять негде было. Но остановить перегоночную линию даже ненадолго было нельзя!

...В 90-е я ещё застал нескольких ветеранов: Николай Филиппович Потапов, Сергей Петрович Кузаков, Дмитрий Семёнович Прокушев... Дымят папиросами. Качают белыми головами. Разглядывают узлы вен на своих больных руках. Моих вопросов не понимают: ну, делали свою работу – чего тут героического? Стараются кого или что вспомнить.

Может быть, американских девушек-радисток, «почерк» которых разбирали «с лёту», давали им какие-то имена. Уже и запамятовали, какие... А вот мистера Беккера помнят! Этот начальник радиобюро в Номе посылал им регулярно с лётчиками сигареты «верблюд». И всегда указывал: мол, это – моим киренским коллегам...

Увлекаясь воспоминаниями, старики оживлялись, глаза их блестели. И мне казалось тогда, что нет меж ними и теми событиями массы лет – как нет между Киренском и Аляской громадного расстояния. Вот они говорят на наш манер «Фербенск», и чужестранное имя звучит как Смоленск или Киренск.
Говорит Прокушев:

– Я с английским языком намучился! С приборной доски «кобры» все слова на бумажку переписал ихними буквами, а рядом – нашими. И ходил, заучивал... Самолёты-то густо шли. Пока лётчики отдыхают, я должен двигатели прогреть. Заберусь в кабину, гоняю «движок», а сам минут пять-семь сплю. Потом вылезаю – и к другому самолёту. Качался, как пьяный. От усталости это. Там минут пяток прихвачу, там прихвачу – так и высыпался...

– А какими, Дмитрий Семёнович, американцы помнятся?

– Культурными помнятся. Если какая поломка – сразу даём радио. Глядишь – они уже назавтра нужную деталь присылают. И всё в хорошей упаковке, с инструкциями и обязательно – с письмом: мол, спасибо, что заметили, будьте здоровы.

Что-то, конечно, стёрлось из памяти. Иногда не соглашаются друг с другом. Начинают спорить. И вдруг вопрос ко мне:

– А нашим женщинам кто памятник поставит?

Я молчу. Они вновь:
– Памятника мало! Им-то, женщинам, больше всего досталось. И дёрн для взлётной полосы с ребятишками носили. И дрова в лютую стужу пилили. А как сверху, с самолёта, поглядишь – на озерах и курьях только платочки и мельтешат. Это рыбу они сетями ловили, солили да вялили – для лётчиков, для фронта. Благодарность им...

И у кого-то вырвался вздох, уже ни к кому не обращённый:

– Ох, и трудная война была! И как только немцев победили – до сих пор не пойму...

Зимой 1943 года в Нижнеилимск приехали военные и объявили: к лету надо построить аэродром. Место приглядели быстро – земля колхозов «Советы» и «Красный Октябрь». Штаб возглавил 1-й секретарь райкома партии Янович. За рабочую силу отвечала председатель райисполкома Романова, за организацию соревнования – редактор газеты «Илимский партизан» Норкин. Снабжение горючим возложили на начальника участка «Якуттранса» Юмашева. Из Иркутска прибыл и начальник стройки – инженер Яков Подашев.

На Первомайский митинг народ явился уже одетый по-рабочему, с лопатами и топорами. И началась работа – без выходных и праздников. А ведь ещё были посевная и уборочная. И пока самые крепкие пахали и сеяли, на аэродроме их подменяли старики.

В это невозможно поверить: аэродром (единственный из 16 по всей трассе) был готов досрочно – на целых 40 дней!

Самодельный «пароход» нижнеилмцев

Самодельный «пароход» нижнеилмцев

Илье Григорьевичу Ступину тогда было 14:

«У въезда на стройку стоял большой щит. Нарисованы: черепаха, пешеход, лошадь, мотоцикл, машина, поезд и самолёт. Утром на щите отмечали, какой колхоз на чём едет. Председатель чешет затылок:
– Ребятки, вы чего на лошадку-то пересели? Что, на самолёте не хотите? Давайте-ка нажмём, чтобы к вечеру картина поменялась...

Они нажимали. «Меняли картину». Лишь к полуночи возвращались в село. Даже лошади уставали так, что едва передвигали ноги, корм жевали, будто через силу. А в шесть утра – подъём и снова на стройку.

– Сейчас даже вспомнить страшно, сколько земли мы перевернули, – рассказывал Ступин. Мальчишки были возчиками на телегах, а женщины работали лопатами, таскали грунт на носилках. А потом из Илимска по реке стали прибывать бочки с бензином. Мужики сколотили из брёвен рамы, в них и волочили бочки по воде. Соорудили баржу с мотором и кабиной, окрестили её «пароход «Юмашев» – по имени изобретателя...

