НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Метро имени Хрущева

29 Июня 2015 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2015/29-06-metro как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

metro tunel

После завершения Кольцевой линии в 1954 году московским метростроителям предстояло решить, где и как строить новые станции. В это время в стране у власти окончательно утвердился Никита Хрущев. По его инициативе 4 ноября 1955 года вышло печально знаменитое совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оно фактически отменяло в Советском Союзе архитектуру. Борьба с наследием помпезного сталинского ампира затронула и метрополитен. Причем коснулась она не только проектируемых станций, но и уже строящихся.

«Сороконожки» и наземное метро

Первыми жертвами новых архитектурных веяний стали новые станции Рижского радиуса, открытые в мае 1958 года: «Ботанический сад» (сейчас — «Проспект Мира»), «Рижская», «Мир» (сейчас — «Алексеевская») и «ВСХВ» (сейчас — «ВДНХ»). Первоначальные проекты их роскошной отделки были пересмотрены. На «Рижской», например, отказались от большого мозаичного панно с видами столицы Латвии на торцевой стене центрального зала и барельефов над проходами между пилонами. На «ВДНХ» стену одного из пилонов, которую уже успели украсить флорентийской мозаикой, пришлось заштукатурить и закрасить зеленой масляной краской.

Изящное оформление подземного пространства, которое еще недавно считалось гордостью московского метро, теперь было объявлено бездумным украшательством, с которым нужно решительно и безжалостно бороться. Отныне ставка делалась только на высокие темпы строительства, простоту, дешевизну и утилитарность. Вместо прежних подземных дворцов стали возводить типовые однообразные кафельные «сороконожки» внизу, и со стеклянными «аквариумами» вестибюлей наверху.

{gallery}TXTS/2015/29-06-metro{/gallery}

Наглядным памятником этой эпохи стала Филевская линия, открытая для движения в ноябре 1958 года. Из-за экономии денег вместо продления на запад столицы Арбатско-Покровской линии было решено построить новый полностью наземный радиус от станции «Киевская» до станции «Фили» (к 1965 году он был продолжен до станции «Кунцевская»). Существует легенда, что на таком варианте настаивал лично Никита Хрущев, который во время своего визита в США увидел в Нью-Йорке линии метрополитена, проходящие по эстакадам над городской застройкой. Но это вряд ли было так, поскольку знаменитый вояж Хрущева в Америку состоялся в сентябре 1959 года, почти через год после открытия Филевской линии.

В это же время по соображениям экономии при продлении Кировско-Фрунзенской (сейчас — Сокольнической) линии на юго-запад отказались от подземного туннеля в пользу возведения Лужнецкого метромоста, совмещенного с автомобильным. Правда, ходили слухи, что настоящей причиной такого решения стало близкое соседство с еще одним туннелем, который якобы соединял секретную линию метро от центра в сторону Раменок и проходил под стадионом имени Ленина и главным зданием МГУ на Ленинских горах.

Вскоре выявились и результаты погони за дешевизной и тотальной экономией не только на оформлении станций, но и на строительных материалах. Из-за ошибок в проектировании и применении непроверенных технологий (для ускорения строительства к началу Международного фестиваля молодежи и студентов вместо стальных конструкций использовался железобетон с добавлением в него поваренной соли, которая быстро впитывала влагу) Лужнецкий метромост быстро пришел в негодность. В 1983 году из-за аварийного состояния пришлось закрыть расположенную на нем станцию «Ленинские горы», а через три года и сам мост. Капитальный ремонт этих объектов завершился только в 2002 году.

Спустя некоторое время стали очевидны и недостатки наземных участков метрополитена. Они были очень неудобны в эксплуатации, особенно доставляла хлопот очистка путей от снега и дождевой влаги. Бетонные конструкции открытых станций Филевской линии стали настолько быстро ветшать из-за низкого их качества, а также агрессивной городской среды и вибрации от проходящих поездов, что их регулярно приходилось ремонтировать. Поэтому в последующем строительство наземных линий метро в Москве было признано нецелесообразным.

От Кольца до самых до окраин

Вместе с тем именно в этот период темпы строительства метро в Москве были одними из самых высоких в мире. В 1958-1972 годах, когда московским Метростроем руководил Василий Полежаев (единственный метростроевец, чьим именем названа станция метро), протяженность линий столичной подземки увеличилась более чем на 81 километр. Действительно, в 1960-е годы метро пришло почти во все районы города. Было решено сосредоточиться на строительстве радиальных участков мелкого заложения от Кольцевой линии по всем направлениям, кроме востока (Калининская линия была сдана в эксплуатацию только в 1979 году). Правда, через центр города эти радиусы соединять не стали. Впоследствии это будет признано ошибкой, которую станут исправлять с середины 1960-х до конца 1980-х годов. Но повторение в направлениях линий метрополитена радиально-кольцевой структуры наземной Москвы будет сохраняться и в дальнейшем.

А тогда, помимо вышеупомянутых Филевской (длина 11,4 километра), Рижской (4,5 километра), Кировско-Фрунзенской линий от «Парка культуры» до «Юго-Западной» (11,5 километра) и от «Сокольников» до «Преображенской площади» (2,5 километра), были также построены участки Калужского радиуса от станции «Октябрьская» до «Новых Черемушек» (8,1 километра), Горьковского радиуса от «Сокола» до «Речного вокзала» (6,2 километра), Арбатско-Покровской линии от «Измайловской» до «Щелковской» (5,4 километра), Замоскворецкого радиуса от «Автозаводской» до «Каховской» (9,5) и, наконец, самого длинного радиуса (12,9 километра) от станции «Таганская» до «Ждановской» (сейчас — «Выхино»).

