НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-05-29-07-30-07
Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
2025-05-29-07-34-19
Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее...
2025-05-29-07-18-07
В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири,...
2025-05-29-04-50-52
От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и...
2025-05-27-22-46-26
На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.

Мосты моей жизни

18 Мая 2019 г.

Сегодня в СМИ широко обсуждается победоносное строительство Крымского моста. Мост, действительно, грандиозен и ещё долго будет служить примером гордости россиян. Но в памяти всплывает другая, не менее великая стройка, и имя ей – БАМ. В 70-80-е годы прошлого столетия её называли «стройкой века», а в девяностые она вдруг стала «дорогой в никуда». Тогда только ленивый не принижал её значимость. И сейчас, в преддверии 45-летнего юбилея с начала строительства БАМа, хочется вспомнить основные вехи пройденного пути – мосты на этой магистрали. И не только на ней...

1705 8 2

В 1976 году, после окончания Днепропетровского института инженеров транспорта, я молодым специалистом поступил на работу в «Мостоотряд-31» в Иркутске. Тогда как раз близилось к завершению строительство нового моста через Ангару (ныне Иннокентьевского) длиной более километра.

Сначала работал мастером на возведении русловой опоры № 7. При устройстве фундамента опоры пришлось работать на дне Ангары, на восьмиметровой глубине, под защитой шпунтового ограждения. Затем, в качестве инженера ПТО, осуществлял приемку болтовых и сварных соединений металлических судоходных пролётов моста. Этот мост примечателен ещё и тем, что на нём впервые за Уралом применена сварка металлических конструкций пролётов. Работа шла круглые сутки, десятки сварщиков с личным клеймом со всего СССР осуществляли сварку – общая протяжённость сварного шва на трёх пролётах составила более 21 километра.

И вот 28 октября 1978 года, в день приёмки моста, 250 гружёных КРАЗов встали на судоходном пролёте моста длиной 153 м. Присутствующим стало страшновато, когда прогиб пролёта достиг 39 см, но потом все вздохнули с облегчением, узнав, что допустимый прогиб от данной нагрузки составляет 47см. Мост работает и по сей день, и будет работать ещё много лет. На этой стройке я вдоволь, как говорят, «нанюхался пороху» и бесконечно благодарен моим первым учителям – инженерам с большой буквы: Соколову Владимиру Владимировичу и Ивонину Владимиру Александровичу. Забегая немного вперёд, скажу, что, спустя много лет, я вновь встретился с красавицей Ангарой на строительстве уже Академического моста, но уже в качестве директора Мостоотряда-45.

В 1980 году мы с женой решили уехать на БАМ, влекомые, что греха таить, не только романтикой большой стройки, но и меркантильными интересами: заработать денег на квартиру, получить по чеку машину. Уехали так «годика на три». И даже не предполагали, что эти «годика три» растянутся на двадцать с лишним лет и что «романтика стройки» напрочь затмит собой всякие материальные блага. Начинали в Мостоотряде-45, расположенном в посёлке Магистральном. Я там работал сначала инженером ПТО, затем прорабом и старшим прорабом, заместителем начальника, главным инженером, а с 1993 по 2004 год начальником этого мостоотряда, впоследствии переименованного в «Сибмост-45».

Что можно сказать об этой организации, том времени и тех людях? Это была не общность суровых строителей мостов с полувоенными порядками и беспрекословным исполнением приказов и распоряжений, а просто семья (не путать с семейственностью) сплоченных общими целями людей. От руководителей до рабочих. Людей, с полуслова понимающих друг друга, и готовых прийти на помощь товарищу в трудную минуту. (А семейственность выражалась лишь в том, что дети многих работников, повзрослев, пошли по стопам своих родителей, заняв достойное место в коллективе). И самое главное – человека там ценили и уважали по делам его. А дел в нашем мостоотряде было много. Так много, что даже упомянуть все построенные нами мостики, мосты и мостища в этой статье нет возможности. Вспомню лишь самые яркие моменты.

Первым нашим крупным мостом на БАМе был железнодорожный мост через реку Киренга. Затем, по мере продвижения на восток, были возведены крупные мосты через реки Умбелла, Тыя, Гоуджекит, Кичера, Муякан, Муя, Ангаракан, Малая Койра. Мостоотряд принял участие и в строительстве опор гигантского моста через Витим, который возводился в труднейших геологических и гидрологических условиях.

Последним нашим аккордом стал «золотой мост» через реку Большая Койра в Читинской области, почти в месте стыковки западного и восточного участков БАМа. На его 88-метровой ферме расписались все участники строительства моста, отметив конец более чем 700-километрового пути, пройденного нашим мостоотрядом. На этом пути было построено больше сотни и более «мелких» объектов: мосты двух обходов Северомуйского тоннеля, подъездного пути к Чинейскому и Эльгинскому месторождениям, мосты основного хода трассы.