– Помнится, всегда хотелось есть, – рассказывает Владимир Борисович Лыков. – Но из дому брать-то нечего: кто хлеба ломоть принесёт, кто пару огурцов. На всю бригаду колхоз давал ведро муки. Чаше овсюга, но иногда и пшеничной. В обед женщины напекут лепёшек: вкуснота! А ближе к весне «кукурузник» прилетел. Видать, на разведку. Тогда между Игнатьевой и Нижнеилимском летом паром ходил. И лётчик, наверное, трос не заметил – лыжами зацепил и упал. Мы как раз в школе были – сорвались с уроков и бегом на берег. Лётчик остался цел. И самолёт после восстановили. А летом уже боевые стали садиться: несколько «ястребков» и обязательно – бомбардировщик. Переночуют, а наутро – дальше. Поднимаются по одному и на круге ждут. А последний уже напрямую – их догоняет...

Подростки села Большеокинское

Подростки села Большеокинское

День Победы помнится... У нас два трактора было. Один – американский «Катерпиллер». Гляжу – катит к конторе: пыль столбом. Думаю: неужели на обед? Нет, вроде бы рано. А на обед всегда красный флаг поднимали. И ведь висит флаг! Я бегом туда. А все орут: «Победа, ура!» А день – такой солнечный...

Раиса Андреевна Зырянова была массовиком в местном клубе «Заря». Там даже рояль был и своя художественная самодеятельность. Раиса пела песни из довоенных кинофильмов. Она и теперь поёт – высоким красивым голосом:

Услышь меня, хорошая,

Услышь меня, красивая,

Заря моя вечерняя,

Любовь неугасимая...

Иногда на аэродроме скапливалось самолёты. Лётчики ходили в клуб, танцевали под патефон, пили спирт. И ухаживали за девушками. Те романы были мимолётными. А страсти – нешуточные: «выяснения отношений» с местными нередко заканчивались драками. Говорят, доходило и до стрельбы. Некоторые девушки хранили фотографии любимых. А одна даже родила ребёночка...

Нижнеилимский аэродром сохранял военное значение до 1947 года. Потом сюда стали приходить рейсовые Ли-2, Ан-2, Ил-14. А перед затоплением, когда народ стал уезжать, в небе стояли чёрные дымы от сжигаемых изб. В 74-м Илим вышел из берегов, но почему-то не дотянулся до погоста на крутоярье...

Вспоминает Иннокентий Дмитриевич Карпов:

– В январе 1942 года в райком партии пришло указание из Москвы: создать в селе Большеокинское аэродром по обслуживанию самолётов маршрута Аляска – Красноярск. Секретарь РК Цымбал, председатель исполкома Т. Е. Храмовских и начальник НКВД собрали совещание с председателями колхозов из сёл Долгий Луг, Долоново, Малая и Большая Када, Большая Када, Николаевский Завод: сколько заготовить леса круглого, сколько плах, кирпича, извести, сколько выделить маляров, плотников, печников.

Аэродром, который был с 1938 года сугубо гражданским и работал в основном летом, теперь стал работать круглогодично. Требовалось в кратчайшие сроки сделать всё необходимое, так как трасса уже начала работать. В течение суток изготовили печи, стали устанавливать оборудование, которое привезли из Тулуна. А самолёты стали прибывать уже регулярно, в основном на дозаправку и мелкий ремонт.

Зима 1943 года выдалась жёстокой. А уж лето вообще было страшным: ни одного дождя, гремит гром при ясном небе, сверкают молнии и вспыхивают телеграфные столбы, как спички. Без конца тушили пожары. Косили в таёжных угодьях, на болотах, вязали берёзовые веники, ведь урожай весь пропал и кормить скот было нечем. Зиму едва пережили – пухли от голода, но работали, не покладая рук.

В конце апреля 1945 все ждали объявления об окончании войны. И настал День Победы! На заимки, в поля отправили посыльных, чтобы работы прекратить и всем – в село, на митинг. За церковью на большой лужайке расставили столы, лавки, разожгли костры. А в больших чанах – и откуда что взялось? – варилось мясо! Собрался весь народ, от мала до велика: колхозники, рабочие, лётчики. После торжественного поздравления принялись за еду. Пили, ели, говорили, начали петь, но вот раздался на одном конце застолья женский крик, на другом – заголосили, заревели. Случилось что-то невообразимое, но кое-как понемногу утихло. Снова стали петь, плакать, плясать. Если бы я не был сам очевидцем этих сцен, я бы никому не поверил, что человек может разом петь, плясать и плакать. Гулянье продолжалось до утра. А утром – опять в поле, нужно сеять хлеб. Ведь, чтобы жить, нужно работать...

В октябре 1945 года команду аэродрома расформировали. Всё оборудование, постройки и сооружения передали гражданскому аэродрому, который в Большеокинском действовал до сентября 1960 года...

  • Расскажите об этом своим друзьям!