НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Мосты моей жизни

18 Мая 2019 г.

Сегодня в СМИ широко обсуждается победоносное строительство Крымского моста. Мост, действительно, грандиозен и ещё долго будет служить примером гордости россиян. Но в памяти всплывает другая, не менее великая стройка, и имя ей – БАМ. В 70-80-е годы прошлого столетия её называли «стройкой века», а в девяностые она вдруг стала «дорогой в никуда». Тогда только ленивый не принижал её значимость. И сейчас, в преддверии 45-летнего юбилея с начала строительства БАМа, хочется вспомнить основные вехи пройденного пути – мосты на этой магистрали. И не только на ней...

1705 8 2

В 1976 году, после окончания Днепропетровского института инженеров транспорта, я молодым специалистом поступил на работу в «Мостоотряд-31» в Иркутске. Тогда как раз близилось к завершению строительство нового моста через Ангару (ныне Иннокентьевского) длиной более километра.

Сначала работал мастером на возведении русловой опоры № 7. При устройстве фундамента опоры пришлось работать на дне Ангары, на восьмиметровой глубине, под защитой шпунтового ограждения. Затем, в качестве инженера ПТО, осуществлял приемку болтовых и сварных соединений металлических судоходных пролётов моста. Этот мост примечателен ещё и тем, что на нём впервые за Уралом применена сварка металлических конструкций пролётов. Работа шла круглые сутки, десятки сварщиков с личным клеймом со всего СССР осуществляли сварку – общая протяжённость сварного шва на трёх пролётах составила более 21 километра.

И вот 28 октября 1978 года, в день приёмки моста, 250 гружёных КРАЗов встали на судоходном пролёте моста длиной 153 м. Присутствующим стало страшновато, когда прогиб пролёта достиг 39 см, но потом все вздохнули с облегчением, узнав, что допустимый прогиб от данной нагрузки составляет 47см. Мост работает и по сей день, и будет работать ещё много лет. На этой стройке я вдоволь, как говорят, «нанюхался пороху» и бесконечно благодарен моим первым учителям – инженерам с большой буквы: Соколову Владимиру Владимировичу и Ивонину Владимиру Александровичу. Забегая немного вперёд, скажу, что, спустя много лет, я вновь встретился с красавицей Ангарой на строительстве уже Академического моста, но уже в качестве директора Мостоотряда-45.

В 1980 году мы с женой решили уехать на БАМ, влекомые, что греха таить, не только романтикой большой стройки, но и меркантильными интересами: заработать денег на квартиру, получить по чеку машину. Уехали так «годика на три». И даже не предполагали, что эти «годика три» растянутся на двадцать с лишним лет и что «романтика стройки» напрочь затмит собой всякие материальные блага. Начинали в Мостоотряде-45, расположенном в посёлке Магистральном. Я там работал сначала инженером ПТО, затем прорабом и старшим прорабом, заместителем начальника, главным инженером, а с 1993 по 2004 год начальником этого мостоотряда, впоследствии переименованного в «Сибмост-45».

Что можно сказать об этой организации, том времени и тех людях? Это была не общность суровых строителей мостов с полувоенными порядками и беспрекословным исполнением приказов и распоряжений, а просто семья (не путать с семейственностью) сплоченных общими целями людей. От руководителей до рабочих. Людей, с полуслова понимающих друг друга, и готовых прийти на помощь товарищу в трудную минуту. (А семейственность выражалась лишь в том, что дети многих работников, повзрослев, пошли по стопам своих родителей, заняв достойное место в коллективе). И самое главное – человека там ценили и уважали по делам его. А дел в нашем мостоотряде было много. Так много, что даже упомянуть все построенные нами мостики, мосты и мостища в этой статье нет возможности. Вспомню лишь самые яркие моменты.

Первым нашим крупным мостом на БАМе был железнодорожный мост через реку Киренга. Затем, по мере продвижения на восток, были возведены крупные мосты через реки Умбелла, Тыя, Гоуджекит, Кичера, Муякан, Муя, Ангаракан, Малая Койра. Мостоотряд принял участие и в строительстве опор гигантского моста через Витим, который возводился в труднейших геологических и гидрологических условиях.

Последним нашим аккордом стал «золотой мост» через реку Большая Койра в Читинской области, почти в месте стыковки западного и восточного участков БАМа. На его 88-метровой ферме расписались все участники строительства моста, отметив конец более чем 700-километрового пути, пройденного нашим мостоотрядом. На этом пути было построено больше сотни и более «мелких» объектов: мосты двух обходов Северомуйского тоннеля, подъездного пути к Чинейскому и Эльгинскому месторождениям, мосты основного хода трассы.

После окончания строительства БАМа наш мостоотряд в 80-90-х годах сдал в эксплуатацию ряд объектов на Красноярской, Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорогах. Но основным направлением в строительстве объектов стали уже автодорожные мосты. Как раз к этому времени подоспели и лихие 90-е. Я имею в виду не разгул криминала в стране, а жесточайший дефицит финансирования строек, неплатёжеспособность заказчиков, разгул бартера. Но и в это смутное время строительство не прекращалось. Так, в 1998 году мостоотряд «изловчился» сдать в эксплуатацию 400-метровый мост через реку Киренгу. Именно «изловчился», иначе не назовёшь, учитывая тогдашнюю удушающую атмосферу со средствами. Большую роль в этом сыграла помощь нашего основного заказчика – управления по строительству дорог «Иркутскавтодор» и его тогдашнего руководителя Сергея Семеновича Шабурова. Сдача объекта стала событием областного масштаба, её даже посетили представители руководства области. Также под эгидой Иркутсавтодора Мостоотряд-45 построил мосты на автодорогах Иркутск – Б. Голоустное, Усть-Кут – Уоян, большие мосты через реки Таюра и Белая, ряд объектов в Заларинском, Черемховском, Ольхонском, Зиминском, Жигаловском, Качугском, Бодайбинском районах.