После окончания строительства БАМа наш мостоотряд в 80-90-х годах сдал в эксплуатацию ряд объектов на Красноярской, Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорогах. Но основным направлением в строительстве объектов стали уже автодорожные мосты. Как раз к этому времени подоспели и лихие 90-е. Я имею в виду не разгул криминала в стране, а жесточайший дефицит финансирования строек, неплатёжеспособность заказчиков, разгул бартера. Но и в это смутное время строительство не прекращалось. Так, в 1998 году мостоотряд «изловчился» сдать в эксплуатацию 400-метровый мост через реку Киренгу. Именно «изловчился», иначе не назовёшь, учитывая тогдашнюю удушающую атмосферу со средствами. Большую роль в этом сыграла помощь нашего основного заказчика – управления по строительству дорог «Иркутскавтодор» и его тогдашнего руководителя Сергея Семеновича Шабурова. Сдача объекта стала событием областного масштаба, её даже посетили представители руководства области. Также под эгидой Иркутсавтодора Мостоотряд-45 построил мосты на автодорогах Иркутск – Б. Голоустное, Усть-Кут – Уоян, большие мосты через реки Таюра и Белая, ряд объектов в Заларинском, Черемховском, Ольхонском, Зиминском, Жигаловском, Качугском, Бодайбинском районах.

В 2002 году, менее чем за год, был построен 150-метровый мост через реку Тутуру в Жигаловском районе, который стал примером слаженности в работе строителей. Дело в том, что этот объект находился вдалеке от железной дороги и наших баз – в 370 км от Магистрального и 450 км от Иркутска. Зимой автотранспортом все грузы доставлялись на объект с базы в Магистральном по зимнику через Ковыктинское месторождение, летом – с базы Кая в Иркутске. Сейчас в это трудно поверить, но за столь короткий период автомобилями было перевезено около пяти тысяч тонн различных грузов. И вот менее чем через год в беспросветной глуши тайги вырос красавец мост, поразив своим видом даже всё повидавших строителей.

Сейчас трудно представить, как выживали коллективы строителей в те лихие 90-е. Безденежье и полугодовые задержки зарплат, когда хотелось выть от бессилия: как прокормить полутысячный коллектив и их семьи? Но нет худа без добра. В середине 90-х у нашего мостоотряда появился весьма мощный, а главное, платежеспособный заказчик – компания «Русиа Петролеум», которая занималась освоением Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Возглавил тогда эту фирму бывший заместитель председателя облисполкома Ю. А. НожиковаЛев Анатольевич Платонов. Благодаря регулярному поступлению от заказчика «живых» денег за выполняемые работы, наш коллектив значительно улучшил своё финансовое состояние: были погашены задолженности по зарплатам и налогам, появилась возможность решать проблемы других участков строительства.

В начале2000-х наш мостоотряд принимал участие в строительстве Академического моста через Ангару в Иркутске. Наш коллектив проработал на этом важном для областного центра объекте с 1999 по 2003 годы, заложив первую буронабивную сваю в фундамент опор этого моста.

Второй знаковой стройкой для Мостоотряда-45 стала, как её тогда называли, «президентская трасса»: автодорога Чита – Хабаровск. На ней наш мостоотряд построил более десяти мостов на востоке Читинской области. В то же время был сдан большой автодорожный мост через Лену у п. Пономарево и путепровод через главный ход ВСЖД у п. Куйтун. А ещё красавец подвесной 250-метровый пешеходный мост, соединивший берега Иркута, возвысился своими 35-метровыми пилонами в селе Шаманка Шелеховского района. Такой же мост был воздвигнут и через реку Лена в Качуге.

Перечисляя многочисленные строительные объекты Мостоотряда-45, невозможно не сказать и о «виновниках торжества», под чьим руководством свершались все эти стройки – Андрей Григорьевич Стояновский, Сафрон Петрович Фарфуляк, Юрий Григорьевич Любимов, Леонид Иванович Проскряков. Именно эти руководители нашего мостоотряда в разные годы создавали ту крепкую и сплочённую семью мостостроителей и направляли её на решение самых важных и трудных задач.

И то, что почти все они впоследствии стали руководителями знаменитого на всю страну треста «Мостострой-9», подтверждает высокий уровень нашего мостоотряда, как кузницы кадров. А ещё в этой «кузнице» трудились замечательные инженеры: Анатолий Азовский, Олег Малышев, Анатолий Ткач, Виктор Геращенко, Виктор Лыжин, Фарид Гадиев, Наталья Сафонова, Владимир Сорокин, Нина Аветикова, Людмила Веденеева, Владимир Прохоренко и многие-многие другие.

И уж никак нельзя забыть «людей простого труда» – монтажников, механизаторов, плотников, арматурщиков-бетонщиков, водителей, операторов бетонных заводов, машинистов буровых станков, чьими руками строились все эти грандиозные и не очень, но такие важные для нашей страны мосты: Виктор Задорожний, Анатолий Корнюхов, Александр Телешман, Владипир Закиров, Владимир Лопухин, Василий Онацкий и многие другие.

Да все члены нашего замечательного и поистине трудового коллектива «Мостоотряд-45» заслуживают одного названия – герои. Просто перечислить всех, чьим трудом ковалась слава нашего мостоотряда, невозможно – для этого понадобится целая книга...