В 1965 году постановлением Совета Министров СССР было запланировано строительство первой в Советском Союзе опытной линии монорельсовой дороги от станции метро «Нагатино» (при сдаче в эксплуатацию получила название «Коломенская») до железнодорожной платформы Коломенское Павелецкого направления длиной 5,2 км. Ее открытие намечалось в 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции. Но затем, видимо, было решено отказаться от дорогостоящих транспортных экспериментов и провести по этому маршруту обычное метро (нынешняя Каховская линия и перегон между станциями «Коломенская» и «Каширская» Замоскворецкой линии).

Одним из самых сложных объектов стал Калужский радиус от станции «Октябрьская» до «Ленинского проспекта», строительство которого проходило в сложных гидрогеологических условиях. Одни участки сооружались щитовой проходкой под сжатым воздухом, другие — с применением дренажных систем отвода грунтовых вод. Строительство тоннелей велось рядом с жилыми многоэтажными домами, а станции «Ленинский проспект» — под железнодорожными путями при постоянном движении поездов. Из-за неблагоприятной геологической ситуации открытие станции «Шаболовская», сооруженной в 1962 году, было отложено на 18 лет и состоялось лишь в ноябре 1980 года.

Некоторые станции возводились в буквальном смысле в чистом поле, еще до массовой жилой застройки прилегающих территорий. Таковыми стали «Юго-Западная» на современной Сокольнической ветке и «Ждановская» («Выхино») на нынешней Таганско-Краснопресненской линии, построенные соответственно в декабре 1963 года и декабре 1966 года («Ждановская» строилась вместе с одноименной железнодорожной платформой Казанского направления).

Кстати, конечными станциями они перестали быть совсем недавно: «Выхино» в ноябре 2013 года, а «Юго-Западная» — только в декабре 2014 года. Это стало возможным лишь после введения в строй станций «Лермонтовский проспект», «Жулебино» и «Тропарево». На сегодняшний день самой старой конечной станцией московского метро остается «Щелковская» на Арбатско-Покровской линии, открытая в июле 1963 года.

Голубой вагон бежит...

Столь стремительные темпы метростроения стали возможны не только из-за упрощения архитектурного оформления станций, но и благодаря применению новых технологий. В 1960 году по инициативе Василия Полежаева в ходе работ по строительству Калужского радиуса впервые применили новаторский способ щитовой проходки тоннелей (без выхода на поверхность) с немедленной их «обделкой» железобетонными или чугунными тюбингами, который затем стали называть московским методом прокладки метро. При правильном применении он позволял вдвое сократить затраты времени и денег по сравнению с берлинским (открытым) способом начала XX века, который предусматривал раскопку по всей трассе линии котлованов и траншей нужной глубины и ширины, где и осуществлялись все работы. При московском методе не было необходимости перекладывать подземные коммуникации и укреплять фундаменты расположенных рядом с трассой зданий.

В это время в метро активно внедрялись и другие технические усовершенствования. Началась механизация и автоматизация систем обеспечения, к 1965 году на всех линиях была введена радиопоездная связь. Старые турникеты и эскалаторы постепенно заменялись на современные.

Совершенствовался и подвижной состав московской подземки. Вместо устаревших вагонов серии Д Мытищинский машиностроительный и Ленинградский вагоностроительный заводы выпустили модернизированные моторные вагоны серии Е. За много лет их непрерывного производства (с 1962 года до 1978 годы) появилось множество модификаций: Еж, Ем и ЕжЗ. Все они различались некоторыми особенностями оснащения, электрооборудования и внутренней отделки. Такие вагоны имели ультрасовременный по тем временам вид: стены салона были обшиты пластиком, а в потолки были вмонтированы лампы дневного света. Составы этой серии оказались настолько надежными и удачными, что до сих пор выходят на маршруты московского метро. Сейчас они, например, задействованы на Таганско-Краснопресненской линии.

Но вплоть до середины 1970-х годов на линии еще выходили трофейные вагоны из берлинского метрополитена, которые достались СССР после окончания войны. В Москве их отремонтировали и переставили с европейской на отечественную колею. В зависимости от укомплектованности эти вагоны получили маркировку В-1, В-2 и В-3. Они стали первыми вагонами московской подземки, выкрашенными в голубой цвет. В дальнейшем это стало традицией — все другие составы затем тоже стали красить в голубые, синие или серые тона.

Сейчас, оглядываясь назад, стоит признать, что в целом период с конца 1950-х до начала 1970-х годов был одним из самых успешных в истории московского метрополитена. Число линий росло невиданными ранее темпами, которых не удается достичь и сейчас. Правда, при этом пришлось пожертвовать красотой и эстетикой, нарочитая имперская помпезность сталинских станций сменилась безликой монотонностью, неказистостью и чрезмерным минимализмом хрущевских. Только в середине 1970-х годов при проектировании новых станций московской подземки станет очевидным, что в их оформление необходимо вернуть хотя бы немного индивидуальности.

Источник: lenta.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.