В 2002 году, менее чем за год, был построен 150-метровый мост через реку Тутуру в Жигаловском районе, который стал примером слаженности в работе строителей. Дело в том, что этот объект находился вдалеке от железной дороги и наших баз – в 370 км от Магистрального и 450 км от Иркутска. Зимой автотранспортом все грузы доставлялись на объект с базы в Магистральном по зимнику через Ковыктинское месторождение, летом – с базы Кая в Иркутске. Сейчас в это трудно поверить, но за столь короткий период автомобилями было перевезено около пяти тысяч тонн различных грузов. И вот менее чем через год в беспросветной глуши тайги вырос красавец мост, поразив своим видом даже всё повидавших строителей.

Сейчас трудно представить, как выживали коллективы строителей в те лихие 90-е. Безденежье и полугодовые задержки зарплат, когда хотелось выть от бессилия: как прокормить полутысячный коллектив и их семьи? Но нет худа без добра. В середине 90-х у нашего мостоотряда появился весьма мощный, а главное, платежеспособный заказчик – компания «Русиа Петролеум», которая занималась освоением Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Возглавил тогда эту фирму бывший заместитель председателя облисполкома Ю. А. НожиковаЛев Анатольевич Платонов. Благодаря регулярному поступлению от заказчика «живых» денег за выполняемые работы, наш коллектив значительно улучшил своё финансовое состояние: были погашены задолженности по зарплатам и налогам, появилась возможность решать проблемы других участков строительства.

В начале2000-х наш мостоотряд принимал участие в строительстве Академического моста через Ангару в Иркутске. Наш коллектив проработал на этом важном для областного центра объекте с 1999 по 2003 годы, заложив первую буронабивную сваю в фундамент опор этого моста.

Второй знаковой стройкой для Мостоотряда-45 стала, как её тогда называли, «президентская трасса»: автодорога Чита – Хабаровск. На ней наш мостоотряд построил более десяти мостов на востоке Читинской области. В то же время был сдан большой автодорожный мост через Лену у п. Пономарево и путепровод через главный ход ВСЖД у п. Куйтун. А ещё красавец подвесной 250-метровый пешеходный мост, соединивший берега Иркута, возвысился своими 35-метровыми пилонами в селе Шаманка Шелеховского района. Такой же мост был воздвигнут и через реку Лена в Качуге.

Перечисляя многочисленные строительные объекты Мостоотряда-45, невозможно не сказать и о «виновниках торжества», под чьим руководством свершались все эти стройки – Андрей Григорьевич Стояновский, Сафрон Петрович Фарфуляк, Юрий Григорьевич Любимов, Леонид Иванович Проскряков. Именно эти руководители нашего мостоотряда в разные годы создавали ту крепкую и сплочённую семью мостостроителей и направляли её на решение самых важных и трудных задач.

И то, что почти все они впоследствии стали руководителями знаменитого на всю страну треста «Мостострой-9», подтверждает высокий уровень нашего мостоотряда, как кузницы кадров. А ещё в этой «кузнице» трудились замечательные инженеры: Анатолий Азовский, Олег Малышев, Анатолий Ткач, Виктор Геращенко, Виктор Лыжин, Фарид Гадиев, Наталья Сафонова, Владимир Сорокин, Нина Аветикова, Людмила Веденеева, Владимир Прохоренко и многие-многие другие.

И уж никак нельзя забыть «людей простого труда» – монтажников, механизаторов, плотников, арматурщиков-бетонщиков, водителей, операторов бетонных заводов, машинистов буровых станков, чьими руками строились все эти грандиозные и не очень, но такие важные для нашей страны мосты: Виктор Задорожний, Анатолий Корнюхов, Александр Телешман, Владипир Закиров, Владимир Лопухин, Василий Онацкий и многие другие.

Да все члены нашего замечательного и поистине трудового коллектива «Мостоотряд-45» заслуживают одного названия – герои. Просто перечислить всех, чьим трудом ковалась слава нашего мостоотряда, невозможно – для этого понадобится целая книга...

  • Константин Васильевич ВЕДЕНЕЕВ – ныне пенсионер, а в прошлом инженер-мостостроитель с более чем 30-летним стажем

P. S. Данная статья не является автобиографической и не преследует цели отражения моей роли в строительстве тех или иных объектов. Просто, вспоминая былое, хотелось рассказать об организациях, в которых пришлось работать и о людях, с кем довелось делать общее дело.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • «Кого надо, того и убили» (Продолжение следует.)
    90 лет назад, 1 декабря 1934 года, произошло одно из наиболее загадочных, таинственных, зловещих преступлений в мировой и отечественной истории. Его жертвой стал ближайший соратник Сталина, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров.
  • В ауре серебряного века. 155 лет назад родилась Зинаида Гиппиус
    Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли и ненавидели.
  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».