  • Константин Васильевич ВЕДЕНЕЕВ – ныне пенсионер, а в прошлом инженер-мостостроитель с более чем 30-летним стажем

P. S. Данная статья не является автобиографической и не преследует цели отражения моей роли в строительстве тех или иных объектов. Просто, вспоминая былое, хотелось рассказать об организациях, в которых пришлось работать и о людях, с кем довелось делать общее дело.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Дурит погода (Рассказ)
    От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных деревень.
  • Симфония юбилея
    На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре политических скандалов, стоивших ему карьеры на Западе.
  • «У немцев одна Германия»
    150 лет назад родился писатель-антифашист Томас Манн.
  • А была ли эскадра?
    В истории нашего Отечества так много поводов для споров, что невольно задумываешься: это у нас история такая запутанная или мы сами, толкующие ее всяк по-своему, так ее запутали?
  • Таким был Ножиков
    15 июня исполнится 15 лет как завершил свою дорогу жизни первый всенародно избранный губернатор Иркутской области Юрий Ножиков (1934–2010). О том, каким он был, вспоминает президент Фонда сохранения памяти и развития наследия Ю. А. Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин, в прошлом – один из заместителей Юрия Ножикова в областной администрации, председатель государственно-правового комитета.
  • На Малый Курунгуй. Размышления в пути
    «Правда – в памяти, у кого нет памяти, у того нет жизни». Валентин Распутин
  • Самостоянье человека – залог величия его
    Отзыв о книге Галины Макагон «На изломе» о знаменитом роде Замащиковых из Заларинского района.
  • На изломе
    В минувшую пятницу в поселке Залари произошло, без всякого преувеличения, большое историческое событие – в районном Доме культуры «Родник» состоялась презентация книги с одноименным названием, вынесенным в заголовок этого материала, неутомимого и последовательного исследователя истории Сибири, сотрудника краеведческого музея поселка Залари Галины Николаевны Макагон.
  • Мы бережно храним их имена
    От редакции: Как и обещали, очередной выпуск «Перевала» мы посвящаем Усольскому городскому литературному объединению имени Юрия Аксаментова. В этом году объединению исполнится уже 67 лет. Сегодня вы познакомитесь с информацией об этом ЛИТО его руководителя Инны Коноплевой, с рассказом Александра Балко и стихами поэтов-юбиляров из этого творческого объединения города Усолья-Сибирского.
  • «Сиськи-масиськи»: от перегрева к охлаждению
    Как разговаривает с нами, простыми смертными, верховная – прежде всего, федеральная – власть? Очень много комплиментов, высоких оценок в наш адрес: мол, главное богатство страны – люди.
  • Железнодорожники в тылу и на фронте
    Несмотря на то, что Восточно-Сибирская железная дорога была магистралью тыла, ее коллективу пришлось непосредственно заниматься перевозками воинских частей и соединений. В тяжелейшем для Москвы и всей страны октябре 1941года сибирские железнодорожники получили задание ГКО скрытно и как можно быстрее перебросить под Москву часть войск из Дальневосточного и Забайкальского военных округов.
  • «Нынче ветрено и волны с перехлестом…»
    На прошлой неделе исполнилось 85 лет со дня рождения Иосифа Бродского.
  • Три фронта Равиля Замалетдинова
    В праздничном номере нашей газеты, посвященном Дню Победы, мы уже рассказывали об участнике Великой Отечественной войны Равиле Серазетдиновиче Замалетдинове, который бил врага на Западном фронте с фашистской Германией, участвовал в боях на Восточном фронте с милитаристской Японией. Сегодня – продолжение рассказа о том, как он, уже на трудовом своем фронте, за многие годы работы геологом прошел большой путь, одерживая и здесь победы при открытии новых месторождений и минералов Восточной Сибири.
  • «Тихий Дон» навсегда
    120 лет назад родился Михаил Шолохов.
  • Как воевали наши деды
    Великая Отечественная не обошла ни одну семью. Если не на фронте, то у станков и в поле ковали Победу миллионы советских людей. Так и в нашей семье Кушкиных: отца не призвали в армию потому, что он работал на секретном тогда иркутском авиазаводе и имел бронь, а его папа и младший брат сражались в рядах Красной армии. Так выпало, что их мимолетная встреча произошла нежданно, но о ней они узнали лишь после... войны, когда на всю страну прогремел художественный фильм «Встреча на Эльбе».
  • «Дорога долгая была»
    Из старинного сибирского села Хомутово, что под Иркутском, в годы Великой Отечественной ушли на фронт 600 жителей. Почти каждый третий не вернулся. А вот его судьба сберегла.
  • Его судьба – театр
    15 мая исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Охлопкова.
  • Жизнь, блокада, Ленинград: к 115-летию со дня рождения Ольги Берггольц
    До Великой Отечественной войны Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом стала поэтом, олицетворявшим стойкость Ленинграда.
  • И снова май, девятое число...
    В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в судьбе.
  • И победителей судят. (Рассказ)
    Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному годами сценарию, без лишних вопросов катилось к завершению, впереди ждал праздничный стол.